форматов предоставления исходных данных, учитываемых при разработке документов перспективного развития электроэнергетики; (Дополнение абзацем - Федеральный закон от 11.06.2022 № 174-ФЗ)
утверждение правил разработки и согласования схем выдачи мощности объектов по производству электрической энергии и схем внешнего электроснабжения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии; (Дополнение абзацем - Федеральный закон от 11.06.2022 № 174-ФЗ)
утверждение нормативных правовых актов Российской Федерации в области электроэнергетики, устанавливающих требования к осуществлению автоматизированного информационного обмена и представлению информации в области электроэнергетики в электронном виде (включая требования к обеспечению совместимости передаваемых и получаемых данных с использованием цифровых информационных моделей электроэнергетических систем и (или) цифровых информационных моделей объектов электроэнергетики); (Дополнение абзацем - Федеральный закон от 13.07.2024 № 185-ФЗ)
утверждение методических указаний по моделированию электроэнергетических систем и объектов электроэнергетики; (Дополнение абзацем - Федеральный закон от 13.07.2024 № 185-ФЗ)
утверждение порядка раскрытия (предоставления) цифровых информационных моделей электроэнергетических систем и цифровых информационных моделей объектов электроэнергетики или их фрагментов; (Дополнение абзацем - Федеральный закон от 13.07.2024 № 185-ФЗ)
определение объема реконструкции объектов электроэнергетики, при выполнении которой создается техническая возможность реализации дистанционного управления технологическими режимами работы и эксплуатационным состоянием линий электропередачи, оборудования и устройств объектов электроэнергетики из диспетчерских центров субъекта оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике; (Дополнение абзацем - Федеральный закон от 13.07.2024 № 185-ФЗ)
определение порядка передачи оперативной информации об авариях и инцидентах в электроэнергетике, форм актов по результатам расследования причин аварий и инцидентов в электроэнергетике и требований к их заполнению, а также форм отчетов об авариях и инцидентах в электроэнергетике и требований к их заполнению. (Дополнение абзацем - Федеральный закон от 13.07.2024 № 185-ФЗ)
Федеральные органы исполнительной власти вправе издавать нормативные правовые акты по вопросам государственного регулирования и государственного контроля (надзора) в электроэнергетике только в случаях, предусмотренных федеральными законами и нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации. (В редакции Федерального закона от 25.06.2012 № 93-ФЗ)
3. В рамках осуществления полномочий, предусмотренных настоящим Федеральным законом, федеральные органы исполнительной власти вправе: (В редакции Федерального закона от 26.07.2010 № 187-ФЗ)
в рамках осуществления полномочий в сфере государственного контроля (надзора) направлять юридическим и физическим лицам обязательные для исполнения предписания о совершении действий, предусмотренных законодательством Российской Федерации об электроэнергетике, о прекращении нарушений законодательства Российской Федерации об электроэнергетике, в том числе об устранении их последствий, о заключении договоров, обязанность заключения которых предусмотрена законодательством Российской Федерации об электроэнергетике; (В редакции Федерального закона от 11.06.2021 № 170-ФЗ)
с учетом требований и ограничений, предусмотренных настоящим Федеральным законом, направлять в исполнительные органы субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления обязательные для исполнения предписания о прекращении нарушений законодательства Российской Федерации об электроэнергетике; (В редакции федеральных законов от 11.06.2021 № 170-ФЗ, от 08.08.2024 № 232-ФЗ)
запрашивать у субъектов электроэнергетики информацию о возникновении аварий, об изменениях или о нарушениях технологических процессов, а также о выходе из строя сооружений и оборудования, которые могут причинить вред жизни или здоровью граждан, окружающей среде и имуществу граждан и (или) юридических лиц, о соблюдении установленных нормативов запасов топлива на тепловых электростанциях (в том числе в отопительный сезон), об осуществлении мероприятий по проведению планового ремонта генерирующего оборудования и (или) объектов электросетевого хозяйства; (В редакции Федерального закона от 26.07.2010 № 189-ФЗ)
рассматривать жалобы поставщиков и покупателей электрической и тепловой энергии о нарушениях их прав и законных интересов действиями (бездействием) иных субъектов электроэнергетики, а также запрашивать информацию, документы и иные доказательства, свидетельствующие о наличии признаков таких нарушений;
