ранного судна в морской порт в случае, если такое судно включено в список судов, деятельность которых связана с осуществлением рыболовства с нарушением правил и требований, предусмотренных международными договорами Российской Федерации, за исключением захода такого судна в морской порт вследствие бедствия судна, обстоятельств непреодолимой силы, оказания помощи людям или судам, находящимся в опасности или терпящим бедствие, либо получения капитаном морского порта от федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности сообщения о необходимости проведения осмотра такого судна в морском порту.
Список судов, указанный в абзаце первом настоящего пункта, направляется капитанам морских портов федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Капитан морского порта направляет информацию о запрете захода иностранного судна в морской порт, предусмотренном настоящим пунктом, в федеральный орган исполнительной власти в области рыболовства в срок не более трех рабочих дней с даты запрета в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти в области транспорта.
(Дополнение пунктом - Федеральный закон от 21.11.2022 № 454-ФЗ)
(Статья в редакции Федерального закона от 14.06.2011 № 141-ФЗ)
Статья 80. Разрешение на выход судов из морского порта
1. Каждое судно до выхода из морского порта обязано получить разрешение капитана морского порта на выход из морского порта.
Капитан морского порта имеет право отказать в выдаче разрешения на выход судна из морского порта в случае:
1) непригодности судна к плаванию, нарушения требований к загрузке, снабжению судна, комплектованию экипажа судна или наличия других недостатков судна, создающих угрозу безопасности его плавания, жизни или здоровью находящихся на судне людей либо угрозу причинения ущерба морской среде, а также несоблюдения требований в области трудовых отношений в морском судоходстве; (В редакции Федерального закона от 20.12.2017 № 400-ФЗ)
2) нарушения требований, предъявляемых к судовым документам;
3) предписания санитарно-карантинной и миграционной служб, таможенных, пограничных органов федеральной службы безопасности и других уполномоченных на то государственных органов; (В редакции Федерального закона от 30.06.2003 № 86-ФЗ)
4) неуплаты установленных портовых сборов.
2. Расходы, связанные с осуществлением капитаном морского порта прав, предусмотренных настоящей статьей (на осмотр, освидетельствование и другое), несет судовладелец.
Статья 81. Задержание судна и груза капитаном морского порта
(Наименование в редакции Федерального закона от 23.07.2013 № 225-ФЗ)
1. Капитан морского порта по просьбе лица, имеющего требование, возникающее в связи с осуществлением спасательных операций, со столкновением судов, с повреждением портовых сооружений, водных бассейнов, судоходных путей и средств навигационной обстановки или в связи с иным причинением вреда, может задержать судно и груз впредь до предоставления судовладельцем и грузовладельцем достаточного обеспечения. (В редакции Федерального закона от 23.07.2013 № 225-ФЗ)
Ответственность за убытки, причиненные необоснованным задержанием судна и груза, несет лицо, по требованию которого состоялось задержание.
2. Распоряжение капитана морского порта о задержании судна и груза по требованиям, перечисленным в пункте 1 настоящей статьи, действительно в течение 72 часов, за исключением дней, официально рассматриваемых как нерабочие. В случае, если в течение указанного срока не вынесено постановление о наложении ареста на судно и груз судом, арбитражным судом или управомоченным законом налагать арест третейским судом по морским делам, судно и груз подлежат немедленному освобождению. (В редакции Федерального закона от 23.07.2013 № 225-ФЗ)
Статья 82. Строительство в зоне действия средств навигационной обстановки
1. Строительство в зоне действия средств навигационной обстановки морских путей должно быть согласовано с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере морского транспорта, и федеральным органом исполнительной власти в области обороны, а в случаях, предусмотренных абзацем одиннадцатым статьи 76 настоящего Кодекса, с капитаном морского порта. (В редакции Федерального закона от 27.12.2018 № 525-ФЗ)
2. В случае осуществления строительства в зоне действия средств навигационной обстановки Северного морского пути такое строительство должно быть также согласовано с Государственной корпорацией по атомной энергии "Росатом". (Дополнение пунктом - Федеральный закон от 27.12.2018 № 525-ФЗ)
(Статья в редакции Федерального закона от 14.06.2011 № 141-ФЗ)
Статья 83. Привлечение судов к спасанию людей и судов
По требованию капитана морского порта находящиеся в порту суда обязаны участвовать в спасании людей и судов, терпящих бедствие в пределах акватории порта.
