ящей статьи, должна быть размещена на официальном сайте клиринговой организации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
4. В случае организации приема обращений дополнительным способом, не предусмотренным частью 2 настоящей статьи, клиринговая организация обязана включить информацию о дополнительном способе приема обращений во внутренние документы и разместить ее на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
5. Обращение подлежит обязательной регистрации не позднее рабочего дня, следующего за днем его поступления в клиринговую организацию. В случае поступления обращения в форме электронного документа клиринговая организация обязана уведомить заявителя о регистрации обращения (далее - уведомление о регистрации) не позднее дня регистрации обращения способом, предусмотренным частью 9 настоящей статьи.
6. Клиринговая организация обязана рассмотреть обращение и по результатам его рассмотрения направить заявителю ответ на обращение в течение пятнадцати рабочих дней со дня регистрации обращения, если иные сроки не предусмотрены настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.
7. Ответ на обращение должен содержать информацию о результатах объективного и всестороннего рассмотрения обращения, быть обоснованным и включать ссылки на имеющие отношение к рассматриваемому в обращении вопросу требования законодательства Российской Федерации, документы и (или) сведения, связанные с рассмотрением обращения, а также на фактические обстоятельства рассматриваемого в обращении вопроса.
8. В случае необходимости запроса дополнительных документов и материалов в целях объективного и всестороннего рассмотрения обращения клиринговая организация по решению единоличного исполнительного органа, заместителя единоличного исполнительного органа или уполномоченного ими лица вправе продлить срок рассмотрения обращения, но не более чем на 10 рабочих дней, если иное не предусмотрено федеральными законами. Клиринговая организация обязана уведомить заявителя о продлении срока рассмотрения обращения с указанием обоснования такого продления, направив заявителю соответствующее уведомление (далее - уведомление о продлении срока).
9. Ответ на обращение, а также уведомление о регистрации, уведомление о продлении срока направляются заявителю в зависимости от способа поступления обращения в письменной форме по указанным в обращении адресу электронной почты или почтовому адресу либо способом, предусмотренным условиями договора, заключенного между клиринговой организацией и заявителем. В случае, если заявитель при направлении обращения указал способ направления ответа на обращение в форме электронного документа или на бумажном носителе, ответ на обращение должен быть направлен способом, указанным в обращении.
10. Ответ на обращение по существу не дается клиринговой организацией в следующих случаях:
1) в обращении не указан адрес, по которому должен быть направлен ответ;
2) в обращении не указана фамилия (наименование) заявителя;
3) в обращении содержатся нецензурные либо оскорбительные выражения, угрозы имуществу клиринговой организации, угрозы жизни, здоровью и имуществу работника клиринговой организации или членов его семьи;
4) текст обращения не поддается прочтению;
5) текст обращения не позволяет определить его суть.
11. Если в случаях, предусмотренных пунктами 2 - 5 части 10 настоящей статьи, клиринговая организация принимает решение не рассматривать обращение по существу, она должна направить заявителю уведомление об этом решении в течение пяти рабочих дней со дня регистрации обращения способом, указанным в части 9 настоящей статьи, с указанием причин невозможности рассмотрения обращения по существу.
12. В случае, если в обращении содержится вопрос, на который заявителю неоднократно давались ответы по существу в связи с ранее направляемыми им обращениями, и при этом не приводятся новые доводы или обстоятельства, клиринговая организация вправе самостоятельно принять решение о безосновательности очередного обращения и прекращении переписки с заявителем по данному вопросу. Об этом решении заявитель уведомляется в порядке, предусмотренном частью 11 настоящей статьи.
13. Клиринговая организация обязана хранить обращения заявителей, а также копии ответов на обращения и копии уведомлений, предусмотренных настоящей статьей, в течение трех лет со дня регистрации таких обращений.
14. В случае поступления в клиринговую организацию из Банка России обращения, предусмотренного статьей 793 Федерального закона от 10 июля 2002 года № 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)", клиринговая организация обязана рассмотреть его в соответствии с требованиями настоящей статьи, а также направить в Банк России копию ответа на обращение и копии уведомлений (при наличии), предусмотренных настоящей статьей, в день их направления заявителю.