абзац; (Утратил силу - Федеральный закон от 26.07.2010 № 187-ФЗ)
применять меры ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации об электроэнергетике и осуществлять иные полномочия, предусмотренные законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях и законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды; (В редакции Федерального закона от 29.12.2017 № 451-ФЗ)
обращаться в суд с иском, а также участвовать в рассмотрении в суде дел, связанных с нарушением законодательства Российской Федерации об электроэнергетике;
проводить оценку готовности субъектов электроэнергетики к отопительному сезону; (Дополнение абзацем - Федеральный закон от 26.07.2010 № 189-ФЗ)
проводить мониторинг риска нарушения работы субъектов электроэнергетики в сфере электроэнергетики; (Дополнение абзацем - Федеральный закон от 11.06.2021 № 170-ФЗ)
определять порядок взаимодействия субъектов оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике с сетевыми организациями, осуществляющими оперативно-технологическое управление; (Дополнение абзацем - Федеральный закон от 19.10.2023 № 503-ФЗ)
устанавливать порядок отнесения субъектов электроэнергетики и потребителей электрической энергии к кругу лиц, подлежащих обязательному обслуживанию при оказании услуг по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике; (Дополнение абзацем - Федеральный закон от 19.10.2023 № 503-ФЗ)
утверждать примерные договоры купли-продажи электрической энергии (энергоснабжения) с потребителями; (Дополнение абзацем - Федеральный закон от 19.10.2023 № 503-ФЗ)
в случаях и порядке, которые определены Правительством Российской Федерации, осуществлять урегулирование споров, связанных с участием системообразующих территориальных сетевых организаций в рассмотрении проектов инвестиционных программ территориальных сетевых организаций, возникающих между системообразующими территориальными сетевыми организациями, территориальными сетевыми организациями и исполнительными органами субъекта Российской Федерации. (Дополнение абзацем - Федеральный закон от 13.07.2024 № 185-ФЗ)
4. Исполнительные органы субъектов Российской Федерации наделяются полномочиями на государственное регулирование и контроль в электроэнергетике в соответствии с настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами, а также указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации. (В редакции Федерального закона от 08.08.2024 № 232-ФЗ)
Исполнительные органы субъектов Российской Федерации осуществляют следующие полномочия: (В редакции Федерального закона от 08.08.2024 № 232-ФЗ)
региональный государственный контроль (надзор) за применением регулируемых исполнительными органами субъектов Российской Федерации цен (тарифов) на электрическую энергию; (В редакции федеральных законов от 18.07.2011 № 242-ФЗ, от 14.10.2014 № 307-ФЗ, от 08.08.2024 № 232-ФЗ)
абзац; (Утратил силу - Федеральный закон от 26.07.2010 № 187-ФЗ)
утверждение инвестиционных программ субъектов электроэнергетики, отнесенных к числу субъектов, инвестиционные программы которых утверждаются и контролируются исполнительными органами субъектов Российской Федерации, и контроль за реализацией таких программ; (В редакции федеральных законов от 26.07.2010 № 187-ФЗ, от 08.08.2024 № 232-ФЗ)
согласование инвестиционных программ территориальных сетевых организаций, отнесенных к числу субъектов, инвестиционные программы которых утверждаются и контролируются федеральными органами исполнительной власти, а также контроль за реализацией таких программ;
абзац; (Утратил силу - Федеральный закон от 26.07.2010 № 187-ФЗ)
абзац; (Утратил силу - Федеральный закон от 26.07.2010 № 187-ФЗ)
абзац; (Утратил силу - Федеральный закон от 26.07.2010 № 187-ФЗ)
абзац; (Утратил силу - Федеральный закон от 26.07.2010 № 187-ФЗ)
абзац; (Утратил силу - Федеральный закон от 26.07.2010 № 187-ФЗ)
согласование использования водных объектов, предоставленных в пользование для целей производства электрической энергии на гидроэлектростанциях, находящихся на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации; (В редакции Федерального закона от 14.07.2008 № 118-ФЗ)
рассмотрение проекта схемы и программы развития электроэнергетических систем России; (В редакции Федерального закона от 11.06.2022 № 174-ФЗ)
осуществление мониторинга показателей технико-экономического состояния объектов электроэнергетики (за исключением объектов электроэнергетики, контроль за техническим состоянием которых осуществляется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти), в том числе показателей физического износа и энергетической эффективности объектов электросетевого хозяйства; (Дополнение абзацем - Федеральный закон от 30.12.2012 № 291-ФЗ)
