>
3.2. Россия в новом мировом хозяйстве
Внешнеполитические возможности России, ее авторитет в мировой политике зависят от внутриполитической стабилизации и преодоления экономического кризиса. В то же время успех на этих направлениях прочно взаимоувязан с активной внешнеэкономической политикой России, ее становлением на мировой арене в качестве уважаемого и равноправного партнера. Без интеграции российской экономики в мировое рыночное хозяйство невозможно строительство солидного экономического фундамента нашей страны.
Стратегическая задача России - войти в мировое хозяйство не в качестве сырьевого придатка, а гармонично развитой, передовой страной с высоким технологическим уровнем, соответствующим вызовам ХХI века.
В связи с этим значительно возрастает роль активной экономической дипломатии. Мы должны начать восстанавливать утраченные позиции в сфере инвестиций и торговли с другими странами. Попытавшись сориентироваться на Запад, многие сотрудничавшие с Россией страны, включая государства СНГ, встретились с неравноправными условиями торговли и инвестиционного сотрудничества. Это дает России шансы на успешную конкуренцию при должной нашей активности, в том числе со стороны дипломатических и торговых учреждений за рубежом.
В текущем году результаты внешнеэкономической деятельности будут зависеть от ряда условий.
Речь идет прежде всего о вступлении нашей страны во Всемирную торговую организацию с учетом условий и обязательств, вырабатываемых в рамках Таможенного союза.
Нам предстоит добиваться взаимовыгодной либерализации режима внешней торговли, окончательного снятия с российских производителей дискриминационных ограничений.
Вступили в решающую фазу переговоры с МВФ о предоставлении России долгосрочного кредита, а также с Лондонским клубом кредиторов о реструктуризации внешнего долга. Договариваться надо и нам, и нашим кредиторам. И здесь неприемлемы спекуляции о чьей-то "протянутой руке". При этом самого серьезного внимания заслуживает высказываемая рядом авторитетных, в том числе западных, экономистов идея о полном либо частичном списании долгов бывшего СССР. Вновь должна возрасти активность операций по размещению на международных рынках ценных бумаг Российской Федерации. Необходимо создать благоприятную обстановку для прямых иностранных инвестиций, надежно гарантировать права собственника и инвестора.
На новый качественный уровень должны выйти экономические контакты с ведущими европейскими странами и организациями. Особую роль отводим Европейскому союзу. Начавшийся переход Евросоюза к евро способен радикально изменить валютную "палитру" мировой экономики, сыграть роль положительного фактора для наших экономических реформ. Однако нельзя исключать, что введение евро на время осложнит наши текущие платежные отношения с ЕС и его отдельными членами.
Надо добиваться кардинального повышения эффективности работы российских представителей в международных организациях, нацеливать их на решение реальных задач, которые стоят перед государством.
Назрела необходимость отработать механизм поддержки российского бизнеса на международной арене. Активное содействие цивилизованному продвижению российских товаров и капитала за рубежом, поддержка участия российского бизнеса в перспективных международных проектах - одна из приоритетных задач нашей внешней политики.
Мы должны повысить внимание к прогнозированию неблагоприятных ситуаций на мировых рынках, чтобы своевременно защитить наших товаропроизводителей от экономических потрясений, поддерживать участие российского капитала в перспективных международных проектах, активно влиять посредством этого на их содержание в интересах сотрудничества России с соседними государствами и ведущими экономическими партнерами.
Существенное значение для интеграции Российской Федерации в мировое хозяйство имеет торгово-экономическое сотрудничество российских регионов с зарубежными странами. Это важнейшая сфера не только нашей внешней, но и внутренней политики. Принятый Федеральный закон "О координации международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации" должен разрешить накопившиеся проблемы и противоречия. Этот Закон позволяет субъектам Федерации строить свои отношения с иностранными партнерами на прочной правовой основе, опираясь на поддержку МИДа России. Необходимо проявлять больше инициативы в этом направлении, оказывать помощь регионам в налаживании международных контактов. В то же время более жестко координировать их внешнеэкономические связи, пресекать "самостийность", твердо отстаивая интересы России.
Еще одно важнейшее направление - военно-техническое сотрудничество. Прошедший год ознаменовался созданием правовой базы его развития. Принят Федеральный закон "О военно-техническом сотрудничестве Российской Федерации с иностранными государствами", определивший принципы государственной политики, правовые и организационные основы деятельности органов государственной власти, государственного регулирования и финансирования работ в области военно-технического сотрудничества. Все это поможет упрочить позиции России на мировом рынке вооружений и военной техники, определить наши экономические возможности по развитию сотрудничества с потенциальными импортерами и заказчиками, выработать меры по выполнению в полном объеме условий долгосрочных экспортных соглашений.
Для реализации этих задач необходимо продолжить работу по реструктуризации оборонно-промышленного комплекса, создать оборонную отрасль промышленности, способную производить наукоемкую и высокотехнологичную продукцию военного и гражданского назначения.
Предстоит полнее использовать возможности политического влияния России в сфере торговли вооружением и услугами военного назначения в условиях нарастающего противодействия со стороны основных конкурентов. Россия стремится в то же время скрупулезно соблюдать действующие международные нормы и правила, не поставлять оружие в районы конфликтов, проявлять необходимую сдержанность, чтобы эти поставки не вызывали дестабилизации политического положения в том или ином регионе.
