азвития с учетом видов разрешенного использования указанного земельного участка, определяемых в соответствии с частью 5 статьи 26 настоящего Федерального закона. При этом принятие решения о переводе земельного участка из одной категории земель в другую или об отнесении земельного участка к определенной категории земель не требуется.
2. Положения части 1 настоящей статьи не применяются в следующих случаях:
1) земельные участки и (или) земли расположены в границах особо охраняемой природной территории;
2) земельные участки и (или) земли указаны в статьях 83, 92 и 93 Земельного кодекса Российской Федерации.
3. Документация по планировке территории опережающего развития, в состав которой планируется включить земли сельскохозяйственного назначения, до ее утверждения подлежит согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений (в части, касающейся земель сельскохозяйственного назначения), по государственному мониторингу таких земель. Срок рассмотрения документации по планировке территории опережающего развития не может превышать пятнадцать рабочих дней со дня ее поступления в указанный федеральный орган исполнительной власти.
(Дополнение статьей - Федеральный закон от 14.07.2022 № 271-ФЗ)
Статья 27. Особенности проведения государственной экологической экспертизы проектной документации объектов инфраструктуры территории опережающего развития
(Наименование в редакции Федерального закона от 14.07.2022 № 271-ФЗ)
1. Государственная экологическая экспертиза, в том числе повторная, проектной документации объектов инфраструктуры территории опережающего развития, в отношении которых в соответствии с Федеральным законом от 23 ноября 1995 года № 174-ФЗ "Об экологической экспертизе" и Градостроительным кодексом Российской Федерации необходимо проведение такой экспертизы, проводится при условии соответствия требованиям указанного Федерального закона проектной документации, материалов и иных документов, представляемых заказчиком для ее проведения в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на проведение государственной экологической экспертизы, в том числе в соответствии с предусмотренным Градостроительным кодексом Российской Федерации и утвержденным Правительством Российской Федерации порядком проведения государственной экспертизы проектной документации и государственной экологической экспертизы проектной документации по принципу "одного окна". (В редакции федеральных законов от 14.07.2022 № 271-ФЗ, от 10.07.2023 № 305-ФЗ)
2. Срок проведения государственной экологической экспертизы проектной документации объектов инфраструктуры территорий опережающего развития, указанных в части 1 настоящей статьи, не может превышать сорок пять дней после ее предварительной оплаты в полном объеме. (В редакции Федерального закона от 14.07.2022 № 271-ФЗ)
Статья 28. Особенности принудительного отчуждения земельных участков (изъятия земельных участков) и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества, иного имущества для государственных нужд
1. Принудительное отчуждение земельных участков (изъятие земельных участков) и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества, иного имущества для государственных нужд в целях размещения объектов инфраструктуры территорий опережающего развития осуществляется в порядке, установленном гражданским законодательством и земельным законодательством, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей. (В редакции Федерального закона от 14.07.2022 № 271-ФЗ)
2. Решение о принудительном отчуждении земельных участков (изъятии земельных участков) и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества, иного имущества на территории опережающего развития принимается уполномоченным федеральным органом по ходатайству управляющей компании. (В редакции Федерального закона от 14.07.2022 № 271-ФЗ)
3. Управляющая компания обеспечивает все мероприятия, необходимые для исполнения решения о принудительном отчуждении земельных участков (об изъятии земельных участков) и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества, иного имущества, в том числе выступает заказчиком работ по оценке изымаемых земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества или оценке прекращаемых прав и размера убытков, причиняемых таким изъятием, а также по оценке недвижимого имущества, предоставляемого взамен изымаемого недвижимого имущества, выступает заказчиком кадастровых работ, проводит переговоры с правообладателями изымаемого недвижимого имущества. (В редакции Федерального закона от 30.12.2021 № 477-ФЗ)
4. (Часть утратила силу - Федеральный закон от 30.12.2021 № 477-ФЗ)
Статья 29. Особенности резервирования земельных участков
1. До принятия решения о принудительном отчуждении земельного участка (изъятии земельного участка) в целях размещения объектов инфраструктуры территории опережающего развития уполномоченный федеральный орган в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, вправе принять решение о резервировании данного земельного участка. (В редакции Федерального закона от 14.07.2022 № 271-ФЗ)
2. Земельные участки, зарезервированные в целях размещения объектов развития инфраструктуры территории опережающего развития, не могут предоставляться в частную собственность, а также быть объектами сделок, предусмотренных гражданским законодательством. (В редакции Федерального закона от 14.07.2022 № 271-ФЗ)
