ы) на услуги по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике в части управления технологическими режимами работы объектов электроэнергетики и энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, обеспечения функционирования технологической инфраструктуры оптового и розничных рынков и осуществления проектирования развития электроэнергетических систем; (В редакции Федерального закона от 11.06.2022 № 174-ФЗ)
предельные (минимальный и (или) максимальный) уровни цен (тарифов) на услуги по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике в части обеспечения надежности функционирования электроэнергетики путем организации отбора исполнителей и оплаты услуг по обеспечению системной надежности; (В редакции федеральных законов от 02.08.2019 № 262-ФЗ, от 11.06.2022 № 174-ФЗ, от 02.11.2023 № 516-ФЗ)
цены (тарифы) на услуги по передаче электрической энергии по единой национальной (общероссийской) электрической сети;
цены (тарифы) на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, а также предельные (минимальный и (или) максимальный) уровни таких цен (тарифов).
Государственному регулированию подлежат: (В редакции Федерального закона от 31.07.2020 № 281-ФЗ)
плата за технологическое присоединение к единой национальной (общероссийской) электрической сети, к электрическим сетям территориальных сетевых организаций и (или) стандартизированные тарифные ставки, определяющие ее величину; (Дополнение абзацем - Федеральный закон от 31.07.2020 № 281-ФЗ)
плата за реализацию сетевой организацией мероприятий по обеспечению вывода из эксплуатации объекта по производству электрической энергии (мощности). (Дополнение абзацем - Федеральный закон от 31.07.2020 № 281-ФЗ)
5. Указанные в пунктах 2 - 4 настоящей статьи перечни цен (тарифов), подлежащих государственному регулированию, являются исчерпывающими.
6. Предельные (минимальный и (или) максимальный) уровни цен (тарифов) на розничных рынках, регулирование которых предусмотрено настоящим Федеральным законом, устанавливаются на год федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами или решением Правительства Российской Федерации, и могут быть установлены с календарной разбивкой, разбивкой по категориям потребителей (покупателей) с учетом региональных и иных особенностей. При установлении указанных предельных уровней цен (тарифов) учитываются долгосрочные тарифы, установленные для субъектов электроэнергетики, осуществляющих регулируемые виды деятельности, и (или) долгосрочные параметры регулирования деятельности соответствующих организаций. (В редакции федеральных законов от 30.12.2012 № 291-ФЗ; от 29.07.2018 № 254-ФЗ)
Исполнительные органы субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов в срок, определенный Правительством Российской Федерации, устанавливают цены (тарифы) на электрическую энергию (мощность), поставляемую покупателям на розничных рынках, в том числе населению и приравненным к нему категориям потребителей, в пределах указанных предельных уровней цен (тарифов). (В редакции Федерального закона от 08.08.2024 № 232-ФЗ)
В случае изменения предельных (минимального и (или) максимального) уровней цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность) федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов менее чем за один календарный месяц до начала очередного финансового года или в течение периода действия указанных предельных уровней цен (тарифов) исполнительные органы субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов принимают решения об установлении цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность) в соответствии с измененными предельными уровнями и приводят свои ранее принятые решения об установлении цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность) в соответствие с решениями об изменении указанных предельных уровней цен (тарифов) в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. (В редакции Федерального закона от 08.08.2024 № 232-ФЗ)
61. Предельные (минимальные и (или) максимальные) индексы роста цен (тарифов), учитываемые при переходе к регулированию цен (тарифов) на основе долгосрочных параметров регулирования деятельности субъекта электроэнергетики, осуществляющего регулируемые виды деятельности (при продлении долгосрочного периода регулирования), применяются в отношении цен (тарифов), рассчитываемых на каждый год долгосрочного периода регулирования, в порядке, установленном основами ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике. При продлении долгосрочного периода регулирования указанные индексы роста цен (тарифов) определяются с учетом обеспечения возврата и доходности капитала, инвестированного до продления долгосрочного периода в соответствии с ранее принятыми исполнительным органом субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов решениями об установлении цен (тарифов) (долгосрочных параметров регулирования деятельности субъекта электроэнергетики, осуществляющего регулируемые виды деятельности). (Дополнение пунктом - Федеральный закон от 30.12.2012 № 291-ФЗ) (В редакции Федерального закона от 08.08.2024 № 232-ФЗ)
62. При установлении регулируемых цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность), поставляемую производителями электрической энергии (мощности), не допускается возмещение недополученных доходов, связанных с поставкой электрической энергии (мощности) по нерегулируемым ценам (тарифам). (Дополнение пунктом - Федеральный закон от 29.07.2018 № 254-ФЗ) (В редакции Федерального закона от 19.10.2023 № 501-ФЗ)
63. Расходы гарантирующего поставщика, понесенные им для исполнения обязательств, предусмотренных пунктом 5 статьи 37 настоящего Федерального закона, подлежат включению в состав сбытовой надбавки гарантирующего поставщика.