Статья 84. Ответственность за нарушение правил, касающихся безопасности мореплавания и порядка в порту
За нарушение правил, касающихся безопасности мореплавания и порядка в порту, капитан морского порта вправе налагать административные взыскания в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Глава VI. МОРСКИЕ ЛОЦМАНЫ
§ 1. Лоцманская проводка судов
Статья 85. Сфера применения правил, установленных настоящей главой
Лоцманская проводка судов на подходах к морским портам, в пределах акватории морских портов, между морскими портами, а также в открытом море осуществляется в соответствии с правилами, установленными настоящей главой.
Статья 86. Цели лоцманской проводки судов
Лоцманская проводка судов осуществляется в целях:
обеспечения безопасности плавания судов и предотвращения происшествий с судами;
защиты морской среды.
Статья 87. Морские лоцманы
1. Лоцманская проводка судов осуществляется морскими лоцманами, имеющими выданные капитанами морских портов лоцманские удостоверения о праве лоцманской проводки судов в определенных районах.
2. Морским лоцманом (далее - лоцман) является гражданин Российской Федерации, удовлетворяющий требованиям положения о морских лоцманах, утвержденного федеральным органом исполнительной власти в области транспорта по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области обороны и федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства.
3. Лоцман обязан ежегодно проходить медицинский осмотр, включающий в себя химико-токсикологические исследования наличия в организме человека наркотических средств, психотропных веществ и их метаболитов. (Дополнение пунктом - Федеральный закон от 13.07.2015 № 230-ФЗ)
4. Не вправе претендовать на приобретение правового статуса лоцмана лицо, не прошедшее медицинского осмотра, а также лицо, подвергнутое административному наказанию за потребление наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача либо новых потенциально опасных психоактивных веществ, до окончания срока, в течение которого лицо считается подвергнутым административному наказанию. (Дополнение пунктом - Федеральный закон от 13.07.2015 № 230-ФЗ)
5. Наряду с основаниями расторжения трудового договора по инициативе работодателя, установленными трудовым законодательством, трудовой договор с лоцманом может быть расторгнут в период, когда лицо считается подвергнутым наказанию за совершение административного правонарушения, связанного с потреблением наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача либо новых потенциально опасных психоактивных веществ, а также если указанное лицо не прошло в установленном порядке медицинский осмотр. (Дополнение пунктом - Федеральный закон от 13.07.2015 № 230-ФЗ)
(Статья в редакции Федерального закона от 03.06.2011 № 113-ФЗ)
Статья 88. Государственный надзор за деятельностью организаций, осуществляющих лоцманскую проводку судов
1. Государственный надзор за деятельностью организаций, осуществляющих лоцманскую проводку судов, осуществляет орган государственного надзора. (В редакции Федерального закона от 14.10.2014 № 307-ФЗ)
2. В порядке осуществления государственного надзора за деятельностью организаций, осуществляющих лоцманскую проводку судов, орган государственного надзора вправе принимать решение: (В редакции Федерального закона от 14.10.2014 № 307-ФЗ)
об осуществлении обязательной лоцманской проводки судов лоцманами таких организаций в соответствующем районе и о ее объеме;
об обращении в арбитражный суд с заявлением о ликвидации таких организаций, неоднократно или грубо нарушающих требования к их оснащенности, численности и квалификации их работников, установленные федеральным органом исполнительной власти в области транспорта для определенных статьей 86 настоящего Кодекса целей лоцманской проводки судов.
(Статья в редакции Федерального закона от 14.06.2011 № 141-ФЗ)
Статья 89. Установление районов обязательной и районов необязательной лоцманской проводки судов
Федеральный орган исполнительной власти в области транспорта устанавливает районы обязательной и районы необязательной лоцманской проводки судов в обязательных постановлениях в морских портах.
