тву для согласования план ее временного вывоза, содержащий информацию о номенклатуре и количестве продукции военного назначения, планируемой к вывозу в календарном году (далее - план временного вывоза).
Федеральная служба по военно-техническому сотрудничеству не позднее чем через пять рабочих дней со дня поступления плана временного вывоза направляет его в Министерство обороны Российской Федерации, Министерство иностранных дел Российской Федерации, Федеральную службу безопасности Российской Федерации и Службу внешней разведки Российской Федерации на согласование. Срок согласования плана временного вывоза не должен превышать 10 рабочих дней. В случае поступления замечаний от федеральных органов исполнительной власти субъект военно-технического сотрудничества вносит изменения в план временного вывоза и информирует об этом федеральные органы исполнительной власти.
Субъекты военно-технического сотрудничества ежегодно, до 1 декабря года, предшествующего году, в котором планируется временный вывоз продукции военного назначения, представляют план временного вывоза. К указанному сроку также представляется отчет об остатках такой продукции, хранящейся на складах, о возврате нереализованной продукции военного назначения или ее утилизации.
(Дополнение пунктом - Указ Президента Российской Федерации от 30.05.2022 № 331)
35. Субъектам военно-технического сотрудничества в установленном порядке на основании решений Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству могут выдаваться генеральные лицензии на ввоз (вывоз) продукции военного назначения. В решениях Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству о выдаче субъектам военно-технического сотрудничества генеральных лицензий должны содержаться:
а) наименования иностранного государства или иностранных государств, в которые планируется вывоз продукции военного назначения;
б) номенклатура продукции военного назначения; (В редакции Указа Президента Российской Федерации от 21.10.2024 № 901)
в) срок действия генеральной лицензии.
(Дополнение пунктом - Указ Президента Российской Федерации от 30.05.2022 № 331)
4. Решения, предусмотренные подпунктом "а" пункта 2 настоящего Положения, Президент Российской Федерации принимает на основании представлений Правительства Российской Федерации.
Решения, предусмотренные подпунктом "б" пункта 2 настоящего Положения, Правительство Российской Федерации принимает на основании представлений Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству.
Решения, предусмотренные подпунктом "в" пункта 2 и пунктом 3 настоящего Положения, Федеральная служба по военно-техническому сотрудничеству принимает на основании представлений субъектов военно-технического сотрудничества.
В случае если для ввоза (вывоза) продукции военного назначения требуется одновременное принятие решений, предусмотренных подпунктами "б" и "в" пункта 2 настоящего Положения, и решения Правительства Российской Федерации по вопросам, связанным с обеспечением такого ввоза (вывоза), то по представлению Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству подготавливается единое решение Правительства Российской Федерации. (В редакции Указа Президента Российской Федерации от 30.05.2022 № 331)
5. Разработка списков № 1 и 2 и внесение в них изменений осуществляются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Проекты указанных списков вносятся на утверждение Президента Российской Федерации Правительством Российской Федерации.
6. Поставка специальных комплектующих изделий, проведение работ и оказание услуг в целях производства продукции военного назначения в рамках производственной и научно-технической кооперации организаций государств - участников Содружества Независимых Государств осуществляются российскими организациями в порядке, предусмотренном соответствующими международными договорами Российской Федерации.
7. Решения о вывозе продукции военного назначения принимаются во исполнение международных договоров Российской Федерации, и (или) на основании обращений иностранных заказчиков, и (или) на основании контрактов, подписанных по результатам проработки обращений иностранных заказчиков, либо на основании коммерческих или иных предложений, подготовленных в инициативном порядке субъектами военно-технического сотрудничества и направленных ими иностранным заказчикам. Указанные контракты могут содержать уточненные номенклатуру и количество поставляемой продукции военного назначения. (В редакции Указа Президента Российской Федерации от 21.10.2024 № 901)
Решения о создании на территориях иностранных государств временных запасов запасных частей, агрегатов, узлов, приборов, комплектующих изделий, специального, учебного и вспомогательного имущества к продукции военного назначения принимаются во исполнение международных договоров Российской Федерации и (или) контрактов, заключенных с иностранными заказчиками.
