строить много, относительно недорого и качественно. Но при этом нужно решить несколько задач. Прежде всего, принять все изменения в законодательство, которые разблокируют наконец процесс предоставления земельных участков под застройку. Сделать это в течение ближайших месяцев. Мы постоянно обсуждаем эту тему. За последние несколько недель многократно возвращались к ней. Органы местного самоуправления будут обязаны выставлять все свободные участки под застройку на торги по прозрачным и ясным процедурам. Одновременно должна возрасти ответственность застройщика: получил разрешение, но не начал вовремя строить - верни землю.
Следующий барьер, который сдерживает стройку, - это дефицит средств на обеспечение земельных участков инженерной инфраструктурой. Нужно создать специальные инструменты для решения этой проблемы, определиться с финансовыми источниками и организационной формой. Знаю, что по инициативе фискальных органов Правительство готовит предложения по упорядочению интернет-торговли. Это тоже могло бы стать одним из источников средств для развития инженерной инфраструктуры. Прошу сделать предложения на этот счёт.
И наконец, нужно навести порядок с разрешительными процедурами, они до сих пор не унифицированы. Прошу установить единый, исчерпывающий перечень разрешительных документов на строительство, предельно сократить сроки необходимых процедур, и сделать это нужно до конца марта 2014 года. (Аплодисменты.) Коллеги прекрасно понимают, почему так происходит, почему до сих пор не решается вопрос, - очень коррумпированная сфера потому что. Вот в этом вся проблема.
Уважаемые коллеги!
Базовое условие для решения задач социального развития - это возобновление устойчивого экономического роста. По сути, перехожу к сердцевине всей нашей работы. Да, конечно, мы испытываем последствия глобального кризиса. Но нужно прямо сказать, основные причины замедления носят не внешний, а внутренний характер. По объёмам ВВП Россия (это, конечно, хорошо) вошла в пятёрку крупнейших экономик мира, однако по такому ключевому показателю, как производительность труда, мы отстаём от ведущих стран в два-три раза. Необходимо форсированно преодолеть этот разрыв. Для этого в полную силу задействовать новые факторы развития. Какие факторы? Они тоже хорошо всем известны. Это высокое качество профессионального образования и гибкий рынок труда, благоприятный инвестиционный климат и современные технологии.
Поручаю Правительству совместно с РАН провести корректировку перспективных направлений развития науки и техники. В соответствии с этими приоритетами должен строить свою работу и недавно созданный Российский научный фонд. Он призван сосредоточиться на финансировании фундаментальных исследований и программ с длительным горизонтом реализации. Рассматриваю эту работу как общенациональную задачу.
Совсем недавно, уважаемые коллеги, руководители всех фракций, представленных в парламенте, на встречах в ходе подготовки к сегодняшнему Посланию высказывали свои предложения по участию в инновационном развитии страны. Вы все проголосовали за закон, которым был создан Российский научный фонд. Предлагаю всем фракциям парламента направить своих представителей в попечительский совет Российского научного фонда.
Что касается прикладных исследований, то эта работа должна быть сосредоточена на базе технологических платформ. Предлагаю переориентировать на поддержку таких исследований средства соответствующих целевых программ. В первую очередь такой программы, как "Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса". При этом важно, чтобы работал принцип софинансирования проектов и со стороны государства, и со стороны бизнеса.
Сегодня у нас в среднем из 265 полученных научных результатов только один (только один!) становится объектом правовой охраны. Вклад добавленной стоимости, которая образуется от оборота интеллектуальной собственности в ВВП России, менее 1 процента. Это не просто мало, это очень мало! В США этот показатель - 12 процентов, в Германии - 7-8, а у наших соседей в Финляндии - 20. Поэтому техплатформы должны быть нацелены на конкретный результат, на получение патентов и лицензий, на практическое внедрение разработок.
Нам необходимо формировать внутренний спрос на высокие технологии. Вот это чрезвычайно важное обстоятельство, внутренний спрос нужен на эти технологии. Нужно использовать для этих целей систему государственных закупок, инвестиционные программы госкомпаний. Это огромные деньги, триллионы рублей.
Также нужно провести серьёзную инвентаризацию институтов развития. В последнее время их деятельность рассыпалась на множество разрозненных проектов, порой напрямую не связанных с инновациями. Мы не для этого создавали эти институты развития. Проекты, может быть, и хорошие, но создавались эти институты для развития, для поддержки именно инновационного развития экономики. Нужно восстановить в работе институтов развития стратегический вектор на технологический прорыв.
