и выявлении данных, указывающих на признаки составов преступлений, передает соответствующие материалы в правоохранительные органы;
3) получает в сроки, установленные для осуществления своих функций, информацию, документы и материалы, необходимые для осуществления внешнего государственного аудита (контроля), включая действующую государственную и ведомственную статистическую или иную отчетность, а также осуществляет формирование предложений к плану статистических работ и запрос данных государственной статистики;
4) предоставляет федеральным государственным органам, органам управления государственными внебюджетными фондами, федеральным государственным учреждениям рекомендации по составу и порядку формирования данных при создании и модернизации ими федеральных государственных информационных систем в целях обеспечения выполнения государственных функций и (или) предоставления государственных услуг, а также получает необходимый Счетной палате для осуществления внешнего государственного аудита (контроля) постоянный доступ к таким системам в соответствии с законодательством Российской Федерации об информации, информационных технологиях и о защите информации, законодательством Российской Федерации о государственной и иной охраняемой законом тайне; (В редакции федеральных законов от 04.11.2014 № 341-ФЗ, от 18.12.2022 № 514-ФЗ)
5) запрашивает сведения о составе данных ведомственных информационных систем объектов аудита (контроля);
6) привлекает государственные контрольные, правоохранительные и иные органы и их представителей к участию в проведении контрольных и экспертно-аналитических мероприятий, а также на договорной основе аудиторские, научно-исследовательские, экспертные и иные организации, отдельных специалистов, экспертов, переводчиков к участию в осуществлении контрольной, экспертно-аналитической и иной деятельности; (В редакции Федерального закона от 18.12.2022 № 514-ФЗ)
7) осуществляет по обращениям контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований или законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления оценку (анализ) деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, дает заключения о соответствии деятельности этих органов законодательству о внешнем государственном (муниципальном) финансовом контроле и рекомендации по повышению ее эффективности, а также по обращениям законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации дает заключения о соответствии кандидатур на должность председателя контрольно-счетного органа субъекта Российской Федерации требованиям, установленным Федеральным законом от 7 февраля 2011 года № 6-ФЗ "Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований"; (В редакции Федерального закона от 07.02.2017 № 11-ФЗ)
8) организовывает взаимодействие с контрольно-счетными органами субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, в том числе по вопросам планирования и проведения на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации и муниципальных образований совместных и параллельных контрольных и экспертно-аналитических мероприятий;
9) оказывает контрольно-счетным органам субъектов Российской Федерации и муниципальных образований организационную, правовую, информационную, методическую и иную помощь, содействует в профессиональной подготовке, переподготовке и повышении квалификации работников контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований;
10) осуществляет подготовку рекомендаций по формированию системы целевых показателей для разработки документов стратегического планирования Российской Федерации, а также по их составу и количественным значениям; (В редакции Федерального закона от 04.11.2014 № 341-ФЗ)
101) осуществляет информационный обмен данными о лицах, привлеченных к административной ответственности, с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, в порядке, установленном соглашением о сотрудничестве; (Дополнение пунктом - Федеральный закон от 27.10.2015 № 291-ФЗ)
102) обеспечивает защиту сведений, составляющих государственную тайну, реализует предусмотренные законодательством Российской Федерации меры по ограничению прав сотрудников Счетной палаты, имеющих либо имевших доступ к сведениям, составляющим государственную тайну, и предоставлению им социальных гарантий; (Дополнение пунктом - Федеральный закон от 18.12.2022 № 514-ФЗ)
11) осуществляет иные полномочия в соответствии с настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами.
2. Создание, реорганизация и ликвидация научных и иных учреждений (организаций), необходимых для обеспечения деятельности Счетной палаты, осуществляются по решению Председателя Счетной палаты в соответствии с законодательством Российской Федерации.
3. Контрольная и экспертно-аналитическая деятельность осуществляется путем проведения контрольных и экспертно-аналитических мероприятий в форме предварительного аудита, оперативного анализа и контроля и последующего аудита (контроля) в соответствии с утверждаемыми Счетной палатой стандартами внешнего государственного аудита (контроля).
