частью 3 настоящей статьи, обеспечивается предоставление содержащихся в Федеральном информационном фонде по обеспечению единства измерений документов и сведений, за исключением случаев, когда в интересах сохранения государственной, коммерческой, служебной и (или) иной охраняемой законом тайны такой доступ к указанным документам и сведениям должен быть ограничен, причем в случае получения федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в области обеспечения единства измерений, межведомственного запроса в целях, связанных с предоставлением государственной или муниципальной услуги и (или) ведением базовых государственных информационных ресурсов в целях предоставления государственных или муниципальных услуг, предоставление содержащихся в Федеральном информационном фонде по обеспечению единства измерений документов и сведений осуществляется в соответствии с требованиями Федерального закона от 27 июля 2010 года № 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг". (В редакции Федерального закона от 28.07.2012 № 133-ФЗ)
3. Порядок создания и ведения Федерального информационного фонда по обеспечению единства измерений, передачи сведений в него и внесения изменений в данные сведения, предоставления содержащихся в нем документов и сведений устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области обеспечения единства измерений. (В редакции Федерального закона от 27.12.2019 № 496-ФЗ)
Глава 7. Организационные основы обеспечения единства измерений
Статья 21. Федеральные органы исполнительной власти, государственные научные метрологические институты, государственные региональные центры метрологии, метрологические службы, организации, осуществляющие деятельность по обеспечению единства измерений
1. Деятельность по обеспечению единства измерений основывается на законодательстве Российской Федерации об обеспечении единства измерений и осуществляется:
1) федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию, оказанию государственных услуг, управлению государственным имуществом в области обеспечения единства измерений и федеральному государственному метрологическому контролю (надзору); (В редакции федеральных законов от 18.07.2011 № 242-ФЗ, от 11.06.2021 № 170-ФЗ)
2) подведомственными федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в области обеспечения единства измерений, государственными научными метрологическими институтами и государственными региональными центрами метрологии;
3) Государственной службой времени, частоты и определения параметров вращения Земли, Государственной службой стандартных справочных данных о физических константах и свойствах веществ и материалов, Государственной службой стандартных образцов состава и свойств веществ и материалов, руководство которыми осуществляет федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в области обеспечения единства измерений;
4) метрологическими службами, а также аккредитованными в соответствии с законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями. (В редакции федеральных законов от 23.06.2014 № 160-ФЗ; от 21.07.2014 № 254-ФЗ)
2. Основными задачами федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию, оказанию государственных услуг, управлению государственным имуществом в области обеспечения единства измерений и государственному метрологическому контролю (надзору), являются: (В редакции Федерального закона от 11.06.2021 № 170-ФЗ)
1) разработка государственной политики и нормативно-правовое регулирование в области обеспечения единства измерений, а также координация деятельности по нормативно-правовому регулированию в данной области;
2) организация взаимодействия с органами государственной власти иностранных государств и международными организациями в области обеспечения единства измерений;
3) реализация государственной политики в области обеспечения единства измерений;
4) координация деятельности по реализации государственной политики в области обеспечения единства измерений;
5) осуществление федерального государственного метрологического контроля (надзора) и координация деятельности по его осуществлению; (В редакции федеральных законов от 18.07.2011 № 242-ФЗ, от 11.06.2021 № 170-ФЗ)
6) межведомственная координация деятельности по разработке и производству измерительной техники в Российской Федерации; (Дополнение пунктом - Федеральный закон от 27.12.2019 № 496-ФЗ)
7) организация мониторинга состояния системы обеспечения единства измерений, прогнозирования измерительных потребностей экономики и общества. (Дополнение пунктом - Федеральный закон от 27.12.2019 № 496-ФЗ)
3. Распределение полномочий между федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию, оказанию государственных услуг, управлению государственным имуществом в области обеспечения единства измерений и федеральному государственному метрологическому контролю (надзору), осуществляет Правительство Российской Федерации. (В редакции федеральных законов от 18.07.2011 № 242-ФЗ, от 11.06.2021 № 170-ФЗ)
4. Основными задачами государственных научных метрологических институтов являются:
1) проведение фундаментальных и прикладных научных исследований, экспериментальных разработок и осуществление научно-технической деятельности в области обеспечения единства измерений;
2) разработка, совершенствование, содержание, сличение и применение государственных первичных эталонов единиц величин;
3) передача единиц величин от государственных первичных эталонов единиц величин;
4) участие в разработке проектов нормативных документов в области обеспечения единства измерений;
5) проведение обязательной метрологической экспертизы содержащихся в проектах нормативных правовых актов Российской Федерации требований к измерениям, стандартным образцам и средствам измерений;
6) создание и ведение Федерального информационного фонда по обеспечению единства измерений и предоставление содержащихся в нем документов и сведений;
7) участие в международном сотрудничестве в области метрологии;
8) разработка, совершенствование, аттестация первичных референтных методик (методов) измерений и референтных методик (методов) измерений; (Дополнение пунктом - Федеральный закон от 14.02.2024 № 18-ФЗ)
9) проведение обязательной метрологической экспертизы стандартов, проектной, технической, в том числе конструкторской и технологической, документации и других объектов; (Дополнение пунктом - Федеральный закон от 14.02.2024 № 18-ФЗ)
10) проведение испытаний средств измерений в целях утверждения типа в соответствии с областью аккредитации; (Дополнение пунктом - Федеральный закон от 14.02.2024 № 18-ФЗ)
11) проведение поверки средств измерений в соответствии с областью аккредитации. (Дополнение пунктом - Федеральный закон от 14.02.2024 № 18-ФЗ)
5. Государственные научные метрологические институты могут также выполнять иные работы и (или) оказывать иные услуги по обеспечению единства измерений.