Встреча третьего тысячелетия предоставляет народам России уникальный шанс для осознания себя единой нацией, объединенной тысячелетним совместным развитием. В то же время мы не можем развиваться изолированно, отгородившись от мирового сообщества. Наше отставание в сфере внедрения новейших технологий, в том числе информационных, с которыми связывают старт в ХХI век, во многом объясняется тем, что мы долгое время были закрытым обществом. Но "старые стены" рухнули, и мы почувствовали себя частью общего большого мира. Мы убеждены - Россия способна справиться с вызовами времени.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Мир вступит в третье тысячелетие только 1 января 2001 года. Но его наступление начнут праздновать уже в конце 1999 года. Именно 2000 год в сознании большинства людей связан со сменой веков и тысячелетий.
Начало третьего тысячелетия - не просто астрономический, временной рубеж. Это преддверие нового этапа развития цивилизации, когда необходимо оценить свой исторический багаж, наметить приоритеты на будущее и мобилизовать ресурсы.
Уходящий век стал для России веком войн, революций, невиданного общественного раскола и социальных потрясений, сопровождавшихся потерей экономических, духовных и человеческих ресурсов. При этом ХХ век еще раз показал безграничные возможности нашей страны. Мы сумели уйти от тоталитарного прошлого, доказали, что умеем переносить трудности переходного периода и выживать в условиях глубочайшего кризиса. Но цену за все это заплатил народ.
Лимит испытаний исчерпан.
Формула нашего движения в новое столетие - жизнь без социальных потрясений и революционных экспериментов, общественное согласие во имя благополучия и процветания. Девиз века - конкурентоспособность и интеграция в мировые процессы.
Только активное участие в выработке принципов мироустройства позволит нашей стране занять место, достойное ее огромного научного, духовного и оборонного потенциала. Только так мы сможем стать связующим звеном на складывающемся сегодня глобальном рынке, остаться центром притяжения традиций и культур Запада и Востока.
Россия может и должна стать конкурентоспособной державой. У нас для этого есть многое: авторитетнейшие научные школы и Академия наук с ее вековыми традициями, передовые технологии, резерв незанятых производственных мощностей. Надо только умело распорядиться этим богатством. Если мы не осознаем значимость происходящих вокруг перемен, то России грозит участь "третьеразрядной" и вечно догоняющей страны.
* * *
Поколение, которому жить в ХХI веке, уже родилось и подрастает, и забота о нем - самая надежная инвестиция в будущее. Несмотря ни на какие экономические трудности, мы не можем отложить на потом заботу о здоровье нации. Подходы, при которых к человеку относятся как к "легковосполнимому" ресурсу, абсолютно неприемлемы. Поэтому защита и сохранение каждой человеческой жизни - наша святая государственная обязанность.
Вступая в новую эпоху, мы должны расстаться со старым взглядом на природу, как на свою "мастерскую". Ее ресурсы не бесконечны. Нужны новые правила поведения человека на Земле: защищать природную среду - значит защищать саму жизнь на Земле. Ключевая роль в этой сфере принадлежит государству, которое через систему образования, средства массовой информации и законодательную базу обязано сформировать своеобразный кодекс "экологического поведения". Экономическая политика государства должна, наконец, всерьез считаться с экологическими ограничителями.
Встречу третьего тысячелетия мы празднуем одновременно с 2000-летием Рождества Христова. После десятилетий запретов и гонений на церковь мы вновь обращаемся к своим духовно-нравственным истокам. Дальнейшее укрепление межконфессионального мира и согласия поможет наладить мир в душе каждого из нас, мир в каждом доме, а значит и в стране.
На перекрестье дат мы с особым вниманием готовим себя к рубежным изменениям. Последнее десятилетие уходящего века стало для России не только историческим, но и сложным идеологическим "марафоном": за очень короткий срок преодолен трудный путь к демократии, свободе и раскрепощению личности. Это путь, на который другие государства затратили столетия.
Глубинные преобразования, за которыми последовал коренной слом привычного образа жизни, социальных и нравственных ценностей, для многих россиян означали утрату жизненных ориентиров. У части наших сограждан проявились неверие, разочарование, возникло ощущение потери смысла жизни. Людям порой кажется, что на изломе тысячелетий Россия попала в своеобразный темный туннель: и назад идти нельзя, и в сторону - некуда, и вперед - страшно. Однако идти надо, потому что будущего можно достичь, только двигаясь вперед.
Поднять дух нации, обрести чувство собственного достоинства, веру в свои силы и способности - без этого нам не сплотиться и не расправить плечи. Пессимизм не в традициях нашего народа. И здесь особенно велика роль российской многонациональной культуры, которая - не просто "средство от депрессии и апатии". Она способна вселить уверенность, дать мощный импульс возрождению и процветанию Отечества.
Не стоит выдумывать абстрактные национальные идеи. Реальной национальной задачей становится, как это точно выразил А.И.Солженицын, "сбережение" народа. Ведь Россия - не только территория и не только государство. Россия - это прежде всего люди. Благодаря им не раз восстанавливалась рвущаяся ткань Истории, а страна преодолевала кризисы и катастрофы. Россияне создали великую мировую державу. И могуществу России "прирастать" ее народом.
Сегодня в жизнь вступает новое поколение. Образованные, энергичные, ответственные - им идти во власть, работать над законами, приобретать опыт государственной деятельности, развивать российскую экономику, науку, культуру. Им жить в новой стране - сильной и процветающей, свободной и гордой.
Век сменяет век, приходят и уходят политические лидеры. Но Россия остается Россией. Являясь неотъемлемой частью цивилизованного мира, она хранит верность традиционным ценностям.
На нас лежит особая ответственность - обеспечить историческую преемственность и передать нашим детям все лучшее из достигнутого человечеством. От нашей мудрости и зрелости, способности оценить ситуацию и признать собственные ошибки зависит, сможем ли мы преодолеть все пороги на этом непростом пути, открыть потомкам дорогу в Россию третьего тысячелетия.
Президент Российской Федерации Б.Ельцин
Москва, Кремль
30 марта 1999 года