, взаимодействие с другими судами и их экипажами, с береговыми службами) осуществляется укомплектованными судовладельцем экипажем автономного судна и (или) внешним экипажем автономного судна в соответствии с правилами управления автономными судами, утвержденными федеральным органом исполнительной власти в области транспорта. Требования к внешнему экипажу автономного судна устанавливаются указанными правилами управления автономными судами.
2. Владелец автономного судна может поручить организации, полномочия которой в области автономного судоходства подтверждаются свидетельством, выданным российской организацией, уполномоченной на классификацию и освидетельствование судов (далее - компетентная в области автономного судоходства организация), управление автономным судном. В этом случае внешний экипаж автономного судна укомплектовывается компетентной в области автономного судоходства организацией. Внешний экипаж компетентной в области автономного судоходства организации должен удовлетворять требованиям правил управления автономными судами, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи.
3. Владелец автономного судна обеспечивает осуществление непрерывного наблюдения за автономным судном.
4. Осуществление управления судовыми устройствами, машинами и механизмами автономного судна в автоматическом режиме не снимает с судовладельца обязанности по обеспечению контроля за работой судовых устройств, машин и механизмов в целях обеспечения безопасного плавания автономного судна.
5. Владелец полностью автономного судна должен разработать план действий на случай утраты контроля над полностью автономным судном, в том числе в результате несанкционированного внешнего доступа к управлению полностью автономным судном. Указанный план действий должен включать мероприятия по взаимодействию с береговыми службами, поисковыми и аварийно-спасательными службами и должен быть одобрен российской организацией, уполномоченной на классификацию и освидетельствование судов.
6. В случае, если полностью автономное судно способно осуществлять плавание от места отправления до места назначения без непрерывного наблюдения внешним экипажем полностью автономного судна и обеспечить безопасность мореплавания и защиту морской среды от загрязнения, владелец такого полностью автономного судна освобождается от выполнения требований пункта 3 настоящей статьи.
7. Владелец автономного судна должен обеспечить безопасную эксплуатацию автономного судна и его мореходное состояние в соответствии с законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации, в том числе в отношении охраны жизни и здоровья людей и сохранности имущества третьих лиц.
Статья 1062. Обязанность владельца автономного судна в случае военных действий или иных случаях военной опасности
В случае военных действий в районе расположения порта отправления или порта назначения автономного судна либо в районе, через который автономное судно должно пройти, а также в иных случаях военной опасности внешний капитан полностью автономного судна обязан принять все меры по недопущению уничтожения, повреждения и захвата автономного судна, находящихся на нем людей, документов, грузов и другого имущества, в том числе по поддержанию судна в мореходном состоянии.
Статья 1063. Представление интересов владельца автономного судна и грузовладельца
Интересы владельца автономного судна и грузовладельца представляются соответственно судовладельцем и грузовладельцем самостоятельно или уполномоченными ими лицами.
Статья 1064. Лоцманская проводка автономного судна
1. Владелец автономного судна должен обеспечить на автономном судне безопасные условия посадки и высадки лоцмана, а также доступ лоцмана к органам управления автономным судном. Если длительность лоцманской проводки автономного судна составляет более четырех часов, на автономном судне должно быть предусмотрено отдельное помещение для лоцмана, а также обеспечено бесплатное питание лоцману и его стажеру (при наличии). Лоцман поднимается на борт полностью автономного судна в сопровождении представителя владельца полностью автономного судна, имеющего соответствующую квалификацию по управлению судном, либо после подъема на борт судна представителя владельца полностью автономного судна. Лоцманское удостоверение лоцман предъявляет представителю владельца полностью автономного судна.
2. Лоцманская проводка полуавтономного судна осуществляется в соответствии с положениями главы VI настоящего Кодекса.
3. Лоцман не вправе без согласия внешнего капитана полностью автономного судна оставить полностью автономное судно раньше, чем поставит его на якорь, ошвартует в безопасном месте, выведет в море или будет сменен другим лоцманом.
4. Присутствие на полностью автономном судне лоцмана не устраняет ответственность внешнего капитана полностью автономного судна за управление полностью автономным судном. Ответственность за вред, причиненный полностью автономному судну в результате ненадлежащей лоцманской проводки полностью автономного судна, определяется в соответствии со статьей 103 настоящего Кодекса.
