РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ КОНСТИТУЦИОННЫЙ ЗАКОН
Об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта Российской Федерации в результате объединения Читинской области и Агинского Бурятского автономного округа
Одобрен Государственной Думой 5 июля 2007 года
Одобрен Советом Федерации 11 июля 2007 года
Статья 1. Цель, основания и срок образования нового субъекта Российской Федерации
1. В соответствии со статьей 5 Федерального конституционного закона от 17 декабря 2001 года № 6-ФКЗ "О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации" (далее - Федеральный конституционный закон "О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации") в составе Российской Федерации образуется новый субъект Российской Федерации в результате объединения двух граничащих между собой субъектов Российской Федерации - Читинской области и Агинского Бурятского автономного округа.
2. Образование нового субъекта Российской Федерации осуществляется в целях ускорения социально-экономического развития Читинской области и Агинского Бурятского автономного округа, а также повышения уровня жизни населения указанных субъектов Российской Федерации.
3. Основаниями образования нового субъекта Российской Федерации являются:
1) совместное предложение органов государственной власти Читинской области и Агинского Бурятского автономного округа об объединении указанных субъектов Российской Федерации и образовании в составе Российской Федерации нового субъекта, направленное Президенту Российской Федерации в соответствии со статьей 10 Федерального конституционного закона "О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации";
2) поддержка Президентом Российской Федерации в соответствии со статьей 11 Федерального конституционного закона "О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации" инициативы образования нового субъекта Российской Федерации в результате объединения Читинской области и Агинского Бурятского автономного округа;
3) результаты референдумов по вопросу об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта Российской Федерации, проведенных в Читинской области и Агинском Бурятском автономном округе в соответствии со статьей 11 Федерального конституционного закона "О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации";
4) настоящий Федеральный конституционный закон.
4. Новый субъект Российской Федерации считается образованным с 1 марта 2008 года.
Статья 2. Статус и наименование нового субъекта Российской Федерации
1. Новый субъект Российской Федерации имеет статус края.
2. Новый субъект Российской Федерации имеет наименование Забайкальский край.
3. Наименование нового субъекта Российской Федерации - Забайкальский край подлежит включению в часть 1 статьи 65 Конституции Российской Федерации.
Статья 3. Границы Забайкальского края
Границы Забайкальского края совпадают с границами Читинской области на день вступления в силу настоящего Федерального конституционного закона и охватывают территории объединившихся Читинской области и Агинского Бурятского автономного округа.
Статья 4. Прекращение существования Читинской области и Агинского Бурятского автономного округа
1. Читинская область и Агинский Бурятский автономный округ прекращают существование в качестве субъектов Российской Федерации с 1 марта 2008 года.
2. Наименования Читинская область и Агинский Бурятский автономный округ в связи с прекращением существования субъектов Российской Федерации, указанных в части 1 настоящей статьи, подлежат исключению из части 1 статьи 65 Конституции Российской Федерации.
Статья 5. Статус территории Агинского Бурятского автономного округа в составе Забайкальского края
1. В составе Забайкальского края в границах территории Агинского Бурятского автономного округа создается административно-территориальная единица с особым статусом - Агинский Бурятский округ (далее - административно-территориальная единица с особым статусом).
2. Статус административно-территориальной единицы, указанной в части 1 настоящей статьи, в соответствии с настоящим Федеральным конституционным законом устанавливается федеральными законами, уставом и законами Забайкальского края с учетом исторических и иных традиций.
Статья 6. Правопреемство
1. Забайкальский край с 1 марта 2008 года становится правопреемником Читинской области и Агинского Бурятского автономного округа, в том числе в отношениях, осуществляемых в соответствии с законодательством Российской Федерации с Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями, органами государственной власти иностранных государств, субъектами иностранных федеративных государств, административно-территориальными образованиями иностранных государств, международными и иными организациями, юридическими и физическими лицами. Указанное положение распространяется в том числе на право собственности, права акционера (участника) хозяйственных обществ, исключительные права, а также на иные права и обязанности Читинской области и Агинского Бурятского автономного округа.
2. Органы государственной власти и иные государственные органы Забайкальского края становятся правопреемниками органов государственной власти и иных государственных органов Читинской области и Агинского Бурятского автономного округа, осуществлявших полномочия в соответствующей сфере деятельности, в том числе в отношениях, осуществлявшихся в соответствии с законодательством Российской Федерации с органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления муниципальных образований, органами государственной власти иностранных государств, органами субъектов иностранных федеративных государств, органами административно-территориальных образований иностранных государств, международными и иными организациями, юридическими и физическими лицами. Указанное положение распространяется в том числе на полномочия собственника государственного имущества, права акционера (участника) хозяйственных обществ, исключительные права, а также на иные права и обязанности Читинской области и Агинского Бурятского автономного округа, осуществлявшиеся органами государственной власти и другими государственными органами Читинской области и Агинского Бурятского автономного округа.