Чтобы очистить экономику от устаревших, неэффективных, вредных технологий, необходимо, наконец, отстроить современную систему технического и экологического регулирования. Очень сложный, очень чувствительный для экономики вопрос. Рассчитываю, что Правительство совместно с бизнесом, с нашими коллегами по Таможенному союзу энергично проведёт эту работу.
Кроме того, предлагаю создать систему статистической оценки уровня технологического состояния отраслей экономики, чтобы иметь объективную картину нашей конкурентоспособности. В советский период такая система работала. Она была ликвидирована, ничего на этой базе не было создано, нужно её воссоздать.
Следующая задача - поддержка несырьевого экспорта. Такая система в полном объёме так и не заработала. Сохраняется много административных барьеров. Получение разрешения на экспорт занимает более 20 дней. Для сравнения тоже скажу, что в США - это шесть дней, в Канаде и, скажем, в Южной Корее - восемь. Все эти вопросы надо учесть в новой "дорожной карте" по поддержке экспорта. Прошу Правительство совместно с Агентством стратегических инициатив разработать её к 1 марта 2014 года.
Уважаемые коллеги!
Принципиальная роль в качественном развитии экономики принадлежит новым профессиональным стандартам. Они должны задать требования к квалификации каждого специалиста. Но они сработают только в том случае, если будут востребованы бизнесом. Поэтому их подготовка должна идти с участием самих профессиональных сообществ. Предлагаю создать Национальный совет профессиональных квалификаций, и не при каком-то ведомстве, а как действительно независимый орган. В его работе должны принять участие ведущие деловые объединения и профессиональные ассоциации. За два года Совет должен утвердить весь пакет новых профессиональных стандартов. Прошу наших коллег из бизнеса, из упомянутых мною объединений, не уклоняться от этой работы. Это, в конце концов, в ваших интересах.
Под требования стандартов следует перенастроить всю систему профессионального образования. Очень многое можно заимствовать из собственного опыта, естественно, на новом уровне. Это - и возрождение школьной профориентации, работа высших технических учебных заведений (втузов), которые создавались на базе крупных промышленных предприятий. Главный принцип - обучение на реальном производстве, когда теория подкрепляет практические навыки. (Аплодисменты.)
Отдельно хотел бы сказать и о высшей школе. Большинство юношей и девушек стремится получить высшее образование. Качество университетов и вузов должно соответствовать этому запросу. Только тогда образовательный драйв молодёжи станет мощным стимулом развития страны. Однако сегодня как в столице, так и в регионах много вузов, которые, к сожалению, до сих пор не отвечают современным требованиям. Считаю, что для обновления всей системы высшего образования нужно использовать потенциал лучших вузов страны, делегировав им права и полномочия по оценке качества образования. В том числе и с их помощью добиться того, чтобы выпускники были востребованы на рынке труда, а экономика и общество получили реальную отдачу.
Ни в коем случае нельзя создавать барьеры для образовательной мобильности наших граждан, это касается и платы, кстати говоря, за студенческие общежития. Цены здесь не должны браться с потолка, а должны прямо зависеть от условий проживания и объёма предоставляемых услуг. Прошу Минобрнауки и органы студенческого самоуправления жёстко контролировать ситуацию. Ну, невозможно до небес задирать цены на общежития для студентов! Хочу обратить внимание ректоров университетов, скоро дело придёт, знаете, к чему: Минфин будет учитывать ваши доходы и будет занижать соответствующие нормативы. Вот вы дождётесь этого! Пострадают образование, студенты и сами вузы. (Аплодисменты.)
Мы также должны значительно нарастить экспорт качественных образовательных услуг, создать условия для получения образования в российских вузах для иностранных граждан и наших соотечественников, прежде всего из государств СНГ. Это очень серьёзный инструмент укрепления культурного, интеллектуального влияния России в мире. В ближайшее время нужно обеспечить взаимное признание документов о школьном образовании со всеми странами Содружества, а также проработать вопрос (это как предложение) о создании пунктов проведения ЕГЭ по российским стандартам, например, в странах СНГ на базе центров русского языка. Такие экзамены должны проводиться в одно время со сдачей ЕГЭ в наших школах. Всё это должно дать возможность талантливым молодым людям из стран Содружества поступать в наши высшие учебные заведения. И наконец, следует ускорить принятие правовых актов, которые позволят российским вузам активно развивать массовое дистанционное образование, также ориентированное прежде всего на наших соотечественников и граждан СНГ.