5. При наличии достаточных оснований для сомнений в правильности рекомендаций лоцмана внешний капитан полностью автономного судна в целях обеспечения безопасности мореплавания вправе отказаться от услуг данного лоцмана. В случае, если лоцманская проводка автономного судна является обязательной, внешний капитан полностью автономного судна должен потребовать заменить лоцмана.
Статья 1065. Внешний экипаж автономного судна
Дистанционное управление автономным судном, оказание помощи в управлении полуавтономным судном капитану полуавтономного судна и экипажу полуавтономного судна осуществляет внешний экипаж автономного судна, в состав которого входят внешний капитан автономного судна и специалисты, имеющие опыт работы в должности капитана или старшего помощника капитана морского судна вместимостью не менее чем 3000 и прошедшие обучение по программе повышения квалификации в области управления автономными судами, или специалисты, имеющие высшее техническое образование и прошедшие обучение по программе профессиональной переподготовки в области управления автономными судами. Требования к квалификации, опыту работы и профессиональной подготовке внешних капитанов автономных судов и специалистов по управлению автономными судами, порядок выдачи капитанами морских портов квалификационных свидетельств внешнего капитана автономного судна и квалификационных свидетельств специалиста по управлению автономными судами, формы указанных свидетельств устанавливаются федеральным органом исполнительной власти в области транспорта в положении о дипломировании членов внешних экипажей автономных морских судов.
Статья 1066. Компетентная в области автономного судоходства организация
1. Компетентная в области автономного судоходства организация должна иметь в своем распоряжении технические средства, необходимые для осуществления управления автономными судами, соответствующие требованиям к техническим средствам по управлению автономными судами, предусмотренным пунктом 2 статьи 24 настоящего Кодекса, а также специалистов по управлению автономными судами, удовлетворяющих требованиям статьи 1065 настоящего Кодекса, и соответствовать утвержденным Правительством Российской Федерации требованиям к компетентным в области автономного судоходства организациям.
2. Компетентная в области автономного судоходства организация должна иметь свидетельство, выданное российской организацией, уполномоченной на классификацию и освидетельствование судов, подтверждающее соответствие компетентной в области автономного судоходства организации требованиям настоящего Кодекса.
3. Компетентная в области автономного судоходства организация несет ответственность за вред, причиненный автономному судну или третьим лицам в результате ненадлежащего управления автономным судном.
Статья 1067. Ответственность за причинение вреда автономным судном
Владелец автономного судна, собственник автономного судна, компетентная в области автономного судоходства организация, осуществляющая управление автономным судном, производитель оборудования и разработчик программного обеспечения, предназначенных для обеспечения автономного судовождения, несут солидарную ответственность за причинение вреда третьим лицам, а также за причинение вреда морской среде вследствие эксплуатации автономного судна или в связи с эксплуатацией автономного судна.
Статья 1068. Правовой статус внешнего капитана автономного судна, члена внешнего экипажа автономного судна
1. Внешний капитан полуавтономного судна, член внешнего экипажа полуавтономного судна дают рекомендации капитану полуавтономного судна в части режимов работы судовых двигателей и рулевого устройства, маршрута движения полуавтономного судна или осуществляют дистанционное управление полуавтономным судном.
2. Внешний капитан полностью автономного судна при управлении полностью автономным судном является лицом, ответственным за управление полностью автономным судном, и выполняет все функции и обязанности, возложенные законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации на капитана судна по управлению судном, обеспечению безопасности мореплавания, защиты морской среды от загрязнения.
3. Член внешнего экипажа автономного судна подчиняется внешнему капитану автономного судна и несет ответственность за выполнение функций по управлению автономным судном, возложенных на него внешним капитаном автономного судна.
Статья 1069. Перевозка груза и (или) пассажиров автономным судном
1. Перевозка груза и (или) пассажиров автономным судном осуществляется в соответствии с требованиями настоящего Кодекса. Владелец автономного судна, если иное не предусмотрено договором морской перевозки или настоящим Кодексом, несет ответственность за мореходное состояние автономного судна, безопасную перевозку груза и (или) пассажиров в соответствии с договором морской перевозки.
