ВТО. Переговорный марафон завершился на условиях, полностью учитывающих интересы нашей страны. (Аплодисменты.) Теперь нам нужно научиться работать в этой Организации, извлекая из вступления в неё максимальную пользу. Присоединение к ВТО - это значимый фактор интеграции России в мировую экономику. Оно отвечает как нашим национальным интересам, так и целям стабилизации международной торговой системы.
Одно из самых важных достижений последних лет в сфере международной безопасности - это заключение нового российско-американского Договора о СНВ. Он непосредственно работает на упрочение стратегической стабильности и режима нераспространения. Кроме того, наша инициатива о заключении Договора о европейской безопасности положила начало серьёзному диалогу о создании в Евро-Атлантическом регионе новой архитектуры равной и неделимой безопасности.
В целом - нам многое удалось сделать. И итоги прошедших лет можно считать успешными, а ряд достигнутых результатов - беспрецедентными. Ещё раз искренне благодарю всех, кто активно поддерживает мои планы и начинания. Считаю, что работа по обновлению экономики, обновлению всей жизни нашего общества должна быть главной задачей тех, кто будет управлять государством в последующие годы. (Аплодисменты.)
Уважаемые коллеги!
Теперь о практических задачах модернизации нашей страны. Начну с того, что я как Президент Российской Федерации намерен сделать в ближайшие месяцы.
Первое. Сегодня, на новом этапе развития государства, поддерживая ту инициативу, с которой выступил Председатель Правительства Владимир Владимирович Путин, я предлагаю комплексную реформу нашей политической системы. (Аплодисменты.)
Хотел бы сказать, что я слышу тех, кто говорит о необходимости перемен, и понимаю их. Надо дать всем активным гражданам законную возможность участия в политической жизни. Итак, считаю необходимым следующее.
Перейти к выборам руководителей субъектов Российской Федерации прямым голосованием жителей регионов.
Ввести упрощённый порядок регистрации партий. Моё предложение - по заявке от 500 человек, представляющих не менее 50 процентов регионов страны.
Далее. Отменить необходимость собирать подписи для участия в выборах в Государственную Думу и в региональные законодательные органы.
Наконец, сократить количество подписей избирателей, необходимых для участия в выборах Президента России, до 300 тысяч, а для кандидатов от непарламентских партий - до 100 тысяч.
Кроме того, предлагаю изменить систему выборов в Государственную Думу. Считаю целесообразным для укрепления связей депутатов с избирателями ввести пропорциональное представительство по 225 округам. (Аплодисменты.) Я рад, что не ошибся. Эта мера позволит каждой территории иметь своего непосредственного представителя в парламенте. Сейчас, к сожалению (все это знают), некоторые субъекты Федерации не имеют даже одного депутата, избранного местными жителями.
Предлагаю также изменить порядок формирования Центральной и региональных избирательных комиссий. Представительство политических партий в избиркомах должно быть расширено. Партии должны получить право отзывать своих представителей в комиссиях досрочно в случае необходимости. Соответствующие проекты я внесу в Государственную Думу в ближайшее время. (Аплодисменты.)
Уважаемые коллеги, это - не окончательный список инициатив. Но давайте запасёмся терпением, тем более что ещё древнекитайский мудрец Лао-цзы говорил о том, что в управлении нужно быть последовательным, в делах нужно исходить из возможностей, а в действиях нужно учитывать время. Но в дальнейшем мы предпримем и другие необходимые шаги.
Полагаю, что уже предложенные меры сделают политическую систему страны более эффективной, лучше представляющей интересы граждан нашего государства. Особенно актуальны такие изменения накануне важнейшего политического события - выборов Президента России. Выборы должны быть честными, прозрачными, отвечающими современным представлениям о законности и справедливости. (Аплодисменты.)
Второе. В Государственную Думу будет внесён пакет законопроектов о децентрализации. Его реализация позволит провести серьёзное перераспределение властных полномочий и бюджетных ресурсов в пользу регионов и муниципалитетов. Я это обещал сделать, я это сделаю. Пора на деле приблизить к людям исполнение важнейших для них функций государства. Мы будем делать это (естественно, поэтапно) в течение нескольких лет в рамках следующего политического цикла.
Будут значительно расширены источники доходов региональных и местных бюджетов, в том числе собственные. Их объёмы мы, конечно, ещё дополнительно обсудим, но считаю, что они могут составить до 1 трлн. рублей. (Аплодисменты.) Это должно создать условия для успешного развития территорий, для более качественного исполнения обязанностей государства перед гражданами.