Расходы гарантирующего поставщика, понесенные им для приобретения, установки и замены приборов учета электрической энергии и (или) иного оборудования, необходимого для обеспечения коммерческого учета электрической энергии (мощности), использование которых предполагается осуществлять для коммерческого учета электрической энергии (мощности) на розничных рынках и для оказания коммунальных услуг по электроснабжению, в случаях, не указанных в пункте 5 статьи 37 настоящего Федерального закона, не учитываются при государственном регулировании тарифов. Финансирование таких расходов осуществляется за счет собственных и привлеченных средств, а также иных не запрещенных законом источников, в том числе средств, полученных в результате экономии операционных расходов, достигнутой гарантирующим поставщиком при осуществлении регулируемых видов деятельности.
Экономия средств, сохраненных в соответствии с требованиями законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности в необходимой валовой выручке гарантирующего поставщика при установлении сбытовой надбавки гарантирующего поставщика, может быть использована для выплат по энергосервисным договорам (контрактам), на компенсацию расходов на приобретение и установку приборов учета электрической энергии, создание интеллектуальной системы учета электрической энергии (мощности), а также на иные цели в электроэнергетике, устанавливаемые Правительством Российской Федерации.
(Дополнение пунктом - Федеральный закон от 27.12.2018 № 522-ФЗ)
64. Расходы на оплату услуг по управлению изменением режима потребления электрической энергии не учитываются при установлении цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность) для населения и приравненных к нему категорий потребителей. (Дополнение пунктом - Федеральный закон от 02.11.2023 № 516-ФЗ)
7. Абзац. (Утратил силу - Федеральный закон от 02.08.2019 № 300-ФЗ)
Решение исполнительного органа субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов об утверждении им цен (тарифов), устанавливаемых на уровне выше максимального или ниже минимального уровня, установленного федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов, подлежит согласованию с данным федеральным органом исполнительной власти, осуществляемому в порядке, установленном правилами государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, до принятия данного решения исполнительным органом субъекта Российской Федерации. Согласование с федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов указанного решения осуществляется не позднее чем в течение 30 календарных дней с даты обращения исполнительного органа субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов. (В редакции Федерального закона от 08.08.2024 № 232-ФЗ)
В случае, если исполнительным органом субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов цены (тарифы) на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, установлены на уровне выше максимального или ниже минимального уровня с нарушением порядка, установленного настоящим Федеральным законом, либо эти цены (тарифы) не приведены в соответствие с предельными (минимальными и (или) максимальными) уровнями цен (тарифов) на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, после их установления федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов, на территории субъекта Российской Федерации до момента установления цен (тарифов) в соответствии с законодательством Российской Федерации исполнительным органом субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов подлежат применению установленные федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов предельные минимальные уровни цен (тарифов) на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям. (Дополнение абзацем - Федеральный закон от 02.08.2019 № 300-ФЗ) (В редакции Федерального закона от 08.08.2024 № 232-ФЗ)
В случае, если исполнительным органом субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов цены (тарифы) на электрическую энергию (мощность) для населения и приравненных к нему категорий потребителей установлены на уровне выше максимального или ниже минимального уровня с нарушением порядка, установленного настоящим Федеральным законом, либо эти цены (тарифы) не приведены в соответствие с предельными (минимальными и (или) максимальными) уровнями цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность) для населения и приравненных к нему категорий потребителей после их изменения федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов, на территории субъекта Российской Федерации до момента установления цен (тарифов) в соответствии с законодательством Российской Федерации исполнительным органом субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов подлежит применению установленный федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов предельный максимальный уровень цены (тарифа) на электрическую энергию (мощность) для населения и приравненных к нему категорий потребителей с учетом особенностей ценообразования в отношении электрической энергии (мощности), потребляемой населением и приравненными к нему категориями потребителей. (В редакции федеральных законов от 02.08.2019 № 300-ФЗ, от 08.08.2024 № 232-ФЗ)
В случае превышения размера установленных исполнительными органами субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов цен (тарифов) на электрическую энергию, поставляемую населению и приравненным к нему категориям потребителей, на услуги субъектов естественных монополий, превышающего установленные предельные уровни, дополнительные расходы потребителей, финансируемых из бюджетов соответствующих уровней, и расходы, связанные с выплатой дополнительных субсидий населению, несут консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации. (В редакции Федерального закона от 08.08.2024 № 232-ФЗ)
Исполнительный орган субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов действует в соответствии с положением об исполнительном органе субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов, утвержденным высшим исполнительным органом субъекта Российской Федерации и составленным на основании типового положения, утвержденного Правительством Российской Федерации. (В редакции Федерального закона от 08.08.2024 № 232-ФЗ)
Решение исполнительного органа субъекта Российской Федерации, принятое им с превышением полномочий, установленных настоящим Федеральным законом, основами ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике и правилами государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, подлежит отмене в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. (В редакции Федерального закона от 08.08.2024 № 232-ФЗ)
8. Надбавка, прибавляемая к равновесной цене оптового рынка для определения цены электрической энергии, произведенной на функционирующих на основе использования возобновляемых источников энергии квалифицированных генерирующих объектах, рассчитывается исходя из необходимости достижения установленных основными направлениями государственной политики в сфере повышения энергетической эффективности электроэнергетики целевых показателей объема производства и потребления электрической энергии, произведенной на указанных генерирующих объектах.
