<p>УКАЗ
ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
О Стратегии научно-технологического развития
Российской Федерации
В соответствии со статьей 18-1 Федерального закона от 28 июня
2014 г. № 172-ФЗ "О стратегическом планировании в Российской
Федерации" п о с т а н о в л я ю:
1. Утвердить прилагаемую Стратегию научно-технологического
развития Российской Федерации.
2. Правительству Российской Федерации:
утвердить в 3-месячный срок по согласованию с президиумом
Совета при Президенте Российской Федерации по науке и образованию
план мероприятий по реализации Стратегии научно-технологического
развития Российской Федерации;
осуществлять контроль за реализацией названной Стратегии.
3. Рекомендовать органам государственной власти субъектов
Российской Федерации руководствоваться положениями Стратегии
научно-технологического развития Российской Федерации при
осуществлении своей деятельности в этой сфере, предусмотрев
внесение необходимых изменений в государственные программы
субъектов Российской Федерации.
4. Настоящий Указ вступает в силу со дня его подписания.
Президент Российской Федерации В.Путин
Москва, Кремль
1 декабря 2016 года
№ 642
___________________
УТВЕРЖДЕНА
Указом Президента
Российской Федерации
от 1 декабря 2016 г. № 642
СТРАТЕГИЯ
научно-технологического развития Российской Федерации
I. Общие положения
1. Настоящей Стратегией определяются цель и основные задачи
научно-технологического развития Российской Федерации,
устанавливаются принципы, приоритеты, основные направления и меры
реализации государственной политики в этой области, а также
ожидаемые результаты реализации настоящей Стратегии, обеспечивающие
устойчивое, динамичное и сбалансированное развитие Российской
Федерации на долгосрочный период.
2. Правовую основу настоящей Стратегии составляют Конституция
Российской Федерации, Федеральный закон от 28 июня 2014 г. № 172-ФЗ
"О стратегическом планировании в Российской Федерации", другие
федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской
Федерации.
3. Настоящая Стратегия направлена на научное и технологическое
обеспечение реализации задач и национальных приоритетов Российской
Федерации, определенных в документах стратегического планирования,
разработанных в рамках целеполагания на федеральном уровне.
4. В настоящей Стратегии используются следующие основные
понятия:
а) научно-технологическое развитие Российской Федерации -
трансформация науки и технологий в ключевой фактор развития России
и обеспечения способности страны эффективно отвечать на большие
вызовы;
б) большие вызовы - объективно требующая реакции со стороны
государства совокупность проблем, угроз и возможностей, сложность и
масштаб которых таковы, что они не могут быть решены, устранены или
реализованы исключительно за счет увеличения ресурсов;
в) приоритеты научно-технологического развития Российской
Федерации - важнейшие направления научно-технологического развития
государства, в рамках которых создаются и используются технологии,
реализуются решения, наиболее эффективно отвечающие на большие
вызовы, и которые обеспечиваются в первоочередном порядке
кадровыми, инфраструктурными, информационными, финансовыми и иными
ресурсами;
г) независимость - достижение самостоятельности в критически
важных сферах жизнеобеспечения за счет высокой результативности
исследований и разработок и практического применения полученных
результатов;
д) конкурентоспособность - формирование явных по отношению к
другим государствам преимуществ в научно-технологической области и,
как следствие, в социальной, культурной, образовательной и
экономической областях.
5. Для реализации настоящей Стратегии необходима консолидация
усилий федеральных органов государственной власти, органов
государственной власти субъектов Российской Федерации,
научно-образовательного и предпринимательского сообществ,
институтов гражданского общества по созданию благоприятных условий
для применения достижений науки и технологий в интересах
социально-экономического развития России.
6. Научные и образовательные организации, промышленные
предприятия, иные организации, непосредственно осуществляющие
научную, научно-техническую и инновационную деятельность и
использующие результаты такой деятельности, федеральные органы
государственной власти, органы государственной власти субъектов
Российской Федерации и находящиеся в их распоряжении инструменты
должны обеспечивать целостность и единство научно-технологического
развития России.
