енных банком от владельца счета - юридического лица, индивидуального предпринимателя, которым принадлежат отдельные производственные объекты (депонента), в целях перечисления эскроу-агентом таких средств в федеральный бюджет (бенефициару) в случае банкротства депонента.
Средства, перечисленные эскроу-агентом и зачисленные в федеральный бюджет, направляются на реализацию мероприятий по предотвращению и ликвидации загрязнения окружающей среды в результате эксплуатации отдельного производственного объекта, в том числе мероприятий, реализуемых при его консервации или ликвидации. Использование средств, перечисленных эскроу-агентом и зачисленных в федеральный бюджет, осуществляется в порядке, установленном бюджетным законодательством Российской Федерации, на основании отдельных решений Правительства Российской Федерации.
Денежные средства на счет эскроу вносятся владельцем счета (депонентом), которому принадлежат отдельные производственные объекты, при наличии плана мероприятий на срок условного депонирования денежных средств, который не может превышать более чем на шесть месяцев срок эксплуатации зданий и сооружений, которые являются отдельными опасными производственными объектами и (или) в которых находятся отдельные опасные производственные объекты, и (или) срок эксплуатации объектов размещения отходов I и II классов опасности либо срок пользования участком недр или срок разработки месторождений полезных ископаемых (применительно к угольным шахтам).
Помимо предусмотренных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований прекращения договора счета эскроу для размещения на счете эскроу денежных средств в объеме, необходимом для реализации мероприятий, предусмотренных планом мероприятий или несколькими планами мероприятий, договор счета эскроу прекращается по одному из следующих оснований:
реконструкция зданий и сооружений, которые являются отдельными опасными производственными объектами и (или) в которых находятся отдельные опасные производственные объекты (за исключением угольных шахт), и изменение срока эксплуатации таких зданий и сооружений, содержащегося в проектной документации, получившей заключение государственной экспертизы;
продление установленного лицензией на пользование недрами срока пользования участком недр или предусмотренного техническим проектом разработки месторождений полезных ископаемых срока разработки месторождения полезных ископаемых (применительно к угольным шахтам);
внесение изменений в план мероприятий, получение заключения государственной экологической экспертизы и заключения об обоснованности определения сметной стоимости реализации мероприятий, предусмотренных планом мероприятий с учетом внесенных в него изменений;
реализация в полном объеме мероприятий, предусмотренных планом мероприятий, и наличие предусмотренного пунктом 2 статьи 565 настоящего Федерального закона заключения о соответствии реализованных мероприятий по предотвращению и ликвидации загрязнения окружающей среды, в том числе мероприятий, реализуемых при консервации или ликвидации отдельного производственного объекта, плану мероприятий (далее - заключение о соответствии плану мероприятий).
В случае перехода прав на отдельный производственный объект, в том числе в порядке универсального правопреемства или при обращении взыскания на имущество должника, к новому собственнику отдельного производственного объекта переходят все права и обязанности по договору счета эскроу, заключенному прежним собственником отдельного производственного объекта.
3. Требования, предъявляемые к организациям, которые в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи вправе выдавать независимые гарантии уплаты денежных сумм, необходимых для реализации мероприятий, предусмотренных планом мероприятий, заключать договор поручительства по уплате денежных сумм, необходимых для реализации мероприятий, предусмотренных планом мероприятий, и (или) открывать счета эскроу (являться эскроу-агентом) для размещения денежных средств в объеме, необходимом для реализации мероприятий, предусмотренных планом мероприятий или несколькими планами мероприятий, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Перечень организаций, указанных в абзаце первом настоящего пункта, утверждается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Статья 564. Компенсационный платеж
1. Уплата компенсационного платежа при неисполнении юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем, которым принадлежат отдельные производственные объекты, требований, установленных пунктами 3 и (или) 4 статьи 561 настоящего Федерального закона, осуществляется такими лицами добровольно либо по решению суда.
2. Компенсационный платеж относится к неналоговым доходам федерального бюджета.
3. Расчет размера компенсационного платежа осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации на осуществление федерального государственного экологического контроля (надзора), по результатам проведения внепланового контрольного (надзорного) мероприятия в виде выездной проверки в соответствии с частью 3 статьи 90 Федерального закона от 31 июля 2020 года № 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" исходя из степени загрязнения окружающей среды в результате эксплуатации отдельного производственного объекта.
4. Методика расчета размера компенсационного платежа утверждается Правительством Российской Федерации.
Размер компенсационного платежа не может превышать сумму расчетных затрат на реализацию мероприятий по предотвращению и ликвидации загрязнения окружающей среды в результате эксплуатации отдельного производственного объекта, в том числе мероприятий, реализуемых при его консервации или ликвидации, затрат на выявление возможного загрязнения окружающей среды в результате эксплуатации отдельного производственного объекта, а также понесенных затрат на осуществление расчета размера компенсационного платежа.
