те. Значительные меры по противодействию преступности предусмотрены в утвержденной Федеральной целевой программе по усилению борьбы с преступностью на 1999-2000 годы.
Особая роль принадлежит правовому обеспечению борьбы с коррупцией. Антикоррупционные меры, идеология экономической безопасности должны пронизывать всю систему законодательства. Сделано уже многое - принят новый Уголовный кодекс, вступили в действие I и II части Гражданского кодекса. Но этого еще недостаточно. Надо ускорить принятие законов, уже находящихся на рассмотрении Федерального Собрания, прежде всего Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации. Не хватает еще многих других нормативных актов, а ведь известно, что правовой вакуум - лучшая питательная среда для преступности и коррупции. Например, по-прежнему затруднена возможность привлекать к ответственности за коррупцию членов представительных и судебных органов власти. Не создана действенная система декларирования доходов и расходов физических лиц, в том числе государственных служащих.
Важную роль в обеспечении условий для эффективного противодействия финансово-экономическим преступлениям, носящим международный характер, должны сыграть вступление России в Международную комиссию по борьбе с отмыванием денег (ФАТФ) и присоединение нашей страны к Страсбургской конвенции Совета Европы от 8 ноября 1990 г. "Об отмывании, выявлении, изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности". Необходимо активизировать совместную работу российского МИДа и наших правоохранительных органов в этом направлении.
Результаты реализации федеральных целевых программ по борьбе с преступностью и коррупцией на сегодняшний день являются недостаточными прежде всего из-за невыполнения государством своих обязательств по их финансированию. Если государство не может содержать на должном уровне собственные правоохранительные органы, то за решение этой проблемы зачастую берется криминальный мир, но уже в своих интересах. К сожалению, реальностью стали факты содействия работников правоохранительных органов преступникам.
Правительство обязано изыскивать и эффективно использовать дополнительные бюджетные источники для повышения материально-технического и финансового обеспечения правоохранительных органов и спецслужб, и в первую очередь подразделений, ведущих борьбу с коррупцией и организованной преступностью.
Противостояние преступности и коррупции невозможно без жесткой и бескомпромиссной борьбы с нарушением законности внутри самой власти. Важнейшая задача в этом направлении - работа с кадрами: утверждение принципов профессиональной честности и порядочности должностных и выборных лиц. Механизмом профилактики коррупции является устранение произвола чиновников при распределении государственных ресурсов - бюджетных средств, лицензий, квот, при сдаче в аренду государственных помещений. Все эти решения должны приниматься исключительно на конкурсной, гласной основе.
Недоработки здесь оборачиваются серьезными политическими издержками. Пресса изобилует публикациями разоблачительного характера, свидетельствующими о фактах злоупотреблений высших государственных чиновников. Нет и должной реакции на них со стороны Генеральной прокуратуры. Мы не должны забывать: наше общество ждет ясного и четкого ответа. Разбираться со всеми такими фактами надо взвешенно и скрупулезно. И гарантией объективного их рассмотрения может быть только закон.
Самое серьезное внимание стоит уделить системе профилактики преступлений. Борьба с преступностью и коррупцией получит должный эффект лишь тогда, когда мощь государства будет подкреплена активной поддержкой его граждан. Воспитание в духе порицания преступности и взяточничества, преодоление правового нигилизма и стереотипов противоправного поведения - одно из ключевых звеньев борьбы с преступностью.
3. РОССИЯ И МИР НА ПОРОГЕ ТРЕТЬЕГО ТЫСЯЧЕЛЕТИЯ
До наступления нового тысячелетия осталось совсем немного времени. Весь мир спешит подготовиться к его достойной встрече. Страны и народы примеряют себя к новой эпохе. Нам тоже надо осмотреться, объективно оценить наше внешнеполитическое положение, определить приоритеты и задачи на будущее.
За эти годы мы поняли - универсальных рецептов развития общества и государства не существует. Но было бы глубочайшей ошибкой считать, что Россия должна видеть свой особый путь в самоизоляции. Только осознав взаимосвязь своеобразия России и ее вовлеченности в развитие современного мира, можно реализовать огромный потенциал нашей державы.
3.1. Российский "полюс" в многополярном мире
Сегодня весь мир переживает трудный, но очень важный переходный период. Правила, по которым завтра предстоит играть на международной арене, еще только формируются. Старое уходит с боем, на многие новые вопросы и вызовы еще нет адекватных ответов.