7. Настоящая Стратегия является основой для разработки
отраслевых документов стратегического планирования в области
научно-технологического развития страны, государственных программ
Российской Федерации, государственных программ субъектов Российской
Федерации, а также плановых и программно-целевых документов
государственных корпораций, государственных компаний и акционерных
обществ с государственным участием.
Роль науки и технологий в обеспечении устойчивого
будущего нации, в развитии России и определении ее
положения в мире
8. Настоящая Стратегия принимается в условиях, когда
первенство в исследованиях и разработках, высокий темп освоения
новых знаний и создания инновационной продукции являются ключевыми
факторами, определяющими конкурентоспособность национальных
экономик и эффективность национальных стратегий безопасности.
9. Россия исторически является одной из мировых научных
держав: отечественные научная и инженерная школы эффективно решали
задачи социально-экономического развития и обеспечения безопасности
страны, внесли существенный вклад в накопление человечеством
научных знаний и создание передовых технологий. Во многом этому
способствовала адекватная времени и структуре экономики система
организации исследований и разработок. В Российской империи
сосредоточение ученых и инженеров в высшей школе позволяло
создавать и накапливать новые знания. В СССР решение масштабных
исследовательских и инженерных задач обеспечивалось за счет
концентрации ресурсов в системе Академии наук СССР и отраслевых
институтах, директивного планирования исследований и разработок,
осуществляемого Государственным комитетом Совета Министров СССР по
науке и технике и Госпланом СССР.
10. В 1991 году с образованием Российской Федерации и
переходом экономики на рыночный путь развития возникла
необходимость заново определить место науки в российском обществе.
Государственная научно-техническая политика с 1991 года прошла два
значимых этапа:
а) первый этап (1991 - 2001 годы) - этап кризисной оптимизации
и адаптации к рыночной экономике, основной стратегической целью
которого было сохранение научно-технологического потенциала страны,
формирование новых институциональных механизмов поддержки развития
науки и технологий, адресное финансирование ведущих научных
организаций, создание условий для международной кооперации;
б) второй этап (с начала 2000-х годов и по настоящее время) -
этап перехода России к инновационной экономике, который
сопровождался существенным увеличением объема финансирования науки.
11. В настоящее время российская наука продолжает играть
важную роль в обеспечении безопасности страны и развитии мировой
науки. Современный этап характеризуется наличием как конкурентных
преимуществ Российской Федерации, так и неразрешенных проблем,
препятствующих научно-технологическому развитию страны:
а) имеется значительный потенциал в ряде областей
фундаментальных научных исследований, что находит отражение в том
числе в рамках совместных международных проектов, включая создание
и использование уникальных научных установок класса "мегасайенс".
Однако направления исследований и разработок в значительной степени
соответствуют направлениям, актуальным для последних десятилетий
прошлого века;
б) существует несколько сотен научных и образовательных
центров, проводящих исследования и разработки мирового уровня.
