дств фиксации, за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, в который поступают платежи в счет уплаты административных штрафов за совершение административных правонарушений, зафиксированных с помощью таких стационарных средств фиксации, передвижных средств фиксации и (или) мобильных средств фиксации, независимо от формы собственности и значения дорог, на которых размещены такие стационарные средства фиксации, передвижные средства фиксации и (или) мобильные средства фиксации;
б) передает информацию, полученную с помощью стационарных средств фиксации, передвижных средств фиксации и (или) мобильных средств фиксации, в уполномоченные органы государственного контроля (надзора) и территориальные органы федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел в субъекте Российской Федерации;
в) финансирует расходы, связанные с обработкой и рассылкой материалов по делам об административных правонарушениях в области дорожного движения, зафиксированных с помощью стационарных средств фиксации, передвижных средств фиксации или мобильных средств фиксации, а также с почтовыми расходами, возникающими в связи с рассмотрением жалоб на постановления по делам об административных правонарушениях, зафиксированных с помощью стационарных средств фиксации, передвижных средств фиксации или мобильных средств фиксации, независимо от формы собственности и значения дорог, на которых размещены такие стационарные средства фиксации, передвижные средства фиксации и (или) мобильные средства фиксации.
10. В случае принятия решения об отключении и (или) о демонтаже:
1) уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации прекращает исполнение полномочий, указанных в подпунктах "а" и "б" пункта 2 части 9 настоящей статьи, отключает и (или) демонтирует стационарное средство фиксации, передвижное средство фиксации или мобильное средство фиксации, а также в случае, если решение о размещении мобильного средства фиксации было принято владельцем автомобильной дороги, передает ему такое мобильное средство фиксации. Полномочия, указанные в подпункте "в" пункта 2 части 9 настоящей статьи, осуществляются уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации до исполнения постановлений о назначении административных наказаний за совершение административных правонарушений в области дорожного движения, зафиксированных с помощью стационарного средства фиксации, передвижного средства фиксации или мобильного средства фиксации, в отношении которых было согласовано решение об отключении и (или) о демонтаже, а также до исполнения постановлений о назначении административных наказаний за совершение административных правонарушений в области дорожного движения, зафиксированных с помощью стационарного средства фиксации, передвижного средства фиксации или мобильного средства фиксации, в отношении которых было согласовано решение об отключении и (или) о демонтаже;
2) уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или владелец автомобильной дороги, принявшие решение о размещении и установившие стационарное средство фиксации или передвижное средство фиксации, осуществляет демонтаж отключенных стационарного средства фиксации или передвижного средства фиксации.
11. Уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, согласовавший решение о размещении, принятое владельцем автомобильной дороги, осуществляет в отношении этих стационарных средств фиксации, передвижных средств фиксации и (или) мобильных средств фиксации полномочия, указанные в подпунктах "а" - "в" пункта 2 части 9 и пункте 1 части 10 настоящей статьи, в соответствии с соглашением, заключенным с владельцем автомобильной дороги. Типовая форма соглашения утверждается Правительством Российской Федерации.
12. Уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации передает информацию о местах установки стационарных средств фиксации, передвижных средств фиксации и (или) маршрутах движения транспортных средств с размещенными на них мобильными средствами фиксации с указанием географических координат мест установки и маршрутов движения и контролируемых ими условиях и режимах движения с указанием видов фиксируемых нарушений правил дорожного движения в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел в субъекте Российской Федерации. Информация, указанная в настоящей части, должна быть общедоступной и размещаться на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел.
13. Порядок передачи уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в уполномоченные органы государственного контроля (надзора) и территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел в субъекте Российской Федерации информации, указанной в подпункте "б" пункта 2 части 9 и части 12 настоящей статьи, порядок приема и обработки такой информации уполномоченными органами государственного контроля (надзора) и территориальным органом федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел в субъекте Российской Федерации устанавливаются Правительством Российской Федерации с учетом используемых субъектами Российской Федерации способов информационного взаимодействия, предусматривающих обмен сведениями между уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации и территориальным органом федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел в субъекте Российской Федерации.
