Копия в формате PDF
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
О свободном порте Владивосток
Принят Государственной Думой 3 июля 2015 года
Одобрен Советом Федерации 8 июля 2015 года
(В редакции федеральных законов от 03.07.2016 № 250-ФЗ, от 03.07.2016 № 252-ФЗ, от 03.07.2016 № 373-ФЗ, от 07.03.2017 № 28-ФЗ, от 01.07.2017 № 138-ФЗ, от 30.10.2017 № 306-ФЗ, от 29.12.2017 № 455-ФЗ, от 03.07.2018 № 181-ФЗ, от 26.07.2019 № 254-ФЗ, от 31.07.2020 № 305-ФЗ, от 15.10.2020 № 318-ФЗ, от 11.06.2021 № 170-ФЗ, от 30.12.2021 № 477-ФЗ, от 14.07.2022 № 271-ФЗ, от 18.03.2023 № 84-ФЗ, от 13.06.2023 № 228-ФЗ, от 22.07.2024 № 197-ФЗ)
Глава 1. Общие положения
Статья 1. Предмет регулирования и цели настоящего Федерального закона
1. Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, связанные с созданием и функционированием свободного порта Владивосток.
2. Целями настоящего Федерального закона являются:
1) обеспечение взаимодействия федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, органов местного самоуправления, общественности, предпринимателей и инвесторов в целях развития свободного порта Владивосток; (В редакции Федерального закона от 03.07.2016 № 252-ФЗ)
2) использование географических и экономических преимуществ Приморского края как восточных морских ворот Российской Федерации для интеграции в экономическое пространство государств Азиатско-Тихоокеанского региона;
3) развитие международной торговли с государствами Азиатско-Тихоокеанского региона;
4) создание и развитие производств, основанных на применении современных технологий и ориентированных на выпуск в свободном порту Владивосток конкурентоспособной в государствах Азиатско-Тихоокеанского региона продукции;
5) ускорение социально-экономического развития территории свободного порта Владивосток и повышение уровня жизни населения, проживающего на территории Дальнего Востока.
Статья 2. Понятие свободного порта Владивосток
1. Под свободным портом Владивосток понимается часть территории Приморского края, на которой в соответствии с настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами устанавливаются меры государственной поддержки предпринимательской деятельности. (В редакции Федерального закона от 03.07.2016 № 252-ФЗ)
2. К территории свободного порта Владивосток приравниваются также территории муниципальных образований иных субъектов Российской Федерации, определенных статьей 4 настоящего Федерального закона. (Дополнение частью - Федеральный закон от 03.07.2016 № 252-ФЗ)
Статья 3. Создание свободного порта Владивосток и прекращение применения мер государственной поддержки на территории свободного порта Владивосток
1. Свободный порт Владивосток создается на семьдесят лет. Срок существования свободного порта Владивосток может быть продлен федеральным законом.
2. Применение мер государственной поддержки предпринимательской деятельности на территории свободного порта Владивосток может быть прекращено досрочно только на основании федерального закона, если это связано с необходимостью охраны жизни или здоровья граждан, охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, охраны окружающей среды, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Статья 4. Территория свободного порта Владивосток
1. К свободному порту Владивосток относятся территории муниципальных образований Приморского края: Артемовского городского округа, Владивостокского городского округа, городского округа Большой Камень, Лазовского муниципального района, Находкинского городского округа, Партизанского городского округа, городского округа Спасск-Дальний, Уссурийского городского округа, Надеждинского муниципального района, Шкотовского муниципального района, Октябрьского муниципального округа, Ольгинского муниципального района, Партизанского муниципального района, Пограничного муниципального округа, Хасанского муниципального района, Ханкайского муниципального округа, в том числе территории и акватории морских портов, расположенных на территориях этих муниципальных образований. (В редакции федеральных законов от 03.07.2016 № 252-ФЗ, от 14.07.2022 № 271-ФЗ)
11. К свободному порту Владивосток относятся также территории муниципальных образований (включая территории и акватории морских портов, расположенных на территориях этих муниципальных образований):
1) Камчатского края: Петропавловск-Камчатского городского округа; (В редакции Федерального закона от 01.07.2017 № 138-ФЗ)
2) Хабаровского края: Ванинского муниципального района, Советско-Гаванского муниципального района; (В редакции Федерального закона от 03.07.2018 № 181-ФЗ)
3) Сахалинской области: Корсаковского городского округа, Углегорского городского округа; (В редакции Федерального закона от 01.07.2017 № 138-ФЗ)
4) Чукотского автономного округа: городского округа Певек.