4. Контрольная и экспертно-аналитическая деятельность осуществляется в виде финансового аудита (контроля), аудита соответствия, аудита эффективности, иных видов аудита (контроля) в соответствии с настоящим Федеральным законом и со стандартами внешнего государственного аудита (контроля), утверждаемыми Счетной палатой. (В редакции Федерального закона от 18.12.2022 № 514-ФЗ)
5. Финансовый аудит (контроль) применяется в целях документальных проверок достоверности финансовых операций, бюджетного учета, бюджетной и иной отчетности, целевого использования федеральных и иных ресурсов, проверок финансовой и иной деятельности объектов аудита (контроля). При проведении финансового аудита (контроля) в пределах компетенции Счетной палаты осуществляется проверка соблюдения бюджетного законодательства Российской Федерации, а также нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения. (В редакции Федерального закона от 18.12.2022 № 514-ФЗ)
51. Аудит соответствия применяется в целях оценки соответствия предмета аудита законодательным и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, иным документам в пределах компетенции Счетной палаты, за исключением целей, предусмотренных частью 5 настоящей статьи. (Дополнение частью - Федеральный закон от 18.12.2022 № 514-ФЗ)
6. Аудит эффективности применяется в целях определения эффективности использования федеральных и иных ресурсов, полученных объектами аудита (контроля) для достижения запланированных целей. (В редакции Федерального закона от 18.12.2022 № 514-ФЗ)
7. (Часть утратила силу - Федеральный закон от 18.12.2022 № 514-ФЗ)
8. Контрольная и экспертно-аналитическая деятельность по видам аудита (контроля) осуществляется в отношении предмета аудита, в том числе государственных программ Российской Федерации (федеральных целевых программ), государственной поддержки инновационной деятельности, инвестиционных проектов, федеральных информационных систем и проектов, закупок товаров, работ и услуг. (В редакции Федерального закона от 18.12.2022 № 514-ФЗ)
81. Информационная деятельность Счетной палаты осуществляется посредством направления палатам Федерального Собрания отчетов о результатах контрольных и экспертно-аналитических мероприятий, регулярного предоставления информации о своей деятельности средствам массовой информации, издания бюллетеня Счетной палаты, представления Совету Федерации и Государственной Думе ежегодного отчета о работе Счетной палаты, утверждаемого Коллегией Счетной палаты и подлежащего обязательному опубликованию. (Дополнение частью - Федеральный закон от 18.12.2022 № 514-ФЗ)
9. (Часть утратила силу - Федеральный закон от 18.12.2022 № 514-ФЗ)
10. (Часть утратила силу - Федеральный закон от 18.12.2022 № 514-ФЗ)
11. (Часть утратила силу - Федеральный закон от 18.12.2022 № 514-ФЗ)
12. (Часть утратила силу - Федеральный закон от 18.12.2022 № 514-ФЗ)
Статья 15. Объекты аудита (контроля)
(Наименование в редакции Федерального закона от 18.12.2022 № 514-ФЗ)
1. Счетная палата осуществляет внешний государственный аудит (контроль) в отношении федеральных государственных органов (в том числе их аппаратов), органов государственных внебюджетных фондов, Центрального банка Российской Федерации, федеральных государственных учреждений, федеральных государственных унитарных предприятий, государственных корпораций, государственных компаний и публично-правовых компаний, хозяйственных товариществ и обществ с участием Российской Федерации в их уставных (складочных) капиталах, хозяйственных товариществ и обществ с участием государственных корпораций, государственных компаний и публично-правовых компаний в их уставных (складочных) капиталах, а также коммерческих организаций с долей (вкладом) таких товариществ и обществ в их уставных (складочных) капиталах. (В редакции федеральных законов от 03.07.2016 № 236-ФЗ, от 07.02.2017 № 11-ФЗ, от 29.05.2019 № 106-ФЗ)
2. Счетная палата осуществляет внешний государственный аудит (контроль) в отношении государственных органов субъектов Российской Федерации (в том числе их аппаратов), органов местного самоуправления, иных объектов контроля в пределах компетенции, установленной Бюджетным кодексом Российской Федерации и настоящим Федеральным законом. (В редакции Федерального закона от 29.05.2019 № 106-ФЗ)
