Президент России
  • События
  • Структура
  • Видео и фото
  • Документы
  • Контакты
  • Поиск
  • Искать на сайте
  • или по банку документов
Поиск по документам
Официальный портал правовой информации pravo.gov.ru
Президент России
Версия официального сайта для мобильных устройств

Разделы сайта Президента
России

  • События
  • Структура
  • Видео и фото
  • Документы
  • Контакты
  • Поиск
  • Поиск
  • Для СМИ
  • Подписаться
  • Справочник
  • Версия для людей с ограниченными возможностями
  • Твиттер
  • YouTube
  • English

Информационные ресурсы
Президента России

  • Президент РоссииТекущий ресурс
  • Конституция России
  • Государственная символика
  • Отправить письмо
  • Президент России —
    гражданам школьного возраста
  • Виртуальный тур по
    Кремлю
  • Владимир Путин —
    личный сайт

Специальные проекты по защите животных

  • Амурский тигр
  • Белуха — белый кит
  • Белый медведь
  • Ирбис — снежный барс
  • Дальневосточный
    леопард

Правовая и техническая информация

  • О портале
  • Об использовании информации сайта
  • О персональных данных пользователей
  • Написать в редакцию

Все материалы сайта доступны по лицензии:

Creative Commons Attribution 4.0 International

Администрация Президента России2019 год

Указ Президента Российской Федерации от 01.12.2016 г. № 642

О Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации
pravo.gov.ru

Копия в формате PDF

Указ Президента Российской Федерации от 01.12.2016 г. № 642 PDF, 2.0 МБ
                               УКАЗ

                  ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


           О Стратегии научно-технологического развития
                       Российской Федерации

     В соответствии со статьей 18-1 Федерального закона от  28 июня
2014 г.  № 172-ФЗ  "О стратегическом  планировании   в   Российской
Федерации" п о с т а н о в л я ю:
     1. Утвердить  прилагаемую  Стратегию   научно-технологического
развития Российской Федерации.
     2. Правительству Российской Федерации:
     утвердить в 3-месячный  срок  по  согласованию  с  президиумом
Совета при Президенте Российской Федерации по науке  и  образованию
план мероприятий по  реализации  Стратегии  научно-технологического
развития Российской Федерации;
     осуществлять контроль за реализацией названной Стратегии.
     3. Рекомендовать  органам  государственной  власти   субъектов
Российской  Федерации   руководствоваться   положениями   Стратегии
научно-технологического   развития   Российской    Федерации    при
осуществлении  своей  деятельности  в  этой   сфере,   предусмотрев
внесение  необходимых   изменений   в   государственные   программы
субъектов Российской Федерации.
     4. Настоящий Указ вступает в силу со дня его подписания.


     Президент Российской Федерации                         В.Путин

     Москва, Кремль
     1 декабря 2016 года
     № 642
     ___________________


                                                 УТВЕРЖДЕНА
                                             Указом Президента
                                            Российской Федерации
                                         от 1 декабря 2016 г. № 642


