энергии (мощности), использование которых предполагается осуществлять для коммерческого учета электрической энергии (мощности) на розничных рынках и для оказания коммунальных услуг по электроснабжению, в случаях, не указанных в пункте 5 статьи 37 настоящего Федерального закона, не учитываются при государственном регулировании тарифов. Финансирование таких расходов осуществляется за счет собственных и привлеченных средств, а также иных не запрещенных законом источников, в том числе средств, полученных в результате экономии, достигнутой сетевой организацией при осуществлении регулируемых видов деятельности в результате проведения мероприятий по сокращению объема используемых энергетических ресурсов (в том числе потерь энергетических ресурсов при их передаче (поставке) и иных операционных расходов.
Экономия средств, сохраненных в соответствии с требованиями законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности в необходимой валовой выручке сетевой организации при установлении тарифа на услуги по передаче электрической энергии, может быть использована сетевыми организациями для выплат по энергосервисным договорам (контрактам), на компенсацию расходов на приобретение и установку приборов учета электрической энергии, создание интеллектуальной системы учета электрической энергии (мощности), а также на иные цели в электроэнергетике, устанавливаемые Правительством Российской Федерации.
(Дополнение пунктом - Федеральный закон от 27.12.2018 № 522-ФЗ)
4. Плата за реализацию сетевой организацией мероприятий по обеспечению вывода из эксплуатации объекта по производству электрической энергии (мощности) устанавливается федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов в отношении организации по управлению единой национальной (общероссийской) электрической сетью и исполнительными органами субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов в отношении территориальных сетевых организаций. (В редакции Федерального закона от 08.08.2024 № 232-ФЗ)
Размер указанной платы определяется в соответствии с порядком определения размера платы за реализацию сетевой организацией мероприятий по обеспечению вывода из эксплуатации объекта по производству электрической энергии (мощности), утверждаемым федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов в соответствии с основами ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, исходя из экономически обоснованных затрат на выполнение мероприятий, подлежащих реализации сетевой организацией по договору о реализации мероприятий по обеспечению вывода из эксплуатации объекта по производству электрической энергии (мощности), включая проектирование, строительство, реконструкцию, модернизацию и (или) техническое перевооружение объектов электросетевого хозяйства.
В состав платы за реализацию сетевой организацией мероприятий по обеспечению вывода из эксплуатации объекта по производству электрической энергии (мощности) не включаются учитываемые при установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии расходы на выполнение мероприятий, включенных в инвестиционную программу этой сетевой организации либо иных сетевых организаций.
Лицо, обратившееся к сетевой организации для заключения договора о реализации мероприятий по обеспечению вывода из эксплуатации объекта по производству электрической энергии (мощности) или заключившее такой договор, вправе обратиться в органы государственного регулирования цен (тарифов) для урегулирования споров, связанных с установлением и применением сетевой организацией платы за реализацию сетевой организацией мероприятий по обеспечению вывода из эксплуатации объекта по производству электрической энергии (мощности), в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
(Дополнение пунктом - Федеральный закон от 31.07.2020 № 281-ФЗ)
5. При установлении цен (тарифов) на услуги по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике в установленном Правительством Российской Федерации порядке учитываются:
расходы на организацию осуществления системным оператором функций по проектированию развития электроэнергетических систем и осуществление таких функций;
расходы системного оператора, связанные с организацией выполнения им функций по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике в технологически изолированных территориальных электроэнергетических системах.
(Дополнение пунктом - Федеральный закон от 11.06.2022 № 174-ФЗ)
6. Экономически обоснованные расходы системообразующей территориальной сетевой организации, планируемые и (или) фактически понесенные в связи с исполнением обязанностей, предусмотренных пунктом 1 статьи 464 настоящего Федерального закона, подлежат включению в состав цен (тарифов) на услуги по передаче электрической энергии, за исключением расходов системообразующей территориальной сетевой организации:
учтенных при установлении платы за технологическое присоединение;
на ликвидацию на основании решений штаба по обеспечению безопасности электроснабжения последствий аварийных ситуаций на объектах электросетевого хозяйства, используемых территориальными сетевыми организациями для оказания услуг по передаче электрической энергии, которые должны возмещаться на основании договора, заключенного в соответствии с положениями указанной статьи.