3. Счетная палата осуществляет внешний государственный аудит (контроль) в отношении юридических лиц (за исключением указанных в части 1 настоящей статьи), индивидуальных предпринимателей, физических лиц - производителей товаров, работ, услуг в части соблюдения ими условий договоров (соглашений) о предоставлении средств из федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов, государственных контрактов (контрактов, договоров), заключенных с лицами, указанными в части 1 настоящей статьи, и договоров, заключенных в целях исполнения таких государственных контрактов (контрактов, договоров), договоров об использовании федерального имущества (управлении федеральным имуществом), договоров (соглашений) о предоставлении государственных гарантий Российской Федерации, а также в части использования ими средств, источником которых являются субсидии из федерального бюджета, юридических лиц, получающих средства из бюджетов государственных внебюджетных фондов на основании федеральных законов в части аккумулирования и инвестирования сумм страховых взносов Фондом пенсионного и социального страхования Российской Федерации, учета средств пенсионных накоплений, передачи средств пенсионных накоплений от одного страховщика другому страховщику, расходов на инвестирование, осуществления выплат за счет средств пенсионных накоплений, а также получающих средства по договорам о финансовом обеспечении обязательного медицинского страхования, кредитных организаций, осуществляющих отдельные операции со средствами федерального бюджета, в части соблюдения ими условий договоров (соглашений) о предоставлении средств из федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов. (В редакции федеральных законов от 04.11.2014 № 341-ФЗ, от 07.02.2017 № 11-ФЗ, от 29.05.2019 № 106-ФЗ, от 18.12.2022 № 514-ФЗ, от 28.12.2022 № 569-ФЗ)
4. Счетная палата осуществляет внешний государственный аудит (контроль) также в отношении иных организаций. Проведение контрольных и экспертно-аналитических мероприятий в отношении иных организаций осуществляется в соответствии с поручениями Совета Федерации и Государственной Думы, оформленными соответствующими постановлениями, а также обращениями или поручениями Президента Российской Федерации и обращениями Правительства Российской Федерации. (В редакции Федерального закона от 07.02.2017 № 11-ФЗ)
Статья 16. Методы осуществления деятельности Счетной палаты
1. Методами осуществления контрольной и экспертно-аналитической деятельности являются проверка, ревизия, анализ, обследование, мониторинг, а также иные методы, предусмотренные стандартами внешнего государственного аудита (контроля), утверждаемыми Счетной палатой. (В редакции Федерального закона от 18.12.2022 № 514-ФЗ)
2. Проверка применяется в целях документального исследования отдельных действий (операций) или определенного направления финансовой деятельности объекта аудита (контроля) за определенный период, указанных в решении о проведении проверки.
21. Проверки подразделяются на камеральные и выездные. (Дополнение частью - Федеральный закон от 07.02.2017 № 11-ФЗ)
22. Под камеральной проверкой в целях настоящего Федерального закона понимается проверка, проводимая по месту нахождения Счетной палаты на основании документов, представленных по запросу Счетной палаты. (Дополнение частью - Федеральный закон от 07.02.2017 № 11-ФЗ)
23. Под выездной проверкой в целях настоящего Федерального закона понимается проверка, проводимая по месту нахождения объекта аудита (контроля). (Дополнение частью - Федеральный закон от 07.02.2017 № 11-ФЗ)
3. Ревизия применяется в целях комплексной проверки деятельности объекта аудита (контроля), которая выражается в документальной и фактической проверке соблюдения требований законодательства Российской Федерации в отношении совершенных финансовых и хозяйственных операций, достоверности и правильности их отражения в бухгалтерской (финансовой) и бюджетной отчетности. (В редакции Федерального закона от 18.12.2022 № 514-ФЗ)
4. Результаты проверки, ревизии оформляются актом.
5. Анализ применяется в целях исследования отдельных сторон, свойств, составных частей предмета и деятельности объекта аудита (контроля) и систематизации результатов исследования.
6. Обследование применяется в целях анализа и оценки состояния определенной сферы предмета и деятельности объекта аудита (контроля).
7. Результаты анализа, обследования оформляются заключением.
8. Мониторинг применяется в целях сбора и анализа информации о предмете и деятельности объекта аудита (контроля) на системной и регулярной основе.
9. (Часть утратила силу - Федеральный закон от 18.12.2022 № 514-ФЗ)
10. (Часть утратила силу - Федеральный закон от 18.12.2022 № 514-ФЗ)
11. (Часть утратила силу - Федеральный закон от 18.12.2022 № 514-ФЗ)
12. (Часть утратила силу - Федеральный закон от 18.12.2022 № 514-ФЗ)
13. (Часть утратила силу - Федеральный закон от 18.12.2022 № 514-ФЗ)
Статья 17. Контрольные и экспертно-аналитические мероприятия Счетной палаты
1. Контрольные и экспертно-аналитические мероприятия проводятся в соответствии с программами, утверждаемыми в установленном порядке.
