з, запасы топлива создаются в случае электроснабжения и (или) теплоснабжения объектов жилищно-коммунального хозяйства.
Собственники или иные законные владельцы тепловых электростанций, использующих в качестве основного топлива нефтяной (попутный) газ и осуществляющих электроснабжение и (или) теплоснабжение объектов жилищно-коммунального хозяйства, вправе создавать и использовать запасы иных видов топлива с учетом проектной документации на строительство, реконструкцию тепловой электростанции.
В случае невозможности использования в соответствии с проектной документацией на строительство, реконструкцию тепловой электростанции иного вида топлива, собственники или иные законные владельцы тепловых электростанций, использующих в качестве основного топлива нефтяной (попутный) газ, обязаны обеспечить наличие иного источника электроснабжения и (или) теплоснабжения в объеме, необходимом для потребления объектами жилищно-коммунального хозяйства.
2. Нарушение нормативов запасов топлива, порядка создания и использования тепловыми электростанциями запасов топлива, в том числе в отопительный сезон, влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
(Дополнение статьей - Федеральный закон от 26.07.2010 № 189-ФЗ)
Статья 462. Обеспечение готовности к работе в сфере электроэнергетики
1. Субъекты электроэнергетики, соответствующие установленным Правительством Российской Федерации критериям, обязаны обеспечивать готовность к работе в сфере электроэнергетики, в том числе в отопительный сезон, путем достижения значений показателей риска нарушения их работы в сфере электроэнергетики, определенных Правительством Российской Федерации или уполномоченным им федеральным органом исполнительной власти. Оценка достижения указанных показателей осуществляется в соответствии со статьей 283 настоящего Федерального закона.
2. В случаях, установленных Правительством Российской Федерации, федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере топливно-энергетического комплекса, осуществляет оценку готовности субъектов электроэнергетики к работе в отопительный сезон.
Оценка готовности к работе в отопительный сезон осуществляется на основании результатов мониторинга риска нарушения работы субъектов электроэнергетики в сфере электроэнергетики, проводимого в соответствии со статьей 283 настоящего Федерального закона, и подтверждается паспортом готовности к работе в отопительный сезон.
Порядок проведения оценки готовности субъектов электроэнергетики к работе в отопительный сезон, в том числе критерии отнесения субъектов электроэнергетики к числу субъектов, в отношении которых необходимо проводить такую оценку, и порядок принятия решения о выдаче паспорта готовности к работе в отопительный сезон устанавливаются Правительством Российской Федерации.
(Дополнение статьей - Федеральный закон от 11.06.2021 № 170-ФЗ)
Статья 463. Особенности правового регулирования отношений в сфере электроэнергетики в 2022 и 2023 годах
1. В период до 31 декабря 2022 года включительно Правительство Российской Федерации вправе устанавливать особенности начисления, уплаты и списания неустоек (штрафов, пеней) и применения иных мер ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств на оптовом и розничных рынках, особенности организации и проведения отбора мощности на конкурсной основе и иных конкурентных процедур, по результатам которых заключаются договоры купли-продажи, договоры поставки мощности, а также особенности исполнения указанных договоров, в том числе предусматривающие изменение дат начала и (или) окончания поставки мощности, в период, определенный Правительством Российской Федерации.
2. В случае установления Правительством Российской Федерации особенностей начисления, уплаты и списания неустоек (штрафов, пеней) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по оплате услуг по передаче электрической энергии сетевой организации, по оплате электрической энергии гарантирующему поставщику или производителю электрической энергии (мощности) на розничном рынке вместо ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, применяемой в соответствии с пунктом 2 статьи 26 и пунктом 2 статьи 37 настоящего Федерального закона, начиная с 28 февраля 2022 года применяется величина, определенная в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
3. Правительство Российской Федерации вправе принимать решения, предусматривающие неприменение в 2022 и 2023 годах положений пункта 31 статьи 23 настоящего Федерального закона о непревышении объема финансовых потребностей, необходимых для реализации отдельных мероприятий инвестиционных программ субъектов электроэнергетики, над объемом таких потребностей, определенным в соответствии с утвержденными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики в области топливно-энергетического комплекса, укрупненными нормативами цены типовых технологических решений капитального строительства объектов электроэнергетики.