(Дополнение пунктом - Федеральный закон от 13.07.2024 № 185-ФЗ)
7. Заключение исполнительных органов субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов по предложениям об установлении цен (тарифов) на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, направляемым в исполнительные органы субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов, формируется при опубликовании цен (тарифов) с обязательным привлечением в качестве экспертов представителей системообразующей территориальной сетевой организации, осуществляющей деятельность в субъекте Российской Федерации, в части:
оценки достоверности данных, представленных в предложениях об установлении цен (тарифов) на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям;
анализа основных технико-экономических показателей за два предшествующих года, текущий год и расчетный период регулирования.
(Дополнение пунктом - Федеральный закон от 13.07.2024 № 185-ФЗ)
(Дополнение статьей - Федеральный закон от 26.07.2010 № 187-ФЗ)
Статья 233. Государственное регулирование в электроэнергетике в условиях ограничения или отсутствия конкуренции
1. Государственное регулирование в электроэнергетике в условиях ограничения или отсутствия конкуренции может вводиться:
в отдельных ценовых зонах оптового рынка и (или) на оптовом рынке в целом в случае выявления временного совокупного дефицита электрической энергии;
на территориях, временно работающих изолированно от Единой энергетической системы России, в том числе параллельно с электроэнергетической системой иностранного государства или ее частью.
Государственное регулирование в электроэнергетике вводится также в чрезвычайных ситуациях.
Порядок осуществления государственного регулирования в электроэнергетике, условия его введения и прекращения определяются Правительством Российской Федерации.
2. Наличие временного совокупного дефицита электрической энергии в отдельных ценовых зонах оптового рынка и (или) на оптовом рынке в целом характеризуется превышением в течение определенного периода или в отдельных зонах суточного графика нагрузки уровня потребления электрической энергии (с учетом нормативной потребности в резерве энергетических мощностей) над уровнем максимально возможной для использования при производстве электрической энергии (с учетом ограничений обеспечения топливом) генерирующей мощности.
При прекращении временного совокупного дефицита электрической энергии в отдельных ценовых зонах оптового рынка и (или) на оптовом рынке в целом федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством Российской Федерации, обязан принять решение о прекращении государственного регулирования в электроэнергетике, осуществляемого в соответствии с положениями настоящей статьи.
(Дополнение статьей - Федеральный закон от 26.07.2010 № 187-ФЗ)
Статья 234. Соглашение об условиях осуществления регулируемых видов деятельности
1. Федеральный орган исполнительной власти в области регулирования тарифов и организация по управлению единой национальной (общероссийской) электрической сетью могут заключать соглашение об условиях осуществления регулируемых видов деятельности. Исполнительный орган субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов и территориальная сетевая организация могут заключать соглашение об условиях осуществления регулируемых видов деятельности. (В редакции Федерального закона от 08.08.2024 № 232-ФЗ)
2. Срок действия соглашения об условиях осуществления регулируемых видов деятельности не может быть менее пяти лет.
3. При государственном регулировании цен (тарифов) на основе соглашения об условиях осуществления регулируемых видов деятельности средства достигнутой сетевой организацией экономии расходов в размере, определяемом в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, не могут исключаться из необходимой валовой выручки в течение всего периода регулирования цен (тарифов) на основе такого соглашения.
4. Соглашение об условиях осуществления регулируемых видов деятельности заключается в соответствии с примерной формой, утвержденной Правительством Российской Федерации.