3. Резервирование земельных участков допускается в пределах территории, указанной в предложении уполномоченного федерального органа о создании территории опережающего развития в соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 3 настоящего Федерального закона. (Дополнение частью - Федеральный закон от 30.12.2021 № 477-ФЗ) (В редакции Федерального закона от 14.07.2022 № 271-ФЗ)
Статья 30. Особенности установления сервитута в целях размещения объектов инфраструктуры территории опережающего развития
(Наименование в редакции Федерального закона от 14.07.2022 № 271-ФЗ)
1. В целях размещения объектов инфраструктуры территорий опережающего развития допускается установление сервитута, в том числе в отношении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в порядке, предусмотренном земельным и гражданским законодательством, установление публичного сервитута в соответствии с земельным законодательством с учетом особенностей, установленных настоящим Федеральным законом. (В редакции федеральных законов от 03.08.2018 № 341-ФЗ, от 14.07.2022 № 271-ФЗ)
2. Публичный сервитут устанавливается решением уполномоченного федерального органа на основании ходатайства лица, осуществляющего деятельность, для обеспечения которой устанавливается сервитут (далее - обладатель сервитута). К таким лицам относятся организации, осуществляющие строительство, реконструкцию и (или) эксплуатацию объектов инфраструктуры территории опережающего развития. Сервитут в отношении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, устанавливается на основании соглашения, заключаемого в порядке, установленном Земельным кодексом Российской Федерации. (В редакции федеральных законов от 30.12.2021 № 477-ФЗ, от 14.07.2022 № 271-ФЗ)
3. (Часть утратила силу - Федеральный закон от 03.08.2018 № 341-ФЗ)
4. (Часть утратила силу - Федеральный закон от 03.08.2018 № 341-ФЗ)
5. (Часть утратила силу - Федеральный закон от 03.08.2018 № 341-ФЗ)
6. (Часть утратила силу - Федеральный закон от 03.08.2018 № 341-ФЗ)
7. Лицо, обратившееся с ходатайством об установлении публичного сервитута, обеспечивает за свой счет опубликование и размещение сообщений о возможном установлении публичного сервитута в порядке, установленном подпунктами 1 и 3 пункта 3 статьи 3942 Земельного кодекса Российской Федерации, ознакомление заинтересованных лиц с ходатайством об установлении публичного сервитута и прилагаемым к нему описанием местоположения границ публичного сервитута, а также опубликование решения об установлении публичного сервитута в порядке, установленном подпунктом 2 пункта 7 статьи 3943 Земельного кодекса Российской Федерации. (Дополнение частью - Федеральный закон от 30.12.2021 № 477-ФЗ)
Статья 31. Особенности размещения объектов инфраструктуры территории опережающего развития на землях лесного фонда
(Наименование в редакции Федерального закона от 14.07.2022 № 271-ФЗ)
1. В целях размещения объектов инфраструктуры территорий опережающего развития допускается размещение соответствующих объектов на землях лесного фонда. (В редакции Федерального закона от 14.07.2022 № 271-ФЗ)
2. Для размещения объектов инфраструктуры территории опережающего развития в лесах допускается осуществление выборочных и сплошных рубок лесных насаждений (за исключением случаев, предусмотренных Лесным кодексом Российской Федерации и иными законодательными актами Российской Федерации). (В редакции Федерального закона от 14.07.2022 № 271-ФЗ)
3. Лесохозяйственный регламент на территории опережающего развития до его утверждения подлежит согласованию с уполномоченным федеральным органом. (В редакции Федерального закона от 14.07.2022 № 271-ФЗ)
Глава 8. Об особенностях создания и функционирования институтов развития Дальнего Востока, а также отдельных мерах государственной поддержки субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа
Статья 32. Цели создания и условия функционирования институтов развития Дальнего Востока
Правительство Российской Федерации в целях комплексного решения и всестороннего обеспечения задач опережающего социально-экономического развития Дальнего Востока создает коммерческие и некоммерческие организации (институты развития), обеспечивающие:
1) финансирование и поддержку проектов, реализуемых на территории опережающего развития, а также поддержку иных социально ориентированных проектов, в том числе в агропромышленной сфере; (В редакции Федерального закона от 14.07.2022 № 271-ФЗ)
2) привлечение резидентов территории опережающего развития, прямых инвестиций; (В редакции Федерального закона от 14.07.2022 № 271-ФЗ)
3) развитие человеческого капитала и содействие обеспечению трудовыми ресурсами резидентов территории опережающего развития. (В редакции Федерального закона от 14.07.2022 № 271-ФЗ)
Статья 33. Отдельные меры государственной поддержкисоциально-экономического развития субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа
(Наименование в редакции Федерального закона от 26.07.2019 № 254-ФЗ)
1. В целях опережающего социально-экономического развития Дальнего Востока, привлечения инвестиций в создание новых и модернизацию имеющихся производственных предприятий разрабатывается и принимается программа развития инвестиционной и предпринимательской деятельности для каждого субъекта Российской Федерации, входящего в состав Дальневосточного федерального округа (далее - программа).