В частности, будут постепенно отменяться федеральные льготы по региональным и местным налогам. Сроки должны быть дополнительно проработаны Правительством. В ряде регионов начнётся взимание налога на недвижимость взамен имущественных налогов.
Кроме того, регионам и муниципалитетам должны быть представлены существенно более широкие права по распоряжению бюджетными ресурсами, которые поступают с федерального уровня. Излишнее регламентирование, мешающее самостоятельной работе на местах, будет устранено, а система финансовой поддержки региональных бюджетов будет в полной мере стимулировать расширение собственной доходной базы регионов. (Аплодисменты.)
Наконец, главы регионов получат право ставить вопросы делегирования значительного числа публичных полномочий с федерального на региональный уровень (если они будут к этому готовы, конечно). При этом часть полномочий может быть дополнительно передана всем регионам в силу федерального закона. Прежде всего тех, которые прямо влияют на инвестиционный климат и социально-экономическое развитие территорий. Одновременно следует серьёзно укрепить материальную базу муниципалитетов, местного самоуправления как самого близкого к людям института власти. Муниципалитеты должны получить солидную и прогнозируемую финансовую основу для своей деятельности.
Будут и другие перемены, которые мы обсудим в ближайшие месяцы. И безусловно, процесс децентрализации власти будет сопровождаться усилением политической ответственности руководителей регионов и муниципалитетов за конечные результаты их работы по развитию территорий, по повышению качества оказываемых людям услуг. (Аплодисменты.)
Третье. В первой половине следующего года взамен "всеми любимого" 94-го закона надо принять федеральный закон, предусматривающий создание федеральной контрактной системы. (Аплодисменты.) Новые процедуры государственных и муниципальных закупок должны обеспечить высокое качество исполнения государственного заказа и препятствовать формированию монопольно высоких цен и многомиллиардных коррупционных схем.
В целях дальнейшего противодействия коррупции считаю правильным ввести контроль за расходами лиц, занимающих государственные должности Российской Федерации и некоторые должности федеральной государственной службы, в тех случаях, когда расходы этих лиц явно не соответствуют их доходам. (Аплодисменты.) Речь идёт о декларировании крупных расходов на приобретение земли, другой недвижимости, транспортных средств, ценных бумаг.
Введение данного положения вместе с установленными в уголовном законодательстве кратными штрафами, увольнением в связи с утратой доверия при совершении коррупционных правонарушений и другими уже принятыми мерами, по сути, является реализацией идеи Конвенции ООН против коррупции об установлении ответственности за незаконное обогащение. Причём эта ответственность устанавливается в соответствии с принципами именно нашей правовой системы.
Также считаю правильным рассмотреть вопрос о расширении перечня лиц, чьи доходы подлежат декларированию. (Аплодисменты.)
Кроме того, нам нужно продумать, как наряду с уже существующими мерами (я имею в виду и кратный штраф, и конфискацию) радикально снизить экономическую заинтересованность в совершении корыстных преступлений.
Наконец, считаю целесообразным ввести ограничения на совершение сделок между государственными структурами и коммерческими организациями, в которых крупными акционерами или руководящими работниками являются близкие родственники руководителей соответствующих государственных органов и компаний. (Аплодисменты.) Количество таких случаев, к сожалению, в нашей стране огромно.
Четвёртое. Завершается полномасштабный переход к бесконтактным технологиям документооборота при реализации государственных функций и оказании публичных услуг населению.
С 1 июля следующего года на электронное межведомственное взаимодействие должны перейти все регионы и многие муниципалитеты. Расширяются возможности граждан получать многие государственные и муниципальные услуги дистанционно, в том числе через использование соответствующего интернетпортала и с помощью универсальных электронных карт. Уже через несколько месяцев их пользователями станут миллионы людей из самых разных (включая отдалённые) регионов нашей страны. Гражданам будет проще общаться с государством в режиме реального времени. Экономить, соответственно, и время, и деньги. Не говоря уже о том, что электронные технологии обеспечивают большую прозрачность, крайне необходимую для противодействия коррупции.
Пятое. В короткие сроки будет начата реализация программ, которые я инициировал для поддержки семей с тремя и более детьми, а также учителей, врачей, молодых инженеров и учёных. Они должны получить лучшие возможности для улучшения жилищных условий с помощью льготной ипотеки. (Аплодисменты.)
Шестое. Одна из важнейших задач всех органов власти и общества в целом - это полноценная реализация программы "Доступная среда". Обращаю внимание: средства на её реализацию выделены большие. Шаг за шагом мы будем устранять сложности с передвижением инвалидов, будем заниматься их трудоустройством и существенно увеличим количество школ с инклюзивным образованием. Отношение к инвалидам и усилия, которые мы прикладываем к этому, необходимы для того, чтобы условия их жизни, их возможности перестали быть ограниченными. Они важны для всех нас и для всего общества. (Аплодисменты.)
