и, которые должны быть представлены в соответствии с пунктом 2 главы 14 и подпунктом "а" пункта 8 главы 15 настоящего Положения;
и) несоздание кандидатом избирательного фонда. Отсутствие средств в избирательном фонде не является основанием отказа в регистрации кандидата;
к) использование кандидатом при финансировании своей избирательной кампании, помимо средств собственного избирательного фонда, иных денежных средств, составляющих более 5 процентов от установленной настоящим Положением предельной суммы всех расходов из средств избирательного фонда;
л) превышение кандидатом при финансировании своей избирательной кампании более чем на 5 процентов установленной настоящим Положением предельной суммы всех расходов из средств избирательного фонда;
м) установленный решением суда факт несоблюдения кандидатом в течение агитационного периода ограничений, предусмотренных пунктом 1 или 11 статьи 56 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации";
н) неоднократное использование кандидатом преимуществ своего должностного или служебного положения;
о) регистрация кандидата в другом избирательном округе на выборах депутатов Законодательного Собрания, за исключением случая выдвижения кандидата избирательным объединением одновременно по одномандатному (четырехмандатному) избирательному округу и в составе областного списка кандидатов;
п) внесение кандидатом избирательного залога в меньшем размере, чем это установлено пунктом 4 главы 18 настоящего Положения, либо внесение кандидатом избирательного залога за счет средств, поступивших в его избирательный фонд с нарушением требований, предусмотренных настоящим Положением;
р) установленный решением суда факт подкупа избирателей кандидатом, его доверенным лицом, уполномоченным представителем по финансовым вопросам, а также действовавшими по их поручению иным лицом или организацией.
5. Основаниями отказа в регистрации областного списка кандидатов являются:
а) несоблюдение требований к выдвижению списка кандидатов, предусмотренных федеральными законами "О политических партиях" (за исключением требований, предусмотренных пунктом 31 статьи 36 названного Федерального закона) и "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации";
б) отсутствие среди документов, представленных для заверения и регистрации областного списка кандидатов, документов, указанных в пунктах 6 - 9 главы 15, пункте 2 главы 19 настоящего Положения (за исключением случаев отсутствия указанных документов в отношении отдельных кандидатов, включенных в областной список кандидатов);
в) наличие на день, предшествующий дню заседания временной избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации областного списка кандидатов, среди документов, представленных для заверения и регистрации областного списка кандидатов, документов, оформленных с нарушением требований, предусмотренных пунктами 3, 4, 6 - 9 главы 15 настоящего Положения (за исключением случаев ненадлежащего оформления документов в отношении отдельных кандидатов, включенных в областной список кандидатов);
г) отсутствие на день, предшествующий дню заседания временной избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации областного списка кандидатов, в документах, представленных для заверения и регистрации областного списка кандидатов, каких-либо сведений, предусмотренных пунктами 6 и 8 главы 15 настоящего Положения (за исключением случаев отсутствия сведений в отношении отдельных кандидатов, включенных в областной список кандидатов);
д) наличие среди подписей избирателей, представленных для регистрации областного списка кандидатов, более 10 процентов подписей, собранных в местах, где в соответствии с пунктом 5 главы 17 настоящего Положения сбор подписей избирателей запрещен;
е) недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации областного списка кандидатов, либо выявление 10 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки;
ж) несоздание избирательным объединением избирательного фонда. Отсутствие средств в избирательном фонде не является основанием отказа в регистрации списка кандидатов;
з) использование избирательным объединением при финансировании своей избирательной кампании, помимо средств собственного избирательного фонда, иных денежных средств, составляющих более 5 процентов от установленной настоящим Положением предельной суммы всех расходов из средств избирательного фонда;
и) превышение избирательным объединением при финансировании своей избирательной кампании более чем на 5 процентов установленной настоящим Положением предельной суммы всех расходов из средств избирательного фонда;
к) превышение числа кандидатов, исключенных из областного списка кандидатов по заявлениям кандидатов о снятии своих кандидатур, по решению избирательного объединения (за исключением выбытия по вынуждающим к тому обстоятельствам), а также по решению временной избирательной комиссии, принятому в связи с наличием предусмотренных пунктом 6 настоящей главы оснований для такого исключения, более чем на 50 процентов от общего числа кандидатов в заверенном областном списке кандидатов;
л) неоднократное использование уполномоченным представителем или доверенным лицом избирательного объединения преимуществ своего должностного или служебного положения;
м) внесение избирательным объединением избирательного залога в меньшем размере, чем это установлено пунктом 4 главы 18 настоящего Положения, либо внесение избирательным объединением избирательного залога за счет средств, поступивших в его избирательный фонд с нарушением требований, предусмотренных настоящим Положением;
н) установленный решением суда факт несоблюдения избирательным объединением ограничений, предусмотренных пунктом 1 или 11 статьи 56 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации";
о) установленный решением суда факт подкупа избирателей избирательным объединением, его доверенным лицом, уполномоченным представителем, а также действовавшими по их поручению иным лицом или организацией.