                             СТРАТЕГИЯ
       научно-технологического развития Российской Федерации

                        I. Общие положения

     1. Настоящей Стратегией определяются цель  и  основные  задачи
научно-технологического     развития     Российской      Федерации,
устанавливаются принципы, приоритеты, основные направления  и  меры
реализации  государственной  политики  в  этой  области,  а   также
ожидаемые результаты реализации настоящей Стратегии, обеспечивающие
устойчивое,  динамичное  и  сбалансированное  развитие   Российской
Федерации на долгосрочный период.
     2. Правовую основу настоящей Стратегии составляют  Конституция
Российской Федерации, Федеральный закон от 28 июня 2014 г. № 172-ФЗ
"О стратегическом  планировании  в  Российской  Федерации",  другие
федеральные законы и  иные  нормативные  правовые  акты  Российской
Федерации.
     3. Настоящая Стратегия направлена на научное и технологическое
обеспечение реализации задач и национальных приоритетов  Российской
Федерации, определенных в документах стратегического  планирования,
разработанных в рамках целеполагания на федеральном уровне.
     4. В  настоящей  Стратегии  используются  следующие   основные
понятия:
     а) научно-технологическое  развитие   Российской   Федерации -
трансформация науки и технологий в ключевой фактор развития  России
и обеспечения способности страны  эффективно  отвечать  на  большие
вызовы;
     б) большие вызовы - объективно требующая  реакции  со  стороны
государства совокупность проблем, угроз и возможностей, сложность и
масштаб которых таковы, что они не могут быть решены, устранены или
реализованы исключительно за счет увеличения ресурсов;
     в) приоритеты  научно-технологического   развития   Российской
Федерации - важнейшие направления научно-технологического  развития
государства, в рамках которых создаются и используются  технологии,
реализуются решения,  наиболее  эффективно  отвечающие  на  большие
вызовы,  и  которые   обеспечиваются   в   первоочередном   порядке
кадровыми, инфраструктурными, информационными, финансовыми и  иными
ресурсами;
     г) независимость - достижение самостоятельности  в  критически
важных сферах жизнеобеспечения  за  счет  высокой  результативности
исследований и разработок  и  практического  применения  полученных
результатов;
     д) конкурентоспособность - формирование явных по  отношению  к
другим государствам преимуществ в научно-технологической области и,
как  следствие,  в  социальной,   культурной,   образовательной   и
экономической областях.
     5. Для реализации настоящей Стратегии необходима  консолидация
усилий  федеральных   органов   государственной   власти,   органов
государственной    власти    субъектов    Российской     Федерации,
научно-образовательного    и    предпринимательского     сообществ,
институтов гражданского общества по созданию благоприятных  условий
для  применения  достижений  науки   и   технологий   в   интересах
социально-экономического развития России.
     6. Научные   и   образовательные   организации,   промышленные
предприятия,  иные  организации,   непосредственно   осуществляющие
научную,  научно-техническую   и   инновационную   деятельность   и
использующие  результаты  такой  деятельности,  федеральные  органы
государственной власти,  органы  государственной  власти  субъектов
Российской Федерации и находящиеся в  их  распоряжении  инструменты
должны обеспечивать целостность  и единство научно-технологического
развития России.
     7. Настоящая  Стратегия  является   основой   для   разработки
отраслевых  документов  стратегического  планирования   в   области
научно-технологического развития страны,  государственных  программ
Российской Федерации, государственных программ субъектов Российской
Федерации,  а  также  плановых  и   программно-целевых   документов
государственных корпораций, государственных компаний и  акционерных
обществ с государственным участием.

         Роль науки и технологий в обеспечении устойчивого
        будущего нации, в развитии России и определении ее
                         положения в мире