участие в установленном основными положениями функционирования розничных рынков порядке в назначении или замене гарантирующих поставщиков и определении или изменении границ зон их деятельности;
абзац; (Утратил силу - Федеральный закон от 18.07.2011 № 242-ФЗ)
создание штабов по обеспечению безопасности электроснабжения и обеспечение их функционирования;
определение системообразующей территориальной сетевой организации в субъекте Российской Федерации в соответствии с критериями отнесения территориальных сетевых организаций к системообразующим территориальным сетевым организациям и порядком определения системообразующих территориальных сетевых организаций, установленными Правительством Российской Федерации. Решением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации - города федерального значения Москвы в соответствии с настоящим Федеральным законом с учетом особенностей, установленных Законом Российской Федерации от 15 апреля 1993 года № 4802-I "О статусе столицы Российской Федерации", определяются две системообразующие территориальные сетевые организации и устанавливаются границы зон деятельности системообразующих территориальных сетевых организаций. (Дополнение абзацем - Федеральный закон от 13.07.2024 № 185-ФЗ)
Абзац. (Утратил силу - Федеральный закон от 26.07.2010 № 187-ФЗ)
Абзац. (Утратил силу - Федеральный закон от 26.07.2010 № 187-ФЗ)
Абзац. (Утратил силу - Федеральный закон от 26.07.2010 № 187-ФЗ)
Абзац. (Утратил силу - Федеральный закон от 26.07.2010 № 187-ФЗ)
Абзац. (Утратил силу - Федеральный закон от 26.07.2010 № 187-ФЗ)
(Статья в редакции Федерального закона от 04.11.2007 № 250-ФЗ)
Статья 22.
(Статья утратила силу - Федеральный закон от 26.07.2010 № 187-ФЗ)
Статья 23. Принципы и методы государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике
1. Государственное регулирование цен (тарифов), надбавок осуществляется в порядке, установленном основами ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике и правилами государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденными Правительством Российской Федерации. При этом регулируемые цены (тарифы), надбавки могут устанавливаться как в числовом выражении, так и в виде формул или порядка определения таких цен (тарифов) и надбавок. (В редакции Федерального закона от 29.12.2014 № 466-ФЗ)
В порядке и в случаях, которые определены Правительством Российской Федерации, регулируемые цены (тарифы) и надбавки, установленные Правительством Российской Федерации или федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов в виде формул или порядка определения таких цен (тарифов) и надбавок, либо составляющие части таких регулируемых цен (тарифов) и надбавок и (или) величины, на основании которых определяются такие регулируемые цены (тарифы) и надбавки, определяются и используются организацией коммерческой инфраструктуры оптового рынка. (Дополнение абзацем - Федеральный закон от 29.12.2014 № 466-ФЗ)
2. При государственном регулировании цен (тарифов) должны соблюдаться следующие основные принципы:
определение экономической обоснованности планируемых (расчетных) себестоимости и прибыли при расчете и утверждении цен (тарифов);
обеспечение экономической обоснованности затрат коммерческих организаций на производство, передачу и сбыт электрической энергии;
учет результатов деятельности организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности, по итогам работы за период действия ранее утвержденных цен (тарифов);
учет соблюдения требований законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности, в том числе требований о разработке и реализации программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, требований к организации учета и контроля используемых энергетических ресурсов, сокращению потерь энергетических ресурсов;
обеспечение открытости и доступности для потребителей, в том числе населения, процесса тарифного регулирования;
обязательный раздельный учет организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности, объема продукции (услуг), доходов и расходов на производство, передачу и сбыт электрической энергии.
3. При государственном регулировании цен (тарифов) в электроэнергетике достигается баланс экономических интересов поставщиков и потребителей электрической энергии, обеспечивающий доступность электрической энергии при возврате капитала, инвестированного и используемого в сферах деятельности субъектов электроэнергетики, в которых применяется государственное регулирование цен (тарифов), в полном объеме с учетом экономически обоснованного уровня доходности инвестированного капитала при условии ведения для целей такого регулирования раздельного учета применяемых в указанных сферах деятельности активов и инвестированного и использованного для их создания капитала.
