и которых устанавливается сервитут.
7. Соглашение об установлении сервитута может предусматривать установление срочного или постоянного сервитута.
8. Срок установления сервитута в отношении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности и предоставленного в аренду, не может превышать срок договора аренды такого земельного участка.
9. Соглашение об установлении сервитута должно содержать:
1) кадастровый номер земельного участка, в отношении которого планируется установить сервитут;
2) сведения о сторонах соглашения;
3) цели и основания установления сервитута;
4) срок действия сервитута;
5) размер платы за сервитут в случаях, когда такая плата установлена в соответствии с настоящим Федеральным законом; (В редакции Федерального закона от 27.12.2009 № 379-ФЗ)
6) право лица, в интересах которого установлен сервитут, осуществлять деятельность, для обеспечения которой установлен сервитут, в том числе входить на земельный участок, доставлять на него необходимые материалы, осуществлять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов, для строительства и (или) эксплуатации которых установлен сервитут, проводить необходимые инженерные изыскания, осуществлять рубку древесно-кустарниковой растительности, вести земляные работы;
7) обязанность лица, в интересах которого установлен сервитут, осуществить плату за сервитут в случаях, когда такая плата установлена в соответствии с настоящим Федеральным законом, и полностью возместить убытки в связи с установлением сервитута; (В редакции Федерального закона от 27.12.2009 № 379-ФЗ)
8) обязанность лица, в интересах которого установлен сервитут, после прекращения действия сервитута привести земельный участок в состояние, пригодное для его использования в соответствии с целевым назначением.
10. Соглашение об установлении сервитута заключается на основании решения об установлении сервитута.
11. Российская Федерация со дня вступления в силу настоящего Федерального закона и до 1 января 2014 года передает Краснодарскому краю осуществление полномочий по подготовке и принятию решений об установлении сервитутов для строительства и (или) эксплуатации олимпийских объектов федерального значения, расположенных на территории Краснодарского края, за исключением территории Сочинского национального парка и земельных участков в границах полос отвода автомобильных дорог федерального значения, для целей, предусмотренных частью 2 настоящей статьи. (В редакции Федерального закона от 27.12.2009 № 379-ФЗ)
12. Осуществление указанных в части 11 настоящей статьи полномочий Российской Федерации передается Краснодарскому краю без предоставления субвенций из федерального бюджета.
13. Контроль за осуществлением Краснодарским краем указанных в части 11 настоящей статьи полномочий Российской Федерации осуществляется в порядке, предусмотренном частями 8 и 9 статьи 15 настоящего Федерального закона.
14. Решение об установлении сервитутов принимается:
1) администрацией Краснодарского края - в целях строительства и (или) эксплуатации олимпийских объектов федерального значения и олимпийских объектов краевого значения;
2) администрацией муниципального образования город-курорт Сочи - в целях строительства и (или) эксплуатации олимпийских объектов муниципального значения;
3) федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере дорожного хозяйства, при установлении сервитута в границах полос отвода автомобильных дорог федерального значения; (Пункт введен - Федеральный закон от 27.12.2009 № 379-ФЗ)
4) федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на распоряжение федеральным имуществом, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области охраны окружающей среды (в отношении земельных участков, находящихся на территории Сочинского национального парка). (Пункт введен - Федеральный закон от 30.07.2010 № 242-ФЗ)
15. Решение об установлении сервитутов принимается на основании заявления:
1) Корпорации - в случае, если строительство и (или) эксплуатация олимпийских объектов федерального значения предусмотрены за счет средств Корпорации или полностью за счет средств других юридических лиц;
2) организации, осуществляющей строительство и (или) эксплуатацию олимпийских объектов федерального значения, олимпийских объектов краевого значения или олимпийских объектов муниципального значения, - в случае, если строительство и (или) эксплуатация указанных олимпийских объектов предусмотрены за счет средств федерального бюджета, бюджета Краснодарского края или бюджета муниципального образования город-курорт Сочи соответственно.