Вместе с тем наблюдаются значительная дифференциация научных и
образовательных организаций по результативности и эффективности
работы, концентрация исследовательского потенциала лишь в
нескольких регионах страны;
в) с 2004 года примерно на 30 процентов увеличилась
численность научных работников в возрасте до 39 лет, заметно
выровнялась общая возрастная структура научных кадров. Российские
школьники и студенты традиционно оказываются в числе лидеров
международных соревнований в области естественных и технических
дисциплин, однако не все они реализуют себя в этой области. Это не
позволяет преодолеть сложившиеся негативные тенденции в части
демографического состояния, квалификации и уровня мобильности
российских исследователей: в глобальном рейтинге привлечения
талантов Россия находится в шестом десятке стран, выступая в роли
донора человеческого капитала для мировой науки;
г) при имеющемся положительном опыте реализации масштабных
технологических проектов, в том числе в сфере обеспечения обороны и
безопасности государства, сохраняется проблема невосприимчивости
экономики и общества к инновациям, что препятствует практическому
применению результатов исследований и разработок (доля
инновационной продукции в общем выпуске составляет всего
8 - 9 процентов; инвестиции в нематериальные активы в России в
3 - 10 раз ниже, чем в ведущих государствах; доля экспорта
российской высокотехнологичной продукции в мировом объеме экспорта
составляет около 0,4 процента). Практически отсутствует передача
знаний и технологий между оборонным и гражданским секторами
экономики, что сдерживает развитие и использование технологий
двойного назначения;
д) эффективность российских исследовательских организаций
существенно ниже, чем в странах-лидерах (Соединенные Штаты Америки,
Япония, Республика Корея, Китайская Народная Республика): несмотря
на то, что по объему расходов на исследования и разработки
(в 2014 году Россия заняла девятое место в мире по объему
внутренних затрат на исследования и разработки, четвертое место в
мире по объему бюджетных ассигнований на науку гражданского
назначения) и численности исследователей Российская Федерация
входит во вторую группу стран-лидеров (страны Европейского союза,
Австралия, Республика Сингапур, Республика Чили), по
результативности (объему публикаций в высокорейтинговых журналах,
количеству выданных международных патентов на результаты
исследований и разработок, объему доходов от экспорта технологий и
высокотехнологичной продукции) Россия попадает лишь в третью группу
стран (ряд стран Восточной Европы и Латинской Америки);
е) слабое взаимодействие сектора исследований и разработок с
реальным сектором экономики, разомкнутость инновационного цикла
приводят к тому, что государственные инвестиции в человеческий
капитал фактически обеспечивают рост конкурентоспособности других
экономик, вследствие чего возможности удержания наиболее
эффективных ученых, инженеров, предпринимателей, создающих
прорывные продукты, существенно сокращаются в сравнении со
странами, лидирующими в сфере инноваций;
ж) сохраняется несогласованность приоритетов и инструментов
поддержки научно-технологического развития Российской Федерации на
национальном, региональном, отраслевом и корпоративном уровнях, что
не позволяет сформировать производственные цепочки создания
добавленной стоимости высокотехнологичной продукции и услуг,
обеспечить наибольший мультипликативный эффект от использования
создаваемых технологий.
12. При сохраняющемся потенциале и конкурентных преимуществах
российской науки перечисленные в пункте 11 настоящей Стратегии
негативные факторы и тенденции создают риски отставания России от
стран - мировых технологических лидеров и обесценивания внутренних
инвестиций в сферу науки и технологий, снижают независимость и
конкурентоспособность России в мире, ставят под угрозу обеспечение
национальной безопасности страны. В условиях значительных
ограничений других возможностей развития Российской Федерации
указанные риски и угрозы становятся существенным барьером,
препятствующим долгосрочному росту благосостояния общества и
укреплению суверенитета России.
II. Стратегические ориентиры и возможности
научно-технологического развития Российской Федерации
Большие вызовы для общества, государства и науки
13. Научно-технологическое развитие Российской Федерации
является одним из приоритетов государственной политики и
определяется комплексом внешних и внутренних (по отношению к
области науки и технологий) факторов, формирующих систему больших
вызовов.
14. Большие вызовы создают существенные риски для общества,
экономики, системы государственного управления, но одновременно
представляют собой важный фактор для появления новых возможностей и
перспектив научно-технологического развития Российской Федерации.
При этом наука и технологии являются одним из инструментов для
ответа на эти вызовы, играя важную роль не только в обеспечении
устойчивого развития цивилизации, но и в оценке рисков и возможных
опасностей для человечества.
