Копия в формате PDF
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
О Счетной палате Российской Федерации
Принят Государственной Думой 22 марта 2013 года
Одобрен Советом Федерации 27 марта 2013 года
(В редакции федеральных законов от 07.05.2013 № 102-ФЗ, от 23.07.2013 № 251-ФЗ, от 28.12.2013 № 396-ФЗ, от 12.03.2014 № 29-ФЗ, от 04.11.2014 № 341-ФЗ, от 05.10.2015 № 285-ФЗ, от 27.10.2015 № 291-ФЗ, от 03.07.2016 № 236-ФЗ, от 28.12.2016 № 505-ФЗ, от 07.02.2017 № 11-ФЗ, от 29.05.2019 № 106-ФЗ, от 30.04.2021 № 116-ФЗ, от 18.12.2022 № 514-ФЗ, от 28.12.2022 № 569-ФЗ, от 10.07.2023 № 286-ФЗ)
Глава 1. Общие положения
Статья 1. Предмет регулирования и цель настоящего Федерального закона
1. Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие в процессе осуществления Счетной палатой Российской Федерации (далее - Счетная палата) внешнего государственного аудита (контроля) порядка формирования, управления и распоряжения средствами федерального бюджета, бюджетов государственных внебюджетных фондов, федеральной собственностью (далее - федеральные ресурсы) и иными ресурсами в пределах компетенции Счетной палаты, обеспечивающими социально-экономическое развитие Российской Федерации (далее - иные ресурсы), а также задачи, функции, полномочия и организацию деятельности Счетной палаты. (В редакции Федерального закона от 18.12.2022 № 514-ФЗ)
2. Целью настоящего Федерального закона является создание правовых основ для осуществления палатами Федерального Собрания Российской Федерации (далее - Федеральное Собрание) парламентского контроля посредством формирования Счетной палаты, призванной обеспечивать конституционное право граждан Российской Федерации на участие в управлении делами государства путем осуществления внешнего государственного аудита (контроля).
Статья 2. Статус Счетной палаты
1. Счетная палата является постоянно действующим высшим органом внешнего государственного аудита (контроля), образуемым в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, и подотчетным Федеральному Собранию.
2. В рамках задач, определенных законодательством Российской Федерации, Счетная палата обладает организационной, функциональной, а также финансовой независимостью и осуществляет свою деятельность самостоятельно.
3. Деятельность Счетной палаты не может быть приостановлена, в том числе в связи с роспуском Государственной Думы. (В редакции Федерального закона от 04.11.2014 № 341-ФЗ)
4. Счетная палата является юридическим лицом, имеет печать с изображением Государственного герба Российской Федерации и со своим наименованием, геральдический знак - эмблему и флаг.
5. Местонахождение Счетной палаты - город Москва, улица Зубовская, дом 2. (В редакции Федерального закона от 04.11.2014 № 341-ФЗ)
Статья 3. Правовая основа деятельности Счетной палаты
1. В своей деятельности Счетная палата руководствуется Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, а также международно-правовыми принципами независимого аудита (контроля).
2. Счетная палата осуществляет внешний государственный аудит (контроль) в соответствии с разрабатываемыми и утверждаемыми в установленном настоящим Федеральным законом порядке стандартами Счетной палаты.
Статья 4. Принципы внешнего государственного аудита (контроля), осуществляемого Счетной палатой
Счетная палата осуществляет внешний государственный аудит (контроль) на основе принципов законности, эффективности, объективности, независимости, открытости и гласности.