Интересам международной стабильности и устойчивого развития отвечало бы геополитическое переустройство мира на путях утверждения принципа многополярности. Его основы уже заложены. Но какие бы перспективы это ни открывало перед Россией, ее дальнейшая судьба в решающей степени будет зависеть от нее самой, от ее внутреннего состояния и выбранного пути развития. И поэтому для России нет сегодня более важной задачи, чем сосредоточить все силы на своем возрождении - духовном, экономическом, политическом.
Российская внешняя политика - это та редкая сфера деятельности, в которой по принципиальным вопросам, как правило, достигается согласие практически всех политических сил страны. Это и понятно: внешняя политика обязана быть государственной, отвечать интересам России. Роль Президента - жестко следить за соблюдением этих основополагающих принципов.
Укрепление международной и региональной стабильности, поиск правильных, а не скороспелых ответов на новые вызовы глобальной безопасности, ликвидация рецидивов и стереотипов периода "холодной войны" немыслимы без участия России.
Конечно, это не означает, что продвижение наших позиций проходит легко, беспроблемно. В мире проявляются серьезные расхождения по методам и формам решения того или иного вопроса. Это нашло, в частности, свое отражение в различии подходов к урегулированию конфликтных ситуаций вокруг Ирака и в Косово. Принципиальная позиция России состоит в том, чтобы разрешение спорных вопросов и конфликтов, поиски компромисса проходили исключительно политическим путем. Применение силы, а тем более попрание общепринятых норм международного общежития - опасно и недопустимо.
Именно поэтому Россия выступает за укрепление универсальных международных организаций, прежде всего ООН и ее Совета Безопасности, которые являются сегодня мощнейшим инструментом регулирования международных отношений, сдерживания политики агрессии и запугивания. Мы поддерживаем процесс реформирования ООН. При этом безусловно должна сохраняться центральная роль ООН в решении проблем международной и региональной безопасности. Россия отвергает и осуждает любое одностороннее применение силы в обход Совета Безопасности. Именно так - решительно и нелицеприятно - мы поставили в Совете Безопасности вопрос о незамедлительном прекращении агрессии против СРЮ.
Приоритетным направлением внешней политики России были и остаются отношения с государствами - участниками Содружества Независимых Государств. Наша позиция неизменна: развитие и укрепление интеграционных связей в рамках Содружества отвечают долгосрочным национальным интересам России.
Принципиальным прорывом в интеграционных процессах стало подписание в прошедшем году поистине исторического соглашения - Декларации о дальнейшем единении России и Беларуси, коренным образом изменившей взаимоотношения наших народов. Российско-белорусский союз - это не только объединение экономических, правовых систем двух государств. Самое главное, что станут теснее отношения между людьми, будут восстановлены давние хозяйственные связи.
Дальнейшее повышение интеграционного потенциала Содружества в огромной степени будет зависеть от успехов в становлении Таможенного союза и единого экономического пространства.
К четырем членам Межгосударственного Совета - Белоруссии, Казахстану, Киргизии и России - официально присоединился Таджикистан. Это отрадный факт. Но тем не менее главная задача - достигать результатов "не числом, а умением". Всем участникам Таможенного союза предстоит сложная работа, чтобы сделать его подлинным локомотивом интеграции.
Говоря о Содружестве в целом, мы не можем не констатировать, что, к сожалению, ни экономически, ни политически оно пока не стало тем механизмом, который надежно обеспечивает условия для взаимовыгодного сотрудничества. Для этого мы обязаны на практике решительно утверждать принцип равноправия: мы все равны, среди нас нет ни младших, ни старших братьев. Важнейший резерв совершенствования деятельности Содружества - развитие прямых связей и сотрудничества российских регионов с регионами стран СНГ, укрепление их договорно-правовой базы.
Усиление процессов интеграции в рамках СНГ потребует более активной финансовой политики. В 1999 году надо продолжить сближение бюджетного, налогового и таможенного законодательства, осуществить ряд совместных бюджетных программ, найти взаимоприемлемые способы погашения России долгов государствами СНГ. Положительный пример Белоруссии не должен служить трафаретом. К каждому государству СНГ нужно найти свой особый подход, не ущемляющий наших соседей.
Россия последовательно проводит линию на развитие отношений с Украиной на основе принципа стратегического партнерства. Прошедший год ознаменовался положительными переменами. Уверен, что ратификация "большого Договора" с Киевом придаст дополнительный импульс всестороннему укреплению российско-украинских отношений.
Жизненно важные интересы России в Закавказье требуют проведения энергичного, скоординированного и рассчитанного на долгосрочную перспективу курса. Это курс на развитие устойчивых дружественных отношений с Азербайджаном, Арменией и Грузией, стабилизацию ситуации в регионе.