2. Программа разрабатывается уполномоченным федеральным органом совместно с высшим исполнительным органом субъекта Российской Федерации, входящего в состав Дальневосточного федерального округа, и должна определять: (В редакции Федерального закона от 26.02.2024 № 35-ФЗ)
1) цели, задачи и сроки программы;
2) виды экономической деятельности, на которые распространяется действие программы;
3) правила отбора участников программы, в том числе требования к ним;
4) порядок приобретения и прекращения статуса участника программы;
5) требования к объему капитальных вложений в зависимости от вида экономической деятельности.
3. Программа, согласованная с высшим исполнительным органом субъекта Российской Федерации, входящего в состав Дальневосточного федерального округа, вносится в Правительство Российской Федерации уполномоченным федеральным органом и принимается в форме постановления Правительства Российской Федерации. (В редакции Федерального закона от 26.02.2024 № 35-ФЗ)
4. Институты развития Дальнего Востока вправе выступать участниками синдиката кредиторов. (Дополнение частью - Федеральный закон от 31.12.2017 № 486-ФЗ)
5. Инвестиционные программы и планы развития государственных корпораций, государственных компаний и иных организаций с государственным участием в части их реализации на территории Дальневосточного федерального округа согласовываются с уполномоченным федеральным органом, осуществляющим на территории Дальневосточного федерального округа функции по координации деятельности по реализации государственных программ и федеральных целевых программ, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. (Дополнение частью - Федеральный закон от 26.07.2019 № 254-ФЗ)
6. Ограничения, установленные пунктом 15 статьи 241 Бюджетного кодекса Российской Федерации, до 1 января 2028 года не распространяются на резидентов территории опережающего развития, расположенной на территории Дальневосточного федерального округа, заключивших в соответствии с настоящим Федеральным законом соглашение об осуществлении деятельности с объемом капитальных вложений более 500 миллиардов рублей. (Дополнение частью - Федеральный закон от 22.07.2024 № 197-ФЗ)
Глава 9. Особенности создания территорий опережающего развития в монопрофильных муниципальных образованиях Российской Федерации (моногородах)
(Наименование в редакции Федерального закона от 14.07.2022 № 271-ФЗ)
Статья 34. Порядок создания территорий опережающего развития на территориях монопрофильных муниципальных образований Российской Федерации (моногородов)
(Наименование в редакции Федерального закона от 14.07.2022 № 271-ФЗ)
1. Территории опережающего развития создаются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, на территориях монопрофильных муниципальных образований Российской Федерации (моногородов), включенных в перечень, утверждаемый Правительством Российской Федерации, за исключением муниципальных образований, на территориях которых созданы территории опережающего развития в соответствии с настоящим Федеральным законом. (В редакции федеральных законов от 03.07.2016 № 252-ФЗ, от 14.07.2022 № 271-ФЗ)
11. Решения Правительства Российской Федерации о создании территорий опережающего развития на территориях монопрофильных муниципальных образований Российской Федерации (моногородов), в которых имеются риски ухудшения социально-экономического положения, и монопрофильных муниципальных образований Российской Федерации (моногородов) со стабильной социально-экономической ситуацией, включенных в перечень, утверждаемый Правительством Российской Федерации, принимаются на основании критериев, устанавливаемых Правительством Российской Федерации, и должны содержать обоснования целесообразности их создания с учетом действующих льготных режимов на территориях указанных монопрофильных муниципальных образований Российской Федерации (моногородов). (Дополнение частью - Федеральный закон от 03.07.2016 № 252-ФЗ) (В редакции Федерального закона от 14.07.2022 № 271-ФЗ)
2. В отношении территорий опережающего развития, указанных в части 1 настоящей статьи, не применяются положения настоящего Федерального закона, за исключением пунктов 3, 4, 8, 9 части 1 статьи 17 настоящего Федерального закона. (В редакции федеральных законов от 26.07.2019 № 254-ФЗ, от 14.07.2022 № 271-ФЗ)