При вывозе продукции военного назначения необходимо наличие легализованного в установленном порядке документа, содержащего обязательства уполномоченного органа иностранного государства использовать экспортируемую из Российской Федерации продукцию военного назначения только в заявленных целях и не допускать ее реэкспорта или передачи третьим странам без согласия Российской Федерации (далее - сертификат конечного пользователя).
В случае вывоза продукции военного назначения для передачи международной организации, представляющей интересы иностранного государства, сертификат конечного пользователя представляется уполномоченным органом этого иностранного государства.
В случае принятия Президентом Российской Федерации решения о вывозе продукции военного назначения без лицензии в соответствующем решении Правительства Российской Федерации о поставке продукции военного назначения должно содержаться положение о необходимости получения субъектом военно-технического сотрудничества от уполномоченного органа иностранного государства сертификата конечного пользователя и его представления в Федеральную службу по военно-техническому сотрудничеству до вывоза такой продукции, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации.
(Пункт в редакции Указа Президента Российской Федерации от 30.05.2022 № 331)
8. Представление сертификата конечного пользователя не требуется, в случае если указанные в пункте 7 настоящего Положения обязательства включены в международные договоры Российской Федерации, содержащие перечни поставляемой продукции военного назначения, либо в иные международные договоры Российской Федерации и в подписанные на их основе контракты российских субъектов военно-технического сотрудничества с иностранными заказчиками, а также в случае проведения работ и оказания услуг, предусмотренных абзацем первым пункта 3 настоящего Положения, не предполагающих поставку запасных частей, агрегатов, узлов, приборов, комплектующих изделий, специального, учебного и вспомогательного имущества, технической документации к продукции военного назначения. (В редакции Указа Президента Российской Федерации от 30.05.2022 № 331)
9. (Пункт утратил силу - Указ Президента Российской Федерации от 14.11.2013 № 838)
10. При ввозе продукции военного назначения иностранного производства соответствующие сертификаты конечного пользователя по требованиям уполномоченных органов иностранных государств выдаются федеральными органами исполнительной власти, в интересах которых осуществляется этот ввоз.
При ввозе продукции военного назначения иностранного производства для нужд организаций - разработчиков и производителей продукции военного назначения сертификаты конечного пользователя по требованию уполномоченных органов иностранных государств выдаются Федеральной службой по военно-техническому сотрудничеству. (Дополнение абзацем - Указ Президента Российской Федерации от 01.12.2008 № 1659)
Требования к оформлению сертификатов конечного пользователя и заявлений на их получение, а также порядок представления документов для получения сертификатов конечного пользователя при ввозе продукции военного назначения иностранного производства устанавливаются Правительством Российской Федерации. (Дополнение абзацем - Указ Президента Российской Федерации от 01.12.2008 № 1659)
11. Учет и хранение сертификатов конечного пользователя осуществляются Федеральной службой по военно-техническому сотрудничеству.
111. При реэкспорте или передаче третьим странам продукции военного назначения иностранного производства обязательство Российской Федерации не давать согласия иностранному государству, в которое планируется реэкспорт или передача продукции военного назначения, на ее дальнейший реэкспорт или передачу другим странам без согласия иностранного государства, из которого был осуществлен ввоз в Российскую Федерацию продукции военного назначения, выдается Федеральной службой по военно-техническому сотрудничеству по требованию уполномоченного органа этого иностранного государства.
Требования к содержанию обязательства Российской Федерации и заявлений на его получение, порядок представления документов для получения обязательства Российской Федерации при реэкспорте или передаче третьим странам продукции военного назначения иностранного производства устанавливаются Правительством Российской Федерации.