Укрепилось наше взаимодействие с центральноазиатскими государствами СНГ, в том числе на многосторонней основе. Мы нацелены на поддержание безопасности в этом регионе, противодействие политическому и религиозному экстремизму.
Как и в предыдущие годы, России приходилось уделять много сил миротворческой деятельности на пространстве СНГ. Россия последовательно ориентируется на скорейшее урегулирование всех конфликтов мирными средствами, прежде всего усилиями самих стран Содружества. Будем настойчиво добиваться того, чтобы наше содействие политическому урегулированию конфликтных ситуаций подкреплялось проявлением конструктивного настроя непосредственных участников конфликтов. Необходимо добиться более предметной международной поддержки, прежде всего по линии ООН и ОБСЕ.
Повышению международного веса нашего государства способствует участие в работе "восьмерки". Создана прочная основа для сотрудничества по важнейшим международным проблемам, таким как энергетика, ядерная безопасность, борьба с транснациональной организованной преступностью. В рамках дальнейшего развития наших отношений с партнерами по "восьмерке" одной из ключевых задач становится выработка стратегии регулирования глобальных процессов в мировой экономике. Цель такой стратегии не должна сводиться только к предотвращению кризисов, дестабилизирующих ситуацию на мировых финансовых рынках.
Россия заинтересована в единой и процветающей Большой Европе без разграничительных линий - старых и новых. Европа должна обрести свой "кодекс поведения", адекватный нынешней реальности, - Хартию европейской безопасности. По-прежнему будем выступать за ключевую роль ОБСЕ в становлении новой общеевропейской архитектуры безопасности, обращенной в XXI век и способной дать ответ на риски и вызовы нового поколения. Сейчас, когда все видят, что "цепляние" за военные блоки, порожденные "холодной войной", оборачивается "войной горячей", это особенно актуально.
Нашим приоритетом является наращивание активного политического диалога и экономического взаимодействия с Европейским союзом. Настоящим прорывом стало признание ЕС рыночного статуса экономики России, хотя от прошлого еще остались некоторые искусственные ограничения в отношении нашего товарного экспорта. Важно продуктивно использовать большой потенциал, который заложен в действующем Соглашении о партнерстве и сотрудничестве Россия - ЕС.
Наши отношения с ведущими европейскими государствами позволяют интенсивно развивать взаимовыгодные двусторонние связи и вести совместный поиск решений по проблемам общеевропейского значения. Первая встреча "европейской тройки" в составе России, Германии и Франции придала дополнительный импульс движению к единой Европе. Будем активно продолжать работу и здесь.
Предстоит в полной мере использовать формирующуюся на европейском направлении модель субрегионального сотрудничества, основанную на логике добрососедства. Составляющие этой модели - Совет государств Балтийского моря, Совет Баренцева/Евро-Арктического региона, Организация Черноморского экономического сотрудничества, ряд перспективных региональных инициатив.
Югославский кризис еще раз показал обоснованность нашего последовательного неприятия расширения НАТО на Восток. Неприемлемы и попытки НАТО подменить собой ООН, ОБСЕ и навязывать силовые решения в Европе и за ее пределами. От того, как скоро НАТО осознает пагубность силового выбора, сделанного в отношении независимой, никому не угрожающей Югославии, зависит "размораживание" наших отношений с альянсом. С НАТО- агрессором нам не по дороге.
Значительное внимание придаем нормализации российско-американских отношений, возвращению к конструктивному взаимодействию. Оно должно стать важнейшим фактором мировой политики в XXI веке. Мы переживаем сегодня непростой этап отношений, кое-кто прямо провоцирует нас на новую конфронтацию. Трагическая ошибка американского руководства в косовском вопросе не должна обернуться затяжным кризисом в российско-американском партнерстве. Наш общий долг - сохранить все то позитивное, что было накоплено за последние годы. Для сотрудничества создан эффективный механизм, есть солидный опыт совместного урегулирования международных конфликтов и снятия возникающих двусторонних проблем.
Приоритетным для нашей и международной безопасности, особенно в период обострения обстановки в мире, является продолжение процесса сокращения стратегических ядерных вооружений. После ратификации Договора СНВ-2 Россия и США смогут приступить к переговорам по еще более низким уровням стратегических вооружений в рамках Договора СНВ-3. При этом будем решительно отводить опасные попытки подорвать Договор по ПРО, что не только разрушило бы глобальную структуру военной стабильности, но и привело бы к неконтролируемому распространению оружия массового уничтожения и средств его доставки. Это тем более опасно, что сегодня в связи с ядерными испытаниями в Индии и Пакистане в центр внимания мирового сообщества, в том числе США и России, выдвинулся ключевой для международного мира вопрос - сохранение режима нераспространения ядерного оружия. Главное сейчас - добиться подписания без каких-либо условий этими странами Договора о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний и их скорейшего присоединения к Договору о нераспространении ядерного оружия.