51. Государственные региональные центры метрологии создаются в форме федеральных бюджетных учреждений или федеральных автономных учреждений для выполнения работ и (или) оказания услуг в целях обеспечения реализации полномочий федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в области обеспечения единства измерений, на территории Российской Федерации. (Дополнение частью - Федеральный закон от 21.07.2014 № 254-ФЗ)
6. Основными задачами государственных региональных центров метрологии являются:
1) совершенствование, содержание и применение государственных эталонов единиц величин, используемых для обеспечения прослеживаемости;
2) участие в оказании государственных услуг по обеспечению единства измерений; (В редакции Федерального закона от 14.02.2024 № 18-ФЗ)
3) проведение поверки средств измерений, входящих в перечень средств измерений, поверка которых осуществляется только аккредитованными в области обеспечения единства измерений государственными региональными центрами метрологии, а также других средств измерений в соответствии с установленной областью аккредитации;
4) передача единиц величин от государственных эталонов единиц величин;
5) проведение обязательной метрологической экспертизы стандартов, проектной, технической, в том числе конструкторской и технологической, документации и других объектов в соответствии с областью аккредитации; (Дополнение пунктом - Федеральный закон от 14.02.2024 № 18-ФЗ)
6) проведение испытаний средств измерений в целях утверждения типа в соответствии с областью аккредитации. (Дополнение пунктом - Федеральный закон от 14.02.2024 № 18-ФЗ)
(Часть в редакции Федерального закона от 21.07.2014 № 254-ФЗ)
7. Государственные региональные центры метрологии могут также выполнять иные работы и (или) оказывать иные услуги по обеспечению единства измерений.
8. Государственная служба времени, частоты и определения параметров вращения Земли осуществляет научно-техническую и метрологическую деятельность по воспроизведению национальной шкалы времени и эталонных частот, по определению параметров вращения Земли, а также по обеспечению потребности государства в эталонных сигналах времени и частоты, в информации о параметрах вращения Земли и точном значении московского времени и календарной дате. (В редакции Федерального закона от 02.12.2013 № 338-ФЗ)
9. Государственная служба стандартных образцов состава и свойств веществ и материалов осуществляет деятельность по разработке, испытанию и внедрению стандартных образцов состава и свойств веществ и материалов в целях обеспечения единства измерений на основе применения указанных стандартных образцов, а также по ведению соответствующих разделов Федерального информационного фонда по обеспечению единства измерений.
10. Государственная служба стандартных справочных данных о физических константах и свойствах веществ и материалов осуществляет деятельность по разработке и внедрению стандартных справочных данных о физических константах и свойствах веществ и материалов в науке и технике в целях обеспечения единства измерений на основе применения указанных стандартных справочных данных, а также по ведению соответствующих разделов Федерального информационного фонда по обеспечению единства измерений.
11. Государственная служба времени, частоты и определения параметров вращения Земли, Государственная служба стандартных справочных данных о физических константах и свойствах веществ и материалов, Государственная служба стандартных образцов состава и свойств веществ и материалов осуществляют деятельность в соответствии с положениями о них, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.
Статья 22. Метрологические службы
1. Федеральные органы исполнительной власти и государственные корпорации, осуществляющие функции в областях деятельности, указанных в частях 3 и 4 статьи 1 настоящего Федерального закона, создают метрологические службы, в том числе в отраслях промышленности, в целях организации деятельности по обеспечению единства измерений в пределах своей компетенции. (В редакции Федерального закона от 14.02.2024 № 18-ФЗ)
2. Права и обязанности метрологических служб федеральных органов исполнительной власти и государственных корпораций, указанных в части 1 настоящей статьи, порядок организации и координации их деятельности определяются положениями о метрологических службах, утверждаемыми руководителями федеральных органов исполнительной власти или государственных корпораций, создавших метрологические службы, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области обеспечения единства измерений.
3. Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность в областях, указанных в частях 3 и 4 статьи 1 настоящего Федерального закона, могут создавать метрологические службы в добровольном порядке. Федеральными законами может быть установлена обязательность создания метрологических служб.
4. Права и обязанности метрологических служб юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, указанных в части 3 настоящей статьи, порядок организации и координации их деятельности определяются положениями о метрологических службах, утверждаемыми руководителями этих юридических лиц или индивидуальными предпринимателями.