Седьмое. Будут выполнены все планы, касающиеся развития бюджетной сферы.
В частности, в 2012 году будет ускорено решение проблемы нехватки мест в детских садах. Для детей старше трёх лет, я считаю, её можно полностью решить в течение ближайших пяти лет. При этом не просто решить её, а повышая уровень оплаты труда работающих с детьми преподавателей и воспитателей. Продолжится и повышение зарплат школьных учителей.
Одновременно в регионах и на местах надо уделять особое внимание улучшению ситуации в учреждениях культуры, которые непосредственно работают с детьми. Я имею в виду школы искусств, музеи, клубы, библиотеки. Они в сложном положении, и Правительство должно помочь территориям в реализации программ в этой сфере.
Восьмое. Государство примет дополнительные меры, которые стимулируют рост семейных форм устройства детей-сирот. Такое поручение я дам Правительству уже в ближайшие дни, а также считаю, что главы регионов должны принять программы, необходимые для медико-психологического и педагогического сопровождения семей, которые воспитывают детей-сирот. Им нужна помощь, и она должна быть практической.
Кроме того, во всех регионах необходимо завершить разработку программ социальной адаптации выпускников детских домов. В ряде территорий, напоминаю, это поручение ещё не выполнено.
Девятое. О дальнейших шагах в области уголовного права и судопроизводства.
В первом полугодии будут подготовлены законопроекты, предусматривающие формирование системы социальной реабилитации граждан, отбывающих наказание, а также тех, кто отбывает наказание, не связанное с лишением свободы.
Особую роль в проведении эффективной уголовной политики нужно отвести судебной системе. От неё зависит, станет ли система назначения наказаний более гибкой, дифференцированной, а значит, и более справедливой.
Мы продолжим работу по улучшению качества судейского корпуса. И один из ближайших шагов - это создание системы самостоятельных экзаменационных комиссий, через которые будут проходить все кандидаты на высокую должность судьи.
Число судей на душу населения у нас примерно то же, что и в большинстве европейских стран. Но напомню, что дел российские судьи рассматривают гораздо больше, в десятки раз больше. Прежде всего потому, что около 80 процентов споров в этих странах разрешаются с помощью примирительных процедур - как это, кстати, было и в дореволюционной России.
К сожалению, в настоящий момент у нас практически нет культуры ведения переговоров и поиска взаимоприемлемых решений. Законы о медиации, которые приняты, почти не работают, случаи заключения соглашений всё ещё единичны. Надо более активно информировать граждан о возможности разрешить спор с помощью квалифицированного посредника, а также подумать над целесообразностью введения обязательного применения примирительных процедур при разрешении некоторых видов споров.
И десятое. Два месяца назад я предложил выйти за рамки устоявшихся институтов и создать большое или, может быть, более правильно говорить, открытое правительство. Объединяющее для решения стратегических и оперативных задач все уровни и ветви власти, общественных деятелей, экспертов - всех, кто готов участвовать в процессах реального управления государством, в выработке и экспертизе важнейших решений и программ. Такое открытое правительство - это ведь, по сути, "социальный лифт" для самых активных и талантливых людей, кадровый резерв для обновления и пополнения исполнительной власти в центре и в регионах.
У нас уже происходит ротация чиновников. Созданные в стране кадровые резервы насчитывают около 100 тысяч человек - немаленькая цифра. Из президентского резерва, который был создан по моему предложению, на новые, более высокие позиции назначено более 200 человек. Но, скажем откровенно, этой работой нужно заниматься более последовательно и более активно.
Наконец, открытое правительство - это эффективный способ обратной связи, позволяющей оценить действенность государственной политики, принципиально иначе построить работу органов власти, сделать её современной, опирающейся на инициативу с мест. Когда-то Эйзенхауэр сказал: "Лозунг истинной демократии - не "Пусть это сделает правительство", а "Дайте нам это сделать самим". Абсолютно правильные слова.
Эти механизмы начнут работать уже через несколько недель, на первом этапе, естественно, в рамках специальной временной группы - структуры, которая будет создана для этих целей.
Одним из первых проектов станет публичный конкурс на выявление самых бессмысленных, удушающих жизнь бюрократических процедур. Соответствующий интернет-ресурс, надеюсь, заработает с нового года.