(Дополнение частью - Федеральный закон от 03.07.2016 № 252-ФЗ)
2. К свободному порту Владивосток не относятся территории, на которых созданы особая экономическая зона, зона территориального развития или территория опережающего развития. (В редакции Федерального закона от 14.07.2022 № 271-ФЗ)
Статья 5. Финансовое обеспечение создания (модернизации) объектов инфраструктуры на территории свободного порта Владивосток
Финансовое обеспечение создания (модернизации) на территории свободного порта Владивосток объектов транспортной, энергетической, коммунальной, инженерной, социальной, инновационной и иных инфраструктур (далее - объекты инфраструктуры свободного порта Владивосток) осуществляется за счет средств внебюджетных источников с применением механизмов государственно-частного партнерства, а также в порядке, предусмотренном бюджетным законодательством Российской Федерации, за счет ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов муниципальных образований, территории которых входят в состав территории свободного порта Владивосток. (В редакции Федерального закона от 03.07.2016 № 252-ФЗ)
Статья 6. Осуществление предпринимательской деятельности на территории свободного порта Владивосток
1. На территории свободного порта Владивосток допускается осуществление любой не запрещенной законодательством Российской Федерации предпринимательской деятельности.
2. Виды предпринимательской деятельности, которые не вправе осуществлять резиденты свободного порта Владивосток, определяются решением уполномоченного федерального органа. (В редакции Федерального закона от 30.12.2021 № 477-ФЗ)
3. Уполномоченный федеральный орган вправе определять виды предпринимательской деятельности, при осуществлении которых не применяются отдельные меры государственной поддержки предпринимательской деятельности. (В редакции Федерального закона от 30.12.2021 № 477-ФЗ)
4. Критерии отбора резидентов свободного порта Владивосток определяются Правительством Российской Федерации.
Глава 2. Управление свободным портом Владивосток
Статья 7. Наблюдательный совет
1. Наблюдательный совет является коллегиальным органом управления и создается на территории каждого субъекта Российской Федерации, территории муниципальных образований которого входят в состав свободного порта Владивосток.
2. Наблюдательный совет осуществляет:
1) рассмотрение и принятие мер, направленных на развитие субъекта Российской Федерации, улучшение инвестиционного и предпринимательского климата на территории субъекта Российской Федерации;
2) рассмотрение и принятие мер в целях недопущения, устранения избыточного или необоснованного вмешательства контрольных (надзорных) органов в деятельность резидентов свободного порта Владивосток, зарегистрированных на территории субъекта Российской Федерации, в том числе внесение предложений о проведении в отношении должностных лиц служебных проверок и применении к ним мер дисциплинарного характера;
3) координацию деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления по вопросам развития и функционирования территории субъекта Российской Федерации, территории муниципальных образований которого входят в состав свободного порта Владивосток;
4) определение максимальной доли иностранных работников, привлекаемых резидентами свободного порта Владивосток, зарегистрированными на территории субъекта Российской Федерации, территории муниципальных образований которого входят в состав свободного порта Владивосток;
5) рассмотрение хода реализации инвестиционных проектов резидентов свободного порта Владивосток и осуществление мероприятий, направленных на повышение привлекательности правового режима свободного порта Владивосток;
6) иные функции и полномочия, предусмотренные настоящим Федеральным законом.
3. В состав наблюдательного совета входят:
1) представители уполномоченного федерального органа;
2) руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации;
3) председатель законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации;
4) главы муниципальных образований, территории которых входят в состав субъекта Российской Федерации и свободного порта Владивосток;
5) представители территориального органа федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в области таможенного дела;
6) представители федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах;
7) представители управляющей компании.