Одним из самых приоритетных и перспективных направлений нашей внешней политики является азиатское.
Активная политика обеспечила полнокровное подключение к многосторонним консультативным механизмам стран Азиатско-Тихоокеанского региона - Россия стала членом форума "Азиатско-тихоокеанское экономическое сотрудничество" (АТЭС). Это открывает дополнительные возможности для выхода России на перспективные рынки в регионе.
Дальнейшее развитие стратегического партнерства с Китаем отвечает как жизненным интересам народов наших стран, так и задачам обеспечения безопасности для Азии и мира в целом. Это еще раз продемонстрировала российско-китайская солидарность в период косовского кризиса. Реализация выработанного солидного пакета двусторонних соглашений в торгово-экономической и иных сферах позволяет вывести наши отношения на новый, еще более высокий уровень.
Продолжим укрепление наших традиционно дружественных связей и взаимовыгодного экономического сотрудничества с Индией.
На солидную основу поставлены российско-японские отношения. Не отстраняясь от нерешенных политических проблем, Россия и Япония ставят во главу угла задачи всеобъемлющего конструктивного взаимодействия с прицелом в ХХI век.
Важная для нас задача - создание "пояса добрососедства" по периметру наших границ - осуществима при взаимной готовности к расширению поля совпадающих интересов с нашими южными соседями, в первую очередь с Ираном, а также Турцией.
Россия совместно с другими заинтересованными государствами будет всемерно содействовать политическому урегулированию в Афганистане в целях обеспечения мира и стабильности в этой стране и регионе в целом.
Необходимо продолжать разблокирование ситуации вокруг Ирака, используя дипломатические усилия для поиска путей исключительно мирного разрешения конфликта и содействия поэтапному выведению Багдада из режима санкций при безусловном выполнении им резолюций Совета Безопасности ООН.
Нас тревожит "пробуксовка" ближневосточного урегулирования. Россия, как один из коспонсоров мирного процесса, не намерена ослаблять усилия и будет нести здесь свою долю ответственности.
Мы еще далеко не полностью исчерпали имеющийся у нас огромный потенциал диверсификации внешних связей. Будем более активно работать на африканском и латиноамериканском направлениях как для реализации экономических проектов, так и для развития основ многополярного мира, укрепления глобальной и международной безопасности.
* * *
К сожалению, человечество входит в новый век с тяжелым наследием. В хроническую болезнь для мирового сообщества превратились внутригосударственные конфликты. Сепаратизм, этническая и религиозная нетерпимость, острые социально-экономические кризисы приводят к взрывам насилия, угрожающим безопасности далеко за пределами конфликтных зон. Нужны согласованные действия всего мирового сообщества для разблокирования кризисных ситуаций при уважении норм международного права, Устава ООН, суверенитета государств. Нельзя пытаться решать сложнейшие проблемы современности силовыми методами каменного века.
Необходимы решительные меры по борьбе с терроризмом и распространением наркотиков. Только объединение усилий всех государств мира позволит эффективно противодействовать негативным тенденциям интернационализации такого рода деятельности. Считаем, что на пороге нового тысячелетия необходима разработка международных правовых норм, предусматривающих ответственность за использование религии и религиозных объединений в целях политического экстремизма.
50-летие Всеобщей декларации прав человека, отмечавшееся в ушедшем году, подвело своего рода итог усилиям международного сообщества по строительству гуманного, демократического мира. Будем решительно противодействовать политике двойных стандартов, попыткам выгородить тех, кто возводит ограничения прав части населения в ранг государственной политики. Курс России на защиту законных прав наших соотечественников остается неизменным. Мы не снимаем с повестки дня проблему дискриминации русскоязычного населения Латвии и Эстонии. Россия будет настаивать на том, чтобы эти страны откорректировали свои подходы к проблеме прав человека в соответствии с требованиями, предъявляемыми ООН, ОБСЕ, Советом Европы. На двустороннем уровне и в международных организациях, в первую очередь в ОБСЕ и в Совете Европы, будем держать ситуацию под плотным контролем.
В фокусе нашего внимания и такая категория населения, как беженцы. На оказание им помощи направлена российская гуманитарная инициатива, выдвинутая на международной конференции по защите жертв войны.