14. Порядок размещения стационарных средств фиксации, передвижных средств фиксации или мобильных средств фиксации и требования к обязательному обозначению стационарных средств фиксации, передвижных средств фиксации техническими средствами организации дорожного движения, в том числе дорожными знаками, а также требования к обязательному информированию участников дорожного движения о местах размещения стационарных средств фиксации или передвижных средств фиксации, маршрутах движения транспортных средств с размещенными на них мобильными средствами фиксации устанавливаются актом Правительства Российской Федерации, в котором в том числе должно быть предусмотрено, что:
1) стационарные средства фиксации, передвижные средства фиксации устанавливаются только:
а) на дорогах с выделенной полосой для движения маршрутных транспортных средств в целях контроля за соблюдением правил дорожного движения на такой полосе;
б) на аварийно-опасных участках дорог;
в) на пересечении дорог, где в течение отчетного года произошло четыре и более дорожно-транспортных происшествия с материальным ущербом одного вида, или произошло два дорожно-транспортных происшествия одного вида, или четыре дорожно-транспортных происшествия независимо от их вида, в результате которых погибли или были ранены люди;
г) на автоматических пунктах весового и габаритного контроля;
д) в местах производства работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту дорог, а также других работ, требующих введения временных ограничения или прекращения движения транспортных средств по дороге;
е) на пешеходных переходах;
ж) в местах, где запрещена стоянка или остановка транспортных средств;
з) на перекрестках;
и) в местах, определяемых при осуществлении контроля (надзора) в области безопасности дорожного движения;
2) места установки стационарных средств фиксации, передвижных средств фиксации должны располагаться таким образом, чтобы зона контроля таких стационарных средств фиксации, передвижных средств фиксации начиналась на расстоянии не менее 150 - 300 метров от дорожного знака, обозначающего место установки таких стационарных средств фиксации, передвижных средств фиксации;
3) места установки стационарных средств фиксации, передвижных средств фиксации, обеспечивающих контроль за соблюдением правил дорожного движения в границах населенного пункта, должны располагаться таким образом, чтобы зона контроля таких стационарных средств фиксации, передвижных средств фиксации начиналась на расстоянии не менее 100 метров от дорожного знака, обозначающего начало населенного пункта;
4) места установки стационарных средств фиксации, передвижных средств фиксации должны быть обозначены техническими средствами организации дорожного движения, в том числе дорожными знаками, в соответствии с требованиями, установленными Правительством Российской Федерации;
5) передвижные средства фиксации устанавливаются на период до прекращения обстоятельств, послуживших причиной для их использования;
6) зоны контроля различных стационарных средств фиксации, передвижных средств фиксации и (или) мобильных средств фиксации при фиксации одних и тех же видов нарушений правил дорожного движения не должны иметь общие контролируемые участки;
7) особенности технических характеристик стационарных средств фиксации, передвижных средств фиксации или мобильных средств фиксации должны предусматривать возможность передачи данных в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, и территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел в субъекте Российской Федерации;
8) перемещение передвижных средств фиксации с мест их установки в процессе их работы не допускается;
9) фиксация нарушений правил дорожного движения мобильными средствами фиксации допускается только во время участия в дорожном движении транспортных средств, на которых установлены такие мобильные средства фиксации, в пределах дороги.
15. Плата за размещение стационарных средств фиксации, а также предназначенных для размещения стационарных средств фиксации конструкций и сооружений с владельцев стационарных средств фиксации не взимается.
16. Действие положений настоящей статьи не распространяется на работающие в автоматическом режиме специальные технические средства, имеющие функции фото- и киносъемки, видеозаписи для фиксации нарушений правил проезда через железнодорожные переезды, за исключением положений, предусмотренных подпунктом "в" пункта 2 части 9 настоящей статьи.