(Дополнение статьей - Федеральный закон от 01.05.2022 № 127-ФЗ)
Статья 464. Функционирование системообразующей территориальной сетевой организации
1. Системообразующая территориальная сетевая организация на территории субъекта Российской Федерации (за исключением территорий, технологически не связанных с Единой энергетической системой России и технологически изолированными территориальными электроэнергетическими системами, а также за исключением территорий технологически изолированных территориальных электроэнергетических систем, границы которых не совпадают с границами субъекта Российской Федерации, в пределах которого такие системы находятся) определяется решением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации и обеспечивает:
эксплуатацию объектов электросетевого хозяйства, которые не имеют собственника, собственник которых неизвестен или от права собственности на которые собственник отказался, а также ликвидацию на основании решений штаба по обеспечению безопасности электроснабжения последствий аварийных ситуаций на указанных объектах электросетевого хозяйства;
эксплуатацию, капитальный ремонт, реконструкцию, модернизацию, техническое перевооружение объектов электросетевого хозяйства, права владения и пользования которыми перешли к системообразующей территориальной сетевой организации в соответствии с условиями договора, заключенного на основании пункта 2 настоящей статьи;
ликвидацию на основании решений штаба по обеспечению безопасности электроснабжения последствий аварийных ситуаций на объектах электросетевого хозяйства, которые расположены на территории субъекта Российской Федерации и принадлежат территориальным сетевым организациям.
В целях выполнения функций системообразующей территориальной сетевой организации владельцы объектов электросетевого хозяйства обязаны обеспечивать доступ системообразующей территориальной сетевой организации к объектам электросетевого хозяйства, в том числе в соответствии с условиями договора, заключенного на основании пункта 2 настоящей статьи.
Решением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации - города федерального значения Москвы в соответствии с настоящим Федеральным законом с учетом особенностей, установленных Законом Российской Федерации от 15 апреля 1993 года № 4802-I "О статусе столицы Российской Федерации", определяются две системообразующие территориальные сетевые организации, каждая из которых осуществляет функции, предусмотренные настоящей статьей, в границах зоны деятельности, установленной для соответствующей системообразующей территориальной сетевой организации решением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации - города федерального значения Москвы.
2. В целях выполнения функций системообразующей территориальной сетевой организации заключается договор о порядке ликвидации на основании решений штаба по обеспечению безопасности электроснабжения последствий аварийных ситуаций на объектах электросетевого хозяйства, а также об использовании объектов электросетевого хозяйства в случае несоответствия владельца объектов электросетевого хозяйства критериям отнесения к территориальным сетевым организациям, установленным Правительством Российской Федерации, или его отказа от осуществления деятельности в качестве территориальной сетевой организации для оказания услуг по передаче электрической энергии либо технологического присоединения энергопринимающих устройств или объектов электроэнергетики (далее в настоящей статье - договор о порядке использования объектов электросетевого хозяйства).
Заключение договора о порядке использования объектов электросетевого хозяйства между системообразующей территориальной сетевой организацией и территориальной сетевой организацией, а также собственником принадлежащих территориальной сетевой организации объектов электросетевого хозяйства (если у территориальной сетевой организации отсутствуют права на передачу прав владения и пользования объектами электросетевого хозяйства) является обязательным, за исключением случаев, определенных Правительством Российской Федерации.
В случае, если договор о порядке использования объектов электросетевого хозяйства до истечения сроков, установленных Правительством Российской Федерации, не был составлен в письменной форме в виде одного документа, подписанного сторонами договора, разногласия, возникшие до заключения договора о порядке использования объектов электросетевого хозяйства, подлежат урегулированию или передаче на рассмотрение суда в порядке, предусмотренном статьей 445 Гражданского кодекса Российской Федерации. До заключения договора о порядке использования объектов электросетевого хозяйства на условиях, согласованных сторонами или указанных в решении суда, отношения сторон регулируются соглашением между системообразующей территориальной сетевой организацией, указанными в абзаце втором настоящего пункта лицами, а также штабом по обеспечению безопасности электроснабжения, условия которого определены в типовой форме, утвержденной Правительством Российской Федерации. Указанное соглашение считается заключенным по истечении срока, установленного Правительством Российской Федерации для заключения договора о порядке использования объектов электросетевого хозяйства.
