сновании данных акта инвентаризации имущества государственного унитарного предприятия или федерального государственного учреждения, а также на основании документов о земельных участках, предоставленных в установленном порядке этому предприятию или этому учреждению.
4. В передаточном акте указываются все виды имущества государственного унитарного предприятия или федерального государственного учреждения, включая здания, строения, сооружения, оборудование, инвентарь, сырье, продукцию, права требования, долги, в том числе обязательства этого предприятия или этого учреждения по выплате повременных платежей гражданам, перед которыми это предприятие или это учреждение несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, а также права на обозначения, индивидуализирующие это предприятие или это учреждение, их продукцию, работы и услуги (фирменное наименование, товарные знаки, знаки обслуживания), и другие исключительные права. При включении в передаточный акт исключительных прав, полученных при выполнении работ по заказам федерального органа исполнительной власти по обороне, перечень таких прав подлежит согласованию с данным федеральным органом исполнительной власти.
5. В передаточный акт включаются сведения о земельных участках, предоставленных соответствующим государственному унитарному предприятию или федеральному государственному учреждению.
6. Передаточный акт должен содержать расчет балансовой стоимости активов государственного унитарного предприятия или федерального государственного учреждения. Расчет балансовой стоимости активов государственного унитарного предприятия или федерального государственного учреждения производится на основании данных промежуточного бухгалтерского баланса, подготавливаемого с учетом результатов проведения инвентаризации имущества этого предприятия или этого учреждения, на день составления акта инвентаризации. Балансовая стоимость активов государственного унитарного предприятия или федерального государственного учреждения определяется как сумма стоимости чистых активов этого предприятия или этого учреждения, исчисленных по данным промежуточного бухгалтерского баланса, и кадастровой стоимости передаваемых Корпорации земельных участков, определенной в соответствии с законодательством Российской Федерации, за вычетом балансовой стоимости объектов, не включенных в передаточный акт.
7. Передаточный акт утверждается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации, по согласованию с Корпорацией.
8. Обязанности и права по обязательствам государственных унитарных предприятий в отношении их кредиторов и должников передаются Корпорации на основе передаточного акта по каждому предприятию в соответствии с законодательством Российской Федерации. Согласие кредиторов на перевод их требований на Корпорацию не требуется.
9. Уведомлением о передаче в собственность Корпорации в качестве имущественного взноса Российской Федерации имущественных комплексов государственных унитарных предприятий и имущества федеральных государственных учреждений является опубликование решения Правительства Российской Федерации о передаче Корпорации этих предприятий и учреждений (их имущественных комплексов и имущества).
10. Требования кредиторов государственных унитарных предприятий, имущественные комплексы которых передаются Корпорации в качестве имущественного взноса Российской Федерации, а также требования кредиторов федеральных государственных учреждений, передаваемых Корпорации, подлежат удовлетворению в соответствии с условиями и содержанием обязательств, на которых они основаны. При этом правила пунктов 1 и 2 статьи 60 Гражданского кодекса Российской Федерации не применяются.
11. После передачи Корпорации в качестве имущественного взноса Российской Федерации имущественных комплексов государственных унитарных предприятий эти предприятия прекращают свою деятельность и исключаются из единого государственного реестра юридических лиц в установленном порядке.
12. Переход к Корпорации прав собственности на объекты недвижимого имущества (в том числе на земельные участки и объекты незавершенного строительства), возникших до дня вступления в силу Федерального закона от 21 июля 1997 года № 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", осуществляется без государственной регистрации права собственности Российской Федерации и прав государственных унитарных предприятий, а также прав федеральных государственных учреждений, во владении которых находилось указанное имущество.
13. Основаниями для государственной регистрации прав собственности Корпорации в случаях, предусмотренных частью 12 настоящей статьи, являются решение Правительства Российской Федерации о передаче Корпорации имущественного комплекса государственного унитарного предприятия или о передаче Корпорации имущества федерального государственного учреждения и передаточные акты.
14. Право собственности на имущество федеральных государственных учреждений, переданных Корпорации, переходит к ней с сохранением за этими учреждениями права оперативного управления имуществом.