6. Основаниями исключения кандидата из заверенного списка кандидатов являются:
а) отсутствие у кандидата пассивного избирательного права;
б) сокрытие кандидатом сведений о неснятой и непогашенной судимости, которые должны быть представлены в соответствии с пунктом 6 главы 15 настоящего Положения;
в) установленный решением суда факт несоблюдения кандидатом в течение агитационного периода ограничений, предусмотренных пунктом 1 или 11 статьи 56 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации";
г) неоднократное использование кандидатом преимуществ своего должностного или служебного положения;
д) регистрация кандидата на выборах депутатов Законодательного Собрания в составе другого областного списка кандидатов;
е) наличие в заверенном списке кандидатов, выдвинутом политической партией, ее региональным отделением, кандидата, являющегося членом иной политической партии;
ж) отсутствие среди документов, представленных для заверения и регистрации областного списка кандидатов, документов, указанных в пунктах 6 - 9 главы 15, подпунктах "б" - "г" пункта 2 главы 19 настоящего Положения;
з) наличие на день, предшествующий дню заседания временной избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации областного списка кандидатов, среди документов, представленных для заверения и регистрации областного списка кандидатов, документов, оформленных в отношении кандидата с нарушением требований, предусмотренных пунктами 6, 8 и 14 главы 15 настоящего Положения;
и) отсутствие на день, предшествующий дню заседания временной избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации областного списка кандидатов, в документах, представленных для заверения и регистрации областного списка кандидатов, каких-либо сведений в отношении кандидата, предусмотренных пунктами 6, 8 и 14 главы 15 настоящего Положения.
7. Каждому зарегистрированному кандидату выдается удостоверение о его регистрации. В удостоверении кандидата, зарегистрированного в составе областного списка кандидатов, указывается, что кандидат зарегистрирован в составе областного списка кандидатов, а также наименование избирательного объединения, выдвинувшего этот список.
8. В случае отказа в регистрации кандидата, областного списка кандидатов повторное выдвижение кандидата, областного списка кандидатов на выборах депутатов Законодательного Собрания возможно с соблюдением установленных настоящим Положением порядка и сроков их выдвижения.
9. Соответствующая избирательная комиссия в течение 48 часов после регистрации кандидата, списка кандидатов передает в средства массовой информации сведения о кандидатах, зарегистрированных по одномандатным (четырехмандатному) избирательным округам, и зарегистрированные списки кандидатов со сведениями о включенных в них кандидатах. Перечень подлежащих опубликованию сведений о доходах и об имуществе зарегистрированного кандидата, в том числе в составе областного списка кандидатов, устанавливается временной избирательной комиссией. Окружные и территориальные избирательные комиссии не позднее чем за 15 дней до дня голосования размещают на стендах в помещениях избирательных комиссий информацию о зарегистрированных кандидатах, областных списках кандидатов с указанием сведений, предусмотренных пунктами 3 и 4 главы 35 настоящего Положения. В том же порядке сообщается информация об отмене, аннулировании регистрации кандидатов, областных списков кандидатов, о выбытии кандидатов из зарегистрированных областных списков кандидатов. Сведения о зарегистрированных кандидатах, в том числе в составе областных списков кандидатов, а также об избирательных объединениях размещаются в той же последовательности, что и в избирательных бюллетенях.