31. Объем финансовых потребностей, необходимых для реализации отдельных мероприятий инвестиционных программ субъектов электроэнергетики, в том числе организации по управлению единой национальной (общероссийской) электрической сетью и территориальных сетевых организаций, не должен превышать объем таких потребностей, определенный в соответствии с утвержденными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики в области топливно-энергетического комплекса, укрупненными нормативами цены типовых технологических решений капитального строительства объектов электроэнергетики. (Дополнение пунктом - Федеральный закон от 30.12.2012 № 291-ФЗ)
4. Государственное регулирование цен (тарифов) в электроэнергетике на срок не менее чем пять лет может осуществляться на основе долгосрочных параметров регулирования деятельности соответствующих организаций или на основе заключаемых в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, соглашений об условиях осуществления регулируемых видов деятельности. (В редакции Федерального закона от 02.08.2019 № 300-ФЗ)
К долгосрочным параметрам государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике относятся также уровень надежности и качества указанных товаров (услуг), соответствующий долгосрочным инвестиционным программам организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности, размер инвестированного капитала, норма доходности, сроки возврата инвестированного капитала и иные параметры. (В редакции Федерального закона от 02.08.2019 № 300-ФЗ)
Для целей такого регулирования могут применяться иные долгосрочные параметры регулирования, полученные с использованием метода сравнения аналогов и других методов.
Цены (тарифы) на услуги по передаче электрической энергии при осуществлении государственного регулирования на основе долгосрочных параметров регулирования деятельности соответствующих организаций устанавливаются в порядке, установленном основами ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденными Правительством Российской Федерации. (Дополнение абзацем - Федеральный закон от 30.12.2012 № 291-ФЗ)
Абзац. (Утратил силу - Федеральный закон от 02.08.2019 № 300-ФЗ)
Государственное регулирование цен (тарифов) на услуги по передаче электрической энергии, оказываемые сетевыми организациями, осуществляется на основе долгосрочных параметров регулирования деятельности таких организаций или на основе заключаемых в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, соглашений об условиях осуществления регулируемых видов деятельности. Такие организации обязаны обеспечить достижение показателей надежности и качества поставляемых товаров, оказываемых услуг, определенных в порядке, установленном Правительством Российской Федерации или уполномоченным им федеральным органом исполнительной власти. Долгосрочные тарифы и долгосрочные параметры регулирования деятельности таких организаций подлежат корректировке при недостижении показателей надежности и качества в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. С 1 января 2023 года осуществляется переход к установлению цен (тарифов) на услуги по передаче электрической энергии только в форме долгосрочных цен (тарифов) на такие услуги со сроком действия не менее чем пять лет. (В редакции федеральных законов от 30.12.2012 № 291-ФЗ, от 02.08.2019 № 300-ФЗ)
Методика расчета и определения уровня доходности капитала, инвестированного и используемого в сферах деятельности субъектов электроэнергетики, в которых применяется государственное регулирование цен (тарифов), определяется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Выбор и применение методов государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике осуществляются в порядке, установленном основами ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике и правилами государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденными Правительством Российской Федерации.
5. Срок действия утвержденных цен (тарифов) не может составлять менее чем двенадцать месяцев, если иное не установлено другими федеральными законами или решением Правительства Российской Федерации. (В редакции Федерального закона от 29.06.2012 № 96-ФЗ)
Срок действия утвержденных цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность), поставляемую покупателям на розничных рынках на территориях, не объединенных в ценовые и неценовые зоны оптового рынка, за исключением электрической энергии (мощности), поставляемой населению и приравненным к нему категориям потребителей, не может составлять менее чем три года и более чем пять лет, если иное не установлено Правительством Российской Федерации. (Дополнение абзацем - Федеральный закон от 30.12.2012 № 291-ФЗ)
При установлении для отдельных категорий потребителей (за исключением населения и приравненных к нему категорий потребителей) льготных цен (тарифов) на электрическую энергию, предусмотренных законодательством Российской Федерации, не допускается повышение регулируемых государством цен (тарифов) на электрическую энергию для других категорий потребителей. (В редакции Федерального закона от 06.11.2013 № 308-ФЗ)
Допускается установление цен (тарифов) на электрическую энергию, поставляемую населению