Совершенствуя профессиональное образование, надо помнить, что рынок труда становится более гибким и граждане в случае необходимости должны иметь возможность пройти переподготовку, взять новый профессиональный старт. Надо создать условия для тех, кто готов переехать на другое место работы в другой город, в другой регион. Естественно, делать это с учётом задач территориального развития, привлекая бизнес. Нужно оказать людям информационную поддержку, включая создание общефедеральной базы вакансий, чтобы каждый человек мог увидеть, в каком регионе он может найти хорошую работу. Здесь необходим целый комплекс решений, и прошу его разработать. Имея в виду и арендное жильё, и другие меры. Их перечень - понятен. И сделать нужно это как можно быстрее.
Важная задача - повысить привлекательность сельских территорий для жизни и работы. Мы уже вложили серьёзные средства в развитие АПК. Отрасль демонстрирует очень хорошую динамику, в результате мы по многим позициям полностью обеспечили себя отечественными товарами. Большое спасибо селянам за эту работу и за её результаты. (Аплодисменты.)
Теперь на первый план выходит задача закрепления людей на селе, формирования современной, комфортной инфраструктуры в сельских территориях. Прошу обратить на это особое внимание при внесении изменений в государственную программу развития АПК.
Отдельно хотел бы сказать о ситуации в моногородах. Это непростое наследие, которое досталось нам ещё от советской экономики. Здесь проживает более 15 млн. человек. Да, немало моногородов и посёлков находятся в сложном положении, но здесь есть база социальной инфраструктуры, жильё, профессиональные кадры. Нужно посмотреть, чего не хватает бизнесу, какие преференции, условия ему нужно создать, чтобы инвестор шёл в эти моногорода не из-под палки, а видел реальную выгоду. Поверьте, лучше нам это сделать именно таким образом, чем вкладывать потом десятки миллиардов в трудоустройство напрямую из бюджета. А придётся это делать при известном развитии ситуации. Также прошу представить предложения по комплексному развитию моногородов, по реализации здесь инвестиционных проектов с предложениями по источникам финансирования, по снятию напряжения на рынке труда и адресному содействию малому и среднему бизнесу.
В этой связи хочу обратиться к руководителям всех субъектов Российской Федерации. Мы, конечно, знаем о состоянии региональных бюджетов. Но нельзя жить только текущими заботами. Уже неоднократно звучала идея, которую, разумеется, поддерживаю: все регионы страны могут предоставлять двухлетние налоговые каникулы для новых малых предприятий, работающих в производственной, социальной и научной сферах. (Аплодисменты.) Наверное, не все губернаторы аплодируют, но хочу вам сказать, что завтра это окупится дополнительными поступлениями в казну регионов и муниципалитетов. Это же новые предприятия. Их просто пока нет, а значит, нет и не будет выпадающих доходов бюджета. И наоборот, создадим условия для этих предприятий - такие доходы появятся.
Кроме того, надо предусмотреть для малых предприятий и индивидуальных предпринимателей возможность платить налоги и страховые взносы по принципу "одного окна". Это разные платежи. Нужно просто свести их в одно место и в одно время - чтобы было удобно платить.
И ещё одна сложная проблема, связанная с состоянием рынка труда, - это иностранная трудовая миграция. Отсутствие должного порядка не только деформирует структуру занятости, но вызывает дисбалансы в социальной сфере, провоцирует национальные конфликты, обостряет криминогенную обстановку. Нужно упорядочить приём на работу иностранных граждан, прибывающих в Россию в безвизовом порядке, усилить ответственность работодателей за использование труда иностранных работников. И конечно, если они живут и работают в России, пользуются системами образования и здравоохранения, они должны нести соответствующие обязательства, платить налоги и другие платежи.
У нас непростая здесь задача. Мы не можем порвать наши особые связи с бывшими республиками Советского Союза, но и порядок нужно наводить. В этой связи следует изменить действующую патентную систему. Сейчас иностранный работник должен приобретать патент, если он работает у физического лица. Предлагаю, чтобы юридические лица и индивидуальные предприниматели также имели возможность нанимать иностранного работника на основе патента. Стоимость патента будет определять сам субъект Федерации в зависимости от ситуации на региональном рынке труда и от среднего уровня дохода населения на этой территории. Система патентов должна быть дифференцирована и стимулировать приток в Россию, прежде всего, профессиональных, образованных специалистов, знающих русский язык, близких к нашей культуре. Подчеркну, патент должен действовать только в том регионе, где он приобретён. Рассчитываю на то, что если грамотно организовать эту работу, то это будет экономический инструмент регулирования миграционных потоков. Понимаете, экономический инструмент, имея в виду стоимость этого патента в разных регионах Российской Федерации.