5. Компенсационный платеж уплачивается юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем, которым принадлежат отдельные производственные объекты, в течение трех месяцев со дня предъявления федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации на осуществление федерального государственного экологического контроля (надзора), требования об уплате компенсационного платежа.
Компенсационный платеж не уплачивается в случае представления юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем документов и сведений, указанных в пункте 3 или 4 статьи 561 настоящего Федерального закона, в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством Российской Федерации на осуществление федерального государственного экологического контроля (надзора), в течение двух месяцев со дня предъявления указанным федеральным органом исполнительной власти требования об уплате компенсационного платежа.
6. В случае неисполнения акционерным обществом решения суда об уплате компенсационного платежа такое акционерное общество не вправе принимать решение (объявлять) о выплате дивидендов по акциям, а в случае, если такое решение принято, не вправе выплачивать объявленные дивиденды по акциям до исполнения обязательств по перечислению платежа по иску о взыскании компенсационного платежа или представления в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством Российской Федерации на осуществление федерального государственного экологического контроля (надзора), документов и сведений, предусмотренных пунктом 3 или 4 статьи 561 настоящего Федерального закона.
7. Средства от платежей по искам о взыскании компенсационных платежей, а также от компенсационных платежей, зачисленные в федеральный бюджет, направляются на реализацию мероприятий по предотвращению и ликвидации загрязнения окружающей среды в результате эксплуатации отдельного производственного объекта, включая мероприятия, реализуемые при его консервации или ликвидации.
8. Использование средств от платежей по искам о взыскании компенсационных платежей, а также от компенсационных платежей, зачисленных в федеральный бюджет, осуществляется в порядке, установленном бюджетным законодательством Российской Федерации, на основании отдельных решений Правительства Российской Федерации.
9. После принятия юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем, которым принадлежат отдельные производственные объекты, в отношении которых уплачен компенсационный платеж или платеж по иску о взыскании компенсационного платежа, решения об их выводе из эксплуатации (консервации или ликвидации) такие отдельные производственные объекты приравниваются к объектам накопленного вреда окружающей среде и включаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в государственный реестр объектов накопленного вреда окружающей среде в течение тридцати рабочих дней со дня поступления от таких юридического лица, индивидуального предпринимателя уведомления о принятии указанного решения и документов, подтверждающих уплату компенсационного платежа.
Организацию работ по ликвидации накопленного вреда окружающей среде на таких объектах накопленного вреда окружающей среде проводит уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти в порядке, определенном статьей 802 настоящего Федерального закона.
10. Уплата платежа по иску о взыскании компенсационного платежа, а также компенсационного платежа не освобождает юридическое лицо, индивидуального предпринимателя, которым принадлежат отдельные производственные объекты, от компенсации вреда окружающей среде, причиненного в результате аварии на таких отдельных производственных объектах.
Статья 565. Итоги реализации мероприятий по охране окружающей среды при эксплуатации и выводе из эксплуатации (консервации или ликвидации) отдельных производственных объектов
1. В течение двух месяцев со дня выполнения плана мероприятий юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, которым принадлежат отдельные производственные объекты, обязаны представить в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством Российской Федерации на осуществление федерального государственного экологического контроля (надзора), акт о выполнении плана мероприятий.
Форма и содержание акта о выполнении плана мероприятий устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере охраны окружающей среды.
Представление в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством Российской Федерации на осуществление федерального государственного экологического контроля (надзора), юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем, которым принадлежат отдельные производственные объекты, акта о выполнении плана мероприятий может являться индикатором риска нарушения обязательных требований.
2. По результатам проведения внепланового контрольного (надзорного) мероприятия в виде выездной проверки в соответствии с частью 3 статьи 90 Федерального закона от 31 июля 2020 года № 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации на осуществление федерального государственного экологического контроля (надзора), в случае реализации юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем, которым принадлежат отдельные производственные объекты, в полном объеме мероприятий, предусмотренных планом мероприятий, заключение о соответствии плану мероприятий выдается в течение одного месяца со дня окончания внеплановой выездной проверки и в течение трех рабочих дней со дня его выдачи направляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации на осуществление федерального государственного экологического контроля (надзора), в федеральный орган исполнительной власти в области промышленной безопасности и Государственную корпорацию по атомной энергии "Росатом" в порядке межведомственного информационного взаимодействия, в том числе с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия.
Форма и содержание заключения о соответствии плану мероприятий устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере охраны окружающей среды.