(Статья в редакции Федерального закона от 21.07.2014 № 254-ФЗ)
Глава 8. Ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений
Статья 23. Ответственность юридических лиц, их руководителей и работников, индивидуальных предпринимателей
Юридические лица, их руководители и работники, индивидуальные предприниматели, допустившие нарушения законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений, необоснованно препятствующие осуществлению федерального государственного метрологического контроля (надзора) и (или) не исполняющие в установленный срок предписаний федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих федеральный государственный метрологический контроль (надзор), об устранении выявленных нарушений, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. (В редакции федеральных законов от 18.07.2011 № 242-ФЗ, от 14.02.2024 № 18-ФЗ)
Статья 24. Ответственность должностных лиц
1. За нарушения законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений должностные лица федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию, оказанию государственных услуг, управлению государственным имуществом в области обеспечения единства измерений, а также федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих федеральный государственный метрологический контроль (надзор), и подведомственных им организаций несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. (В редакции Федерального закона от 11.06.2021 № 170-ФЗ)
2. Действия (бездействие) должностных лиц могут быть обжалованы в соответствии с законодательством Российской Федерации. Обжалование действий (бездействия) должностных лиц не приостанавливает исполнения их предписаний, за исключением случаев, установленных законодательством Российской Федерации.
Глава 9. Финансирование в области обеспечения единства измерений
Статья 25. Финансирование в области обеспечения единства измерений за счет средств федерального бюджета
За счет средств федерального бюджета финансируются расходы на:
1) разработку, совершенствование, содержание государственных первичных эталонов единиц величин, а также разработку, совершенствование, аттестацию государственных первичных референтных методик (методов) измерений и референтных методик (методов) измерений; (В редакции Федерального закона от 14.02.2024 № 18-ФЗ)
2) разработку и совершенствование государственных эталонов единиц величин;
3) фундаментальные исследования в области метрологии;
4) выполнение работ, связанных с деятельностью Государственной службы времени, частоты и определения параметров вращения Земли, Государственной службы стандартных справочных данных о физических константах и свойствах веществ и материалов, Государственной службы стандартных образцов состава и свойств веществ и материалов;
5) разработку утверждаемых федеральными органами исполнительной власти нормативных документов в области обеспечения единства измерений;
6) выполнение работ по федеральному государственному метрологическому контролю (надзору); (В редакции федеральных законов от 18.07.2011 № 242-ФЗ, от 11.06.2021 № 170-ФЗ)
7) проведение сличения государственных первичных эталонов единиц величин с эталонами единиц величин Международного бюро мер и весов и национальными эталонами единиц величин иностранных государств;
8) уплату взносов Российской Федерации в международные организации по метрологии;
9) создание и ведение Федерального информационного фонда по обеспечению единства измерений;
10) (Пункт утратил силу - Федеральный закон от 23.06.2014 № 160-ФЗ)
11) проведение обязательной метрологической экспертизы содержащихся в проектах нормативных правовых актов Российской Федерации требований к измерениям, стандартным образцам и средствам измерений. (Дополнение пунктом - Федеральный закон от 27.12.2019 № 496-ФЗ)
Статья 26. Оплата работ и (или) услуг по обеспечению единства измерений
1. Работы и (или) услуги по передаче единиц величин от государственных эталонов единиц величин и поверке средств измерений, входящих в перечень средств измерений, поверка которых осуществляется только аккредитованными в области обеспечения единства измерений государственными региональными центрами метрологии, оплачиваются по регулируемым ценам в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. (В редакции Федерального закона от 27.12.2019 № 496-ФЗ)
2. Работы и (или) услуги по проведению испытаний стандартных образцов или средств измерений в целях утверждения типа, аттестации методик (методов) измерений, метрологической экспертизы, указанной в частях 2 и 4 статьи 14 настоящего Федерального закона, по поверке средств измерений, не вошедших в перечень средств измерений, указанный в части 1 настоящей статьи, калибровке средств измерений оплачиваются заинтересованными лицами в соответствии с условиями заключенных договоров (контрактов), если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
3. Государственные региональные центры метрологии в пределах установленного государственного задания оказывают государственные услуги и (или) выполняют работы в области обеспечения единства измерений для граждан и юридических лиц за плату по регулируемым ценам в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и на одинаковых при оказании одних и тех же услуг условиях. (Дополнение частью - Федеральный закон от 21.07.2014 № 254-ФЗ)
Глава 10. Заключительные положения
Статья 27. Заключительные положения
1. Нормативные правовые акты Российской Федерации, предусмотренные настоящим Федеральным законом, за исключением нормативных правовых актов Российской Федерации, относящихся к законодательству Российской Федерации о техническом регулировании, должны быть приняты в течение двух лет со дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
2. До дня вступления в силу настоящего Федерального закона федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие нормативно-правовое регулирование в областях деятельности, указанных в части 3 статьи 1 настоящего Федерального закона, определяют в пределах их компетенции перечни измерений, относящихся к сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области обеспечения единства измерений.
3. Нормативные правовые а