Копия в формате PDF
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
Об особенностях регулирования отдельных правоотношений в связи с присоединением к субъекту Российской Федерации - городу федерального значения Москве территорий и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации
Принят Государственной Думой 22 марта 2013 года
Одобрен Советом Федерации 27 марта 2013 года
(В редакции федеральных законов от 02.12.2013 № 327-ФЗ, от 23.06.2014 № 171-ФЗ, от 03.07.2016 № 361-ФЗ, от 03.07.2016 № 373-ФЗ, от 29.12.2017 № 455-ФЗ, от 03.08.2018 № 342-ФЗ, от 27.12.2019 № 455-ФЗ, от 24.04.2020 № 147-ФЗ, от 05.04.2021 № 79-ФЗ, от 30.04.2021 № 120-ФЗ, от 30.12.2021 № 476-ФЗ)
Глава 1. Общие положения
Статья 1. Предмет регулирования и сфера действия настоящего Федерального закона
1. Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие в связи с присоединением в соответствии с постановлением Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 27 декабря 2011 года № 560-СФ "Об утверждении изменения границы между субъектами Российской Федерации городом федерального значения Москвой и Московской областью" с 1 июля 2012 года к субъекту Российской Федерации - городу федерального значения Москве территорий (далее - присоединенные территории).
2. Положения настоящего Федерального закона применяются к отношениям, возникающим при подготовке и утверждении документации по планировке территории, резервировании земель, изъятии земельных участков и (или) иных объектов недвижимого имущества, предоставлении земельных участков, установлении сервитутов для размещения на присоединенных территориях объектов федерального значения и объектов регионального значения, обеспечивающих реализацию государственных задач в области развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, иных государственных задач и включенных в перечни, указанные в статье 2 настоящего Федерального закона.
3. Подготовка и утверждение документации по планировке территории, резервирование земель, изъятие земельных участков и (или) иных объектов недвижимого имущества, предоставление земельных участков, установление сервитутов для размещения на присоединенных территориях объектов федерального значения или регионального значения, указанных в части 2 настоящей статьи, осуществляются по правилам настоящего Федерального закона до 1 января 2030 года. (В редакции Федерального закона от 27.12.2019 № 455-ФЗ)
Статья 2. Порядок утверждения перечня объектов федерального значения, подлежащих размещению на присоединенных территориях, и перечня объектов регионального значения, подлежащих размещению на присоединенных территориях
1. В целях обеспечения устойчивого социального развития присоединенных территорий Правительство Российской Федерации утверждает перечень объектов федерального значения, подлежащих размещению на присоединенных территориях, для которого применяются особенности подготовки и утверждения документации по планировке территории, резервирования земель, изъятия земельных участков и (или) иных объектов недвижимого имущества, предоставления земельных участков, установления сервитутов, предусмотренные настоящим Федеральным законом. Указанный перечень может быть изменен в порядке, установленном для его утверждения.
2. В целях обеспечения устойчивого социального развития присоединенных территорий высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации - города федерального значения Москвы утверждает перечень объектов регионального значения, подлежащих размещению на присоединенных территориях, для которого применяются особенности подготовки и утверждения документации по планировке территории, резервирования земель, изъятия земельных участков и (или) иных объектов недвижимого имущества, предоставления земельных участков, установления сервитутов, предусмотренные настоящим Федеральным законом. Указанный перечень может быть изменен в порядке, установленном для его утверждения.
Статья 3. Передача полномочий Российской Федерации субъекту Российской Федерации - городу федерального значения Москве в связи с размещением объектов федерального значения
1. Для размещения объектов федерального значения, указанных в части 2 статьи 1 настоящего Федерального закона (за исключением объектов транспортной инфраструктуры), Российская Федерация передает для осуществления субъекту Российской Федерации - городу федерального значения Москве со дня вступления в силу настоящего Федерального закона полномочия: (В редакции Федерального закона от 24.04.2020 № 147-ФЗ)
1) связанные с резервированием земель для федеральных нужд, в том числе с подготовкой и принятием решений о резервировании земель;
2) связанные с изъятием для федеральных нужд земельных участков и (или) иных объектов недвижимого имущества для размещения данных объектов федерального значения, в том числе с принятием решений об изъятии земельных участков и (или) иных объектов недвижимого имущества, уведомлением соответствующих правообладателей о предстоящем изъятии, подготовкой и заключением соглашений об изъятии земельных участков, подачей заявлений о государственной регистрации прекращения, возникновения прав на недвижимое имущество, обращением в суды с исками об изъятии недвижимого имущества, проведением работ по образованию земельных участков;
3) по распоряжению земельными участками, находящимися в федеральной собственности и необходимыми для размещения данных объектов федерального значения, а также земельными участками, необходимыми для предоставления взамен изымаемых для федеральных нужд земельных участков, в том числе:
а) по образованию земельных участков, а также по уточнению границ земельных участков в целях их предоставления для размещения данных объектов федерального значения, включая обращение с заявлениями о кадастровом учете и государственной регистрации прав на земельные участки, принятие решений об утверждении схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории (далее - схемы земельных участков), за исключением полномочий по осуществлению государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав на земельные участки; (В редакции Федерального закона от 23.06.2014 № 171-ФЗ)
б) по образованию земельных участков, а также по уточнению границ земельных участков в целях их предоставления взамен изымаемых для федеральных нужд земельных участков и (или) иных объектов недвижимого имущества, включая обращение с заявлениями о кадастровом учете и государственной регистрации прав на земельные участки, принятие решений об утверждении схем земельных участков, за исключением полномочий по осуществлению государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав на земельные участки; (В редакции Федерального закона от 23.06.2014 № 171-ФЗ)