17. Действие положений частей 2 - 6, части 9 (за исключением подпункта "в" пункта 2), части 14 настоящей статьи не распространяется на использование мобильных средств фиксации, установленных на транспортные средства полиции.
18. Для целей настоящей статьи понятие "аварийно-опасный участок дороги" используется в значении, установленном статьей 2 Федерального закона от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения".
19. Фиксация нарушений правил дорожного движения стационарными средствами фиксации, передвижными средствами фиксации или мобильными средствами фиксации, не соответствующими требованиям, установленным настоящей статьей и Правительством Российской Федерации, и передача полученной с их помощью информации в уполномоченные органы государственного контроля (надзора) и территориальные органы федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел в субъекте Российской Федерации не допускаются, а в случае, если указанная фиксация произошла, полученная с помощью таких стационарных средств фиксации, передвижных средств фиксации или мобильных средств фиксации информация не допускается для использования в целях привлечения к административной ответственности за нарушение правил дорожного движения, если иное не предусмотрено Законом Российской Федерации от 15 апреля 1993 года № 4802-I "О статусе столицы Российской Федерации".
20. В соответствии с Законом Российской Федерации от 15 апреля 1993 года № 4802-I "О статусе столицы Российской Федерации" в субъекте Российской Федерации - городе федерального значения Москве устанавливаются особенности применения настоящей статьи.
(Дополнение статьей - Федеральный закон от 29.05.2023 № 197-ФЗ)
Статья 23. Мобилизационная подготовка автомобильных дорог
1. Мобилизационная подготовка автомобильных дорог осуществляется владельцами автомобильных дорог в соответствии с законодательством Российской Федерации в целях обеспечения готовности автомобильных дорог для использования в военное время.
2. Организация и обеспечение мобилизационной подготовки осуществляются в отношении:
1) автомобильных дорог федерального значения федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере дорожного хозяйства;
2) автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения исполнительными органами субъектов Российской Федерации; (В редакции Федерального закона от 08.08.2024 № 232-ФЗ)
3) автомобильных дорог местного значения органами местного самоуправления.
Глава 4. Особенности использования земельных участков, предназначенных для размещения автомобильных дорог
Статья 24. Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для размещения автомобильных дорог
1. Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для размещения автомобильных дорог осуществляется в соответствии с земельным законодательством и настоящим Федеральным законом.
2. Предоставление земельных участков, которые находятся в федеральной собственности или государственная собственность на которые не разграничена, для размещения автомобильных дорог федерального значения осуществляется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере дорожного хозяйства.
3. Предоставление земельных участков, которые находятся в собственности субъекта Российской Федерации или государственная собственность на которые не разграничена, для размещения автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения осуществляется уполномоченным исполнительным органом субъекта Российской Федерации. (В редакции Федерального закона от 08.08.2024 № 232-ФЗ)
4. В целях создания условий для строительства или реконструкции автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального, местного значения в порядке, установленном земельным законодательством, осуществляется резервирование земель или земельных участков для государственных или муниципальных нужд.