     8. Настоящая   Стратегия   принимается   в   условиях,   когда
первенство в исследованиях и  разработках,  высокий  темп  освоения
новых знаний и создания инновационной продукции являются  ключевыми
факторами,   определяющими    конкурентоспособность    национальных
экономик и эффективность национальных стратегий безопасности.
     9. Россия  исторически  является  одной  из  мировых   научных
держав: отечественные научная и инженерная школы эффективно  решали
задачи социально-экономического развития и обеспечения безопасности
страны,  внесли  существенный  вклад  в  накопление   человечеством
научных знаний и создание передовых  технологий.  Во  многом  этому
способствовала адекватная времени  и  структуре  экономики  система
организации  исследований  и  разработок.  В   Российской   империи
сосредоточение  ученых  и  инженеров  в  высшей   школе   позволяло
создавать и накапливать новые знания.  В  СССР  решение  масштабных
исследовательских  и  инженерных  задач  обеспечивалось   за   счет
концентрации ресурсов в системе Академии  наук  СССР  и  отраслевых
институтах, директивного планирования  исследований  и  разработок,
осуществляемого Государственным комитетом Совета Министров СССР  по
науке и технике и Госпланом СССР.
     10. В  1991 году  с  образованием   Российской   Федерации   и
переходом   экономики   на   рыночный   путь   развития    возникла
необходимость заново определить место науки в российском  обществе.
Государственная научно-техническая политика с 1991 года прошла  два
значимых этапа:
     а) первый этап (1991 - 2001 годы) - этап кризисной оптимизации
и адаптации к рыночной  экономике,  основной  стратегической  целью
которого было сохранение научно-технологического потенциала страны,
формирование новых институциональных механизмов поддержки  развития
науки  и  технологий,  адресное  финансирование   ведущих   научных
организаций, создание условий для международной кооперации;
     б) второй этап (с начала 2000-х годов и по настоящее  время) -
этап   перехода   России   к   инновационной   экономике,   который
сопровождался существенным увеличением объема финансирования науки.
     11. В  настоящее  время  российская  наука  продолжает  играть
важную роль в обеспечении безопасности страны  и  развитии  мировой
науки. Современный этап характеризуется наличием  как  конкурентных
преимуществ Российской  Федерации,  так  и  неразрешенных  проблем,
препятствующих научно-технологическому развитию страны:
     а) имеется   значительный   потенциал    в    ряде    областей
фундаментальных научных исследований, что находит отражение  в  том
числе в рамках совместных международных проектов, включая  создание
и использование уникальных научных установок  класса  "мегасайенс".
Однако направления исследований и разработок в значительной степени
соответствуют направлениям, актуальным  для  последних  десятилетий
прошлого века;
     б) существует  несколько  сотен  научных   и   образовательных
центров, проводящих  исследования  и  разработки  мирового  уровня.
Вместе с тем  наблюдаются  значительная  дифференциация  научных  и
образовательных организаций  по  результативности  и  эффективности
работы,   концентрация   исследовательского   потенциала   лишь   в
нескольких регионах страны;
     в) с  2004 года   примерно   на   30   процентов   увеличилась
численность научных  работников  в  возрасте  до  39  лет,  заметно
выровнялась общая возрастная структура научных  кадров.  Российские
школьники  и  студенты  традиционно  оказываются  в  числе  лидеров
международных соревнований в  области  естественных  и  технических
дисциплин, однако не все они реализуют себя в этой области. Это  не
позволяет  преодолеть  сложившиеся  негативные  тенденции  в  части
демографического  состояния,  квалификации  и  уровня   мобильности
российских  исследователей:  в  глобальном   рейтинге   привлечения
талантов Россия находится в шестом десятке стран, выступая  в  роли
донора человеческого капитала для мировой науки;
     г) при имеющемся  положительном  опыте  реализации  масштабных
технологических проектов, в том числе в сфере обеспечения обороны и
безопасности государства,  сохраняется  проблема  невосприимчивости
экономики и общества к инновациям, что  препятствует  практическому
применению   результатов   исследований    и    разработок    (доля
инновационной    продукции   в   общем   выпуске  составляет  всего
8 - 9 процентов;  инвестиции  в  нематериальные  активы  в России в
3 - 10  раз  ниже,  чем  в  ведущих  государствах;  доля   экспорта
российской высокотехнологичной продукции в мировом объеме  экспорта
составляет около 0,4 процента).  Практически  отсутствует  передача
знаний  и  технологий  между  оборонным  и  гражданским   секторами
экономики,  что  сдерживает  развитие  и  использование  технологий
двойного назначения;
     д) эффективность  российских   исследовательских   организаций
существенно ниже, чем в странах-лидерах (Соединенные Штаты Америки,
Япония, Республика Корея, Китайская Народная Республика):  несмотря
на  то,  что  по  объему  расходов  на  исследования  и  разработки
(в  2014 году  Россия  заняла  девятое  место  в  мире  по   объему
внутренних затрат на исследования и разработки, четвертое  место  в
мире  по  объему  бюджетных  ассигнований  на  науку   гражданского
назначения)  и  численности  исследователей  Российская   Федерация
входит во вторую группу стран-лидеров (страны  Европейского  союза,
Австралия,    Республика    Сингапур,    Республика    Чили),    по
результативности (объему публикаций в  высокорейтинговых  журналах,
количеству   выданных   международных   патентов   на    результаты
исследований и разработок, объему доходов от экспорта технологий  и
высокотехнологичной продукции) Россия попадает лишь в третью группу
стран (ряд стран Восточной Европы и Латинской Америки);
     е) слабое взаимодействие сектора исследований и  разработок  с
реальным сектором  экономики,  разомкнутость  инновационного  цикла
приводят к тому,  что  государственные  инвестиции  в  человеческий
капитал фактически обеспечивают рост  конкурентоспособности  других
экономик,   вследствие   чего   возможности   удержания    наиболее
эффективных   ученых,   инженеров,   предпринимателей,    создающих
прорывные  продукты,  существенно  сокращаются   в   сравнении   со
странами, лидирующими в сфере инноваций;
     ж) сохраняется несогласованность  приоритетов  и  инструментов
поддержки научно-технологического развития Российской Федерации  на
национальном, региональном, отраслевом и корпоративном уровнях, что
не  позволяет  сформировать   производственные   цепочки   создания
добавленной  стоимости  высокотехнологичной  продукции   и   услуг,
обеспечить наибольший  мультипликативный  эффект  от  использования
создаваемых технологий.
     12. При сохраняющемся потенциале и конкурентных  преимуществах
российской науки перечисленные  в  пункте  11  настоящей  Стратегии
негативные факторы и тенденции создают риски отставания  России  от
стран - мировых технологических лидеров и обесценивания  внутренних
инвестиций в сферу науки  и  технологий,  снижают  независимость  и
конкурентоспособность России в мире, ставят под угрозу  обеспечение
национальной   безопасности   страны.   В   условиях   значительных
ограничений  других  возможностей  развития  Российской   Федерации
указанные  риски  и  угрозы   становятся   существенным   барьером,
препятствующим  долгосрочному  росту  благосостояния   общества   и
укреплению суверенитета России.