16. К заявлениям, указанным в части 15 настоящей статьи, прилагаются следующие документы:
1) (Пункт утратил силу - Федеральный закон от 30.07.2010 № 242-ФЗ)
2) (Пункт утратил силу - Федеральный закон от 30.07.2010 № 242-ФЗ)
3) копия утвержденной документации по планировке территории для размещения олимпийских объектов с указанием планируемых границ сервитутов - в случае установления сервитутов в целях, предусмотренных пунктами 1 - 3 части 2 настоящей статьи;
4) обоснование необходимости установления сервитута - в случае установления сервитута.
17. Установление сервитута осуществляется без проведения общественных слушаний.
18. Решение об установлении сервитута должно содержать:
1) сведения о лицах, в интересах которых устанавливается сервитут;
2) цели установления сервитута;
3) кадастровые номера земельных участков, в отношении которых устанавливается сервитут.
19. Решение об установлении сервитута в течение семи дней со дня его принятия должно быть опубликовано в печатном издании, являющемся источником официального опубликования нормативных правовых актов соответственно Краснодарского края и муниципального образования город-курорт Сочи, и размещено на официальном сайте в сети Интернет соответственно Краснодарского края и муниципального образования город-курорт Сочи. В случае, если решение об установлении сервитута принято в отношении находящихся в долевой собственности земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, такое решение должно быть опубликовано в печатном издании, определенном законом Краснодарского края для подачи объявлений в соответствии с Федеральным законом "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения".
20. В целях подготовки проекта соглашения об установлении сервитута лица, в интересах которых устанавливается сервитут, обеспечивают заключение договора с оценщиком на проведение расчета платы за установление постоянного сервитута в случаях, когда такая плата установлена в соответствии с настоящим Федеральным законом, а также планируемой выкупной цены земельного участка в случае изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд. Допускается проведение такой оценки оценщиками, отобранными Корпорацией в соответствии с частью 21 статьи 15 настоящего Федерального закона. Договор о проведении такой оценки должен содержать обязанность лица, в интересах которого устанавливается сервитут, оплатить стоимость работ по такой оценке. (В редакции Федерального закона от 27.12.2009 № 379-ФЗ)
21. В случае, когда плата за сервитут установлена в соответствии с настоящим Федеральным законом, ее размер определяется следующим образом:
1) за постоянный сервитут - уменьшение рыночной стоимости земельного участка вследствие его обременения сервитутом, если меньший размер платы за сервитут не установлен соглашением об установлении сервитута;
2) за срочный сервитут (ежегодный размер платы) - в размере одного процента кадастровой стоимости земельного участка, умноженного на площадь земельного участка, на котором действует сервитут, установленный в соответствии с утвержденной документацией по планировке территории, если меньший размер платы за сервитут не установлен соглашением об установлении сервитута. (В редакции Федерального закона от 30.07.2010 № 242-ФЗ)
(Часть в редакции Федерального закона от 27.12.2009 № 379-ФЗ)
211. При установлении сервитута в интересах федеральных органов исполнительной власти, исполнительных органов государственной власти Краснодарского края, органов местного самоуправления в отношении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и предоставленных в аренду или на праве постоянного (бессрочного) пользования государственным или муниципальным унитарным предприятиям, государственным или муниципальным учреждениям, плата за сервитут и плата за возмещение убытков в связи с установлением сервитута зачисляются в федеральный бюджет, бюджет Краснодарского края, местный бюджет города Сочи в зависимости от собственника имущества государственного или муниципального унитарного предприятия, государственного или муниципального учреждения, которому на праве аренды или на праве постоянного (бессрочного) пользования принадлежит соответствующий земельный участок. (Часть введена - Федеральный закон от 27.12.2009 № 379-ФЗ)
212. При установлении сервитута в интересах Корпорации и организаций, указанных в пункте 2 части 15 настоящей статьи, в отношении земельных участков, указанных в части 211 настоящей статьи, плата за сервитут не взимается. (Часть введена - Федеральный закон от 27.12.2009 № 379-ФЗ)
22. После принятия решения об установлении сервитута лица, в интересах которых устанавливается сервитут, осуществляют подготовку проекта соглашения об установлении сервитута и направляют его лицам, указанным в части 6 настоящей статьи.
23. В случае, если соглашение об установлении сервитута не заключено по истечении тридцати дней со дня получения лицом, указанным в части 6 настоящей статьи, проекта указанного соглашения, лица, в интересах которых устанавливается сервитут, вправе обратиться в суд с иском о понуждении заключить соглашение об установлении сервитута.