3. Основанием для отказа в выдаче заключения о соответствии плану мероприятий является:
1) отсутствие в отношении отдельного производственного объекта документов и сведений, предусмотренных пунктом 3 или 4 статьи 561 настоящего Федерального закона и пунктом 1 настоящей статьи, в случаях, установленных пунктом 3 или 4 статьи 561 настоящего Федерального закона, либо несоответствие таких документов и сведений требованиям, установленным законодательством Российской Федерации;
2) реализация не в полном объеме мероприятий, предусмотренных планом мероприятий;
3) недостижение нормативов качества окружающей среды, а также неприведение земель в состояние, пригодное для их использования в соответствии с целевым назначением.
4. Иные основания, в том числе несоответствие фактической стоимости реализованных мероприятий по охране окружающей среды при эксплуатации или выводе из эксплуатации (консервации или ликвидации) отдельного производственного объекта сметной стоимости реализации мероприятий, предусмотренных планом мероприятий, не являются основанием для отказа в выдаче заключения о соответствии плану мероприятий в случае, если по итогам реализации плана мероприятий обеспечено соблюдение нормативов качества окружающей среды, а также выполнено приведение земель в состояние, пригодное для их использования в соответствии с целевым назначением.
Статья 566. Порядок межведомственного информационного взаимодействия при передаче сведений об отдельных производственных объектах
1. Порядок межведомственного информационного взаимодействия, в том числе с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия, при передаче сведений об отдельных производственных объектах, а также при направлении заключений о соответствии плану мероприятий, заключений о финансовой обеспеченности и уведомлений о сделке устанавливается Правительством Российской Федерации.
2. Сведения об отнесении объекта недвижимости к отдельным производственным объектам для внесения в Единый государственный реестр недвижимости направляются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации на осуществление федерального государственного экологического контроля (надзора), в орган регистрации прав в порядке межведомственного информационного взаимодействия, в том числе с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия.
Сведения об отнесении юридического лица, индивидуального предпринимателя к юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, которым принадлежат отдельные производственные объекты, для внесения соответственно в единый государственный реестр юридических лиц, единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей направляются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации на осуществление федерального государственного экологического контроля (надзора), в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в порядке межведомственного информационного взаимодействия, в том числе с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия.
Сведения об отнесении опасного производственного объекта к отдельным опасным производственным объектам для внесения в государственный реестр опасных производственных объектов направляются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации на осуществление федерального государственного экологического контроля (надзора), в федеральный орган исполнительной власти в области промышленной безопасности и Государственную корпорацию по атомной энергии "Росатом" в порядке межведомственного информационного взаимодействия, в том числе с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия.
ГЛАВА VIII. ЗОНЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО БЕДСТВИЯ, ЗОНЫ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ
Статья 57. Порядок установления зон экологического бедствия, зон чрезвычайных ситуаций
1. Порядок объявления и установления режима зон экологического бедствия устанавливается законодательством о зонах экологического бедствия.
2. Защита окружающей среды в зонах чрезвычайных ситуаций устанавливается федеральным законом о защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
ГЛАВА IX. ПРИРОДНЫЕ ОБЪЕКТЫ, НАХОДЯЩИЕСЯ ПОД ОСОБОЙ ОХРАНОЙ
Статья 58. Меры охраны природных объектов
1. Природные объекты, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, находятся под особой охраной. Для охраны таких природных объектов устанавливается особый правовой режим, в том числе создаются особо охраняемые природные территории.
2. Порядок создания и функционирования особо охраняемых природных территорий регулируется законодательством об особо охраняемых природных территориях.
3. Государственные природные заповедники, в том числе государственные природные биосферные заповедники, государственные природные заказники, памятники природы, национальные парки, дендрологические парки, природные парки, ботанические сады и иные особо охраняемые территории, природные объекты, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, образуют природно-заповедный фонд.
4. Изъятие земель природно-заповедного фонда запрещается, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.
5. Земли в границах территорий, на которых расположены природные объекты, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение и находящиеся под особой охраной, не подлежат приватизации.
Статья 59. Правовой режим охраны природных объектов
1. Правовой режим охраны природных объектов устанавливается законодательством в области охраны окружающей среды, а также иным законодательством Российской Федерации. (В редакции Федерального закона от 28.12.2013 № 406-ФЗ)
2. Запрещается хозяйственная и иная деятельность, оказывающая негативное воздействие на окружающую среду и ведущая к деградации и (или) уничтожению природных объектов, имеющих особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение и находящихся под особой охраной.
Статья 60. Охрана редких и находящихся под угрозой исчезновения растений, животных и других организмов
1. В целях охраны и учета редких и находящихся под угрозой исчезновения растений, животных и других организмов учреждаются Красная книга Российской Федерации и красные книги субъектов Российской Федерации. Растения, животные и другие организмы, относящиеся к видам, занесенным в красные книги, повсеместно подлежат изъятию из хозяйственного использования. В целях сохранения редких и находящ