            II. Стратегические ориентиры и возможности
       научно-технологического развития Российской Федерации

         Большие вызовы для общества, государства и науки

     13. Научно-технологическое   развитие   Российской   Федерации
является  одним   из   приоритетов   государственной   политики   и
определяется  комплексом  внешних  и  внутренних  (по  отношению  к
области науки и технологий) факторов, формирующих  систему  больших
вызовов.
     14. Большие вызовы создают существенные  риски  для  общества,
экономики, системы  государственного  управления,  но  одновременно
представляют собой важный фактор для появления новых возможностей и
перспектив научно-технологического развития  Российской  Федерации.
При этом наука и технологии  являются  одним  из  инструментов  для
ответа на эти вызовы, играя важную роль  не  только  в  обеспечении
устойчивого развития цивилизации, но и в оценке рисков и  возможных
опасностей для человечества.
     15. Наиболее значимыми с точки зрения  научно-технологического
развития Российской Федерации большими вызовами являются:
     а) исчерпание  возможностей   экономического   роста   России,
основанного на экстенсивной эксплуатации сырьевых ресурсов, на фоне
формирования цифровой экономики  и  появления  ограниченной  группы
стран-лидеров, обладающих новыми производственными  технологиями  и
ориентированных на использование возобновляемых ресурсов;
     б) демографический    переход,    обусловленный    увеличением
продолжительности  жизни  людей,  изменением  их  образа  жизни,  и
связанное с этим старение населения, что в совокупности приводит  к
новым социальным и медицинским проблемам, в том числе к росту угроз
глобальных пандемий, увеличению риска появления  новых  и  возврата
исчезнувших инфекций;
     в) возрастание антропогенных нагрузок на окружающую  среду  до
масштабов,  угрожающих  воспроизводству   природных   ресурсов,   и
связанный с их неэффективным использованием рост рисков для жизни и
здоровья граждан;
     г) потребность в обеспечении продовольственной безопасности  и
продовольственной   независимости   России,   конкурентоспособности
отечественной продукции на мировых рынках продовольствия,  снижение
технологических рисков в агропромышленном комплексе;
     д) качественное изменение  характера  глобальных  и  локальных
энергетических   систем,   рост   значимости    энерговооруженности
экономики и наращивание объема выработки и сохранения  энергии,  ее
передачи и использования;
     е) новые внешние угрозы национальной безопасности (в том числе
военные   угрозы,   угрозы   утраты   национальной   и   культурной
идентичности    российских    граждан),    обусловленные     ростом
международной   конкуренции   и   конфликтности,    глобальной    и
региональной  нестабильностью,  и   усиление   их   взаимосвязи   с
внутренними угрозами национальной безопасности;
     ж) необходимость   эффективного   освоения   и   использования
пространства,  в  том  числе  путем  преодоления   диспропорций   в
социально-экономическом  развитии  территории   страны,   а   также
укрепление позиций России  в  области  экономического,  научного  и
военного освоения космического и воздушного пространства,  Мирового
океана, Арктики и Антарктики.
     16. Глобальные    изменения     в     организации     научной,
научно-технической  и   инновационной   деятельности   приводят   к
возникновению  следующих   значимых   для   научно-технологического
развития Российской Федерации внутренних факторов:
     а) сжатие инновационного цикла: существенно сократилось  время
между получением новых знаний и созданием технологий,  продуктов  и
услуг, их выходом на рынок;
     б) размывание   дисциплинарных   и   отраслевых    границ    в
исследованиях и разработках;
     в) резкое увеличение объема научно-технологической информации,
возникновение принципиально новых способов работы с ней и изменение
форм организации, аппаратных и программных инструментов  проведения
исследований и разработок;
     г) рост    требований    к    квалификации     исследователей,
международная конкуренция  за  талантливых  высококвалифицированных
работников и привлечение их  в  науку,  инженерию,  технологическое
предпринимательство;
     д) возрастание  роли   международных   стандартов,   выделение
ограниченной  группы  стран,   доминирующих   в   исследованиях   и
разработках,  и  формирование   научно-технологической   периферии,
утрачивающей научную идентичность и являющейся кадровым "донором".
     17. Особенности  формирования   государственной   политики   в
области научно-технологического  развития  Российской  Федерации  с
учетом больших вызовов определяют новую роль науки и технологий как
основополагающих элементов решения многих национальных и глобальных
проблем, обеспечения возможности прогнозировать происходящие в мире
изменения, учитывать внутренние тенденции, ожидания  и  потребности
российского  общества,  своевременно  распознавать  новые   большие
вызовы и эффективно отвечать на них.
     18. Своевременной реакцией  на  большие  вызовы  должно  стать
создание  технологий,  продуктов  и  услуг,  не  только  отвечающих
национальным  интересам  Российской  Федерации  и  необходимых  для
существенного   повышения   качества   жизни   населения,   но    и
востребованных в мире.