4. В состав наблюдательного совета также включаются представители территориальных объединений (ассоциаций) организаций профсоюзов и территориальных объединений работодателей с правом принимать участие в решении вопросов, указанных в пункте 4 части 2 настоящей статьи.
5. Состав наблюдательного совета утверждается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации. Высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации вправе включить в состав наблюдательного совета представителей федеральных органов исполнительной власти, не указанных в части 3 настоящей статьи, по согласованию с ними.
6. Председателем наблюдательного совета является руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации. Заместителем председателя наблюдательного совета является представитель уполномоченного федерального органа. Секретарем наблюдательного совета является представитель управляющей компании.
7. Наблюдательный совет осуществляет свою деятельность в соответствии с регламентом, который утверждается на заседании наблюдательного совета и подписывается его председателем.
8. Заседание наблюдательного совета проводит его председатель, а в случае его отсутствия заместитель председателя наблюдательного совета.
9. Заседание наблюдательного совета считается правомочным, если в нем принимают участие более половины его членов. Члены наблюдательного совета участвуют в его заседании без права замены. В случае отсутствия члена наблюдательного совета на заседании он имеет право изложить свое мнение по рассматриваемым вопросам в письменной форме.
10. Решения наблюдательного совета принимаются простым большинством голосов присутствующих на заседании членов наблюдательного совета. Решения наблюдательного совета оформляются протоколом, который подписывается его председателем, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
(Статья в редакции Федерального закона от 30.12.2021 № 477-ФЗ)
Статья 8. Уполномоченный федеральный орган
1. Под уполномоченным федеральным органом понимается федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий на территории Дальневосточного федерального округа функции по координации деятельности по реализации государственных программ и федеральных целевых программ.
2. Уполномоченный федеральный орган осуществляет следующие полномочия:
1) утверждает порядок ведения реестра резидентов свободного порта Владивосток, состав сведений, содержащихся в указанном реестре, а также порядок предоставления сведений, содержащихся в указанном реестре;
2) осуществляет контроль за деятельностью управляющей компании;
3) ведет реестр резидентов свободного порта Владивосток;
4) (Пункт утратил силу - Федеральный закон от 14.07.2022 № 271-ФЗ)
5) (Пункт утратил силу - Федеральный закон от 15.10.2020 № 318-ФЗ)
6) принимает решения о резервировании земель и о принудительном отчуждении земельных участков (об изъятии земельных участков) для государственных нужд в целях размещения объектов инфраструктуры свободного порта Владивосток по согласованию с наблюдательным советом, созданным на территории субъекта Российской Федерации, в границах которого расположены такие земли и (или) земельные участки; (В редакции Федерального закона от 30.12.2021 № 477-ФЗ)
7) устанавливает сервитуты в отношении земельных участков в целях размещения объектов инфраструктуры свободного порта Владивосток;
8) иные полномочия, предусмотренные настоящим Федеральным законом.
3. Уполномоченный федеральный орган вправе передать свои полномочия, предусмотренные пунктами 3 и 4 части 2 настоящей статьи, управляющей компании. Передача полномочий оформляется соглашением между уполномоченным федеральным органом и управляющей компанией.
4. Для целей настоящего Федерального закона под управляющей компанией понимается управляющая компания, которая в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2014 года № 473-ФЗ "О территориях опережающего развития в Российской Федерации" определена Правительством Российской Федерации для обеспечения функционирования территорий опережающего развития на территории Дальневосточного федерального округа, или ее дочернее общество. (В редакции Федерального закона от 14.07.2022 № 271-ФЗ)
5. Управляющая компания осуществляет следующие функции:
1) осуществляет рассмотрение заявки на заключение соглашения об осуществлении деятельности и оценку бизнес-плана;
2) заключает соглашения об осуществлении деятельности;
3) осуществляет контроль за выполнением резидентами свободного порта Владивосток соглашений об осуществлении деятельности в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом; (В редакции Федерального закона от 30.12.2021 № 477-ФЗ)
31) осуществляет мероприятия по привлечению юридических лиц и индивидуальных предпринимателей для реализации инвестиционных проектов и осуществления деятельности на территории свободного порта Владивосток в соответствии с настоящим Федеральным законом, для чего организует выставки, ярмарки и конгрессы, принимает в них участие, изготавливает, распространяет рекламные материалы и осуществляет иные подобные мероприятия; (Дополнение пунктом - Федеральный закон от 30.12.2021 № 477-ФЗ)
32) обеспечивает деятельность наблюдательных советов; (Дополнение пунктом - Федеральный закон от 30.12.2021 № 477-ФЗ)
4) иные функции, предусмотренные настоящим Федеральным законом и соглашением, заключенным с уполномоченным федеральным органом.