(Статья в редакции Федерального закона от 14.06.2011 № 141-ФЗ)
Статья 90. Обязательная лоцманская проводка судов
1. В районах обязательной лоцманской проводки судов не допускается плавание судна без лоцмана, за исключением случаев, если судно относится к категории судов, освобождаемых от обязательной лоцманской проводки, или капитану судна предоставлено право осуществлять плавание без лоцмана в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти в области транспорта. (В редакции Федерального закона от 10.07.2023 № 294-ФЗ)
Капитан судна, внешний капитан полностью автономного судна, нарушившие установленное настоящим пунктом правило, несут административную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. (В редакции Федерального закона от 10.07.2023 № 294-ФЗ)
2. Категории судов, освобождаемых от обязательной лоцманской проводки, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти в области транспорта в обязательных постановлениях в морских портах. (В редакции Федерального закона от 14.06.2011 № 141-ФЗ)
3. Порядок лоцманской проводки судов в морском порту устанавливается капитаном морского порта. (В редакции Федерального закона от 08.11.2007 № 261-ФЗ)
Статья 91. Необязательная лоцманская проводка судов
1. В районах, в которых лоцманская проводка судов является необязательной, капитан судна или внешний капитан полностью автономного судна может воспользоваться услугами лоцмана, если сочтет это необходимым. (В редакции Федерального закона от 10.07.2023 № 294-ФЗ)
2. В районах, в которых лоцманская проводка судов является необязательной, федеральный орган исполнительной власти в области транспорта устанавливает категории судов, которые сами или перевозимые которыми грузы могут создавать угрозу причинения ущерба морской среде и лоцманская проводка которых обязательна. Категории таких судов устанавливаются в обязательных постановлениях в морских портах. (В редакции Федерального закона от 14.06.2011 № 141-ФЗ)
3. В районах, в которых лоцманская проводка судов является необязательной, капитан морского порта может устанавливать обязательную лоцманскую проводку судов, которые имеют серьезные повреждения корпусов, механизмов или оборудования, что может существенно влиять на безопасность мореплавания в морском порту. В этом случае капитан судна или внешний капитан полностью автономного судна уведомляется о том, что его судно должно следовать под лоцманской проводкой. (Дополнение пунктом - Федеральный закон от 14.06.2011 № 141-ФЗ) (В редакции Федерального закона от 10.07.2023 № 294-ФЗ)
Статья 92. Выполнение лоцманом обязанностей публично-правового характера
Во время лоцманской проводки судна лоцман обязан немедленно сообщать капитану морского порта о:
любых переменах на фарватерах, которые могут создавать угрозу безопасности мореплавания;
любых происшествиях с судном, лоцманскую проводку которого он осуществляет, и с другими судами в обслуживаемом им районе;
невыполнении капитаном судна, лоцманскую проводку которого он осуществляет, правил плавания судов и правил предотвращения загрязнения с судов нефтью, вредными веществами, сточными водами или мусором.
§ 2. Взаимоотношения лоцмана и капитана судна
Статья 93. Лоцманское удостоверение
1. Прибывший на судно лоцман обязан предъявить капитану судна лоцманское удостоверение.
2. Капитан судна или внешний капитан полностью автономного судна не вправе брать на судно в качестве лоцмана лицо, не имеющее лоцманского удостоверения. (В редакции Федерального закона от 10.07.2023 № 294-ФЗ)
Статья 94. Обеспечение безопасной посадки и безопасной высадки лоцмана
1. Капитан судна или внешний капитан полностью автономного судна обязан обеспечить безопасную посадку и безопасную высадку лоцмана, а также безвозмездно предоставлять ему в период лоцманской проводки судна отдельное помещение, питание. (В редакции Федерального закона от 10.07.2023 № 294-ФЗ)
2. Правила, установленные пунктом 1 настоящей статьи, применяются и к стажеру, если в целях прохождения практики стажер сопровождает лоцмана.
Статья 95. Объявление капитаном судна или внешним капитаном полностью автономного судна данных о судне
(Наименование в редакции Федерального закона от 10.07.2023 № 294-ФЗ)
1. Капитан судна объявляет лоцману точные данные об осадке, о длине, ширине и вместимости судна, которые вносятся в лоцманскую квитанцию, подписываемую капитаном судна. Внешний капитан полностью автономного судна заблаговременно обеспечивает предоставление лоцману точных данных об осадке, о длине, ширине и вместимости судна, которые вносятся в лоцманскую квитанцию. (В редакции Федерального закона от 10.07.2023 № 294-ФЗ)
Лоцман вправе потребовать от капитана судна либо от внешнего капитана полностью автономного судна объявления иных данных о судне (маневренных характеристик и других), которые необходимы лоцману для осуществления лоцманской проводки судна. (В редакции Федерального закона от 10.07.2023 № 294-ФЗ)
2. За необъявление или неправильное объявление данных о судне, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, капитан судна, внешний капитан полностью автономного судна несут административную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. (В редакции Федерального закона от 10.07.2023 № 294-ФЗ)
Статья 96. Взаимоотношения капитана судна и лоцмана
В целях безопасности плавания судна капитан судна и внешний капитан полностью автономного судна следуют разумным рекомендациям лоцмана и не вмешиваются в его работу без достаточных на то оснований. (В редакции Федерального закона от 10.07.2023 № 294-ФЗ)
Статья 97. Распоряжения лоцмана рулевому
Капитан судна может поручить лоцману отдавать распоряжения относительно плавания и маневрирования судна непосредственно рулевому, что не освобождает капитана судна от ответственности за последствия, которые могут наступить в результате таких распоряжений.