в) по перераспределению земельных участков, находящихся в федеральной собственности, иных земельных участков, а также земель, находящихся в государственной собственности;
г) по принятию решений о предоставлении земельных участков, необходимых для размещения данных объектов федерального значения, или земельных участков, необходимых для предоставления взамен изъятых для федеральных нужд земельных участков и (или) иных объектов недвижимого имущества;
д) по заключению договоров аренды земельных участков, купли-продажи земельных участков, безвозмездного пользования земельными участками, которые необходимы для размещения данных объектов федерального значения, или земельных участков, необходимых для предоставления взамен изъятых для федеральных нужд земельных участков и (или) иных объектов недвижимого имущества; (В редакции Федерального закона от 23.06.2014 № 171-ФЗ)
4) по установлению и прекращению сервитутов в отношении земельных участков, необходимых для размещения данных объектов федерального значения;
5) по принятию решений о подготовке документации по планировке территории для размещения данных объектов федерального значения, а также по ее подготовке и утверждению;
6) по принятию решений о прекращении прав на объекты недвижимого имущества;
7) по направлению уведомлений о расторжении договоров аренды и договоров безвозмездного пользования. (В редакции Федерального закона от 23.06.2014 № 171-ФЗ)
2. Уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти:
1) издает нормативные правовые акты по вопросам осуществления переданных полномочий;
2) осуществляет контроль за эффективностью и качеством осуществления органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации - города федерального значения Москвы переданных полномочий. Порядок осуществления контроля за эффективностью и качеством осуществления органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации - города федерального значения Москвы переданных полномочий утверждается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в соответствии с правилами, устанавливаемыми Правительством Российской Федерации; (В редакции Федерального закона от 24.04.2020 № 147-ФЗ)
3) имеет право направлять обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных нарушений, в том числе об отмене правовых актов органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации - города федерального значения Москвы, принятых с нарушением законодательства Российской Федерации при реализации переданных полномочий, а также представления об отстранении от должности и (или) о привлечении к дисциплинарной ответственности, в том числе об освобождении от должности, должностных лиц, ответственных за неисполнение или ненадлежащее исполнение переданных полномочий; (В редакции Федерального закона от 24.04.2020 № 147-ФЗ)
4) утверждает форму представления отчетности об осуществлении переданных полномочий, в случае необходимости устанавливает целевые прогнозные показатели.
3. Высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) - города федерального значения Москвы:
1) назначает на должность и освобождает от должности руководителей органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации - города федерального значения Москвы, осуществляющих переданные полномочия;
2) утверждает структуру органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации - города федерального значения Москвы, осуществляющих переданные полномочия;
3) организует деятельность по осуществлению переданных полномочий в соответствии с законодательством Российской Федерации;
4) обеспечивает своевременное представление отчетности об осуществлении переданных полномочий в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти по утвержденной форме.
Статья 4. Особенности подготовки и утверждения документации по планировке территории для размещения объектов федерального значения или регионального значения
1. Решение о подготовке документации по планировке территории для размещения объектов федерального значения или регионального значения, указанных в части 2 статьи 1 настоящего Федерального закона (за исключением таких объектов федерального значения, для размещения которых соответствующие полномочия Российской Федерации не передаются субъекту Российской Федерации - городу федерального значения Москве), принимается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации - города федерального значения Москвы или уполномоченным им органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации - города федерального значения Москвы.
2. Подготовка документации по планировке территории, указанной в части 1 настоящей статьи, и ее утверждение осуществляются высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации - города федерального значения Москвы или уполномоченным им органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации - города федерального значения Москвы.
3. Документация по планировке территории, указанная в части 1 настоящей статьи, утверждается без проведения общественных обсуждений или публичных слушаний. (В редакции Федерального закона от 29.12.2017 № 455-ФЗ)
4. Документация по планировке территории, указанная в части 1 настоящей статьи и подготовленная для размещения объектов федерального значения, указанных в части 2 статьи 1 настоящего Федерального закона, до ее утверждения подлежит согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства, в части размещения данных объектов федерального значения. (В редакции Федерального закона от 03.07.2016 № 373-ФЗ)
5. Срок рассмотрения федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства, документации по планировке территории, указанной в части 1 настоящей статьи и представленной для согласования, не может превышать тридцать рабочих дней с момента поступления указанной документации.
6. В случае непоступления от федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства, замечаний к подготовленной документации по планировке территории для размещения объектов федерального значения, указанных в части 2 статьи 1 настоящего Федерального закона, в срок, предусмотренный частью 5 настоящей статьи, такая документация по планировке территории считается согласованной.