3. Право собственности Читинской области и Агинского Бурятского автономного округа на имущество государственной казны указанных субъектов Российской Федерации, на имущество, находящееся в хозяйственном ведении или оперативном управлении государственных органов, государственных учреждений и унитарных предприятий Читинской области и Агинского Бурятского автономного округа, исключительные права, а также иные права и обязанности переходят к Забайкальскому краю на основании настоящего Федерального конституционного закона со дня образования Забайкальского края. При этом передаточный акт не составляется.
4. К правоотношениям, возникающим при переходе прав на имущество Читинской области и Агинского Бурятского автономного округа к Забайкальскому краю в соответствии с настоящей статьей, применяются нормы законодательства Российской Федерации, определяющие момент возникновения права собственности на имущество, а также регулирующие государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, в части, не противоречащей положениям настоящей статьи.
5. Изменения в учредительные документы учреждений, унитарных предприятий, а также в учредительные и другие документы иных организаций в связи с переходом права собственности, прав акционера (участника) хозяйственных обществ, иных прав и обязанностей Читинской области и Агинского Бурятского автономного округа к Забайкальскому краю вносятся в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, в срок не позднее 31 декабря 2009 года.
6. Со дня образования Забайкальского края органы, осуществляющие государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, при осуществлении государственной регистрации возникновения, ограничения (обременения), перехода и прекращения прав на недвижимое имущество, а также при предоставлении информации из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним вносят в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним изменения в части наименования субъекта Российской Федерации без заявления заинтересованных лиц и без взимания государственной пошлины.
7. Вопросы правопреемства в части, не урегулированной настоящим Федеральным конституционным законом, регулируются законодательством Российской Федерации, а в части, им не урегулированной, подлежат урегулированию договорами и соглашениями, заключаемыми органами государственной власти Забайкальского края с органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления муниципальных образований, органами государственной власти иностранных государств, органами субъектов иностранных федеративных государств, органами административно-территориальных образований иностранных государств, международными и иными организациями, юридическими и физическими лицами.
Статья 7. Переходный период образования Забайкальского края
1. Со дня вступления в силу настоящего Федерального конституционного закона и до 1 января 2010 года действует переходный период образования Забайкальского края (далее - переходный период).
2. В течение переходного периода осуществляется формирование органов государственной власти Забайкальского края, а также завершается урегулирование иных вопросов, предусмотренных настоящим Федеральным конституционным законом и пунктом 2 статьи 12 Федерального конституционного закона "О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации".
3. В целях выполнения задач переходного периода координация деятельности федеральных органов исполнительной власти и исполнительных органов государственной власти Читинской области и Агинского Бурятского автономного округа, а также исполнительных органов государственной власти Забайкальского края по предметам совместного ведения Российской Федерации и указанных субъектов Российской Федерации осуществляется Правительством Российской Федерации в порядке, устанавливаемом Президентом Российской Федерации.
Статья 8. Функционирование законодательных (представительных) органов государственной власти Читинской области и Агинского Бурятского автономного округа в переходный период
1. Читинская областная Дума и Агинская Бурятская окружная Дума осуществляют свои полномочия до дня образования Забайкальского края в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством Читинской области и законодательством Агинского Бурятского автономного округа, а также в соответствии с настоящим Федеральным конституционным законом.
2. Со дня образования Забайкальского края и до дня завершения формирования законодательного (представительного) органа государственной власти Забайкальского края (далее также - Законодательное Собрание Забайкальского края) первого созыва в правомочном составе полномочия законодательного (представительного) органа государственной власти Забайкальского края осуществляют совместно Читинская областная Дума и Агинская Бурятская окружная Дума. Порядок осуществления полномочий законодательного (представительного) органа государственной власти Забайкальского края в указанный период определяется настоящим Федеральным конституционным законом, соглашением между Читинской областной Думой и Агинской Бурятской окружной Думой, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным конституционным законом, а также их совместным регламентом. Днем завершения формирования Законодательного Собрания Забайкальского края первого созыва в правомочном составе является день его первого правомочного заседания.
3. Срок полномочий Агинской Бурятской окружной Думы сокращается до дня завершения формирования Законодательного Собрания Забайкальского края первого созыва в правомочном составе.
4. Со дня образования Забайкальского края Читинская областная Дума и Агинская Бурятская окружная Дума принимают совместные решения по вопросам, отнесенным к компетенции законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации и связанным с выполнением задач переходного периода. Указанные решения принимаются в форме законов и иных нормативных правовых актов Забайкальского края.
5. Решения Читинской областной Думы и Агинской Бурятской окружной Думы, предусмотренные частью 4 настоящей статьи, считаются принятыми, если за них проголосовало установленное для принятия решения в соответствии с законодательством Российской Федерации число депутатов каждого из указанных законодательных (представительных) органов государственной власти. Подписанные председателями Читинской областной Думы и Агинской Бурятской окружной Думы законы Забайкальского края направляются высшему должностному лицу Забайкальского края (руководителю высшего исполнительного органа государственной власти Забайкальского края) (далее - губернатор Забайкальского края) для подписания и обнародования.
