РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
О специальных экономических мерах и принудительных мерах
(Наименование в редакции Федерального закона от 01.05.2019 № 83-ФЗ)
Принят Государственной Думой 22 декабря 2006 года
Одобрен Советом Федерации 27 декабря 2006 года
(В редакции федеральных законов от 01.05.2019 № 83-ФЗ, от 28.06.2022 № 219-ФЗ, от 04.08.2023 № 422-ФЗ, от 08.08.2024 № 275-ФЗ)
Статья 1. Правовая основа применения специальных экономических мер и принудительных мер
(Наименование в редакции Федерального закона от 01.05.2019 № 83-ФЗ)
1. Правовую основу применения специальных экономических мер и принудительных мер составляют Конституция Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, резолюции Совета Безопасности Организации Объединенных Наций, настоящий Федеральный закон, нормативные правовые акты Президента Российской Федерации, нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации, а также принимаемые в соответствии с ними нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти. (В редакции Федерального закона от 01.05.2019 № 83-ФЗ)
2. Специальные экономические меры применяются в случаях возникновения совокупности обстоятельств, требующих безотлагательной реакции на международно-противоправное деяние либо недружественное действие иностранного государства или его органов и должностных лиц, представляющие угрозу интересам и безопасности Российской Федерации и (или) нарушающие права и свободы ее граждан. (В редакции Федерального закона от 01.05.2019 № 83-ФЗ)
3. Принудительные меры применяются для выполнения резолюций Совета Безопасности Организации Объединенных Наций. (Дополнение частью - Федеральный закон от 01.05.2019 № 83-ФЗ)
Статья 2. Цели и принципы применения специальных экономических мер и принудительных мер
(Наименование в редакции Федерального закона от 01.05.2019 № 83-ФЗ)
1. Целями применения специальных экономических мер являются обеспечение интересов и безопасности Российской Федерации и (или) устранение или минимизация угрозы нарушений прав и свобод ее граждан.
2. Специальные экономические меры применяются на основе следующих принципов:
1) законность;
2) гласность применения специальных экономических мер;
3) обоснованность и объективность применения специальных экономических мер.
3. Цели и принципы применения принудительных мер определяются в соответствии с целями и принципами деятельности Организации Объединенных Наций, предусмотренными ее Уставом. (Дополнение частью - Федеральный закон от 01.05.2019 № 83-ФЗ)
Статья 3. Специальные экономические меры и принудительные меры
(Наименование в редакции Федерального закона от 01.05.2019 № 83-ФЗ)
1. Специальные экономические меры носят временный характер и применяются независимо от других мер, направленных на защиту интересов Российской Федерации, обеспечение безопасности Российской Федерации, а также на защиту прав и свобод ее граждан.
2. К специальным экономическим мерам относятся запрет на совершение действий в отношении блокируемых лиц и (или) возложение обязанности совершения указанных действий, а также ограничения, устанавливаемые законодательством Российской Федерации. (В редакции Федерального закона от 04.08.2023 № 422-ФЗ)
21. В целях настоящего Федерального закона под блокируемыми лицами понимаются:
1) иностранные государства, и (или) иностранные организации, и (или) иностранные граждане, и (или) лица без гражданства, определяемые в соответствии со статьей 4 настоящего Федерального закона;
2) юридические лица, подконтрольные иностранным организациям, и (или) иностранным гражданам, и (или) лицам без гражданства.