10. Если за 35 дней до дня голосования в одномандатном избирательном округе не будет зарегистрировано ни одного кандидата либо будет зарегистрирован только один кандидат или если в четырехмандатном избирательном округе не будет зарегистрировано ни одного кандидата либо число зарегистрированных кандидатов окажется меньше четырех или равным ему, а равно если в едином избирательном округе не будет зарегистрировано ни одного областного списка кандидатов либо будет зарегистрирован только один областной список кандидатов, голосование в таком избирательном округе по решению соответствующей избирательной комиссии откладывается для дополнительного выдвижения кандидатов, областных списков кандидатов и осуществления последующих избирательных действий. В этом случае голосование в одномандатном (четырехмандатном) избирательном округе проводится в сроки, установленные статьей 10 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", а дата голосования в едином избирательном округе определяется временной избирательной комиссией с учетом сроков формирования Законодательного Собрания, установленных частью 1 статьи 9 Федерального конституционного закона "Об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта Российской Федерации в результате объединения Иркутской области и Усть-Ордынского Бурятского автономного округа".
РАЗДЕЛ V СТАТУС КАНДИДАТОВ
Глава 21. Статус кандидатов
1. Все кандидаты обладают равными правами и несут равные обязанности, за исключением случаев, предусмотренных Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и настоящим Положением.
2. От имени кандидатов, выдвинутых по одномандатным (четырехмандатному) избирательным округам, вправе выступать исключительно их уполномоченные представители по финансовым вопросам и доверенные лица, а в случае выдвижения кандидата в составе областного списка кандидатов - также уполномоченные представители и доверенные лица избирательного объединения, выдвинувшего этот список.
3. Кандидаты, замещающие государственные или муниципальные должности, кандидаты, находящиеся на государственной или муниципальной службе либо являющиеся членами органов управления организаций независимо от формы собственности (в организациях, высшим органом управления которых является собрание, - членами органов, осуществляющих руководство деятельностью этих организаций), за исключением политических партий, а также кандидаты, являющиеся должностными лицами, журналистами, другими творческими работниками организаций, осуществляющих выпуск средств массовой информации, при проведении своей избирательной кампании не вправе использовать преимущества своего должностного или служебного положения. Под использованием преимуществ должностного или служебного положения в настоящем Положении понимаются действия, предусмотренные пунктом 5 статьи 40 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".
4. Зарегистрированные кандидаты, находящиеся на государственной или муниципальной службе либо работающие в организациях, осуществляющих выпуск средств массовой информации, на время их участия в выборах депутатов Законодательного Собрания освобождаются от выполнения должностных или служебных обязанностей и представляют в зарегистрировавшую их избирательную комиссию заверенные копии соответствующих приказов (распоряжений) не позднее чем через пять дней со дня регистрации.
5. Лица, не являющиеся кандидатами и замещающие государственные или муниципальные должности, либо находящиеся на государственной или муниципальной службе, либо являющиеся членами органов управления организаций независимо от формы собственности (в организациях, высшим органом управления которых является собрание, - членами органов, осуществляющих руководство деятельностью этих организаций), за исключением политических партий, в период избирательной кампании не вправе использовать преимущества своего должностного или служебного положения в целях выдвижения кандидата, областного списка кандидатов и (или) избрания кандидатов.
6. Должностным лицам, журналистам, иным творческим работникам организаций, осуществляющих выпуск средств массовой информации, являющимся кандидатами либо их доверенными лицами или уполномоченными представителями по финансовым вопросам, доверенными лицами либо уполномоченными представителями избирательных объединений, запрещается участвовать в освещении избирательной кампании через средства массовой информации.
7. Гарантии деятельности зарегистрированных кандидатов установлены статьей 41 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".