6. Порядок принятия и вступления в силу законов и иных нормативных правовых актов Забайкальского края, предусмотренных частями 4 и 5 настоящей статьи, определяется соглашением между Читинской областной Думой, Агинской Бурятской окружной Думой и губернатором Забайкальского края, заключаемым в соответствии с настоящим Федеральным конституционным законом и законодательством Российской Федерации.
7. Читинская областная Дума, Агинская Бурятская окружная Дума со дня вступления в силу настоящего Федерального конституционного закона и до дня окончания срока своих полномочий, установленного настоящим Федеральным конституционным законом, не могут осуществлять полномочия, касающиеся:
1) принятия законов и иных нормативных правовых актов, а также решений, в том числе о проведении референдумов, по вопросу о прекращении (приостановлении) процесса образования Забайкальского края;
2) принятия решений по вопросу о выражении недоверия губернатору Читинской области, главе администрации Агинского Бурятского автономного округа, губернатору Забайкальского края и назначаемым ими должностным лицам, а также руководителям исполнительных органов государственной власти соответствующих субъектов Российской Федерации, в назначении которых на должность принимали участие Читинская областная Дума, Агинская Бурятская окружная Дума;
3) принятия законов и иных нормативных правовых актов, а также осуществления других действий, связанных с отчуждением собственности Читинской области и собственности Агинского Бурятского автономного округа, за исключением безвозмездной передачи имущества в связи с разграничением полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления муниципальных образований;
4) утверждения договоров и соглашений с другими субъектами Российской Федерации, за исключением договоров и соглашений, заключаемых с Забайкальским краем;
5) утверждения соглашений в сфере осуществления международных и внешнеэкономических связей, за исключением соглашений, заключаемых с Забайкальским краем;
6) принятия постановлений об утверждении соглашений об изменении границ Читинской области и Агинского Бурятского автономного округа;
7) принятия устава Забайкальского края.
8. В течение переходного периода:
1) при досрочном прекращении полномочий депутатов Читинской областной Думы или Агинской Бурятской окружной Думы дополнительные выборы не назначаются и не проводятся, за исключением случаев, когда соответствующий законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации остается в неправомочном составе;
2) дополнительные выборы не назначаются и не проводятся, если в результате этих выборов депутат Читинской областной Думы или Агинской Бурятской окружной Думы не может быть избран на срок более шести месяцев до окончания установленного настоящим Федеральным конституционным законом срока полномочий законодательного (представительного) органа государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации.
9. В переходный период на депутатов Агинской Бурятской окружной Думы:
1) осуществляющих депутатскую деятельность на профессиональной постоянной основе, - не распространяется требование о запрете замещать выборные муниципальные должности в муниципальных образованиях в границах Читинской области, Агинского Бурятского автономного округа, Забайкальского края;
2) осуществляющих депутатскую деятельность без отрыва от основной деятельности, - не распространяется требование о запрете замещать выборные муниципальные должности и муниципальные должности муниципальной службы в муниципальных образованиях в границах Читинской области, Агинского Бурятского автономного округа, Забайкальского края.
10. Полномочия Читинской областной Думы и Агинской Бурятской окружной Думы прекращаются со дня первого правомочного заседания Законодательного Собрания Забайкальского края первого созыва.
Статья 9. Формирование законодательного (представительного) органа государственной власти Забайкальского края
1. Законодательное Собрание Забайкальского края первого созыва избирается сроком на пять лет и состоит из 50 депутатов, при этом:
1) 25 депутатов избираются по единому краевому избирательному округу пропорционально числу голосов избирателей, поданных за краевые списки кандидатов в депутаты, выдвинутые политическими партиями;
2) 20 депутатов избираются по одномандатным избирательным округам, которые образуются на территории Забайкальского края, за исключением территории административно-территориальной единицы с особым статусом, на основе средней нормы представительства избирателей, определяемой как частное от деления числа избирателей, зарегистрированных на территории Забайкальского края, кроме избирателей, зарегистрированных на территории административно-территориальной единицы с особым статусом, на число одномандатных избирательных округов (20);
3) 5 депутатов избираются по многомандатному избирательному округу, который образуется на территории административно-территориальной единицы с особым статусом.
2. Выборы депутатов Законодательного Собрания Забайкальского края первого созыва проводятся 12 октября 2008 года.
3. Законодательное Собрание Забайкальского края первого созыва избирает из своего состава председателя Законодательного Собрания Забайкальского края и его заместителя (заместителей), образует комитеты и (или) комиссии, избирает председателей комитетов и (или) комиссий и их заместителей. Избрание указанных лиц осуществляется с учетом представительства депутатов, избранных по многомандатному избирательному округу, образованному на территории административно-территориальной единицы с особым статусом.
4. Выборы депутатов Законодательного Собрания Забайкальского края первого созыва назначает, организует и проводит временная избирательная комиссия, которая формируется Центральной избирательной комиссией Российской Федерации. Избирательная кампания по выборам депутатов Законодательного Собрания Забайкальского края первого созыва начинается со дня официального опубликования