Я хотел бы сегодня обратиться ко всем, кто сталкивается с такими процедурами: расскажите о них, пожалуйста, если вы считаете их вредными для нормальной жизни, для полноценного развития нашей страны. На основе ваших предложений будут приниматься решения об их отмене, о корректировке каких-то процедур, а в необходимых случаях - кадровые решения. (Аплодисменты.)
И в целом для улучшения общественных коммуникаций считаю правильным использовать все современные информационные технологии. Вы знаете, я уделял и уделяю этому самое пристальное внимание. Нужно использовать всё, что есть, и создавать то, чего нет.
Поэтому я предлагаю в ближайшее время решить вопрос о создании общественного телевидения. (Аплодисменты.) Возможно, на базе одного из существующих федеральных каналов. В этом случае ни один из владельцев этого нового средства массовой информации не должен иметь определяющего влияния на принятие любых решений - ни государство, ни частный владелец. Уверен, что такое общественное телевидение может сделать нашу информационную среду более конкурентной и, соответственно, более интересной.
Уважаемые коллеги!
Я перечислил задачи, на которых сконцентрирую своё внимание в ближайшие месяцы. А как будет выглядеть федеральная и исполнительная власть в последующий период, зависит от выбора граждан нашей страны. Это - ответственный выбор, определяющий наше общее будущее, особенно с учётом той непростой обстановки, которая складывается в мире.
Вы знаете, финансовые потрясения уже привели к ухудшению платёжеспособности ведущих стран, к резкому замедлению темпов их роста. Страхи за основные резервные валюты, за положение транснациональных банков определяют сегодня настроения инвесторов больше, чем ситуация в реальной экономике. Да, есть развивающийся мир, где проживает большая часть населения планеты, и этот развивающийся мир продолжает расти. Но это не может в полной мере компенсировать остановку прежних локомотивов - локомотивов развития мировой экономики. Поэтому многие политики, главы международных организаций, ведущие экономисты и бизнесмены говорят о наступлении глобальной депрессии.
Уважаемые друзья!
Очевидно, что всех нас ждут непростые времена. Я уже говорил, что наша страна достойно выдержала экзамен кризиса. Нынешняя команда справилась с этими испытаниями. Я надеюсь, что мы справимся и с новыми вызовами.
Кто бы ни стал Президентом России, кто бы ни возглавил федеральное Правительство - существует набор безусловных приоритетов, которыми руководители страны будут заниматься для того, чтобы обеспечить её успешное развитие.
В этом я, кстати, снова убедился в период избирательной кампании, когда особенно много общался с людьми. И сделал для себя целый ряд выводов, которые укрепили мою убеждённость в правильности выбора стратегии и модернизации.
Давайте посмотрим: очевидно, что чем более значительны наши достижения, тем более остро воспринимаются нерешённые проблемы. Чем благополучнее общество в целом, тем более явными становятся проявления бедности, нарушения прав, несправедливости. Люди устали от отсутствия возможности эффективно, в разумные сроки решать самые острые проблемы. Люди устали от того, что их интересы игнорируют, порой - просто не замечают.
Несправедливо, когда тысячи семей живут, по сути, в варварских условиях, без самых элементарных жилищных и коммунальных услуг. Когда дети из отдалённых сёл не могут получить нормальное образование. Когда у людей нет возможности добраться до места, где им окажут качественную медицинскую помощь, другие современные услуги. Если у них нет перспектив найти приличную работу, а часто - вообще никакую работу нет перспектив найти.
Недопустимо, когда предприниматели и инвесторы в большинстве регионов месяцами пробиваются через бюрократические барьеры и на каждом шагу сталкиваются с произволом должностных лиц. В том числе - должностных лиц, которые лоббируют интересы конкурирующих организаций.
Наконец, наши граждане страдают от неправосудных решений или от неэффективного исполнения законных судебных актов.
Повторю, всеми этими проблемами (а мы их видим и знаем) должны заниматься будущие руководители нашей страны. (Аплодисменты.)
Чем надо заниматься? Во-первых, в России нужно создать максимально широкие возможности для ведения малого и среднего бизнеса, для получения выгод от инноваций и создания миллионов новых высокопроизводительных рабочих мест. Для привлечения частных, в том числе иностранных, инвестиций в создание современной индустрии, высокоэффективного сельского хозяйства, "умной" инфраструктуры, в жилищное строительство, в сектор услуг. Повторю то, что уже неоднократно говорил: улучшение предпринимательского климата - это наилучший способ обеспечить высокие темпы экономического роста. Нет лучше способа!
Для успешной реализации названных приоритетов считаю критически важным поддержание макроэкономической стабильности. При высокой инфляции и процентных ставках наши цели окажутся п