3. Резидентами территорий опережающего развития, указанных в части 1 настоящей статьи, признаются юридические лица, являющиеся коммерческими организациями, за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий, финансовых организаций, в том числе кредитных и страховых организаций и профессиональных участников рынка ценных бумаг, заключившие соглашения об осуществлении деятельности на территориях опережающего развития с органами государственной власти субъектов Российской Федерации и (или) органами местного самоуправления муниципальных образований, указанных в части 1 настоящей статьи, включенные в реестр резидентов территорий опережающего развития, указанных в части 1 настоящей статьи, и отвечающие одновременно следующим требованиям: (В редакции Федерального закона от 14.07.2022 № 271-ФЗ)
1) регистрация юридического лица осуществлена на территории муниципального образования, указанного в части 1 настоящей статьи;
2) деятельность юридического лица осуществляется исключительно на территории муниципального образования, указанного в части 1 настоящей статьи;
3) юридическое лицо реализует на территории муниципального образования, указанного в части 1 настоящей статьи, инвестиционный проект, отвечающий требованиям, установленным Правительством Российской Федерации;
4) юридическое лицо на дату включения в реестр резидентов территорий опережающего развития, указанных в части 1 настоящей статьи, не является градообразующей организацией монопрофильного муниципального образования Российской Федерации (моногорода); (В редакции федеральных законов от 11.06.2022 № 164-ФЗ, от 14.07.2022 № 271-ФЗ)
5) юридическое лицо не является дочерней организацией градообразующей организации монопрофильного муниципального образования Российской Федерации (моногорода). (Дополнение пунктом - Федеральный закон от 11.06.2022 № 164-ФЗ)
4. Для целей настоящей статьи под градообразующей организацией монопрофильного муниципального образования Российской Федерации (моногорода) понимается организация (филиал юридического лица), которая осуществляет деятельность на территории монопрофильного муниципального образования Российской Федерации (моногорода), включенного в перечень монопрофильных муниципальных образований Российской Федерации (моногородов), утверждаемый Правительством Российской Федерации, и среднесписочная численность работников которой составляет не менее 20 процентов среднесписочной численности работников всех организаций, осуществляющих деятельность на территории муниципального образования.
41. Если в рамках реализации инвестиционного проекта резидентом территории опережающего развития, указанной в части 1 настоящей статьи, созданы рабочие места в количестве, превышающем 20 процентов среднесписочной численности работников всех организаций, осуществляющих деятельность на территории муниципального образования, такое юридическое лицо не является градообразующей организацией, определенной частью 4 настоящей статьи. (Дополнение частью - Федеральный закон от 11.06.2022 № 164-ФЗ) (В редакции Федерального закона от 14.07.2022 № 271-ФЗ)
5. Дополнительные требования к резидентам территорий опережающего развития, указанных в части 1 настоящей статьи, могут устанавливаться Правительством Российской Федерации. (В редакции Федерального закона от 14.07.2022 № 271-ФЗ)
6. Реестр резидентов территорий опережающего развития, указанных в части 1 настоящей статьи, ведется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. (В редакции Федерального закона от 14.07.2022 № 271-ФЗ)
7. В отношении территорий опережающего развития на территориях монопрофильных муниципальных образований Российской Федерации (моногородов) уполномоченным федеральным органом является уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти в области координации деятельности органов государственной власти по обеспечению стабильного развития монопрофильных муниципальных образований Российской Федерации (моногородов). (В редакции федеральных законов от 03.07.2016 № 252-ФЗ, от 14.07.2022 № 271-ФЗ)
Глава 10. Заключительные положения
Статья 35. Переходные положения