И наконец, нужно усилить контроль за целями въезда иностранных граждан. Так делают все цивилизованные страны. Государство должно знать, зачем и на какой срок приезжает иностранец в Россию. При этом надо решить вопрос с иностранцами, которые въехали в страну в безвизовом порядке и длительное время находятся в России без определённой цели. Якобы без определённой - у них, наверное, какая-то есть цель, но государство об этом ничего не знает. Срок их пребывания в стране должен быть ограничен, а для тех, кто нарушает правила пребывания, въезд в Россию будет запрещён (аплодисменты) в зависимости от тяжести нарушения на срок от трёх до десяти лет. Эти меры поставят дополнительные барьеры для иностранных граждан, которые, если говорить прямо, занимаются теневой, а то и криминальной деятельностью или работают нелегально, зачастую в нечеловеческих условиях, и сами, к сожалению, становятся жертвами преступников.
Уважаемые коллеги!
Два года назад вместе с бизнес-сообществом мы начали системную работу по улучшению делового климата в России. Результаты есть, они хорошие. Многие по этому поводу сомневались. Но повторю - результаты есть. Нужно идти дальше. К 2015 году должна быть в основном сформирована нормативно-правовая база для благоприятного ведения бизнеса.
Уже со следующего года мы запустим национальный рейтинг состояния инвестиционного климата в регионах России. По сути, он станет механизмом оценки реализации национальной предпринимательской инициативы в каждом субъекте Федерации. Одновременно мы должны создать стимулы для тех регионов, которые развивают свою экономическую базу, для тех, кто сделал смыслом своей работы поддержку деловой инициативы и создание новых производств и рабочих мест.
Сейчас скажу очень приятную новость для руководителей регионов Российской Федерации. Считаю, что если регион вкладывает свои средства в создание индустриальных и технопарков, бизнес-инкубаторов, то дополнительные федеральные налоги, которые в течение трёх лет поступят от размещённых там предприятий, должны возвращаться в субъект Федерации в форме межбюджетных трансфертов. (Аплодисменты.) Внимание - в пределах затрат регионов на создание инфраструктуры таких площадок! (Смех в зале.) Ничего смешного, предложение хорошее, оно выстрадано в изнурительной дискуссии с Министерством финансов. И прошу Министра финансов не размывать эти договоренности, самым внимательным образом к этому отнестись и исполнить.
По-прежнему чувствительная тема для предпринимателей - это избыточное внимание со стороны разного рода контролёров. Контрольная работа нужна, но и работа по изменению принципов деятельности контрольных и надзорных структур тоже должна быть продолжена. А чтобы дополнительно повысить открытость в этой сфере, предлагаю создать единый федеральный портал, на котором каждая проверка будет иметь индивидуальный номер. И сразу будет видно, кто её инициировал, в отношении кого она проводилась, какие мотивы были у проверяющего органа и, самое главное, какие результаты получены в ходе этой проверки.
Хотел бы обратить внимание ещё на одну проблему. Механизмы разрешения хозяйственных споров по-прежнему далеки от лучших мировых практик, в том числе нам нужно серьёзно повысить авторитет третейских судов. Прошу Правительство совместно с РСПП и Торгово-промышленной палатой в короткие сроки разработать и внести в Госдуму законопроект о кардинальном совершенствовании третейского судопроизводства.
В прошлом году в Послании говорил о задачах по деоффшоризации экономики - ещё одна тема, на которую хотел бы обратить ваше внимание и к которой, считаю, необходимо вернуться и сегодня. Почему? Прямо скажу, результаты пока малозаметны. Напомню о масштабной сделке текущего года с объёмом более 50 млрд. долларов: продажа долей в компании ТНК-ВР прошла вне российской юрисдикции, хотя продавцы известны - это российские граждане, и покупатель хорошо известен - одна из крупнейших российских компаний. По оценкам экспертов, в прошлом году через оффшоры или полуоффшоры прошли российские товары общей стоимостью 111 млрд. долларов, это пятая часть всего нашего экспорта. Половина из 50 млрд. долларов российских инвестиций в другие страны также пришлась на оффшоры. За этими цифрами - вывод капиталов, которые должны работать в России, прямые потери бюджета страны.
Поскольку ничего как следует в этой сфере не сделано за год, у меня есть предложения, вот они. Доходы компаний, которые зарегистрированы в оффшорной юрисдикции и принадлежат российскому собственнику, конечному бенефициару, должны облагаться по нашим налоговым правилам, а налоговые платежи должны быть уплачены в российский бюджет. И нужно продумать систему, как эти деньги изъять. (Аплодисменты.) Механизмы для этого есть, кстати говоря, здесь ничего такого, знаете, необычного нет. В некоторых странах уже вводится такая схема: хотите в оффшорах - пожалуйста, но деньги - сюда (такая схема уже вводится и работает в странах с развитой рыночной экономикой).
Далее. Компаниям, зарегистрированным в иностранной юрисдикции, нель