15. Наиболее значимыми с точки зрения научно-технологического
развития Российской Федерации большими вызовами являются:
а) исчерпание возможностей экономического роста России,
основанного на экстенсивной эксплуатации сырьевых ресурсов, на фоне
формирования цифровой экономики и появления ограниченной группы
стран-лидеров, обладающих новыми производственными технологиями и
ориентированных на использование возобновляемых ресурсов;
б) демографический переход, обусловленный увеличением
продолжительности жизни людей, изменением их образа жизни, и
связанное с этим старение населения, что в совокупности приводит к
новым социальным и медицинским проблемам, в том числе к росту угроз
глобальных пандемий, увеличению риска появления новых и возврата
исчезнувших инфекций;
в) возрастание антропогенных нагрузок на окружающую среду до
масштабов, угрожающих воспроизводству природных ресурсов, и
связанный с их неэффективным использованием рост рисков для жизни и
здоровья граждан;
г) потребность в обеспечении продовольственной безопасности и
продовольственной независимости России, конкурентоспособности
отечественной продукции на мировых рынках продовольствия, снижение
технологических рисков в агропромышленном комплексе;
д) качественное изменение характера глобальных и локальных
энергетических систем, рост значимости энерговооруженности
экономики и наращивание объема выработки и сохранения энергии, ее
передачи и использования;
е) новые внешние угрозы национальной безопасности (в том числе
военные угрозы, угрозы утраты национальной и культурной
идентичности российских граждан), обусловленные ростом
международной конкуренции и конфликтности, глобальной и
региональной нестабильностью, и усиление их взаимосвязи с
внутренними угрозами национальной безопасности;
ж) необходимость эффективного освоения и использования
пространства, в том числе путем преодоления диспропорций в
социально-экономическом развитии территории страны, а также
укрепление позиций России в области экономического, научного и
военного освоения космического и воздушного пространства, Мирового
океана, Арктики и Антарктики.
16. Глобальные изменения в организации научной,
научно-технической и инновационной деятельности приводят к
возникновению следующих значимых для научно-технологического
развития Российской Федерации внутренних факторов:
а) сжатие инновационного цикла: существенно сократилось время
между получением новых знаний и созданием технологий, продуктов и
услуг, их выходом на рынок;
б) размывание дисциплинарных и отраслевых границ в
исследованиях и разработках;
в) резкое увеличение объема научно-технологической информации,
возникновение принципиально новых способов работы с ней и изменение
форм организации, аппаратных и программных инструментов проведения
исследований и разработок;
г) рост требований к квалификации исследователей,
международная конкуренция за талантливых высококвалифицированных
работников и привлечение их в науку, инженерию, технологическое
предпринимательство;
д) возрастание роли международных стандартов, выделение
ограниченной группы стран, доминирующих в исследованиях и
разработках, и формирование научно-технологической периферии,
утрачивающей научную идентичность и являющейся кадровым "донором".
17. Особенности формирования государственной политики в
области научно-технологического развития Российской Федерации с
учетом больших вызовов определяют новую роль науки и технологий как
основополагающих элементов решения многих национальных и глобальных
проблем, обеспечения возможности прогнозировать происходящие в мире
изменения, учитывать внутренние тенденции, ожидания и потребности
российского общества, своевременно распознавать новые большие
вызовы и эффективно отвечать на них.
18. Своевременной реакцией на большие вызовы должно стать
создание технологий, продуктов и услуг, не только отвечающих
национальным интересам Российской Федерации и необходимых для
существенного повышения качества жизни населения, но и
востребованных в мире.
Приоритеты и перспективы научно-технологического развития
Российской Федерации
19. Реализация приоритетных направлений развития науки,
техники и технологий на первом этапе осуществления государственной
научно-технической политики позволила получить результаты и
сформировать компетенции, необходимые для перехода к реализации
новых приоритетов научно-технологического развития Российской
Федерации, отвечающих на большие вызовы.
20. В ближайшие 10 - 15 лет приоритетами
научно-технологического развития Российской Федерации следует
считать те направления, которые позволят получить научные и
научно-технические результаты и создать технологии, являющиеся
основой инновационного развития внутреннего рынка продуктов и
услуг, устойчивого положения России на внешнем рынке, и обеспечат:
а) переход к передовым цифровым, интеллектуальным
производственным технологиям, роботизированным системам, новым
материалам и способам конструирования, создание систем обработки
больших объемов данных, машинного обучения и искусственного
интеллекта;
б) переход к экологически чистой и ресурсосберегающей
энергетике, повышение эффективности добычи и глубокой переработки
углеводородного сырья, формирование новых источников, способов
транспортировки и хранения энергии;
в) переход к персонализированной медицине,</p>