Надбавка к цене на мощность, применяемая в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, в целях частичной компенсации субъектам оптового рынка - производителям электрической энергии (мощности) капитальных и эксплуатационных затрат в отношении генерирующих объектов тепловых электростанций, построенных и введенных в эксплуатацию на территориях Республики Крым и (или) города федерального значения Севастополя после 1 января 2016 года, устанавливается в виде порядка ее определения. (Дополнение абзацем - Федеральный закон от 29.12.2014 № 466-ФЗ)
Правительством Российской Федерации определяются субъекты оптового рынка - производители электрической энергии (мощности), к цене на мощность которых применяется указанная надбавка и генерирующие объекты тепловых электростанций которых подлежат строительству на территориях Республики Крым и (или) города федерального значения Севастополя, а также утверждаются перечень подлежащих строительству генерирующих объектов, места их расположения, их установленная мощность, сроки ввода в эксплуатацию и технические требования к ним. (Дополнение абзацем - Федеральный закон от 29.12.2014 № 466-ФЗ)
Надбавка к цене на мощность, применяемая в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, в целях частичной компенсации стоимости мощности и (или) электрической энергии субъектов оптового рынка - производителей электрической энергии (мощности), генерирующее оборудование которых расположено на территории субъекта Российской Федерации, не имеющего административных границ с другими субъектами Российской Федерации и не относящегося к территориям островов, - Калининградской области, устанавливается в виде порядка ее определения. (Дополнение абзацем - Федеральный закон от 29.12.2014 № 466-ФЗ)
Надбавка к цене на мощность, поставляемую в ценовых зонах оптового рынка субъектами оптового рынка - производителями электрической энергии (мощности), применяемая в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, в целях частичной компенсации стоимости мощности, поставленной с использованием генерирующих объектов тепловых электростанций, модернизированных, реконструированных и (или) построенных на территориях неценовых зон оптового рынка, устанавливается в виде порядка ее определения. (Дополнение абзацем - Федеральный закон от 29.12.2020 № 480-ФЗ)
81. В целях достижения на территориях Дальневосточного федерального округа планируемых на следующий период регулирования базовых уровней цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность) Правительство Российской Федерации устанавливает:
порядок определения и применения надбавки к цене на мощность, поставляемую в ценовых зонах оптового рынка субъектами оптового рынка - производителями электрической энергии (мощности);
субъектов оптового рынка - производителей электрической энергии (мощности), к цене на мощность которых применяется указанная надбавка и которые одновременно удовлетворяют следующим критериям: (В редакции Федерального закона от 30.06.2017 № 129-ФЗ)
в уставном капитале такого субъекта оптового рынка доля участия Российской Федерации составляет не менее 50 процентов плюс одна голосующая акция; (Дополнение абзацем - Федеральный закон от 30.06.2017 № 129-ФЗ)
такому субъекту оптового рынка принадлежит на праве собственности генерирующее оборудование гидроэлектростанций, суммарная установленная мощность которых составляет не менее 10 тысяч мегаватт в первой ценовой зоне оптового рынка и не менее 5 тысяч мегаватт во второй ценовой зоне оптового рынка; (Дополнение абзацем - Федеральный закон от 30.06.2017 № 129-ФЗ)
такой субъект оптового рынка или его дочерние хозяйственные общества осуществляют деятельность в сфере электроэнергетики в субъектах Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа; (Дополнение абзацем - Федеральный закон от 30.06.2017 № 129-ФЗ)
планируемые на следующий период регулирования базовые уровни цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность) на территориях Дальневосточного федерального округа;
порядок доведения на территориях Дальневосточного федерального округа цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность) до планируемых на следующий период регулирования базовых уровней цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность).
Надбавка к цене на мощность, поставляемую в ценовых зонах оптового рынка субъектами оптового рынка - производителями электрической энергии (мощности), в целях достижения на территориях Дальневосточного федерального округа планируемых на следующий период регулирования базовых уровней цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность) применяется с 1 января 2017 года до 1 января 2028 года. (В редакции федеральных законов от 27.12.2019 № 471-ФЗ, от 29.12.2020 № 480-ФЗ)
Начиная с 1 января 2022 года доведение на территориях Дальневосточного федерального округа цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность) до планируемых на следующий период регулирования базовых уровней цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность) осуществляется с учетом критериев, установленных Правительством Российской Федерации в соответствии с абзацем пятьдесят третьим пункта 1 статьи 21 настоящего Федерального закона. (Дополнение абзацем - Федеральный закон от 29.12.2020 № 480-ФЗ)
До 31 декабря 2021 года включительно доведение цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность) до планируемых на следующий период регулирования базовых уровней цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность), а также их применение осуществляется без учета указанных критериев. (Дополнение абзацем - Федеральный закон от 29.12.2020 № 480-ФЗ)
(Дополнение пунктом - Федеральный закон от 28.12.2016 № 508-ФЗ)
82. Цены (тарифы) на мощность, производимую и поставляемую покупателям на оптовом рынке с использованием объектов по производству электрической энергии (мощности), в отношении которых уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти предъявлено тре