зя будет пользоваться мерами государственной поддержки, включая кредиты ВЭБа и госгарантии. (Аплодисменты.) Им, этим компаниям, также должен быть закрыт доступ к исполнению государственных контрактов и контрактов структур с госучастием. (Аплодисменты.) Другими словами, хочешь пользоваться льготами, господдержкой и получать прибыль, работая в России,- регистрируйся в российской юрисдикции. (Аплодисменты.)
Следует повышать прозрачность экономики. За предоставление заведомо недостоверных, неполных сведений о реальном положении банков, страховых компаний, пенсионных фондов, других финансовых организаций необходимо ввести уголовную ответственность в отношении их руководства. Нужно продолжить принципиальную и твёрдую линию по избавлению нашей кредитно-финансовой системы от разного рода "отмывочных" контор, или, как ещё говорят, "прачечных". При этом интересы добросовестных клиентов и вкладчиков проблемных банков должны быть надёжно защищены. Борьба с размыванием налоговой базы с разного рода оффшорными схемами - сегодня мировая тенденция. Эти темы широко обсуждаются и в формате "восьмёрки", и "двадцатки". Россия будет проводить такую политику как на международном, так и на национальном уровнях.
Требования ответственности в полной мере касаются не только частного бизнеса, но и руководителей находящихся под контролем государства компаний и институтов развития. Предлагаю Правительству кардинально изменить принципы их работы. Здесь не должно быть зон управленческого уюта. Они получают очень хорошие деньги, и мы не добьёмся большого эффекта для экономики, если у них всё поотрезаем, кадры не получим там нужные, но контроль за их работой должен быть налажен и налажен должным образом. Все такие структуры должны разработать свои долгосрочные стратегии, в них обозначить чёткие цели и показатели персональной ответственности руководства. В трудовых договорах менеджмента надо предусмотреть ответственность за невыполнение поставленных задач, в том числе и материальную ответственность. Программы компаний, включённых в список стратегических предприятий, должны утверждаться Правительством Российской Федерации, а их реализация проходить внешний аудит. Посмотрел вчера - это несколько десятков компаний. У нас несколько списков, но список стратегических - это несколько десятков всего. Конечно, это дополнительная нагрузка, но Правительство, конечно, справится с этой задачей.
Вновь подчеркну, ресурсы и государства, и частного бизнеса должны идти на развитие, на достижение стратегических целей таких, как подъём Сибири и Дальнего Востока. Это наш национальный приоритет на весь XXI век! (Аплодисменты.)
Задачи, которые предстоит решить, беспрецедентны по масштабу, а значит, и наши шаги должны быть нестандартными. Мы уже приняли решение по льготной ставке налога на прибыль и ряда других налогов для новых инвестпроектов на Дальнем Востоке. Считаю целесообразным распространить этот режим на всю Восточную Сибирь, включая Красноярский край и Республику Хакасия. (Аплодисменты.)
Кроме того, на Дальнем Востоке и в Восточной Сибири предлагаю создать сеть специальных территорий опережающего экономического развития с особыми условиями для организации несырьевых производств, ориентированных, в том числе, и на экспорт. Для новых предприятий, размещённых в таких территориях, должны быть предусмотрены (и вот дальше - то, что, собственно говоря, предлагается), должны быть предусмотрены пятилетние каникулы по налогу на прибыль, НДПИ, за исключением нефти и газа (это доходные отрасли), налогу на землю, имущество, а также, что очень важно для высокотехнологичных производств, льготная ставка страховых взносов. (Аплодисменты.) И что так же важно, здесь будут созданы условия ведения бизнеса, конкурентные с ключевыми деловыми центрами АТР, включая процедуры разрешения на строительство, подключения к электросетям, прохождения таможни. А чтобы решить вопрос с инфраструктурой в таких территориях, активно задействуем возможности Фонда развития Дальнего Востока.
До 1 июля 2014 года следует определить, где конкретно будут организованы такие территории, а также выпустить все правовые нормативные акты, необходимые для их работы. Имея в виду важность и масштабность такой задачи - прошу Председателя Правительства взять эту работу под личный контроль. В дальнейшем с учётом опыта и практики деятельности таких территорий, полученного эффекта - примем решение об их будущем развитии.
Мы продолжим и те проекты, которые сегодня реализуются. Так, на острове Русский построен новый университет. Он должен наладить глубокую научную экспертизу программ развития Дальнего Востока, обеспечить потребность региона в кадрах, прежде всего по таким направлениям, как космос, биотехнологии, робототехника, дизайн, инжиниринг, океанология и использование морских ресурсов.