Статья 98. Временное оставление мостика капитаном судна
В случае, если во время лоцманской проводки судна капитан судна вынужден временно оставить мостик, капитан судна должен уведомить об этом лоцмана и указать ему лицо, ответственное за управление судном в отсутствие капитана судна.
Статья 99. Приостановление лоцманской проводки судна лоцманом
В случае, если это необходимо в целях безопасности плавания судна, лоцман вправе приостановить лоцманскую проводку судна до наступления обстоятельств, позволяющих осуществить его безопасное плавание.
Статья 100. Оставление судна лоцманом
Лоцман не вправе без согласия капитана судна оставить судно раньше, чем поставит судно на якорь, ошвартует судно в безопасном месте, выведет судно в море или будет сменен другим лоцманом.
Статья 101. Возвращение лоцмана
1. Капитан судна не вправе увозить лоцмана за пределы обслуживаемого им района.
2. В случае, если лоцман увезен судном, лоцманскую проводку которого он осуществлял, за пределы обслуживаемого им района, капитан судна обязан обеспечить за счет судна возвращение лоцмана к месту его постоянного нахождения.
Организация, работником которой является лоцман, имеет право на возмещение убытков, причиненных ей задержкой лоцмана, если только задержка лоцмана не была вызвана действием непреодолимой силы.
Статья 102. Ответственность лоцмана и капитана судна
1. Присутствие на судне лоцмана не устраняет ответственность капитана судна за управление судном.
При наличии достаточных оснований для сомнений в правильности рекомендаций лоцмана капитан судна вправе в целях безопасного плавания судна отказаться от услуг данного лоцмана. В случае, если лоцманская проводка судна является обязательной, капитан судна должен потребовать заменить лоцмана.
2. Лоцман, виновный в ненадлежащей лоцманской проводке судна, может быть лишен лоцманского удостоверения.
§ 3. Ответственность за ненадлежащую лоцманскую проводку судна. Лоцманский сбор
Статья 103. Ответственность за ненадлежащую лоцманскую проводку судна
Организация, работником которой является лоцман, осуществлявший лоцманскую проводку судна, несет ответственность за убытки, причиненные судну в результате ненадлежащей лоцманской проводки судна по вине лоцмана.
Статья 104. Ограничение ответственности и утрата права на ограничение ответственности
1. Организация, работником которой является лоцман, осуществлявший лоцманскую проводку судна, может ограничить свою ответственность, предусмотренную статьей 103 настоящего Кодекса, суммой, равной десятикратному размеру лоцманского сбора, причитающегося за лоцманскую проводку судна.
2. Организация, работником которой является лоцман, осуществлявший лоцманскую проводку судна, утрачивает право на ограничение ответственности, предусмотренное пунктом 1 настоящей статьи, если доказано, что убытки, причиненные судну в результате ненадлежащей лоцманской проводки судна, явились результатом ее собственных действий или собственного бездействия, совершенных умышленно или по грубой неосторожности. (В редакции Федерального закона от 14.06.2011 № 141-ФЗ)
Статья 105. Ответственность перед третьими лицами
Организация, работником которой является лоцман, осуществлявший лоцманскую проводку судна, не несет ответственность перед третьими лицами за убытки, причиненные в результате ненадлежащей лоцманской проводки судна.
Статья 106. Лоцманский сбор
С судов, пользующихся услугами лоцманов, взимается лоцманский сбор. Размер взимаемого лоцманского сбора, порядок его взимания и категории освобождаемых от уплаты лоцманского сбора судов определяются в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Глава VI1. ОСОБЕННОСТИ ЭКСПЛУАТАЦИИ АВТОНОМНЫХ СУДОВ
(Дополнение главой - Федеральный закон от 10.07.2023 № 294-ФЗ)
Статья 1061. Управление автономным судном
1. В зависимости от типа автономного судна управление автономным судном (в том числе судовождение, обеспечение выполнения требований, касающихся безопасности мореплавания и защиты морской среды от загрязнения