Договор о порядке использования объектов электросетевого хозяйства (соглашение, указанное в абзаце третьем настоящего пункта) не подлежит государственной регистрации.
Предусмотренные абзацами первым и вторым настоящего пункта положения не применяются в случаях, определенных Правительством Российской Федерации (при условии, если объекты электросетевого хозяйства потребителя электрической энергии необходимы преимущественно для обеспечения его энергоснабжения, либо оборот объектов электросетевого хозяйства ограничен, либо объекты электросетевого хозяйства изъяты из оборота).
Договор о порядке использования объектов электросетевого хозяйства заключается с соблюдением следующих требований:
права владения и пользования объектами электросетевого хозяйства передаются системообразующей территориальной сетевой организации с начала очередного периода регулирования цен (тарифов) на услуги по передаче электрической энергии, если в текущем периоде регулирования цен (тарифов) установлено, что владеющая на праве собственности или ином законном основании данными объектами территориальная сетевая организация в очередном периоде регулирования цен (тарифов) не будет соответствовать установленным Правительством Российской Федерации критериям отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям либо не планирует осуществлять деятельность в качестве территориальной сетевой организации и права на объекты электросетевого хозяйства не были переданы иной территориальной сетевой организации, которая соответствует установленным Правительством Российской Федерации критериям отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям в указанном периоде и осуществляет деятельность на территории субъекта Российской Федерации;
собственник или иной законный владелец объектов электросетевого хозяйства обеспечивает перед переходом прав на объекты электросетевого хозяйства предварительное предоставление системообразующей территориальной сетевой организации необходимых для надлежащей подготовки к данному переходу документов и (или) информации, требования к составу и (или) содержанию которых определяются Правительством Российской Федерации, а также допуск к объектам электросетевого хозяйства;
срок, на который передаются права на объекты электросетевого хозяйства, не может превышать срок, в течение которого системообразующая территориальная сетевая организация осуществляет свои функции, в соответствии с порядком определения системообразующей территориальной сетевой организации, установленным Правительством Российской Федерации;
системообразующая территориальная сетевая организация после передачи ей прав владения и пользования объектами электросетевого хозяйства обеспечивает в соответствии с обязательными требованиями эксплуатацию, капитальный ремонт, реконструкцию, модернизацию, техническое перевооружение объектов электросетевого хозяйства, осуществляет приобретение электрической энергии в целях компенсации фактических потерь электрической энергии в объектах электросетевого хозяйства, а также осуществляет в установленном порядке технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств или объектов электроэнергетики;
системообразующая территориальная сетевая организация до передачи прав владения и пользования объектами электросетевого хозяйства, которые используются территориальной сетевой организацией для оказания услуг по передаче электрической энергии, обеспечивает выполнение работ по ликвидации на основании решений штаба по обеспечению безопасности электроснабжения последствий аварийных ситуаций на объектах электросетевого хозяйства (при этом собственник или иной владелец объектов электросетевого хозяйства обязан обеспечить надлежащий доступ к объектам электросетевого хозяйства и возместить понесенные системообразующей сетевой организацией расходы).
3. Договор о порядке использования объектов электросетевого хозяйства является возмездным. Цена, определяемая договором о порядке использования объектов электросетевого хозяйства, составляет сумму, обеспечивающую возмещение:
собственнику или иному законному владельцу следующих затрат:
на уплату налога на имущество в отношении переданных в пользование объектов электросетевого хозяйства;
на исполнение обязательств по уплате земельного налога на земельные участки, используемые для размещения и эксплуатации переданных во владение и в пользование объектов электросетевого хозяйства;
на внесение арендной платы или платы за сервитут при использовании земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, если соответствующие права не были оформлены системообразующей территориальной сетевой организацией самостоятельно;
системообразующей территориальной сетевой организации затрат на обеспечение выполнения работ по ликвидации на основании решения штаба по обеспечению безопасности электроснабжения последствий аварийных ситуаций на объектах электросетевого хозяйства.