2. Перевозка пассажиров полностью автономными судами не допускается.
Глава VII. ЗАТОНУВШЕЕ ИМУЩЕСТВО
(Глава в редакции Федерального закона от 30.12.2021 № 470-ФЗ)
Статья 107. Сфера действия настоящей главы
1. Правила, установленные настоящей главой, применяются к удалению имущества, затонувшего во внутренних морских водах, в территориальном море и исключительной экономической зоне Российской Федерации.
2. К затонувшему имуществу относится затонувшее или севшее на мель судно или часть такого судна, включая имущество, которое находится или находилось на борту такого судна, либо имущество, которое было утеряно с судна и находится на мели, затонуло или дрейфует в море, либо судно, которое почти затонуло или село на мель или которое может затонуть или сесть на мель, если не будут предприняты меры по оказанию помощи находящемуся в опасности судну или находящемуся на нем имуществу.
3. Под удалением затонувшего имущества понимаются его подъем из воды, транспортировка и уничтожение любым безопасным способом, а также снятие судна с мели.
4. Правила настоящей главы не применяются к удалению затонувшего военного имущества.
5. В случае, если удаление затонувшего имущества в соответствии с главой XX настоящего Кодекса является спасательной операцией, к правилам об установлении вознаграждения и специальной компенсации для спасателей применяются положения главы XX настоящего Кодекса независимо от правил, установленных настоящей главой.
Статья 108. Сообщение о затонувшем имуществе
1. Капитан судна и судовладелец обязаны направить капитану ближайшего морского порта сообщение о затонувшем имуществе, содержащее следующие сведения:
1) данные о собственнике затонувшего имущества;
2) точное местонахождение затонувшего судна и (или) иного имущества;
3) тип, размеры и конструкция затонувшего судна и (или) характеристики иного затонувшего имущества;
4) характер повреждений затонувшего судна и его состояние;
5) характер и количество груза;
6) количество и типы нефтепродуктов на борту, в том числе количество и виды бункерного топлива и смазочного масла.
2. В случае направления сообщения о затонувшем имуществе одним из лиц, указанных в пункте 1 настоящей статьи, направление такого сообщения другим лицом не требуется.
3. Сообщение о затонувшем имуществе капитану морского порта может быть сделано любым лицом, обнаружившим затонувшее имущество. В таком случае указывать сведения, предусмотренные Найробийской международной конвенцией об удалении затонувших судов 2007 года, не требуется.
4. Сообщения о затонувшем имуществе учитываются капитаном морского порта в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти в области транспорта.
5. Капитан морского порта в трехдневный срок со дня получения сообщения, указанного в пункте 1 настоящей статьи, или со дня выявления факта затопления имущества направляет копию такого сообщения или информацию о выявлении факта затопления имущества:
1) в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, к побережью которого ближе всего расположено затонувшее имущество;
2) в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по федеральному государственному экологическому контролю (надзору) в случае, если в сообщении о затонувшем имуществе указаны грузы или вещества, создающие опасность для морской среды;
3) в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере морского транспорта, в случае, если собственник затонувшего имущества не известен;
4) в государство регистрации затонувшего судна и его собственнику, если он известен.
6. Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по федеральному государственному экологическому контролю (надзору), указанный в подпункте 2 пункта 5 настоящей статьи, в срок не более десяти рабочих дней со дня поступления сообщения о затонувшем имуществе информирует капитана морского порта о наличии предусмотренных подпунктом 2 пункта 2 статьи 109 настоящего Кодекса оснований для обязательного удаления затонувшего имущества либо об отсутствии угрозы причинения вреда окружающей среде затонувшим имуществом.
7. В случае, если собственник затонувшего имущества не известен:
1) капитан морского порта публикует информацию о сроках, установленных для подачи извещения о намерении приступить к удалению затонувшего имущества, в "Извещениях мореплавателям". В случае, если при этом известно, под каким флагом плавало затонувшее судно, капитан морского порта направляет также соответствующее уведомление в государство регистрации затонувшего судна;
2) органы государственной власти, указанные в подпунктах 1 и 3 пункта 5 настоящей статьи, размещают на своих официальных сайтах в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" информацию о сроках, установленных для подачи извещения о намерении приступить к удалению затонувшего имущества.