15. Право собственности на имущество федеральных государственных учреждений и субсидиарная ответственность по их обязательствам в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, переходят к Корпорации со дня подписания передаточных актов. Корпорация обеспечивает внесение изменений в учредительные документы этих учреждений в течение двух месяцев со дня подписания передаточных актов.
16. Передача Корпорации в качестве имущественного взноса Российской Федерации иного находящегося в федеральной собственности имущества осуществляется на основании решения Правительства Российской Федерации по цене, определенной исходя из кадастровой стоимости недвижимого имущества (за исключением воздушных и морских судов, судов внутреннего плавания, иного имущества, отнесенного законом к недвижимым вещам, в отношении которого кадастровая стоимость не определяется) или исходя из балансовой стоимости воздушных и морских судов, судов внутреннего плавания, иного имущества, отнесенного законом к недвижимым вещам, в отношении которого кадастровая стоимость не определяется, и движимого имущества. (В редакции Федерального закона от 15.04.2019 № 61-ФЗ)
17. Передача Корпорации в качестве имущественного взноса Российской Федерации акций акционерных обществ, а также передача акционерным обществам Корпорации акций в качестве вклада Российской Федерации в их уставный капитал осуществляется по номинальной стоимости передаваемых акций.
18. Акции акционерных обществ Корпорации, поступающие в собственность Российской Федерации по любым основаниям, передаются Корпорации в качестве имущественного взноса Российской Федерации на основании решения федерального органа исполнительной власти, уполномоченного Правительством Российской Федерации. Корпорация осуществляет от имени Российской Федерации права акционера в отношении указанных акций до их передачи Корпорации в качестве имущественного взноса Российской Федерации.
19. В случае, если акционерными обществами, более пятидесяти процентов акций которых передано Корпорации в качестве имущественного взноса Российской Федерации, были совершены сделки до передачи их акций Корпорации в качестве имущественного взноса Российской Федерации, Корпорация вправе предъявлять иски о признании указанных сделок недействительными и иски о применении последствий недействительности ничтожных сделок, совершенных этими акционерными обществами.
20. После принятия решения о передаче Корпорации в качестве имущественного взноса Российской Федерации акций акционерных обществ пункт 3 статьи 77 Федерального закона от 26 декабря 1995 года № 208-ФЗ "Об акционерных обществах" в отношении указанных акционерных обществ Корпорации не применяется.
21. На дочерние акционерные общества основных акционерных обществ, сто процентов акций которых находится в собственности Корпорации, и их дочерние акционерные общества не распространяются правила, установленные абзацем вторым пункта 6 статьи 98 Гражданского кодекса Российской Федерации и абзацем вторым пункта 2 статьи 10 Федерального закона от 26 декабря 1995 года № 208-ФЗ "Об акционерных обществах".
Статья 38. Особенности осуществления деятельности, требующей специального разрешения (лицензии)
1. Лицензии на осуществление космической деятельности, выданные Федеральным космическим агентством юридическим лицам, сохраняют свое действие, если срок их действия не истек до дня вступления в силу настоящего Федерального закона. К отношениям, связанным с осуществлением космической деятельности в соответствии с указанными лицензиями, применяются положения Федерального закона от 4 мая 2011 года № 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности". Иные разрешительные документы, выданные Федеральным космическим агентством юридическим лицам, продолжают действовать в пределах установленных в них сроков, по истечении которых такие разрешительные документы выдаются Корпорацией в установленном порядке. (В редакции Федерального закона от 15.04.2019 № 54-ФЗ)
2. При передаче в собственность Корпорации в качестве имущественного взноса Российской Федерации имущественных комплексов государственных унитарных предприятий выданные им лицензии и иные разрешительные документы подлежат переоформлению на Корпорацию в следующем порядке. Корпорация в течение десяти дней со дня подписания передаточного акта подает в лицензирующий орган заявление о переоформлении на нее лицензий и иных разрешительных документов, выданных государственным унитарным предприятиям. В заявлении указываются сведения о Корпорации и реквизиты документа, подтверждающего факт внесения в единый государственный реестр юридических лиц соответствующих изменений. Лицензирующий орган в течение четырнадцати дней со дня получения указанного заявления обязан переоформить такие лицензии и иные разрешительные документы и направить их в адрес Корпорации.