Статья 9.
(Статья утратила силу - Федеральный закон от 30.12.2021 № 477-ФЗ)
Глава 3. Правовое положение резидентов свободного порта Владивосток
Статья 10. Общие условия деятельности резидентов свободного порта Владивосток
1. Под резидентом свободного порта Владивосток понимается индивидуальный предприниматель или являющееся коммерческой организацией юридическое лицо, государственная регистрация которых осуществлена на территории свободного порта Владивосток согласно законодательству Российской Федерации (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий), которые заключили в соответствии с настоящим Федеральным законом соглашение об осуществлении деятельности и включены в реестр резидентов свободного порта Владивосток.
2. Резиденты свободного порта Владивосток осуществляют свою деятельность в соответствии с настоящим Федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и соглашением об осуществлении деятельности.
Статья 11. Порядок и основания приобретения и прекращения статуса резидента свободного порта Владивосток
1. Индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, намеревающиеся приобрести статус резидента свободного порта Владивосток и отвечающие установленным настоящим Федеральным законом требованиям к резидентам свободного порта Владивосток, подают в управляющую компанию заявку на заключение соглашения об осуществлении деятельности (далее - заявитель). Заявка на заключение соглашения об осуществлении деятельности (далее - заявка) содержит следующие сведения:
1) виды предпринимательской деятельности, которые планирует осуществлять заявитель на территории свободного порта Владивосток;
2) адрес земельного участка или иного недвижимого имущества, где планируется осуществлять заявленную предпринимательскую деятельность, а также права на указанное имущество;
3) срок, на который предлагается заключить соглашение об осуществлении деятельности;
4) сведения о применении заявителем таможенной процедуры свободной таможенной зоны в случае, если заявитель планирует применять указанную процедуру.
2. К заявке заявитель прилагает следующие документы:
1) копии учредительных документов (для юридических лиц);
2) бизнес-план, требования к которому устанавливаются уполномоченным федеральным органом;
3) копия свидетельства о государственной регистрации юридического лица или физического лица в качестве индивидуального предпринимателя;
4) копия свидетельства о постановке на учет в налоговом органе;
5) надлежащим образом заверенный перевод на русский язык документов о государственной регистрации юридического лица или физического лица в качестве индивидуального предпринимателя в соответствии с законодательством соответствующего государства (для иностранного лица).
3. Форма заявки устанавливается уполномоченным федеральным органом.
31. Заявка и документы, указанные в части 2 настоящей статьи, могут подаваться заявителем в управляющую компанию в форме электронного документа в формате и порядке, которые утверждаются уполномоченным федеральным органом. (Дополнение частью - Федеральный закон от 30.12.2021 № 477-ФЗ)
4. В случае, если документы, указанные в пунктах 3 и 4 части 2 настоящей статьи, не представлены заявителем, по межведомственному запросу уполномоченного федерального органа, подготовленному на основании обращения управляющей компании, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей, представляются сведения, подтверждающие факт внесения сведений о заявителе в единый государственный реестр юридических лиц или единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей, а федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, - сведения, подтверждающие факт постановки заявителя на учет в налоговом органе. Заявитель вправе представить документы, содержащие такие сведения, по собственной инициативе.
5. Рассмотрение заявки и прилагаемых к ней документов, а также рассмотрение и оценка бизнес-плана осуществляются управляющей компанией в течение пятнадцати рабочих дней с даты их получения. Оценка бизнес-пла