Глава 22. Доверенные лица кандидатов, избирательных объединений
1. Кандидат, выдвинутый по одномандатному (четырехмандатному) избирательному округу, вправе назначить до 10 доверенных лиц. Избирательное объединение, выдвинувшее кандидатов по одномандатным (четырехмандатному) избирательным округам, вправе назначить до 20 доверенных лиц, а избирательное объединение, выдвинувшее областной список кандидатов, - до 30 доверенных лиц. Регистрация доверенных лиц осуществляется соответствующей избирательной комиссией в течение трех дней со дня поступления письменного заявления кандидата (представления избирательного объединения) о назначении доверенных лиц вместе с заявлениями самих граждан о согласии быть доверенными лицами. В заявлении кандидата (представлении избирательного объединения) указываются фамилия, имя и отчество, дата рождения, адрес места жительства, серия, номер и дата выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, основное место работы или службы и занимаемая должность (в случае отсутствия основного места работы или службы - род занятий) каждого доверенного лица.
2. Доверенными лицами кандидатов, избирательных объединений не могут быть кандидаты, лица, замещающие государственные или муниципальные должности, главы местных администраций, работники аппаратов избирательных комиссий. Государственные или муниципальные служащие могут быть назначены доверенными лицами при условии их освобождения от исполнения служебных обязанностей на период осуществления полномочий доверенного лица. Регистрация доверенного лица, являющегося государственным или муниципальным служащим, осуществляется при условии представления в соответствующую избирательную комиссию приказа об освобождении его от исполнения служебных обязанностей (в том числе на период отпуска).
3. Доверенные лица получают в соответствующей избирательной комиссии удостоверения. Доверенные лица осуществляют агитационную деятельность в пользу назначившего их кандидата, избирательного объединения. Доверенные лица не имеют полномочий наблюдателя. На период осуществления полномочий доверенного лица администрация (работодатель) обязана (обязан) предоставить доверенному лицу по его просьбе неоплачиваемый отпуск.
4. Кандидаты, избирательные объединения, назначившие доверенных лиц, вправе в любое время отозвать их и назначить других доверенных лиц, уведомив об этом соответствующую избирательную комиссию, которая аннулирует выданные отозванным доверенным лицам удостоверения. Доверенное лицо вправе в любое время по собственной инициативе сложить свои полномочия, вернув в соответствующую избирательную комиссию выданное ему удостоверение и уведомив об этом кандидата (избирательное объединение), назначившего (назначившее) данное доверенное лицо.
5. Полномочия доверенных лиц начинаются со дня их регистрации соответствующей избирательной комиссией и прекращаются вместе с утратой статуса назначившим их кандидатом или с утратой статуса всеми кандидатами, включенными в состав областного списка кандидатов, который выдвинут избирательным объединением, назначившим этих доверенных лиц.
Глава 23. Уполномоченные представители кандидатов по финансовым вопросам
1. Кандидат, выдвинутый по одномандатному (четырехмандатному) избирательному округу, вправе назначить уполномоченного представителя по финансовым вопросам. Уполномоченный представитель кандидата по финансовым вопросам осуществляет свои полномочия на основании нотариально удостоверенной и оформленной в установленном законом порядке доверенности, которая выдается кандидатом и в которой указываются фамилия, имя и отчество, дата рождения, адрес места жительства, серия, номер и дата выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, наименование или код выдавшего его органа, а также полномочия уполномоченного представителя. Регистрация уполномоченного представителя кандидата по финансовым вопросам осуществляется окружной избирательной комиссией на основании письменного заявления кандидата и указанной доверенности при предъявлении уполномоченным представителем кандидата по финансовым вопросам паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина. Срок полномочий уполномоченного представителя кандидата по финансовым вопросам начинается со дня его регистрации и истекает через 60 дней со дня голосования, а в случае если в соответствии с федеральным законом, настоящим Положением ведется судебное разбирательство с участием соответствующего кандидата - со дня, следующего за днем вступления в законную силу судебного решения.
2. При назначении уполномоченного представителя по финансовым вопросам кандидат может передать ему следующие полномочия:
а) открытие специального избирательного счета;
б) распоряжение средствами избирательного фонда;
в) учет средств избирательного фонда;
г) контроль за поступлением средст