(Дополнение частью - Федеральный закон от 04.08.2023 № 422-ФЗ)
22. В целях настоящего Федерального закона под юридическим лицом, подконтрольным иностранной организации, и (или) иностранному гражданину, и (или) лицу без гражданства, понимается юридическое лицо, в котором указанные лица и (или) организация вправе прямо или косвенно (через третьих лиц, в том числе входящих в одну группу лиц) самостоятельно или совместно распоряжаться в силу участия в этом подконтрольном юридическом лице более чем 50 процентами голосов в высшем органе управления этого подконтрольного юридического лица. (Дополнение частью - Федеральный закон от 04.08.2023 № 422-ФЗ)
23. Специальные экономические меры могут быть направлены:
1) на приостановление реализации всех или части программ в области экономической, технической помощи, а также программ в области военно-технического сотрудничества;
2) на запрет (ограничение) совершения финансовых операций в отношении блокируемых лиц и (или) замораживание (блокирование) денежных средств и (или) иного имущества, принадлежащих блокируемым лицам, а также финансовых операций, совершаемых в интересах и (или) в пользу блокируемых лиц;
3) на запрет или установление ограничений на осуществление внешнеэкономических операций;
4) на прекращение или приостановление действия международных торговых договоров и иных международных договоров Российской Федерации в области внешнеэкономических связей;
5) на изменение вывозных и (или) ввозных таможенных пошлин;
6) на запрет или ограничение на заход в порты Российской Федерации судов и на использование воздушного пространства Российской Федерации или отдельных его районов;
7) на установление ограничений на осуществление туристской деятельности;
8) на запрет на участие в международных научных и научно-технических программах и проектах, научных и научно-технических программах и проектах иностранного государства.
(Дополнение частью - Федеральный закон от 04.08.2023 № 422-ФЗ)
3. Реализация специальных экономических мер обязательна для органов государственной власти, органов местного самоуправления, а также для находящихся под юрисдикцией Российской Федерации организаций и физических лиц. Реализация специальных экономических мер обязательна также для филиалов, через которые иностранные организации осуществляют деятельность на территории Российской Федерации. (В редакции Федерального закона от 08.08.2024 № 275-ФЗ)
4. Ответственность должностных лиц за ненадлежащее исполнение своих обязанностей, связанных с реализацией специальных экономических мер, определяется федеральными законами.
41. К организациям, осуществляющим операции с денежными средствами и (или) иным имуществом, указанным в части 4 статьи 31 настоящего Федерального закона, в случае неисполнения ими специальных экономических мер, предусмотренных статьей 31 настоящего Федерального закона, и (или) нарушения требований нормативных правовых актов, нормативных актов Банка России, изданных в соответствии с настоящим Федеральным законом, применяются меры, предусмотренные федеральными законами, регулирующими их деятельность, Федеральным законом от 10 июля 2002 года № 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)". (Дополнение частью - Федеральный закон от 04.08.2023 № 422-ФЗ)
5. Специальные экономические меры не должны носить более ограничительный характер, чем это необходимо для устранения обстоятельств, послуживших основанием их применения.
6. Под принудительными мерами понимаются коллективные меры, которые направлены на предотвращение и устранение угрозы миру и подавление актов агрессии или других нарушений мира и введение, изменение, приостановление или отмена которых предусмотрены резолюциями Совета Безопасности Организации Объединенных Наций. (Дополнение частью - Федеральный закон от 01.05.2019 № 83-ФЗ)
Статья 31. Специальные экономические меры, направленные на запрет (ограничение) совершения финансовых операций и (или) замораживание (блокирование) денежных средств и (или) иного имущества, принадлежащих блокируемым лицам, а также финансовых операций, совершаемых в интересах и (или) в пользу блокируемых лиц
1. Специальные экономические меры, направленные на запрет (ограничение) совершения финансовых операций и (или) замораживание (блокирование) денежных средств и (или) иного имущества, принадлежащих блокируемым лицам, а также финансовых операций, совершаемых в интересах и (или) в пользу блокируемых лиц, реализуются организациями, осуществляющими операции с денежными средствами и (или) иным имуществом, в соответствии с законодательством Российской Федерации.
2. Под замораживанием (блокированием) денежных средств и (или) иного имущества, принадлежащих блокируемому лицу, понимается адресованный владельцу (собственнику) такого имущества, организациям, осуществляющим операции с денежными средствами и (или) иным имуществом, запрет осуществлять операции с денежными средствами, ценными бумагами и (или) иным имуществом, принадлежащими блокируемому лицу, а также финансовые операции, совершаемые в интересах и (или) в пользу блокируемого лица.