(Дополнение пунктом - Указ Президента Российской Федерации от 21.10.2024 № 901)
12. Контроль за выполнением уполномоченными органами иностранных государств обязательств по целевому использованию отдельных видов продукции военного назначения, поставляемой из Российской Федерации, осуществляется в соответствии с международными договорами Российской Федерации, в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
13. Решения о реэкспорте или передаче третьим странам продукции военного назначения, поставленной иностранным заказчикам, а также о передаче третьим странам продукции военного назначения, изготовленной по российским лицензиям (далее - реэкспорт или передача третьим странам продукции военного назначения), принимаются Президентом Российской Федерации, если поставка продукции военного назначения осуществлялась на основании решения Президента Российской Федерации либо если реэкспорт или передача третьим странам этой продукции планируется в государство, не включенное в список № 2. (В редакции Указа Президента Российской Федерации от 15.01.2016 № 10)
В случае если поставки продукции военного назначения осуществлялись на основании решений Правительства Российской Федерации, решения о ее реэкспорте или передаче третьим странам, включенным в список № 2, принимаются Правительством Российской Федерации.
В иных случаях решения о реэкспорте или передаче третьим странам продукции военного назначения принимаются Федеральной службой по военно-техническому сотрудничеству в соответствии со списками № 1 и 2.
В случае если продукция военного назначения, планируемая к реэкспорту или передаче третьим странам, содержит сведения, составляющие государственную тайну, передача таких сведений иностранному государству осуществляется в порядке, установленном международными договорами Российской Федерации и законодательством Российской Федерации. (Дополнение абзацем - Указ Президента Российской Федерации от 15.01.2016 № 10)
131. Решения о реэкспорте или передаче третьим странам продукции военного назначения принимаются на основании обращений иностранных заказчиков. Для принятия решений о реэкспорте или передаче третьим странам продукции военного назначения необходимо наличие:
а) легализованного в установленном порядке документа, содержащего обязательства уполномоченного органа иностранного государства, в которое планируется реэкспорт или передача продукции военного назначения, использовать реэкспортируемую или передаваемую продукцию военного назначения только в заявленных целях и не допускать ее дальнейшего реэкспорта или передачи другим странам без согласия Российской Федерации, либо легализованного в установленном порядке документа, содержащего обязательство уполномоченного органа иностранного государства, которое планирует реэкспорт или передачу продукции военного назначения, не давать согласия на ее дальнейший реэкспорт или передачу иностранному государству, в которое планируется реэкспорт или передача продукции военного назначения, без согласия Российской Федерации, вместе с копией документа, содержащего обязательства уполномоченного органа иностранного государства, в которое планируется реэкспорт или передача продукции военного назначения, использовать реэкспортируемую или передаваемую продукцию военного назначения только в заявленных целях и не допускать ее дальнейшего реэкспорта или передачи другим странам без согласия иностранного государства, которое планирует реэкспорт или передачу продукции военного назначения; (В редакции Указа Президента Российской Федерации от 04.04.2019 № 146)
б) копии легализованного в установленном порядке документа, подтверждающего право организации, которая будет осуществлять реэкспорт или передачу третьим странам продукции военного назначения, на осуществление внешнеторговой деятельности в отношении реэкспортируемой или передаваемой продукции военного назначения, выданного уполномоченным органом государства иностранного заказчика, обратившегося с просьбой о реэкспорте или передаче третьим странам продукции военного назначения; (В редакции Указа Президента Российской Федерации от 04.04.2019 № 146)
в) (Подпукнт утратил силу - Указ Президента Российской Федерации от 04.04.2019 № 146).
(Дополнение пунктом - Указ Президента Российской Федерации от 15.01.2016 № 10)
14. Вылет воздушных судов, перевозящих продукцию военного назначения, а также летательных аппаратов, являющихся продукцией военного назначения, из аэропортов (с аэродромов), не открытых Правительством Российской Федерации для международных полетов, осуществляется в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
15. Проекты решений Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации по вопросам военно-технического сотрудничества, согласованные с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, вносятся в Правительство Российской Федерации Федеральной службой по военно-техническому сотрудничеству.
16. Координация и контроль деятельности субъектов военно-технического сотрудничества осуществляются в целях увеличения объемов поставок и расширения рынков сбыта продукции военного назначения, исключения конкуренции между этими субъектами на внешнем рынке, предотвращения возможности нанесения политического, финансово-экономического и военного ущерба Российской Федерации, исключения возможности несанкционированной передачи сведений, составляющих государственную тайну, и недопущения иных нарушений законодательства Российской Федерации в области военно-технического сотрудничества.