24. Решение суда о принудительном заключении соглашения об установлении сервитута подлежит немедленному исполнению.
25. В случае, если в соответствии с решением суда установление сервитута приведет к невозможности использования земельного участка (его части), осуществляется изъятие указанного земельного участка в порядке, предусмотренном статьей 15 настоящего Федерального закона. Принятия решения администрацией Краснодарского края об изъятии указанного земельного участка не требуется.
26. Плата за сервитут, а также возмещение убытков в связи с установлением сервитута лицам, указанным в части 6 настоящей статьи, в случаях, когда такая плата и убытки установлены в соответствии с настоящим Федеральным законом, осуществляются за счет средств лиц, в интересах которых установлен сервитут. (В редакции Федерального закона от 27.12.2009 № 379-ФЗ)
27. Лица, указанные в части 6 настоящей статьи, не вправе осуществлять действия, которые исключают или затрудняют осуществление лицом, в интересах которого установлен сервитут, деятельности, связанной со строительством и (или) эксплуатацией олимпийских объектов.
28. Сервитут может быть прекращен по решению суда по следующим основаниям:
1) лицо, в интересах которого установлен сервитут, не осуществляет деятельность, для обеспечения которой установлен сервитут, на протяжении одного года, если иное не оговорено решением и (или) соглашением об установлении сервитута;
2) вследствие изменения обстоятельств установленный сервитут становится излишним.
29. Установленные в соответствии с настоящей статьей сервитуты, за исключением сервитутов, установленных на срок менее одного года, подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 1997 года № 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним". Государственная регистрация сервитутов, установленных в соответствии с настоящей статьей, осуществляется на основании заявления лица, в интересах которого установлен сервитут, без предъявления нотариальной доверенности правообладателя обремененного сервитутом земельного участка.
30. В случае, если право собственности, право постоянного (бессрочного) пользования или право пожизненного наследуемого владения на земельные участки, в отношении которых установлен сервитут, не зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, лицо, в интересах которого установлен сервитут, вправе обратиться с заявлением о государственной регистрации права собственности, права постоянного (бессрочного) пользования или права пожизненного наследуемого владения на земельные участки, в отношении которых установлен сервитут. Выдачи собственником земельного участка, в отношении которого установлен сервитут, землепользователем, землевладельцем такого земельного участка доверенности на совершение указанных действий не требуется. Одновременно с государственной регистрацией указанных прав на земельные участки осуществляется государственная регистрация сервитутов, установленных в соответствии с настоящей статьей.
31. Финансирование кадастровых работ, необходимых для установления сервитутов, осуществляется за счет средств лиц, в интересах которых установлен сервитут (в случаях, указанных в пунктах 1 и 3 части 5 настоящей статьи), или за счет средств федерального бюджета, бюджета Краснодарского края, бюджета муниципального образования город-курорт Сочи (в случаях, указанных в пункте 2 части 5 настоящей статьи) соответственно. (В редакции Федерального закона от 30.07.2010 № 242-ФЗ)
32. Сервитут, установленный в соответствии с настоящей статьей, сохраняется в случае перехода прав на земельный участок, в отношении которого установлен сервитут, к другому лицу, а также в случае перехода прав лиц, в интересах которых установлен сервитут, к другим лицам, осуществляющим строительство и (или) эксплуатацию олимпийских объектов. В указанных случаях осуществляется внесение изменений в ранее заключенные соглашения об установлении сервитутов.