3. Блокируемое лицо вправе:
1) получать денежные средства на свои счета, открытые в кредитных организациях, расположенных на территории Российской Федерации, получать на свои счета, открытые в кредитных организациях, расположенных на территории Российской Федерации, проценты на сумму вклада (проценты за пользование денежными средствами, находящимися на банковском счете), открытого (открытом) в кредитных организациях, расположенных на территории Российской Федерации, получать денежные средства, переводимые в целях увеличения остатка электронных денежных средств блокируемого лица, получать и расходовать пенсии, стипендии, пособия, социальные выплаты, гарантированные государством в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также осуществлять уплату налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, зачисляемых в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации;
2) в целях обеспечения своей жизнедеятельности, а также жизнедеятельности совместно проживающих с ним членов его семьи (родителей, супруги (супруга), детей), не имеющих самостоятельных источников дохода, получать заработную плату и расходовать ее в размере, не превышающем 10 тысяч рублей (сумму в иностранной валюте, эквивалентную 10 тысячам рублей) в календарный месяц из расчета на каждого члена его семьи, а также оплачивать медицинские услуги, оказываемые блокируемому лицу и (или) членам его семьи (родителям, супруге (супругу), детям) на территории Российской Федерации, в размере, не превышающем 10 тысяч рублей (сумму в иностранной валюте, эквивалентную 10 тысячам рублей) в календарный месяц из расчета на каждого члена его семьи;
3) выплачивать заработную плату в размере, не превышающем установленную в соответствии с Федеральным законом от 24 октября 1997 года № 134-ФЗ "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" величину прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по Российской Федерации, и выходные пособия работникам в размере, не превышающем минимального размера соответствующих выплат, установленного трудовым законодательством, осуществлять выплаты, направленные на возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью гражданина, и возмещение вреда в связи со смертью кормильца.
4. В целях настоящего Федерального закона к организациям, осуществляющим операции с денежными средствами и (или) иным имуществом, относятся:
1) кредитные организации, а также филиалы иностранных банков, через которые иностранные банки осуществляют деятельность на территории Российской Федерации; (В редакции Федерального закона от 08.08.2024 № 275-ФЗ)
2) профессиональные участники рынка ценных бумаг (за исключением профессиональных участников рынка ценных бумаг, осуществляющих деятельность исключительно по инвестиционному консультированию);
3) страховые организации (за исключением страховых медицинских организаций, осуществляющих деятельность исключительно в сфере обязательного медицинского страхования), страховые брокеры, общества взаимного страхования и иностранные страховые организации, имеющие право в соответствии с Законом Российской Федерации от 27 ноября 1992 года № 4015-I "Об организации страхового дела в Российской Федерации" осуществлять страховую деятельность на территории Российской Федерации;
4) негосударственные пенсионные фонды в части осуществления деятельности по негосударственному пенсионному обеспечению;
5) управляющие компании инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов;
6) микрофинансовые организации;
7) лизинговые компании;
8) кредитные потребительские кооперативы, сельскохозяйственные кредитные потребительские кооперативы;
9) коммерческие организации, заключающие договоры финансирования под уступку денежного требования в качестве финансовых агентов;
10) организации, оказывающие посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества;
11) ломбарды;
12) организации, осуществляющие скупку, куплю-продажу драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий, за исключением религиозных организаций, музеев и организаций, использующих драгоценные металлы, их химические соединения, драгоценные камни в медицинских, научно-исследовательских целях либо в составе инструментов, приборов, оборудования и изделий производственно-технического назначения;
13) операторы по приему платежей;
14) организации федеральной почтовой связи;
15) операторы связи, имеющие право самостоятельно оказывать услуги подвижной радиотелефонной связи, а также операторы связи, занимающие существенное положение в сети связи общего пользования, которые имеют право самостоятельно оказывать услуги связи по передаче данных;
16) организаторы азартных игр, операторы лотерей в части осуществления деятельности по выплате, передаче или предоставлению выигрыша по договору об участии в лотерее;
17) операторы финансовых платформ;
18) операторы информационных систем, в которых осуществляется выпуск цифровых финансовых активов, и операторы обмена цифровых финансовых активов;
19) операторы инвестиционных платформ.
5. Организации, осуществляющие операции с денежными средствами и (или) иным имуществом, регулирование, контроль и надзор за которыми в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляет Центральный банк Российской Федерации, обязаны представлять в Центральный банк Российской Федерации информацию о реализации в отношении блокируемых лиц специальных экономических мер, направленных на запрет (ограничение) совершения финансовых операций и (или) замораживание (блокирование) денежных средств и (или) иного имущества, принадлежащих блокируемым лицам, а также финансовых операций, совершаемых в интересах и (или) в пользу блокируемых лиц, в сроки, порядке, составе и формате, которые установлены Центральным банком Российской Федерации.