Уверен, что разворот России к Тихому океану, динамичное развитие всех наших восточных территорий не только откроет нам новые возможности и горизонты в экономике, но и даст дополнительные инструменты для проведения активной внешней политики.
Уважаемые коллеги!
Мировое развитие становится всё более противоречивым и более динамичным. В этих условиях возрастает историческая ответственность России и не только как одного из ключевых гарантов глобальной и региональной стабильности, а как государства, которое последовательно отстаивает ценностные подходы, в том числе и в международных отношениях.
Накал военно-политической, экономической, информационной конкуренции в мире не снижается, а только растёт, и другие центры влияния внимательно следят за усилением России.
Мы всегда гордились своей страной, но мы не претендуем на звание какой-то сверхдержавы, понимаемое как претензия на мировую или региональную гегемонию, не покушаемся ни на чьи интересы, никому не навязываем своё покровительство, никого не пытаемся учить жить. Но мы будем стремиться быть лидерами, защищая международное право, добиваясь уважения к национальному суверенитету, самостоятельности и самобытности народов. И это абсолютно объективно и объяснимо для такого государства, как Россия, с её великой историей и культурой, с многовековым опытом не так называемой толерантности - бесполой и бесплодной, а именно совместной органичной жизни разных народов в рамках одного единого государства. (Аплодисменты.)
Сегодня во многих странах пересматриваются нормы морали и нравственности, стираются национальные традиции и различия наций и культур. От общества теперь требуют не только здравого признания права каждого на свободу совести, политических взглядов и частной жизни, но и обязательного признания равноценности, как это ни покажется странным, добра и зла - противоположных по смыслу понятий. Подобное разрушение традиционных ценностей сверху не только ведёт за собой негативные последствия для обществ, но и в корне антидемократично, поскольку проводится в жизнь, исходя из абстрактных, отвлечённых идей, вопреки воле народного большинства, которое не принимает происходящие перемены и предлагаемые ревизии.
И мы знаем, что в мире всё больше людей, поддерживающих нашу позицию по защите традиционных ценностей, которые тысячелетиями составляли духовную, нравственную основу цивилизации и каждого народа: ценностей традиционной семьи, подлинной человеческой жизни, в том числе и жизни религиозной, жизни не только материальной, но и духовной, ценностей гуманизма и разнообразия мира. (Аплодисменты.) Конечно, это консервативная позиция, но, говоря словами Николая Бердяева, смысл консерватизма не в том, что он препятствует движению вперёд и вверх, а в том, что он препятствует движению назад и вниз, к хаотичной тьме, к возврату к первобытному состоянию. (Аплодисменты.)
В последние годы мы видели, как попытки навязать другим странам якобы более прогрессивную модель развития на деле оборачивались регрессом, варварством, большой кровью. Так было в целом ряде стран Ближнего Востока, Северной Африке, такая драматическая ситуация складывалась и вокруг Сирии. На сирийском направлении международному сообществу совместно пришлось сделать судьбоносный выбор: либо скатываться к дальнейшему размыванию основ миропорядка, к торжеству права силы, к кулачному праву, к умножению хаоса, либо коллективно принимать ответственные решения. Считаю нашим общим успехом, что выбор был сделан именно на основе фундаментальных принципов международного права, здравого смысла и логики мира. Удалось избежать, во всяком случае, на сегодняшний день, внешнего военного вмешательства в сирийские дела и распространения волн конфликта далеко за пределы региона. Россия внесла в этот процесс весьма существенный вклад. Мы действовали твёрдо, продуманно и взвешенно, ни разу не поставили под угрозу ни свои собственные интересы и безопасность, ни глобальную стабильность. На мой взгляд, так и должна действовать зрелая, ответственная держава. (Аплодисменты.)
В результате вместе с партнёрами нам сообща удалось развернуть ход событий от войны к налаживанию общесирийского политического процесса и достижению гражданского согласия. Под международный контроль поставлены химические арсеналы Сирии, их ликвидация - важный шаг в укреплении режимов нераспространения оружия массового уничтожения.