Статья 5. Задачи Счетной палаты
Задачами Счетной палаты являются:
1) организация и осуществление контроля за целевым и эффективным использованием средств федерального бюджета, бюджетов государственных внебюджетных фондов;
2) (Пункт утратил силу - Федеральный закон от 18.12.2022 № 514-ФЗ)
3) определение эффективности и соответствия нормативным правовым актам Российской Федерации порядка формирования, управления и распоряжения федеральными и иными ресурсами; (В редакции федеральных законов от 04.11.2014 № 341-ФЗ, от 18.12.2022 № 514-ФЗ)
4) анализ выявленных недостатков и нарушений в процессе формирования, управления и распоряжения федеральными и иными ресурсами, выработка предложений по их устранению, устранению их причин и последствий, а также по совершенствованию бюджетного процесса в целом в пределах компетенции; (В редакции Федерального закона от 18.12.2022 № 514-ФЗ)
5) (Пункт утратил силу - Федеральный закон от 04.11.2014 № 341-ФЗ)
6) оценка эффективности предоставления налоговых и иных льгот и преимуществ, бюджетных кредитов за счет средств федерального бюджета, а также проверка соблюдения требований законодательства Российской Федерации при предоставлении государственных гарантий и поручительств или обеспечении исполнения обязательств другими способами по сделкам, совершаемым юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями за счет федеральных и иных ресурсов; (В редакции Федерального закона от 18.12.2022 № 514-ФЗ)
7) определение достоверности бюджетной отчетности главных администраторов средств федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации и годового отчета об исполнении федерального бюджета, бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации;
8) контроль за соблюдением требований законодательства Российской Федерации при движении средств федерального бюджета и средств государственных внебюджетных фондов в Центральном банке Российской Федерации, уполномоченных банках и иных кредитных организациях Российской Федерации, а также за своевременностью движения этих средств; (В редакции Федерального закона от 18.12.2022 № 514-ФЗ)
9) обеспечение в пределах своей компетенции мер по противодействию коррупции.
Глава 2. Состав и структура Счетной палаты
Статья 6. Состав Счетной палаты
Счетная палата образуется в составе Председателя Счетной палаты, заместителя Председателя Счетной палаты, аудиторов Счетной палаты, аппарата Счетной палаты.
Статья 7. Председатель Счетной палаты
1. Председатель Счетной палаты назначается на должность Советом Федерации сроком на шесть лет по представлению Президента Российской Федерации. Одно и то же лицо не может занимать должность Председателя Счетной палаты более двух сроков подряд. (В редакции Федерального закона от 18.12.2022 № 514-ФЗ)
2. Кандидатуры для назначения на должность Председателя Счетной палаты вносятся Президенту Российской Федерации Советом палаты Совета Федерации по предложениям комитетов Совета Федерации. Президенту Российской Федерации вносятся не менее трех кандидатур на должность Председателя Счетной палаты. Президент Российской Федерации выбирает из внесенных кандидатур одну и представляет ее Совету Федерации для назначения на должность Председателя Счетной палаты. В случае, если ни одна из внесенных кандидатур не будет поддержана Президентом Российской Федерации, он вправе выдвинуть иную кандидатуру и представить ее Совету Федерации для назначения на должность Председателя Счетной палаты. (В редакции Федерального закона от 18.12.2022 № 514-ФЗ)
3. Постановление о назначении на должность Председателя Счетной палаты принимается большинством голосов от общего числа сенаторов Российской Федерации. (В редакции Федерального закона от 18.12.2022 № 514-ФЗ)
4. Председателем Счетной палаты может быть гражданин Российской Федерации, не имеющий гражданства (подданства) иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства, имеющий высшее образование и опыт работы не менее пяти лет в области государственного управления, государственного контроля (аудита), экономики, финансов, юриспруденции. (В редакции Федерального закона от 30.04.2021 № 116-ФЗ)
5. Председатель Счетной палаты не может состоять в родственных отношениях с Президентом Российской Федерации, Председателем Совета Федерации, Председателем Государственной Думы, Председателем Правительства Российской Федерации, Председателем Конституционного Суда Российской Федерации, Председателем Верховного Суда Российской Федерации, Руководителем Администрации Президента Российской Федерации, Генеральным прокурором Российской Федерации, Председателем Следственного комитета Российской Федерации. (В редакции Федерального закона от 12.03.2014 № 29-ФЗ)
6. Председатель Счетной палаты:
1) осуществляет руководство деятельностью Счетной палаты и организует ее работу в соответствии с законодательством Российской Федерации, Регламентом Счетной палаты, представляет Счетную палату внутри страны и за рубежом;
2) представляет Совету Федерации и Государственной Думе совместно с заместителем Председателя Счетной палаты отчеты о работе Счетной палаты.