15. Клиринговая организация и ее должностные лица не вправе использовать иначе, чем в целях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, и разглашать в какой-либо форме полученные при рассмотрении обращения персональные данные заявителя, а также информацию, составляющую коммерческую, служебную, банковскую тайну, тайну страхования и иную охраняемую законом тайну, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
(Дополнение статьей - Федеральный закон от 04.08.2023 № 442-ФЗ)
Глава 4. Управление рисками клиринговой организации и центрального контрагента
(Наименование в редакции Федерального закона от 29.12.2015 № 403-ФЗ)
Статья 22. Система управления рисками клиринговой организации и центрального контрагента
(Наименование в редакции Федерального закона от 29.12.2015 № 403-ФЗ)
1. Клиринговая организация и центральный контрагент обязаны организовать систему управления рисками, связанными с осуществлением клиринговой деятельности или функций центрального контрагента и операций с собственным имуществом, которая должна соответствовать объему и характеру операций, совершаемых клиринговой организацией и центральным контрагентом. Для организации системы управления рисками клиринговая организация и центральный контрагент обязаны назначить должностное лицо или сформировать отдельное структурное подразделение. (В редакции Федерального закона от 29.12.2015 № 403-ФЗ)
2. В случае осуществления клиринга с участием центрального контрагента, а также в иных случаях, предусмотренных нормативными актами Банка России и (или) правилами клиринга, исполнение обязательств, допущенных к клирингу, должно обеспечиваться индивидуальным и коллективным клиринговым обеспечением. В указанных случаях условия соглашения об индивидуальном и (или) о коллективном клиринговом обеспечении должны содержаться в правилах клиринга. (В редакции федеральных законов от 23.07.2013 № 251-ФЗ; от 29.06.2015 № 210-ФЗ; от 29.12.2015 № 403-ФЗ)
3. Центральный контрагент обязан оценивать каждый рабочий день, если более частая оценка не установлена Банком России или центральным контрагентом, размер собственных обязательств и размер обязательств участников клиринга перед ним, а также размер индивидуального клирингового обеспечения участника клиринга с учетом рыночной цены имущества, являющегося предметом обязательств или составляющего индивидуальное клиринговое обеспечение, и рыночной цены, по которой заключаются договоры, являющиеся производным финансовым инструментом. (В редакции Федерального закона от 29.12.2015 № 403-ФЗ)
4. Центральный контрагент вправе осуществить перевод долга и уступку требований одного участника клиринга по допущенным к клирингу обязательствам, возникшим из договоров, заключенных за счет клиента, а также передачу имущества, являющегося предметом обеспечения исполнения обязательств, другому участнику клиринга в случаях и в порядке, которые предусмотрены правилами клиринга, при условии получения центральным контрагентом согласия на это участника клиринга, которому переводится долг, уступаются требования и передается имущество, и лица, за счет которого исполняются такие обязательства и (или) обеспечивается исполнение обязательств. Указанная передача имущества, являющегося предметом обеспечения исполнения обязательств, осуществляется в случае, если это имущество по требованию участника клиринга учитывается во внутреннем учете центрального контрагента отдельно. (В редакции федеральных законов от 29.06.2015 № 210-ФЗ; от 29.12.2015 № 403-ФЗ)
41. Центральный контрагент вправе осуществить перевод долга и уступку требований участника клиринга, требований, возникших из договоров, заключенных участником клиринга за счет клиента (клиентов), а также передачу имущества, являющегося предметом обеспечения, другому центральному контрагенту в соответствии с условиями, определенными соглашением об операционном взаимодействии центральных контрагентов, по согласованию с Банком России. Случаи и порядок перевода долга и уступки требований участника клиринга одного центрального контрагента другому центральному контрагенту устанавливаются правилами клиринга. (Дополнение частью - Федеральный закон от 29.12.2015 № 403-ФЗ)
5. Клиринговая организация обязана утвердить документ (документы), определяющий (определяющие) правила организации системы управления кредитными, операционными и иными рисками, в том числе рисками, связанными с совмещением клиринговой деятельности с иными видами деятельности, меры по обеспечению бесперебойного функционирования программно-технических средств, предназначенных для осуществления клиринговой деятельности, меры, направленные на предотвращение и урегулирование конфликта интересов при осуществлении клиринга и совмещении клиринговой деятельности с иными видами деятельности. Требования к указанному документу (указанным документам) устанавливаются нормативными актами Банка России. (В редакции федеральных законов от 23.07.2013 № 251-ФЗ; от 29.06.2015 № 210-ФЗ)