6. Центральный банк Российской Федерации осуществляет надзор за реализацией организациями, осуществляющими операции с денежными средствами и (или) иным имуществом, регулирование, контроль и надзор за которыми в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляет Центральный банк Российской Федерации, специальных экономических мер, направленных на запрет (ограничение) совершения финансовых операций и (или) замораживание (блокирование) денежных средств и (или) иного имущества, принадлежащих блокируемым лицам, а также финансовых операций, совершаемых в интересах и (или) в пользу блокируемых лиц, за исполнением указанными организациями требований нормативных актов Центрального банка Российской Федерации, изданных в соответствии с настоящим Федеральным законом.
7. Центральный банк Российской Федерации дает организациям, осуществляющим операции с денежными средствами и (или) иным имуществом, регулирование, контроль и надзор за которыми в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляет Центральный банк Российской Федерации, разъяснения по вопросам реализации указанными организациями специальных экономических мер, направленных на запрет (ограничение) совершения финансовых операций и (или) замораживание (блокирование) денежных средств и (или) иного имущества, принадлежащих блокируемым лицам, а также финансовых операций, совершаемых в интересах и (или) в пользу блокируемых лиц, в том числе в части порядка и условий применения (отмены применения) запрета (ограничения) совершения финансовых операций, замораживания (блокирования) денежных средств и (или) иного имущества, принадлежащих блокируемым лицам, финансовых операций, совершаемых в интересах и (или) в пользу блокируемых лиц, и по вопросам исполнения ими требований нормативных актов Центрального банка Российской Федерации, изданных в соответствии с настоящим Федеральным законом.
8. Организации, осуществляющие операции с денежными средствами и (или) иным имуществом, за исключением организаций, осуществляющих операции с денежными средствами и (или) иным имуществом, регулирование, контроль и надзор за которыми в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляет Центральный банк Российской Федерации, обязаны представлять в федеральные органы исполнительной власти, определенные Правительством Российской Федерации, информацию о реализации в отношении блокируемых лиц специальных экономических мер, направленных на запрет (ограничение) совершения финансовых операций и (или) замораживание (блокирование) денежных средств и (или) иного имущества, принадлежащих блокируемым лицам, а также финансовых операций, совершаемых в интересах и (или) в пользу блокируемых лиц, в сроки, порядке, составе и формате, которые установлены федеральными органами исполнительной власти, определяемыми Правительством Российской Федерации.
9. Перечень федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных осуществлять контроль за реализацией организациями, осуществляющими операции с денежными средствами и (или) иным имуществом, за исключением организаций, осуществляющих операции с денежными средствами и (или) иным имуществом, регулирование, контроль и надзор за которыми в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляет Центральный банк Российской Федерации, специальных экономических мер, направленных на запрет (ограничение) совершения финансовых операций и (или) замораживание (блокирование) денежных средств и (или) иного имущества, принадлежащих блокируемым лицам, а также финансовых операций, совершаемых в интересах и (или) в пользу блокируемых лиц, и давать разъяснения по вопросам реализации указанных специальных экономических мер, в том числе в части порядка и условий применения (отмены применения) запрета (ограничения) совершения финансовых операций, замораживания (блокирования) денежных средств и (или) иного имущества, принадлежащих блокируемым лицам, а также финансовых операций, совершаемых в интересах и (или) в пользу блокируемых лиц, устанавливается Правительством Российской Федерации в соответствии с компетенцией указанных федеральных органов исполнительной власти.
10. Особенности порядка реализации специальных экономических мер, направленных на запрет (ограничение) совершения финансовых операций и (или) замораживание (блокирование) денежных средств и (или) иного имущества, принадлежащих блокируемым лицам, а также финансовых операций, совершаемых в интересах и (или) в пользу блокируемых лиц, могут устанавливаться федеральными законами, регулирующими осуществление отдельных видов деятельности.
11. Федеральные органы исполнительной власти, определенные Правительством Российской Федерации, и Центральный банк Российской Федерации ежеквартально не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом, представляют в федеральный орган исполнитель