     Приоритеты и перспективы научно-технологического развития
                       Российской Федерации

     19. Реализация  приоритетных   направлений   развития   науки,
техники и технологий на первом этапе осуществления  государственной
научно-технической  политики  позволила   получить   результаты   и
сформировать компетенции, необходимые  для  перехода  к  реализации
новых  приоритетов  научно-технологического   развития   Российской
Федерации, отвечающих на большие вызовы.
     20. В      ближайшие      10 - 15       лет       приоритетами
научно-технологического  развития  Российской   Федерации   следует
считать  те  направления,  которые  позволят  получить  научные   и
научно-технические  результаты  и  создать  технологии,  являющиеся
основой  инновационного  развития  внутреннего  рынка  продуктов  и
услуг, устойчивого положения России на внешнем рынке, и обеспечат:
     а) переход    к    передовым    цифровым,     интеллектуальным
производственным  технологиям,  роботизированным  системам,   новым
материалам и способам конструирования,  создание  систем  обработки
больших  объемов  данных,  машинного  обучения   и   искусственного
интеллекта;
     б) переход  к   экологически   чистой   и   ресурсосберегающей
энергетике, повышение эффективности добычи и  глубокой  переработки
углеводородного  сырья,  формирование  новых  источников,  способов
транспортировки и хранения энергии;
     в) переход       к        персонализированной        медицине,
Показать следующую страницу документа
Текст

Поделиться
Прямая ссылка на материал
http://kremlin.ru/acts/bank/41449
Поделиться
  • Вконтакте
  • Фейсбук
  • Твиттер
  • Живой журнал
  • Гугл плюс
  • Переслать на почту
  • Распечатать
Переслать материал на почту

Официальный сайт президента России:

Указ Президента Российской Федерации от 01.12.2016 г. № 642

http://kremlin.ru/acts/bank/41449

Официальные сетевые ресурсы

Президента России

Official Internet Resources

of the President of Russia

Russian English
  • Для СМИ
  • Специальная версия для людей с ограниченными возможностями
  • Официальный Твиттер
  • Официальный канал на YouTube
  • Конституция России
  • Государственная символика
  • Отправить письмо
  • Президент России — гражданам
    школьного возраста
  • Виртуальный тур по Кремлю
  • Владимир Путин — личный сайт

Администрация Президента России
2019 год