Сирийский прецедент подтвердил центральную роль ООН в мировой политике. Как показала ситуация вокруг Сирии, а теперь и вокруг Ирана, любая международная проблема может и должна решаться исключительно политическими средствами, не прибегая к силовым акциям, которые не имеют перспективы и вызывают отторжение у большинства стран мира. По иранской ядерной программе в этом году сделан прорывной, но лишь первый шаг. Необходимо и далее вести терпеливый поиск более широкого решения, гарантирующего неотъемлемые права Ирана на развитие мирной ядерной энергетики и безопасность, хочу это подчеркнуть, всех стран региона, включая Израиль.
Кстати, именно иранская ядерная программа в своё время служила, пожалуй, главным аргументом развёртывания систем противоракетной обороны, это так, между прочим, скажу. Теперь что получается? Иранская ядерная проблема уходит, а система ПРО остаётся, и не просто остаётся, а получает своё дальнейшее развитие, но об этом скажу чуть позже.
Ещё раз хочу подчеркнуть, Россия готова к совместной работе со всеми партнёрами в интересах обеспечения общей, равной и неделимой безопасности. На решение острых мировых проблем, укрепление режимов нераспространения, противодействие международному терроризму и борьбу с наркоугрозой будет направлено наше председательство в "восьмёрке" в наступающем году. Такими принципами намерены руководствоваться при подготовке саммитов БРИКС и ШОС, которые Россия примет в 2015-м.
Сейчас мы входим в решающую стадию подготовки договора о Евразийском экономическом союзе. Рассчитываем, что к 1 мая 2014 года согласование текста договора будет завершено и он поступит в парламенты России, Белоруссии и Казахстана. Прошу вас, уважаемые коллеги, рассмотреть и поддержать этот документ в приоритетном порядке. Добавлю, что уже сейчас действуют рабочие группы, которые готовят "дорожные карты" по присоединению к Таможенному союзу Киргизии и Армении. Уверен, реальные достижения евразийской интеграции только повысят к ней интерес со стороны других наших соседей, в том числе и со стороны украинских партнёров.
Ещё до всех этих событий, которые сейчас мы видим в Киеве, а я очень рассчитываю на то, что всем политическим силам страны в интересах украинского народа удастся договориться и решить все накопившиеся проблемы, но ещё до всех этих проблем, начиная с мая текущего года, Украина изъявила желание присутствовать на всех встречах "тройки" в качестве наблюдателя, участвовать в дискуссиях и неоднократно заявляла ранее о своей заинтересованности в присоединении к отдельным соглашениям Таможенного союза. Мы ничего никому не навязываем, но если у наших друзей есть желание совместно работать, мы готовы к продолжению этой работы на экспертном уровне. Наш интеграционный проект основан на равноправии, на реальных экономических интересах. Будем последовательно продвигать евразийский процесс, не противопоставляя его другим интеграционным проектам, в том числе, разумеется, и такому зрелому интеграционному проекту, как европейский; будем исходить из нашей взаимодополняемости и, конечно, будем продолжать работу с нашими европейскими друзьями по подготовке нового базового соглашения.
Уважаемые коллеги!
Несколько слов о наших действиях по дальнейшему укреплению Вооружённых Сил. Уже упоминал только что о проблеме противоракетной обороны, и вот что хотел бы в этой связи ещё раз сказать. Мы прекрасно отдаём себе отчёт в том, что система противоракетной обороны только по названию является оборонительной, а на самом деле это существенная часть стратегического наступательного потенциала. Вызывает озабоченность и разработка новых систем вооружений таких, как ядерные взрывные устройства малой мощности, стратегические ракеты в неядерном исполнении, гиперзвуковые неядерные высокоточные системы, предназначенные для нанесения ударов в короткий промежуток времени и на большую дальность. Мы внимательно следим за развитием так называемой концепции обезоруживающего мгновенного глобального удара. Есть такая концепция и активно развивается в некоторых странах.
Реализация всех этих планов может иметь крайне негативные последствия для региональной и глобальной стабильности. Увеличение зарубежными странами потенциала стратегических высокоточных систем в неядерном исполнении в сочетании с наращиванием возможностей системы ПРО может свести на нет все ранее достигнутые договорённости в области ограничения и сокращения стратегических ядерных вооружений, привести к нарушению так называемого стратегического баланса сил. Мы это прекрасно понимаем и знаем в этой связи, что нам нужно делать. (Аплодисменты.) Ни у кого не должно быть иллюзий относительно возможности добиться военного превосходства над Россией. Мы этого никогда не допустим. Россия ответит на все вызовы: и политические, и технологические. Весь необходимый потенциал у нас для этого есть. Наша военная доктрина и перспективные образцы вооружения, которые поступают и будут поступать в войска, позволяют нам, безусловно, обеспечить безопасность Российского государства. (Аплодисменты.) Нам ещё многое нужно сделать по развитию современных высокоточных боевых комплексов. В то же время уже сейчас по ряду качественных параметров современных стратегических ядерных сил сдерживания мы успешно и по плану выходим на новые рубежи, и нашим некоторым партнёрам нас ещё догонять придётся.