7. Председатель Счетной палаты не может быть депутатом Государственной Думы, сенатором Российской Федерации и членом Правительства Российской Федерации. При этом Председатель Счетной палаты имеет право принимать участие в заседаниях Совета Федерации и Государственной Думы, их комитетов и комиссий, Правительства Российской Федерации, Президиума Правительства Российской Федерации. (В редакции Федерального закона от 18.12.2022 № 514-ФЗ)
8. Председатель Счетной палаты досрочно освобождается от должности решением Совета Федерации в случае: (В редакции Федерального закона от 18.12.2022 № 514-ФЗ)
1) нарушения им законодательства Российской Федерации или совершения злоупотреблений по службе, если за такое решение проголосует большинство от общего числа сенаторов Российской Федерации; (В редакции Федерального закона от 18.12.2022 № 514-ФЗ)
2) личного заявления об отставке;
3) признания его недееспособным вступившим в законную силу решением суда;
4) в связи с утратой доверия в случаях, предусмотренных Федеральным законом от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ "О противодействии коррупции";
5) прекращения гражданства Российской Федерации или наличия гражданства (подданства) иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства. (Дополнение пунктом - Федеральный закон от 30.04.2021 № 116-ФЗ)
9. Решение о досрочном освобождении от должности Председателя Счетной палаты оформляется постановлением Совета Федерации по представлению Президента Российской Федерации. (В редакции Федерального закона от 18.12.2022 № 514-ФЗ)
Статья 8. Заместитель Председателя Счетной палаты
1. Заместитель Председателя Счетной палаты назначается на должность Государственной Думой сроком на шесть лет по представлению Президента Российской Федерации. Одно и то же лицо не может занимать должность заместителя Председателя Счетной палаты более двух сроков подряд. (В редакции Федерального закона от 18.12.2022 № 514-ФЗ)
2. Кандидатуры для назначения на должность заместителя Председателя Счетной палаты вносятся Президенту Российской Федерации Советом Государственной Думы по предложениям фракций в Государственной Думе. Президенту Российской Федерации вносятся не менее трех кандидатур на должность заместителя Председателя Счетной палаты. Президент Российской Федерации выбирает из внесенных кандидатур одну и представляет ее Государственной Думе для назначения на должность заместителя Председателя Счетной палаты. В случае, если ни одна из внесенных кандидатур не будет поддержана Президентом Российской Федерации, он вправе выдвинуть иную кандидатуру и представить ее Государственной Думе для назначения на должность заместителя Председателя Счетной палаты. (В редакции Федерального закона от 18.12.2022 № 514-ФЗ)
3. Постановление о назначении на должность заместителя Председателя Счетной палаты принимается большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы. (В редакции Федерального закона от 18.12.2022 № 514-ФЗ)
4. Заместителем Председателя Счетной палаты может быть гражданин Российской Федерации, не имеющий гражданства (подданства) иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства, имеющий высшее образование и опыт работы не менее пяти лет в области государственного управления, государственного контроля (аудита), экономики, финансов, юриспруденции. (В редакции Федерального закона от 30.04.2021 № 116-ФЗ)
5. Заместитель Председателя Счетной палаты не может состоять в родственных отношениях с Президентом Российской Федерации, Председателем Совета Федерации, Председателем Государственной Думы, Председателем Правительства Российской Федерации, Председателем Конституционного Суда Российской Федерации, Председателем Верховного Суда Российской Федерации, Руководителем Администрации Президента Российской Федерации, Генеральным прокурором Российской Федерации, Председателем Следственного комитета Российской Федерации, Председателем Счетной палаты. (В редакции Федерального закона от 12.03.2014 № 29-ФЗ)
6. Заместитель Председателя Счетной палаты выполняет должностные обязанности в соответствии с Регламентом Счетной палаты, исполняет в отсутствие Председателя Счетной палаты его полномочия, по поручению Председателя Счетной палаты представляет Счетную палату внутри страны и за рубежом. Заместитель Председателя Счетной палаты может осуществлять руководство направлением деятельности Счетной палаты. (В редакции Федерального закона от 04.11.2014 № 341-ФЗ)
7. Заместитель Председателя Счетной палаты не может быть депутатом Государственной Думы, сенатором Российской Федерации и членом Правительства Российской Федерации. При этом заместитель Председателя Счетной палаты имеет право принимать участие в заседаниях Совета Федерации и Государственной Думы, их комитетов и комиссий, Правительства Российской Федерации, Президиума Правительства Российской Федерации. (В редакции Федерального закона от 18.12.2022 № 514-ФЗ)
8. Заместитель Председателя Счетной палаты досрочно освобождается от должности решением Государственной Думы в случае: (В редакции Федерального закона от 18.12.2022 № 514-ФЗ)
1) нарушения им законодательства Российской Федерации или совершения злоупотреблений по службе, если за такое решение проголосует большинство от общего числа депутатов Государственной Думы; (В редакции Федерального закона от 18.12.2022 № 514-ФЗ)
2) личного заявления об отставке;
3) признания его недееспособным вступившим в законную силу решением суда;
4) в связи с утратой доверия в случаях, предусмотренных Федеральным законом от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ "О противодействии коррупции";
5) прекращения гражданства Российской Федерации или наличия гражданства (подданства) иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства. (Дополнение пунктом - Федеральный закон от 30.04.2021 № 116-ФЗ)
9. Решение о досрочном освобождении от должности заместителя Председателя Счетной палаты оформляется постановлением Государственной Думы по представлению Президента Российской Федерации. (В редакции Федерального закона от 18.12.2022 № 514-ФЗ)
Статья 9. Аудиторы Счетной палаты
1. Аудиторами Счетной палаты являются должностные лица, возглавляющие направления деятельности Счетной палаты. Конкретное содержание направления деятельности Счетной палаты, возглавляемого аудитором Счетной палаты, определяется Регламентом Счетной палаты.