7. Состав и содержание проектов планировки территории, подготовка которых осуществляется для размещения объектов регионального значения, указанных в части 2 статьи 1 настоящего Федерального закона, устанавливаются нормативным правовым актом высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации - города федерального значения Москвы.
8. Утвержденная в соответствии с положениями настоящей статьи документация по планировке территории может быть оспорена в суде в течение трех месяцев со дня ее утверждения.
Статья 5. Особенности установления, изменения видов разрешенного использования земельных участков, предназначенных для размещения объектов федерального значения или регионального значения
1. Для размещения объектов федерального значения или регионального значения, указанных в части 2 статьи 1 настоящего Федерального закона, виды разрешенного использования земельных участков устанавливаются и изменяются проектом планировки территории, утвержденным высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации - города федерального значения Москвы. Документация по планировке территории, а также решения об утверждении схем расположения земельных участков на кадастровом плане территории (далее - схемы земельных участков), подготовленные на основании такой документации, являются основанием для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о видах разрешенного использования земельных участков. (В редакции федеральных законов от 03.07.2016 № 373-ФЗ, от 27.12.2019 № 455-ФЗ)
2. (Часть утратила силу - Федеральный закон от 03.07.2016 № 373-ФЗ)
3. Указанные в части 1 настоящей статьи особенности установления, изменения видов разрешенного использования земельных участков применяются до утверждения правил землепользования и застройки. (В редакции Федерального закона от 03.07.2016 № 373-ФЗ)
Глава 2. Особенности резервирования земель и изъятия земельных участков и (или) иных объектов недвижимого имущества
Статья 6. Резервирование земель
1. Наряду со случаями, предусмотренными Земельным кодексом Российской Федерации и другими федеральными законами, резервирование земель может осуществляться для размещения объектов федерального значения или регионального значения, указанных в части 2 статьи 1 настоящего Федерального закона.
2. (Часть утратила силу - Федеральный закон от 27.12.2019 № 455-ФЗ)
Статья 7. Основания для изъятия земельных участков и (или) иных объектов недвижимого имущества для государственных нужд
1. Наряду со случаями, предусмотренными Земельным кодексом Российской Федерации и другими федеральными законами, изъятие земельных участков и (или) иных объектов недвижимого имущества для государственных нужд может осуществляться в целях размещения объектов федерального значения или регионального значения, указанных в части 2 статьи 1 настоящего Федерального закона.
2. (Часть утратила силу - Федеральный закон от 27.12.2019 № 455-ФЗ)
Статья 8. Выявление лиц, земельные участки и (или) иные объекты недвижимого имущества которых подлежат изъятию для государственных нужд
Выявление лиц, земельные участки и (или) иные объекты недвижимого имущества которых подлежат изъятию для государственных нужд, осуществляется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.
(Статья в редакции Федерального закона от 27.12.2019 № 455-ФЗ)
Статья 9. Принятие решения об изъятии недвижимого имущества
1. Допускается принятие решения об изъятии недвижимого имущества, права на которое не зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости. Допускается принятие решений об изъятии земельных участков, подлежащих образованию. (В редакции Федерального закона от 27.12.2019 № 455-ФЗ)
2. В решении об изъятии недвижимого имущества должны быть указаны все изымаемые земельные участки, в том числе земельные участки, подлежащие образованию, и (или) иные объекты недвижимого имущества.
3. В случаях, если у собственника расположенных на земельном участке объектов недвижимого имущества отсутствуют правоустанавливающие и (или) правоудостоверяющие документы на земельный участок, допускается принятие решения об изъятии указанных объектов недвижимого имущества для государственных нужд без принятия решения об изъятии земельного участка.
4. Переход прав на изымаемое недвижимое имущество, а также образование из объектов недвижимого имущества, подлежащих изъятию, иных объектов недвижимого имущества не влечет за собой необходимость принятия нового решения об изъятии недвижимого имущества.
5. (Часть утратила силу - Федеральный закон от 27.12.2019 № 455-ФЗ)
6. В случае изъятия земельного участка, сведения о котором отсутствуют в Едином государственном реестре недвижимости, или земельного участка, который подлежит образованию, в том числе из существующего земельного участка, или земельного участка, кадастровые сведения о координатах характерных точек границ которого отсутствуют в Едином государственном реестре недвижимости, границами таких земельных участков для целей изъятия являются границы, изображенные на схемах земельных участков, утвержденных в порядке, установленном частью 7 настоящей статьи. В этом случае схемы земельных участков являются приложениями к решению об изъятии недвижимого имущества. (В редакции Федерального закона от 27.12.2019 № 455-ФЗ)
7. Схемы земельных участков утверждаются органом исполнительной власти, уполномоченным на принятие решения об изъятии недвижимого имущества. Порядок подготовки и утверждения схем земельных участков устанавливается правовым актом органа исполнительной власти, уполномоченного на принятие решения об изъятии недвижимого имущества.
8. Границы земельного участка, сведения о котором отсутствуют в Едином государственном реестре недвижимости, определяются в соответствии с требованиями Земельного кодекса Российской Федерации, Федерального