(Дополнение статьей - Федеральный закон от 02.08.2019 № 300-ФЗ)
Статья 24. Полномочия Правительства Российской Федерации, федерального органа исполнительной власти и исполнительных органов субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов)
(Наименование в редакции федеральных законов от 18.07.2011 № 242-ФЗ, от 08.08.2024 № 232-ФЗ)
1. Правительство Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации об электроэнергетике:
утверждает основы ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, определяющие принципы и методы расчета цен (тарифов) в электроэнергетике, в том числе критерии оценки экономической обоснованности затрат, включаемых в указанные цены (тарифы), и определения уровня доходности инвестированного капитала, используемого в сферах деятельности субъектов электроэнергетики, в которых применяется государственное регулирование цен (тарифов), порядок учета результатов деятельности субъектов электроэнергетики по итогам работы за период действия ранее утвержденных цен (тарифов), порядок определения, распределения и учета величины перекрестного субсидирования между потребителями (покупателями) на розничных рынках электрической энергии, особенности определения цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность), поставляемую покупателям в технологически изолированных территориальных энергетических системах; (В редакции Федерального закона от 06.11.2013 № 308-ФЗ)
утверждает правила государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, в том числе сроки рассмотрения вопроса об их установлении, исчерпывающий перечень представляемой документации, порядок проведения обязательной экспертизы предложений и коллегиального принятия решений;
утверждает порядок установления долгосрочных параметров регулирования деятельности организаций в сферах электроэнергетики, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации отнесены к сферам деятельности субъектов естественных монополий и (или) цены (тарифы) на отдельные виды продукции (услуг) которых подлежат регулированию в соответствии с перечнем, определенным федеральными законами;
утверждает порядок установления и применения социальной нормы потребления электрической энергии (мощности);
устанавливает порядок урегулирования споров, связанных с установлением и применением платы за технологическое присоединение и (или) стандартизированных тарифных ставок, определяющих величину этой платы, а также с установлением и применением сетевой организацией платы за реализацию сетевой организацией мероприятий по обеспечению вывода из эксплуатации объекта по производству электрической энергии (мощности); (В редакции Федерального закона от 31.07.2020 № 281-ФЗ)
устанавливает порядок рассмотрения разногласий, возникающих между исполнительными органами субъектов Российской Федерации, организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности, и потребителями, за исключением споров, связанных с установлением и применением платы за технологическое присоединение и (или) стандартизированных тарифных ставок, определяющих величину этой платы; (В редакции Федерального закона от 08.08.2024 № 232-ФЗ)
устанавливает порядок осуществления федерального государственного контроля (надзора) за регулируемыми государством ценами (тарифами) в электроэнергетике; (Дополнение абзацем - Федеральный закон от 18.07.2011 № 242-ФЗ)
устанавливает надбавку к цене на мощность, применяемую в целях частичной компенсации субъектам оптового рынка - производителям электрической энергии (мощности) капитальных и эксплуатационных затрат в отношении генерирующих объектов тепловых электростанций, построенных и введенных в эксплуатацию на территориях Республики Крым и (или) города федерального значения Севастополя после 1 января 2016 года, и порядок применения указанной надбавки; (Дополнение абзацем - Федеральный закон от 29.12.2014 № 466-ФЗ)
устанавливает надбавку к цене на мощность, применяемую в целях частичной компенсации стоимости мощности и (или) электрической энергии субъектов оптового рынка - производителей электрической энергии (мощности), генерирующее оборудование которых расположено на территории субъекта Российской Федерации, не имеющего административных границ с другими субъектами Российской Федерации и не относящегося к территориям островов, - Калининградской области; (Дополнение абзацем - Федеральный закон от 29.12.2014 № 466-ФЗ)
устанавливает порядок определения надбавки к цене на мощность, поставляемую в ценовых зонах оптового рынка субъектами оптового рынка - производителями электрической энергии (мощности), в целях достижения на территориях Дальневосточного федерального округа планируемых на следующий период регулирования базовых уровней цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность); (Дополнение абзацем - Федеральный закон от 28.12.2016 № 508-ФЗ)