2. Аудиторами Счетной палаты могут быть назначены граждане Российской Федерации, не имеющие гражданства (подданства) иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства, имеющие высшее образование и опыт работы не менее пяти лет в области государственного управления, государственного контроля (аудита), экономики, финансов, юриспруденции. (В редакции Федерального закона от 30.04.2021 № 116-ФЗ)
3. Аудиторы Счетной палаты не могут состоять в родственных отношениях с Президентом Российской Федерации, Председателем Совета Федерации, Председателем Государственной Думы, Председателем Правительства Российской Федерации, Председателем Конституционного Суда Российской Федерации, Председателем Верховного Суда Российской Федерации, Руководителем Администрации Президента Российской Федерации, Генеральным прокурором Российской Федерации, Председателем Следственного комитета Российской Федерации, Председателем Счетной палаты, заместителем Председателя Счетной палаты. (В редакции Федерального закона от 12.03.2014 № 29-ФЗ)
4. Совет Федерации и Государственная Дума назначают по шесть аудиторов Счетной палаты сроком на шесть лет по представлению Президента Российской Федерации. Одно и то же лицо не может занимать должность аудитора Счетной палаты более двух сроков подряд.
5. Кандидатуры для назначения на должность аудитора Счетной палаты вносятся Президенту Российской Федерации Советом Государственной Думы по предложениям фракций в Государственной Думе, Советом палаты Совета Федерации по предложениям комитетов Совета Федерации. В случае, если какая-либо из внесенных Советом Государственной Думы или Советом палаты Совета Федерации кандидатур не будет поддержана Президентом Российской Федерации, он вправе выдвинуть иную кандидатуру и представить ее соответственно Государственной Думе или Совету Федерации для назначения на должность аудитора Счетной палаты. (В редакции Федерального закона от 18.12.2022 № 514-ФЗ)
6. Постановление Совета Федерации о назначении на должность аудитора Счетной палаты принимается большинством голосов от общего числа сенаторов Российской Федерации. Постановление Государственной Думы о назначении на должность аудитора Счетной палаты принимается большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы. (В редакции Федерального закона от 18.12.2022 № 514-ФЗ)
7. При появлении вакантной должности аудитора Счетной палаты она должна быть замещена в течение двух месяцев.
8. Аудиторы Счетной палаты в пределах своей компетенции, устанавливаемой Регламентом Счетной палаты, самостоятельно решают все вопросы организации деятельности возглавляемых ими направлений и несут ответственность за ее результаты.
81. В случае отсутствия одновременно Председателя Счетной палаты и заместителя Председателя Счетной палаты исполнение полномочий Председателя Счетной палаты по его решению может быть временно возложено на одного из аудиторов Счетной палаты. (Дополнение частью - Федеральный закон от 18.12.2022 № 514-ФЗ)
9. Аудиторы Счетной палаты имеют право присутствовать на заседаниях Совета Федерации и Государственной Думы, их комитетов и комиссий, коллегий федеральных органов исполнительной власти и иных государственных органов.
10. Аудитор Счетной палаты досрочно освобождается от должности решением той палаты Федерального Собрания, которая его назначила, в случае:
1) нарушения им законодательства Российской Федерации, совершения злоупотреблений по службе либо систематического неисполнения или ненадлежащего исполнения служебных (должностных) обязанностей, входящих в его компетенцию, если за такое решение проголосует большинство от общего числа соответственно сенаторов Российской Федерации или депутатов Государственной Думы; (В редакции