17. Координация и контроль деятельности субъектов военно-технического сотрудничества осуществляются на следующих этапах:
а) поиск иностранных заказчиков и проведение переговоров с ними;
б) подготовка и подписание контрактов;
в) исполнение обязательств по контрактам.
18. Поиск иностранных заказчиков и проведение переговоров с ними включают в себя осуществление рекламно-выставочной и маркетинговой деятельности, в том числе показов образцов продукции военного назначения, объявление согласованного с Федеральной службой по военно-техническому сотрудничеству уровня внешнеторговых цен на эту продукцию, подписание документов о намерениях. (В редакции Указа Президента Российской Федерации от 30.07.2013 № 655)
Передача иностранным государствам сведений, составляющих государственную тайну, осуществляется в соответствии с международными договорами Российской Федерации и законодательством Российской Федерации.
Информация о тактико-технических характеристиках продукции военного назначения или об основных параметрах научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по ее созданию (модернизации) сообщается иностранным заказчикам в объеме, согласованном с Министерством обороны Российской Федерации, в порядке, установленном этим Министерством.
181. Переговоры с иностранными заказчиками по вопросам военно-технического сотрудничества осуществляют Федеральная служба по военно-техническому сотрудничеству в пределах своей компетенции и (или) субъекты военно-технического сотрудничества в соответствии с согласованными этой Службой заданиями на проведение таких переговоров.
Представители органов государственной власти Российской Федерации вправе самостоятельно осуществлять переговоры с иностранными заказчиками по вопросам военно-технического сотрудничества на основании соответствующих решений Президента Российской Федерации.
(Дополнение пунктом - Указ Президента Российской Федерации от 30.06.2018 № 393)
19. Подготовка контрактов включает в себя разработку, экспертизу и согласование их проектов с иностранными заказчиками, а также согласование проектов договоров с российскими организациями - разработчиками и производителями продукции военного назначения.
Подписание указанных контрактов и договоров осуществляется после принятия решения Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации или Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству о поставке продукции военного назначения, а также после принятия решения Правительства Российской Федерации или Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству о выполнении работ по подготовке к поставке продукции военного назначения, содержащей сведения, составляющие государственную тайну (без передачи самих сведений), до выдачи заключения Межведомственной комиссии по защите государственной тайны о возможности передачи таких сведений иностранному заказчику. Подписание контрактов и договоров может осуществляться и до принятия указанных решений при условии включения в эти контракты и договоры положения о вступлении их в силу после принятия таких решений. (В редакции Указа Президента Российской Федерации от 30.05.2022 № 331)
Действие абзаца второго настоящего пункта не распространяется на контракты и договоры, заключаемые в соответствии с абзацем первым пункта 3 настоящего Положения. (Дополнение абзацем - Указ Президента Российской Федерации от 30.05.2022 № 331)
20. Заключаемые субъектами военно-технического сотрудничества контракты должны предусматривать обязательства иностранного заказчика:
а) использовать экспортируемую продукцию военного назначения только в заявленных целях и не допускать ее реэкспорта или передачи третьим странам без согласия Российской Федерации;
б) обеспечивать защиту сведений, полученных при выполнении контракта.
201. Заключаемые субъектами военно-технического сотрудничества контракты с иностранными заказчиками, а также договоры с российскими организациями - разработчиками и производителями продукции военного назначения должны предусматривать положения, касающиеся обеспечения комплексного сервисного обслуживания поставляемой иностранным заказчикам продукции военного назначения, в том числе в случае прекращения производства запасных частей, агрегатов, узлов, приборов, комплектующих изделий и специального, учебного и вспомогательного имущества, необходимых для обеспечения ее эксплуатации, и положения, касающиеся определения условий использования результатов интеллектуальной деятельности, передаваемых иностранным заказчикам, и (или) обеспечения их правовой охраны. (Дополнение пунктом - Указ Президента Российской Федерации от 12.12.2008 № 1767) (В редакции указа Президента Российской Федерации от 26.11.2011 № 1548)
202. Заключаемые субъектами военно-технического сотрудничества с иностранными заказчиками контракты на создание на территориях иностранных государств временных запасов запасных частей, агрегатов, узлов, приборов, комплектующих изделий, специального, учебного и вспомогательного имущества