(Статья введена - Федеральный закон от 30.12.2008 № 311-ФЗ)
Статья 16. Особенности предоставления земельных участков для строительства олимпийских объектов
1. Российская Федерация с 1 января 2008 года до 1 января 2014 года передает Краснодарскому краю осуществление следующих полномочий по распоряжению находящимися в федеральной собственности земельными участками, расположенными на территории Краснодарского края, за исключением территории Сочинского национального парка:
1) образование земельных участков, уточнение границ земельных участков в целях их предоставления для строительства олимпийских объектов, включая полномочия по обращению с заявлением о кадастровом учете и государственной регистрации прав на земельные участки; (В редакции Федерального закона от 30.12.2008 № 311-ФЗ)
11) образование земельных участков, уточнение границ земельных участков в целях их предоставления взамен изымаемых земельных участков и (или) расположенных на них иных объектов недвижимого имущества, включая полномочия по обращению с заявлением о кадастровом учете и государственной регистрации прав на земельные участки; (Пункт введен - Федеральный закон от 24.07.2008 № 162-ФЗ; в редакции Федерального закона от 30.12.2008 № 311-ФЗ)
2) принятие решений о предоставлении земельных участков для строительства олимпийских объектов;
3) заключение договоров аренды земельных участков или безвозмездного срочного пользования земельными участками, предоставляемыми для строительства олимпийских объектов;
4) предоставление из состава включенных в Перечень земельных участков взамен изымаемых земельных участков и (или) расположенных на них иных объектов недвижимого имущества. (В редакции федеральных законов от 24.07.2008 № 162-ФЗ; от 30.07.2010 № 242-ФЗ)
2. Осуществление полномочий, указанных в части 1 настоящей статьи, передается без предоставления субвенций из федерального бюджета.
21. Уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, указанный в части 8 статьи 15 настоящего Федерального закона:
1) осуществляет контроль и надзор за осуществлением органами исполнительной власти Краснодарского края полномочий, переданных в соответствии с частью 1 настоящей статьи;
2) устанавливает содержание и форму представления отчетности об осуществлении переданных в соответствии с частью 1 настоящей статьи полномочий, требования к порядку представления указанной отчетности.
(Часть введена - Федеральный закон от 30.12.2008 № 311-ФЗ)
22. Высшее должностное лицо Краснодарского края (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти Краснодарского края):
1) самостоятельно организует деятельность по осуществлению полномочий, переданных в соответствии с частью 1 настоящей статьи;
2) обеспечивает своевременное представление в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, указанный в части 8 статьи 15 настоящего Федерального закона, отчетности по установленной форме об осуществлении переданных полномочий, а также иных документов и информации, которые необходимы для контроля за полнотой и качеством осуществления органами исполнительной власти Краснодарского края полномочий, переданных в соответствии с частью 1 настоящей статьи.
(Часть введена - Федеральный закон от 30.12.2008 № 311-ФЗ)
3. Корпорация осуществляет финансирование кадастровых работ, необходимых для образования земельных участков, уточнения границ земельных участков в соответствии с пунктами 1 и 11 части 1 настоящей статьи. Договор на проведение кадастровых работ, необходимых для образования земельных участков, уточнения границ земельных участков в соответствии с пунктами 1 и 11 части 1 настоящей статьи, заключается между администрацией Краснодарского края, Корпорацией и лицом, обладающим в соответствии с законодательством правом проведения кадастровых работ, и должен предусматривать обязанность Корпорации оплатить кадастровые работы. (В редакции федеральных законов от 30.12.2008 № 311-ФЗ; от 17.07.2009 № 155-ФЗ)
31. Корпорация осуществляет финансирование кадастровых работ, необходимых для образования земельных участков, уточнения границ земельных участков, находящихся на территории Сочинского национального парка, в целях их предоставления для строительства олимпийских объектов, а также обращается с заявлением о государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав на указанные земельные участки. Договор на проведение указанных кадастровых работ заключается между федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом (его территориальным органом), Корпорацией и лицом, обладающим в соответствии с законодательством Российской Федерации правом проведения кадастровых работ, и должен предусматривать обязанность Корпорации оплатить кадастровые работы. (Часть введена - Федеральный закон от 30.12.2008 № 311-ФЗ)
4. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предназначенные для строительства олимпийских объектов федерального значения за счет средств Корпорации, предоставляются Корпорации в безвозмездное срочное пользование без предварительного согласования места размещения объекта и без проведения торгов. (В редакции Федерального закона от 24.07.2008 № 162-ФЗ)
41. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предназначенные для строительства олимпийских объектов федерального значения за счет средств иных юридических лиц, предоставляются Корпорации в аренду сроком до 49 лет без предварительного согласования места размещения объекта и без проведения торгов с правом передавать указанным лицам свои права и обязанности по договору аренды земельного участка, а также с правом передавать арендованный земельный участок этим лицам в субаренду. (Часть введена - Федеральный закон от 24.07.2008 № 162-ФЗ; в