Включение иных затрат в состав цены договора о порядке использования объектов электросетевого хозяйства не допускается.
4. Системообразующая территориальная сетевая организация имеет преимущественное право выкупа объектов электросетевого хозяйства, в отношении которых с системообразующей территориальной сетевой организацией заключен договор о порядке использования объектов электросетевого хозяйства, или объектов электросетевого хозяйства, с использованием которых оказываются или оказывались после 1 января 2023 года территориальной сетевой организацией услуги по передаче электрической энергии. Реализация указанного права осуществляется в порядке, предусмотренном абзацем седьмым пункта 3 статьи 8 настоящего Федерального закона, в течение двух месяцев с даты получения системообразующей территориальной сетевой организацией соответствующего предложения.
5. Решения о ликвидации последствий аварийных ситуаций системообразующей территориальной сетевой организацией на объектах электросетевого хозяйства, которые используются территориальными сетевыми организациями для оказания услуг по передаче электрической энергии, принимаются штабом по обеспечению безопасности электроснабжения в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
6. В субъекте Российской Федерации - городе федерального значения Москве положения настоящего Федерального закона о системообразующих территориальных сетевых организациях применяются с учетом особенностей, предусмотренных Законом Российской Федерации от 15 апреля 1993 года № 4802-I "О статусе столицы Российской Федерации".
При установлении Правительством Российской Федерации в соответствии с настоящим Федеральным законом критериев отнесения территориальных сетевых организаций к системообразующим территориальным сетевым организациям и порядка определения системообразующих территориальных сетевых организаций, а также при принятии иных нормативных правовых актов, регулирующих отношения, связанные с системообразующими территориальными сетевыми организациями, учитываются особенности регулирования соответствующих отношений на территории субъекта Российской Федерации - города федерального значения Москвы, предусмотренные абзацем первым настоящего пункта.
7. В целях обеспечения надежного функционирования объектов электросетевого хозяйства, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, объекты электросетевого хозяйства передаются в безвозмездное владение и пользование системообразующим территориальным сетевым организациям или территориальным сетевым организациям в случаях, порядке и на условиях, которые определяются Правительством Российской Федерации. В случае, если в отношении указанных в настоящем пункте объектов электросетевого хозяйства заключены договоры концессии, или соглашения о государственно-частном партнерстве, или соглашения о муниципально-частном партнерстве, передача в безвозмездное владение и пользование системообразующим территориальным сетевым организациям или территориальным сетевым организациям осуществляется по истечении срока действия соответствующего договора (соглашения).
(Дополнение статьей - Федеральный закон от 13.07.2024 № 185-ФЗ)
Статья 47. Вступление в силу настоящего Федерального закона
1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования, за исключением пункта 2 статьи 7, пунктов 1 - 3 статьи 8, пункта 3 статьи 12, статей 34 и 44 настоящего Федерального закона, а также ограничений, налагаемых на группы лиц, аффилированных лиц организации по управлению единой национальной (общероссийской) электрической сетью и системного оператора пунктом 4 статьи 8 и пунктом 4 статьи 12 настоящего Федерального закона.
Пункт 2 статьи 7, пункты 1 - 3 статьи 8, пункт 3 статьи 12, статьи 34 и 44 настоящего Федерального закона, а также ограничения, налагаемые на группы лиц, аффилированных лиц организации по управлению единой национальной (общероссийской) электрической сетью и системного оператора пунктом 4 статьи 8 и пунктом 4 статьи 12 настоящего Федерального закона, вступают в силу с 1 июля 2008 года.
Положения статьи 32 настоящего Федерального закона применяются с учетом особенностей, установленных правилами оптового рынка для купли-продажи электрической энергии и мощности, реализация которых осуществляется по регулируемым ценам (таррифам).
(Пункт в редакции Федерального закона от 04.11.2007 № 250-ФЗ)
2. (Пункт утратил силу - Федеральный закон от 28.12.2010 № 401-ФЗ)
Президент Российской Федерации В.Путин
Москва, Кремль
26 марта 2003 года
№ 35-ФЗ