51. Центральный контрагент обязан утвердить правила организации системы управления рисками центрального контрагента, которые должны определять меры, направленные на снижение рисков центрального контрагента и рисков, связанных с совмещением деятельности центрального контрагента с иными видами деятельности, меры, принимаемые центральным контрагентом в случаях возникновения нестандартных и чрезвычайных ситуаций, которые могут препятствовать нормальному осуществлению деятельности центрального контрагента, и направленные на обеспечение непрерывности осуществления такой деятельности. Требования к правилам организации системы управления рисками центрального контрагента устанавливаются нормативными актами Банка России. (Дополнение частью - Федеральный закон от 29.12.2015 № 403-ФЗ)
6. Клиринговая организация обязана иметь комитет по рискам. Не менее половины состава указанного комитета должны составлять представители участников клиринга. (В редакции Федерального закона от 29.12.2015 № 403-ФЗ)
61. В случае осуществления клиринга с участием центрального контрагента не менее двух третей комитета по рискам должны составлять представители участников клиринга. В состав комитета по рискам должны входить представители участников клиринга, независимые члены совета директоров (наблюдательного совета) и представители клиентов участников клиринга. (Дополнение частью - Федеральный закон от 29.12.2015 № 403-ФЗ)
7. Центральный контрагент обязан осуществлять мониторинг финансовой устойчивости участников клиринга в случаях, установленных нормативными актами Банка России. (В редакции федеральных законов от 23.07.2013 № 251-ФЗ; от 29.12.2015 № 403-ФЗ)
8. Центральный контрагент обязан проводить оценку потенциального влияния на его финансовое состояние ряда заданных изменений в факторах риска (стресс-сценариев), которые соответствуют исключительным, но вероятным сценариям (стресс-тестирование рисков), и оценку точности используемых центральным контрагентом моделей оценки рисков путем сравнения спрогнозированных моделью оценки рисков значений показателя с величиной фактически наблюдаемых значений такого показателя (оценка точности модели центрального контрагента), представлять информацию о результатах стресс-тестирования рисков участникам клиринга и в Банк России в порядке и сроки, которые установлены нормативными актами Банка России. Одновременно с указанной информацией центральный контрагент представляет в Банк России результаты оценки точности модели центрального контрагента. (В редакции Федерального закона от 29.12.2015 № 403-ФЗ)
81. Центральный контрагент обязан утвердить методику стресс-тестирования рисков центрального контрагента и методику оценки точности модели центрального контрагента, требования к которым устанавливаются нормативными актами Банка России. (Дополнение частью - Федеральный закон от 29.12.2015 № 403-ФЗ)
82. Банк России вправе определять стресс-сценарии для центрального контрагента и направлять предписания об изменении системы управления рисками центрального контрагента в случае неудовлетворительных результатов стресс-тестирования рисков центрального контрагента и (или) оценки точности модели центрального контрагента. (Дополнение частью - Федеральный закон от 29.12.2015 № 403-ФЗ) (В редакции Федерального закона от 25.12.2023 № 632-ФЗ)
83. В случае выявления ситуации, создающей угрозу стабильности финансового рынка Российской Федерации, Банк России вправе потребовать от центрального контрагента посредством направления предписания изменения порядка расчета и исполнения требований к указанному в предписании участнику клиринга по поддержанию уровня индивидуального и (или) коллективного клирингового обеспечения, предназначенного для исполнения и (или) обеспечения исполнения обязательств, допущенных к клирингу с центральным контрагентом, и (или) направления центральным контрагентом требования указанному в предписании участнику клиринга в указанный в предписании срок передать в клиринговое обеспечение дополнительное имущество либо заменить ранее внесенное обеспечение и (или) исполнение (прекращение) обязательств указанного в предписании участника клиринга не позднее рабочего дня, когда требование центрального контрагента не было исполнено участником клиринга. (Дополнение частью - Федеральный закон от 25.12.2023 № 632-ФЗ)
9. Клиринговая организация обязана утвердить документ, определяющий меры, принимаемые ею в случаях возникновения чрезвычайных обстоятельств, которые могут препятствовать нормальному осуществлению клиринговой деятельности, и направленные на обеспечение непрерывности осуществления такой деятельности.
Статья 23. Индивидуальное клиринговое обеспечение
1. Индивидуальным клиринговым обеспечением является способ обеспечения исполнения обязательств участников клиринга, допущенных к клирингу, и (или) обязательств по уплате вознаграждения клиринговой организации и организациям, указанным в пунктах 4 - 7 части 2 статьи 19 настоящего Федерального закона. Имущество, являющееся предметом индивидуального клирингового обеспечения, может использоваться для исполнения указанных обязательств.