3. Акционерные общества, создаваемые в соответствии с настоящим Федеральным законом путем преобразования государственных унитарных предприятий, осуществляют свою деятельность на основании лицензий, иных разрешительных документов и документов об аккредитации, выданных этим государственным унитарным предприятиям, в пределах срока действия указанных лицензий и документов.
4. Для осуществления Корпорацией видов деятельности, подлежащих лицензированию, получение специальных разрешений (лицензий) не требуется.
Глава 8. Полномочия и функции Корпорации в переходный период
Статья 39. Переходный период
1. В целях осуществления процедур передачи Корпорации федерального имущества в качестве имущественного взноса Российской Федерации предусматривается переходный период, который действует со дня вступления в силу настоящего Федерального закона до завершения процедуры передачи Корпорации указанного имущества, но не позднее 1 января 2026 года. (В редакции Федерального закона от 20.07.2020 № 234-ФЗ)
2. В течение переходного периода Корпорация наделяется установленными статьями 40 и 41 настоящего Федерального закона полномочиями по осуществлению от имени Российской Федерации прав собственника имущества в отношении государственных унитарных предприятий, а также функций учредителя и прав собственника имущества в отношении федеральных государственных учреждений. Корпорация в отношении указанных предприятий и учреждений осуществляет и иные полномочия, установленные настоящим Федеральным законом.
Статья 40. Полномочия Корпорации по осуществлению прав собственника имущества предприятий Корпорации в переходный период
1. Корпорация осуществляет следующие права собственника имущества предприятий Корпорации:
1) утверждает уставы предприятий Корпорации, вносит в них изменения, формирует уставные фонды предприятий Корпорации;
2) на основании решений Президента Российской Федерации проводит реорганизацию (за исключением реорганизации в форме преобразования в хозяйственные общества) и ликвидацию предприятий Корпорации, включенных в перечень стратегических предприятий и стратегических акционерных обществ, утвержденный Указом Президента Российской Федерации;
3) принимает решения о реорганизации (за исключением реорганизации в форме преобразования в хозяйственные общества) и ликвидации предприятий Корпорации, в соответствии с этими решениями проводит во взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти реорганизацию и ликвидацию указанных предприятий (за исключением предприятий, предусмотренных пунктом 2 настоящей части);
4) вносит в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по управлению государственным имуществом, предложения о закреплении федерального имущества на праве хозяйственного ведения за предприятиями Корпорации;
5) принимает решения о перераспределении федерального имущества, находящегося в хозяйственном ведении предприятий Корпорации, между указанными предприятиями;
6) назначает на должность и освобождает от должности руководителей предприятий Корпорации, заключает, изменяет и прекращает трудовые договоры с ними в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права;
7) согласовывает прием на работу и увольнение главных бухгалтеров предприятий Корпорации и иных лиц, на которых возлагается ведение бухгалтерского учета предприятий Корпорации, заключение, изменение и прекращение трудовых договоров с ними, а также заключение предприятиями Корпорации договоров об оказании услуг по ведению бухгалтерского учета;
8) согласовывает назначение главных и (или) генеральных конструкторов предприятий Корпорации;
9) утверждает годовую бухгалтерскую (финансовую) отчетность и отчеты о финансово-хозяйственной деятельности предприятий Корпорации;
10) определяет порядок составления и утверждения показателей планов (программ) финансово-хозяйственной деятельности предприятий Корпорации;
11) осуществляет контроль за использованием по назначению имущества, принадлежащего предприятиям Корпорации, и за его сохранностью;
12) утверждает стратегию деятельности и ключевые показатели эффективности деятельности предприятий Корпорации и контролирует их выполнение;
13) дает предприятиям Корпорации задания, обязательные для выполнения;
14) принимает решения о проведении аудита годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности предприятий Корпорации;
15) утверждает отобранную на конкурсной основе аудиторскую организацию для проведения аудита годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности предприятий Корпорации и определяет размер ее вознаграждения;
16) дает согласие на совершение крупных сделок, связанных с приобретением, отчуждением или возможностью отчуждения предприятием Корпорации прямо либо косвенно имущества, стоимость которого составляет более десяти процентов уставного фонда предприятия или превышает иной предел, определенный Корпорацией;
17) дает согласие на распоряжение недвижимым имуществом, на совершение сделок, в совершении которых имеется заинтересованность руководителя предприятия Корпорации, а также в случаях, установленных федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации или уставом предприятия Корпорации, на совершение других сделок;
18) дает согласие на участие предприятий Корпорации в ассоциациях и других объединениях коммерческих организаций, а также в иных коммерческих и некоммерческих организациях;
19) дает согласие на создание филиалов и открытие представительств предприятий Корпорации;
20) согласовывает осуществление заимствований предприятиями Корпорации;
21) принимает решение об увеличении или уменьшении размера уставного фонда предприятия Корпорации;
22) определяет порядок направления части прибыли предприятий Корпорации, остающейся в их распоряжении после уплаты налогов, сборов и иных обязательных платежей, в доход Корпорации;
23) утверждает структуру предприятий Корпорации и предельную численность их работников;
24) осуществляет иные права собственника имущества предприятий Корпорации в соответствии с законодательством Российской Федерации.