2. По результатам проведения контрольных и экспертно-аналитических мероприятий оформляются отчеты, за исключением случаев осуществления комплексов контрольных и экспертно-аналитических мероприятий, по результатам которых настоящим Федеральным законом предусмотрено оформление заключений Счетной палаты. Члены Коллегии Счетной палаты несут персональную ответственность за достоверность отчетов и заключений по результатам проведения контрольных и экспертно-аналитических мероприятий. (В редакции Федерального закона от 07.02.2017 № 11-ФЗ)
3. Отчеты и заключения по результатам контрольных и экспертно-аналитических мероприятий представляются на рассмотрение Коллегии Счетной палаты членами Коллегии, ответственными за их проведение. По результатам их рассмотрения Коллегия Счетной палаты принимает решение, которое подписывается председательствующим на заседании Коллегии Счетной палаты. (В редакции Федерального закона от 07.02.2017 № 11-ФЗ)
4. При представлении отчетов и заключений по результатам контрольных и экспертно-аналитических мероприятий палатам Федерального Собрания особое мнение членов Коллегии Счетной палаты оглашается в обязательном порядке. В случае, если с особым мнением выступает Председатель Счетной палаты или заместитель Председателя Счетной палаты, им предоставляется слово для содоклада. (В редакции Федерального закона от 07.02.2017 № 11-ФЗ)
5. О результатах проведенных контрольных и экспертно-аналитических мероприятий Счетная палата информирует Совет Федерации и Государственную Думу, доводит их до сведения руководителей соответствующих федеральных органов исполнительной власти, иных государственных органов, органов местного самоуправления, организаций и учреждений.
6. Об ущербе, причиненном государству, и о выявленных нарушениях нормативных правовых актов Счетная палата информирует Совет Федерации и Государственную Думу, а при наличии данных, указывающих на признаки составов преступлений, передает соответствующие материалы в правоохранительные органы.
7. Государственные контрольные, правоохранительные и иные органы обязаны предоставлять Счетной палате информацию о ходе рассмотрения и принятых решениях по переданным Счетной палатой материалам. (В редакции Федерального закона от 18.12.2022 № 514-ФЗ)
8. Счетная палата анализирует итоги проводимых контрольных мероприятий, обобщает и исследует причины и последствия выявленных отклонений и нарушений в процессе формирования и исполнения доходов и расходов федерального бюджета, бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации. (Дополнение частью - Федеральный закон от 18.12.2022 № 514-ФЗ)
9. Счетная палата в пределах своей компетенции вправе инициировать перед субъектами права законодательной инициативы предложения о совершенствовании бюджетного законодательства Российской Федерации и развитии финансовой системы Российской Федерации, а также участвовать в законопроектной деятельности государственных органов. (Дополнение частью - Федеральный закон от 18.12.2022 № 514-ФЗ)
10. Материалы по результатам контрольных и экспертно-аналитических мероприятий, связанные с сохранением государственной тайны, представляются палатам Федерального Собрания в соответствии с законодательством Российской Федерации. (Дополнение частью - Федеральный закон от 18.12.2022 № 514-ФЗ)
Статья 18. Предварительный аудит формирования федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации
1. Счетная палата осуществляет предварительный аудит формирования федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации в целях установления их соответствия законодательству Российской Федерации, а также определения обоснованности показателей проектов бюджетов.
2. В рамках предварительного аудита формирования федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации Счетная палата осуществляет комплекс экспертно-аналитических и контрольных мероприятий, проверку и анализ обоснованности показателей проектов федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, наличия и состояния нормативной методической базы их формирования, оценку проектов федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации как инструментов социально-экономической политики государства, их соответствия положениям посланий Президента Российской Федерации и иных программных документов, оценку качества прогнозирования доходов федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, использования бюджетных средств, инвестиционной и долговой политики, а также эффективности межбюджетных отношений. (В редакции Федерального закона от 04.11.2014 № 341-ФЗ)
3. По результатам осуществления комплекса экспертно-аналитических и контрольных мероприятий, предусмотренного частью 2 настоящей статьи, Счетная пала