устанавливает порядок доведения на территориях Дальневосточного федерального округа цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность) до планируемых на следующий период регулирования базовых уровней цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность); (Дополнение абзацем - Федеральный закон от 28.12.2016 № 508-ФЗ)
устанавливает порядок целевого использования средств, получаемых от применения надбавки к цене на мощность, поставляемую в ценовых зонах оптового рынка субъектами оптового рынка - производителями электрической энергии (мощности), для достижения на территориях Дальневосточного федерального округа планируемых на следующий период регулирования базовых уровней цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность), определяющий в том числе порядок контроля за целевым использованием указанных средств; (Дополнение абзацем - Федеральный закон от 28.12.2016 № 508-ФЗ) (В редакции Федерального закона от 30.06.2017 № 129-ФЗ)
устанавливает порядок заключения, изменения, расторжения соглашений об условиях осуществления регулируемых видов деятельности и перечень существенных условий таких соглашений; (Дополнение абзацем - Федеральный закон от 02.08.2019 № 300-ФЗ)
устанавливает порядок определения цен (тарифов) на мощность, производимую и поставляемую покупателям на оптовом рынке с использованием объектов по производству электрической энергии (мощности), в отношении которых уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти предъявлено требование о приостановлении их вывода из эксплуатации; (Дополнение абзацем - Федеральный закон от 31.07.2020 № 281-ФЗ)
устанавливает порядок дифференциации по субъектам Российской Федерации и порядок дифференциации по уровням напряжения планируемых на следующий период регулирования базовых уровней цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность) на территориях Дальневосточного федерального округа; (Дополнение абзацем - Федеральный закон от 29.12.2020 № 480-ФЗ)
устанавливает надбавку к цене на мощность, поставляемую в ценовых зонах оптового рынка субъектами оптового рынка - производителями электрической энергии (мощности), в целях частичной компенсации стоимости мощности, поставленной с использованием генерирующих объектов тепловых электростанций, модернизированных, реконструированных и (или) построенных на территориях неценовых зон оптового рынка. (Дополнение абзацем - Федеральный закон от 29.12.2020 № 480-ФЗ)
2. Правительство Российской Федерации или уполномоченный федеральный орган исполнительной власти в области регулирования тарифов: (В редакции Федерального закона от 18.07.2011 № 242-ФЗ)
осуществляет федеральный государственный контроль (надзор) за регулируемыми государством ценами (тарифами) в электроэнергетике, в том числе в части использования инвестиционных ресурсов, включаемых в регулируемые государством цены (тарифы), применения платы за технологическое присоединение к единой национальной (общероссийской) электрической сети и (или) стандартизированных тарифных ставок, определяющих величину этой платы; (В редакции Федерального закона от 25.06.2012 № 93-ФЗ)
устанавливает порядок определения стоимости услуг по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике и их оплаты;
устанавливает порядок определения размера платы за технологическое присоединение к электрическим сетям, включая набор стандартизированных тарифных ставок для определения такой платы, и порядок определения тарифов на услуги по передаче электрической энергии, в том числе критериев дифференциации и (или) особенностей ценообразования для отдельных категорий потребителей электрической энергии;
утверждает для целей регулирования цен (тарифов) правила определения стоимости активов и инвестированного капитала, в том числе с использованием метода сравнения аналогов, правил ведения их раздельного учета, применяемых при осуществлении деятельности, регулируемой с использованием нормы доходности инвестированного капитала;
утверждает нормативно-методическую основу деятельности органов исполнительной власти в области государственного регулирования цен (тарифов);
разрабатывает и утверждает систему отчетности, представляемую в федеральный орган исполнительной власти в области регулирования тарифов;
устанавливает перечень стандартизированных тарифных ставок, определяющих величину платы за технологическое присоединение к электрическим сетям;
формирует сводный прогнозный баланс производства и поставок электрической энергии (мощности) в рамках Единой энергетической системы России по субъектам Российской Федерации с выделением объема поставок электрической энергии (мощности) населению и приравненным к нему категориям потребителей;
абзац; (Утратил силу - Федеральный закон от 25.06.2012 № 93-ФЗ)
устанавливает прибавляемую к равновесной цене оптового рынка надбавку для определения цены электрической энергии, произведенной на функционирующих на основе использования возобновляемых источников энергии квалифицированных генерирующих объектах;
абзац; (Утратил силу - Федеральный закон от 29.12.2014 № 4