Статья 25. Полоса отвода автомобильной дороги
1. Границы полосы отвода автомобильной дороги определяются на основании документации по планировке территории, за исключением случаев, предусмотренных земельным законодательством. Подготовка документации по планировке территории, предназначенной для размещения автомобильных дорог и (или) объектов дорожного сервиса, осуществляется с учетом утверждаемых Правительством Российской Федерации норм отвода земель для размещения указанных объектов. (В редакции Федерального закона от 04.08.2023 № 438-ФЗ)
2. (Часть утратила силу - Федеральный закон от 10.07.2023 № 305-ФЗ)
3. В границах полосы отвода автомобильной дороги, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом, запрещаются:
1) выполнение работ, не связанных со строительством, с реконструкцией, капитальным ремонтом, ремонтом и содержанием автомобильной дороги, а также с размещением объектов дорожного сервиса;
2) размещение зданий, строений, сооружений и других объектов, не предназначенных для обслуживания автомобильной дороги, ее строительства, реконструкции, капитального ремонта, ремонта и содержания и не относящихся к объектам дорожного сервиса;
3) распашка земельных участков, покос травы, осуществление рубок и повреждение лесных насаждений и иных многолетних насаждений, снятие дерна и выемка грунта, за исключением работ по содержанию полосы отвода автомобильной дороги или ремонту автомобильной дороги, ее участков;
4) выпас животных, а также их прогон через автомобильные дороги вне специально установленных мест, согласованных с владельцами автомобильных дорог;
5) установка рекламных конструкций, не соответствующих требованиям технических регламентов и (или) нормативным правовым актам о безопасности дорожного движения;
6) установка информационных щитов и указателей, не имеющих отношения к обеспечению безопасности дорожного движения или осуществлению дорожной деятельности.
4. Земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги, предназначенные для размещения объектов дорожного сервиса, для установки и эксплуатации рекламных конструкций, могут предоставляться гражданам или юридическим лицам для размещения таких объектов. В отношении земельных участков в границах полосы отвода автомобильной дороги, предназначенных для размещения объектов дорожного сервиса, для установки и эксплуатации рекламных конструкций, допускается установление сервитутов в порядке, установленном гражданским законодательством и земельным законодательством, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей. Земельные участки для размещения объектов дорожного сервиса, установки и эксплуатации рекламных конструкций в границах полосы отвода автомобильной дороги федерального значения предоставляются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере дорожного хозяйства, или Государственной компанией "Российские автомобильные дороги" в случае, если автомобильные дороги переданы ей в доверительное управление. (В редакции федеральных законов от 17.07.2009 № 145-ФЗ, от 11.07.2011 № 193-ФЗ, от 14.07.2022 № 284-ФЗ)
41. Допускается использование гражданами или юридическими лицами земельных участков в границах полос отвода автомобильных дорог (за исключением частных автомобильных дорог) в целях строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов дорожного сервиса, их эксплуатации, установки и эксплуатации рекламных конструкций на условиях сервитута. Полномочия собственника земельных участков в границах полос отвода автомобильных дорог (за исключением частных автомобильных дорог) при заключении соглашений об установлении сервитутов осуществляют владельцы автомобильных дорог. Соглашения об установлении сервитутов в отношении земельных участков в границах полос отвода автомобильных дорог в целях строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов дорожного сервиса, их эксплуатации, установки и эксплуатации рекламных конструкций заключаются по согласованию с органом государственной власти или органом местного самоуправления, уполномоченными на предоставление данных земельных участков владельцам автомобильных дорог. При этом прекращение права постоянного (бессрочного) пользования данными земельными участками не требуется. (Дополнение частью - Федеральный закон от 11.07.2011 № 193-ФЗ) (В редакции Федерального закона от 14.07.2022 № 284-ФЗ)
42. Допускается использование гражданами или юридическими лицами земельных участков в границах полос отвода автомобильных дорог (за исключением частных автомобильных дорог) в целях прокладки, переноса, переустройства инженерных коммуникаций, их эксплуатации на условиях публичного сервитута. При этом прекращение права постоянного (бессрочного) пользования данными земельными участками не требуется. (Дополнение частью - Федеральный закон от 11.07.2011 № 193-ФЗ) (В редакции Федерального закона от 14.07.2022 № 284-ФЗ)
43. (Дополнение частью - Федеральный закон от 11.07.2011 № 193-ФЗ) (Утратила силу - Федеральный закон от 14.07.2022 № 284-ФЗ)
44. (Дополнение частью - Федеральный закон от 11.07.2011 № 193-ФЗ) (Утратила силу - Федеральный закон от 14.07.2022 № 284-ФЗ)
45. (Дополнение частью - Федеральный закон от 11.07.2011 № 193-Ф