2. Если иное не предусмотрено соглашением об индивидуальном клиринговом обеспечении, требование обеспечивается индивидуальным клиринговым обеспечением в том объеме, который такое требование имеет к моменту удовлетворения, в частности проценты, неустойку, возмещение убытков, причиненных просрочкой исполнения.
3. По требованию участника клиринга клиринговая организация обязана обеспечить отдельный учет имущества клиента - участника клиринга, являющегося индивидуальным клиринговым обеспечением, которое не может быть использовано для обеспечения и (или) исполнения обязательств этого участника клиринга, подлежащих исполнению за счет других его клиентов.
4. Условиями соглашения об индивидуальном клиринговом обеспечении может быть предусмотрено требование о предоставлении имущества, предназначенного для индивидуального клирингового обеспечения, до и (или) после заключения договоров, обязательства из которых обеспечиваются индивидуальным клиринговым обеспечением.
5. Требование о передаче имущества в индивидуальное клиринговое обеспечение не распространяется на Банк России, Министерство финансов Российской Федерации и Федеральное казначейство. (В редакции Федерального закона от 18.07.2017 № 176-ФЗ)
6. Имущество, предназначенное для индивидуального клирингового обеспечения, могут составлять денежные средства в рублях и (или) иностранной валюте, драгоценные металлы, ценные бумаги, а также иное имущество, определенное нормативными актами Банка России. Дополнительные требования к имуществу, которое может составлять индивидуальное клиринговое обеспечение, в том числе к его составу, могут быть установлены соглашением об индивидуальном клиринговом обеспечении. Имущество, обремененное залогом, не может являться индивидуальным клиринговым обеспечением. (В редакции федеральных законов от 23.07.2013 № 251-ФЗ; от 04.06.2018 № 132-ФЗ)
7. Передача денежных средств, драгоценных металлов, предназначенных для индивидуального клирингового обеспечения, осуществляется путем их зачисления на торговый банковский счет и (или) клиринговый банковский счет. (В редакции Федерального закона от 04.06.2018 № 132-ФЗ)
8. Передача предназначенных для индивидуального клирингового обеспечения ценных бумаг, учет прав на которые может осуществляться на счетах депо депозитариями, осуществляется путем зачисления таких ценных бумаг на торговый счет депо и (или) клиринговый счет депо.
9. Передача иного имущества, за исключением денежных средств, драгоценных металлов и ценных бумаг, в индивидуальное клиринговое обеспечение может осуществляться путем зачисления такого имущества на торговый товарный счет и (или) клиринговый товарный счет либо иными способами, предусмотренными соглашением об индивидуальном клиринговом обеспечении. (В редакции Федерального закона от 04.06.2018 № 132-ФЗ)
10. Индивидуальное клиринговое обеспечение возникает с момента зачисления денежных средств, драгоценных металлов, ценных бумаг или иного имущества на соответствующий торговый счет и (или) клиринговый счет, а также в случае использования иного способа передачи имущества в обеспечение с момента, определенного соглашением об индивидуальном клиринговом обеспечении. (В редакции Федерального закона от 04.06.2018 № 132-ФЗ)
101. В случае размещения в депозит по договору банковского вклада (депозита), заключенному с центральным контрагентом, денежных средств участника клиринга, поступивших на клиринговый счет, такие денежные средства могут использоваться в соответствии с частью 2 статьи 16 настоящего Федерального закона только после прекращения соответствующего договора банковского вклада (депозита). (Дополнение частью - Федеральный закон от 18.07.2017 № 176-ФЗ)
11. Доходы от имущества, являющегося предметом индивидуального клирингового обеспечения, зачисляются в индивидуальное клиринговое обеспечение, если иное не предусмотрено соглашением об индивидуальном клиринговом обеспечении.
12. Клиринговая организация вправе использовать в своих интересах денежные средства и (или) драгоценные металлы, являющиеся предметом индивидуального клирингового обеспечения, если это предусмотрено соглашением об индивидуальном клиринговом обеспечении. В этом случае денежные средства, драгоценные металлы, являющиеся предметом индивидуального клирингового обеспечения, зачисляются клиринговой организацией на ее собственный банковский счет. Клиринговая организация обязана возвратить в состав индивидуального клирингового обеспечения имущество в размере и в срок, которые необходимы для удовлетворения требований, обеспеченных индивидуальным клиринговым обеспечением. (В редакции Федерального закона от 04.06.2018 № 132-ФЗ)
13. Соглашением об индивидуальном клиринговом обеспечении может быть предусмотрена минимально необходимая сумма денежных средств (масса определенного драгоценного металла или стоимо