Статья 109. Удаление имущества, затонувшего во внутренних морских водах, в территориальном море и исключительной экономической зоне Российской Федерации
1. Удаление имущества, затонувшего во внутренних морских водах, в территориальном море и исключительной экономической зоне Российской Федерации, обеспечивается собственником такого имущества или в случаях, предусмотренных настоящей главой, администрацией морских портов или органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, к побережью которого ближе всего расположено затонувшее имущество.
2. Собственник затонувшего имущества обязан начать его удаление в трехмесячный срок со дня издания капитаном морского порта распоряжений, предусмотренных соответственно пунктами 2 и 3 статьи 110 настоящего Кодекса, если указанное имущество:
1) создает угрозу безопасности мореплавания, в том числе препятствует работе навигационного оборудования;
2) создает угрозу причинения ущерба морской среде загрязнением.
3. Собственник затонувшего имущества обязан начать его удаление не позднее чем через шесть месяцев со дня издания капитаном морского порта распоряжений, предусмотренных соответственно пунктами 2 и 3 статьи 110 настоящего Кодекса, если указанное имущество:
1) препятствует осуществлению рыболовства и аквакультуре (рыбоводству);
2) затрудняет строительство, реконструкцию, ремонт и эксплуатацию гидротехнических сооружений, подводных кабелей, подводных трубопроводов.
4. В случаях, не указанных в пунктах 2 и 3 настоящей статьи, собственник затонувшего имущества обязан начать его удаление не позднее чем через один год со дня издания капитаном морского порта распоряжений, предусмотренных соответственно пунктами 2 и 3 статьи 110 настоящего Кодекса, за исключением случаев, если отсутствует возможность удаления такого имущества. Отсутствие возможности удаления затонувшего имущества по обращению собственника такого имущества подтверждается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере морского транспорта, в случаях и порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.
5. Обстоятельства, указанные в пунктах 2 и 3 настоящей статьи, подтверждаются или устанавливаются:
1) капитаном морского порта в отношении случаев, указанных в подпункте 1 пункта 2 или подпункте 2 пункта 3 настоящей статьи;
2) федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по федеральному государственному экологическому контролю (надзору), в отношении случаев, указанных в подпункте 2 пункта 2 настоящей статьи;
3) органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, к побережью которого ближе всего расположено затонувшее имущество, в отношении случаев, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 3 настоящей статьи.
6. Удаление затонувшего имущества осуществляется на основании документации об удалении затонувшего имущества, согласованной капитаном морского порта.
7. В случае, если основанием для обязательного удаления затонувшего имущества являются обстоятельства, указанные в подпункте 2 пункта 2 настоящей статьи, собственник затонувшего имущества вправе не осуществлять удаление всего затонувшего имущества при условии удаления загрязняющих водные объекты веществ и отсутствия возможности удаления затонувшего имущества.
Статья 110. Удаление затонувшего имущества его собственником
1. Собственник затонувшего имущества направляет капитану морского порта извещение о намерении приступить к удалению затонувшего имущества:
1) в течение десяти рабочих дней со дня затопления имущества в случаях, предусмотренных пунктом 2 статьи 109 настоящего Кодекса;
2) в течение одного месяца со дня затопления имущества в случаях, предусмотренных пунктом 3 статьи 109 настоящего Кодекса;
3) в течение шести месяцев со дня затопления имущества в случае, предусмотренном пунктом 4 статьи 109 настоящего Кодекса;
4) в течение одного года в иных случаях, при которых собственник намерен приступить к удалению затонувшего имущества.
2. Капитан морского порта в срок не более чем десять рабочих дней со дня поступления извещения, указанного в пункте 1 настоящей статьи, издает распоряжение об условиях удаления затонувшего имущества.
3. В случае непоступления в сроки, предусмотренные подпунктами 1 - 3 пункта 1 настоящей статьи, от собственника затонувшего имущества извещения о намерении приступить к удалению затонувшего имущества капитан морского порта не позднее чем через десять рабочих дней со дня истечения указанных сроков издает распоряжение о требовании удалить затонувшее имущество и на