Для дальнейшего усиления нашей ядерной триады ведётся разработка новых ракетных систем стратегического назначения наземного, морского и воздушного базирования. Продолжим укрепление РВСН, строительство атомного подводного флота. Начинаем работу и над перспективным комплексом дальней авиации. На очереди чрезвычайно важная вещь - формирование системы глобальной разведки и целеуказания, которая будет работать в едином информационном пространстве и реальном масштабе времени в интересах Вооружённых Сил Российской Федерации. Это связано и с укреплением нашей космической группировки.
Мы продолжим развитие сил общего назначения: авиации, флота, Сухопутных войск. В текущем году в соответствии с планами до 220 тыс. человек возросло число рядовых и сержантов-контрактников. При этом мы должны думать, как создать подготовленный мобилизационный резерв. И в этой связи тоже есть предложение: не отказываясь от отсрочек для студентов, изменить саму систему военной подготовки в вузах; дать возможность всем студентам пройти в ходе учёбы и последующего военного сбора воинскую подготовку и получить военную специальность. (Аплодисменты.) Данный механизм позволит готовить нужное количество резервистов по наиболее востребованным, прежде всего, техническим воинским специальностям, при этом не призывая их в Вооружённые Силы. Прошу Правительство и Совет Безопасности представить конкретные предложения по организации такой системы.
Далее. Средства, которые мы выделяем на перевооружение армии и флота, на модернизацию оборонно-промышленного комплекса, как вы знаете, беспрецедентны. Они достигают цифры 23 трлн. рублей. В ближайшее десятилетие предприятия ОПК страны будут полностью загружены заказами. (Аплодисменты.) Смогут обновить свою производственную базу, создать качественные рабочие места. Напомню, что в отраслях ОПК у нас трудятся порядка 2 млн. человек. Вместе с членами семей это почти 7 млн. человек. И у специалистов этой отрасли будет стабильная, высокооплачиваемая работа, а значит, и достаток в семьях.
Уже сейчас мы должны думать, как будут загружены предприятия ОПК после выполнения гособоронзаказа, после 2020 года. Нельзя допустить, чтобы эти предприятия оказались невостребованными. И прошу Военно-промышленную комиссию представить предложения на этот счёт, чтобы предприятия могли своевременно переключиться на выпуск востребованной на нашем и на внешнем рынках продукции гражданского назначения.
Ещё один момент хотел бы особо отметить. Мы говорили, что все военнослужащие Минобороны, вставшие на очередь до 1 января 2012 года, будут до конца текущего года обеспечены постоянным жильём. В ближайшее время эта задача должна быть полностью решена. Так и будет. Обращаю на это внимание Министра обороны и прошу разбираться с каждым конкретным случаем, помогая людям выбрать наиболее удобный вариант.
Уважаемые коллеги, впервые за всю историю страны мы закрываем вопрос с постоянным жильём для военнослужащих армии и флота России. (Аплодисменты.) И теперь можем сконцентрироваться на завершении создания современного фонда служебного жилья и комфортных военных городков.
Уважаемые коллеги!
Чувство ответственности за страну - это лейтмотив, нерв и стержень Конституции России, призыв к каждому из нас. Стратегическая повестка развития страны известна, в Послании конкретизированы основные направления работы, пути и методы достижения поставленных целей. Всё, что заявлено, должно исполняться без всяких оговорок, ссылок и ведомственных толкований. В этом главная, самая весомая задача власти. Наш долг укреплять доверие людей. Только в этом случае будет расти активность граждан, появится стремление внести свой вклад в развитие страны.
Повторю, если решение принято, оно должно быть реализовано. Считаю такой подход концентрированным выражением ответственности и предлагаю сделать его девизом наступающего года, девизом для всех: для власти, для общества, для граждан. Абсолютно убеждён в том, что, опираясь на лучшие традиции нашего народа, используя самые современные идеи и эффективные способы развития, мы решим все стоящие перед нами задачи и обязательно добьёмся успеха!
Спасибо за внимание. (Аплодисменты.)
Москва, Кремль
12 декабря 2013 года