2. Корпорация вправе обращаться в суд с исками о признании недействительными сделок с имуществом предприятий Корпорации, на совершение которых требуется получение согласия Корпорации или требовалось получение согласия федеральных органов исполнительной власти, осуществлявших полномочия собственника имущества предприятий до передачи этих полномочий Корпорации, а также с исками о применении последствий недействительности ничтожных сделок в случае, если данные сделки не были согласованы с Корпорацией или с указанными федеральными органами исполнительной власти.
3. Корпорация вправе истребовать имущество предприятия из чужого незаконного владения, а также предъявлять иски, направленные на защиту нарушенных или оспариваемых и связанных с реализацией полномочий Корпорации имущественных прав и интересов Российской Федерации. Право на предъявление исков, указанных в настоящей части, распространяется также на сделки, совершенные до наделения Корпорации соответствующими полномочиями.
4. Со дня принятия в установленном порядке решения о ликвидации Федерального космического агентства Корпорация осуществляет от имени Российской Федерации права собственника имущества, установленные частями 1 - 3 настоящей статьи, в отношении государственных унитарных предприятий, преобразуемых в акционерные общества, акции которых в соответствии с решением Президента Российской Федерации подлежат передаче в качестве вклада Российской Федерации в уставные капиталы акционерных обществ Корпорации, до завершения действий по преобразованию указанных предприятий в акционерные общества.
Статья 41. Полномочия Корпорации по осуществлению функций учредителя и прав собственника имущества федеральных государственных учреждений Корпорации в переходный период
(Наименование в редакции Федерального закона от 13.06.2023 № 242-ФЗ)
1. Корпорация осуществляет следующие функции учредителя и права собственника имущества федеральных государственных учреждений Корпорации: (В редакции Федерального закона от 13.06.2023 № 242-ФЗ)
1) утверждает уставы федеральных государственных учреждений, вносит в них изменения;
2) проводит реорганизацию и ликвидацию федеральных государственных учреждений в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
3) закрепляет имущество на праве оперативного управления за федеральными государственными учреждениями;
4) определяет порядок составления и утверждения показателей планов (программ) финансово-хозяйственной деятельности федеральных государственных учреждений;
5) назначает на должность и освобождает от должности руководителей федеральных государственных учреждений, заключает, изменяет и прекращает трудовые договоры с ними в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права;
6) согласовывает прием на работу и увольнение главных бухгалтеров федеральных государственных учреждений и иных лиц, на которых возлагается ведение бухгалтерского учета, заключение, изменение и прекращение трудовых договоров с ними;
7) утверждает годовую бухгалтерскую (финансовую) отчетность и отчеты о финансово-хозяйственной деятельности федеральных государственных учреждений;
8) осуществляет контроль за использованием по назначению имущества, находящегося в оперативном управлении федеральных государственных учреждений, и за его сохранностью;
9) изымает у федеральных государственных учреждений неиспользуемое или используемое не по назначению имущество, закрепленное за ними собственником либо приобретенное федеральными государственными учреждениями за счет средств, выделенных им собственником н