РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
О военно-техническом сотрудничестве Российской Федерации с иностранными государствами
Принят Государственной Думой 3 июля 1998 года
Одобрен Советом Федерации 9 июля 1998 года
(В редакции федеральных законов от 25.10.2006 № 167-ФЗ, от 17.05.2007 № 80-ФЗ, от 26.11.2007 № 271-ФЗ, от 04.12.2007 № 327-ФЗ, от 07.05.2009 № 89-ФЗ, от 01.07.2010 № 142-ФЗ, от 05.04.2011 № 61-ФЗ, от 10.07.2012 № 108-ФЗ, от 02.04.2014 № 67-ФЗ, от 21.07.2014 № 259-ФЗ, от 15.02.2016 № 16-ФЗ, от 04.06.2018 № 133-ФЗ, от 01.05.2019 № 83-ФЗ, от 08.12.2020 № 429-ФЗ, от 26.05.2021 № 156-ФЗ)
Настоящий Федеральный закон устанавливает принципы государственной политики в области военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами, правовые и организационные основы деятельности органов государственной власти Российской Федерации, государственное регулирование и финансирование работ в области военно-технического сотрудничества, устанавливает порядок участия в осуществлении военно-технического сотрудничества разработчиков, производителей продукции военного назначения и других субъектов военно-технического сотрудничества и определяет их права в этой области.
Статья 1. Основные понятия
Для целей настоящего Федерального закона используются следующие понятия:
военно-техническое сотрудничество - деятельность в области международных отношений, связанная с вывозом и ввозом, в том числе с поставкой или закупкой, продукции военного назначения, а также с разработкой и производством продукции военного назначения;
продукция военного назначения - вооружение, военная техника, работы, услуги, результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них (интеллектуальная собственность) и информация в военно-технической области, за исключением информации, которая может быть опубликована в соответствии с законодательством Российской Федерации в средствах массовой информации, произведениях науки, литературы и искусства, рекламных материалах; (В редакции Федерального закона от 01.07.2010 № 142-ФЗ)
к продукции военного назначения относятся:
вооружение и военная техника - комплексы различных видов оружия и средств обеспечения его боевого применения, в том числе средств доставки, системы наведения, пуска, управления, а также другие специальные технические средства, предназначенные для оснащения вооруженных сил, боеприпасы и их компоненты, запасные части, приборы и комплектующие изделия к приборам, учебное оружие (макеты, тренажеры и имитаторы различных видов вооружения и военной техники);
системы связи и управления войсками, вооружением и военной техникой;
взрывчатые вещества, предметы и устройства взрывания, пороха (за исключением охотничьих), ракетное топливо для боевых ракет, материалы специального назначения и специальное оборудование для их производства:
инженерно-технические сооружения, оборудование для боевого применения вооружения и военной техники;
специальное оборудование и технологии для производства, ремонта, модернизации и (или) уничтожения (утилизации) вооружения и военной техники;
объекты для производства, эксплуатации, ремонта, модернизации и (или) уничтожения (утилизации) вооружения и военной техники;
системы обеспечения жизнедеятельности личного состава вооруженных сил, специальные оборудование и материалы для их производства;
коллективные и индивидуальные средства защиты от оружия массового поражения, средства профилактики и лечения последствий применения оружия массового поражения;
специальное тыловое оборудование, военная форма одежды и ее атрибуты;
техническая документация (нормативно-техническая, конструкторская, проектная, технологическая, эксплуатационная, программная, инструктивно-методическая), регламентирующая создание, производство, эксплуатацию, боевое применение, модернизацию, ремонт и уничтожение (утилизацию) продукции военного назначения;
научно-техническая (нормативно-техническая) документация, регламентирующая безопасность, в том числе экологическую безопасность, производства продукции военного назначения;
стандарты безопасности для человека и объектов окружающей среды;
результаты научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по созданию, модернизации и (или) уничтожению (утилизации) вооружения и военной техники;
научно-техническая информация на материальных носителях, а также изобретения, полезные модели и промышленные образцы и другие результаты интеллектуальной деятельности военного, военно-технического назначения;
специальное программно-математическое обеспечение систем автоматизированного управления войсками, оружием и военной техникой, научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ военного назначения;
обучение разработке, производству, эксплуатации, боевому применению, ремонту, модернизации и обслуживанию вооружения и военной техники;
создание, дооборудование и модернизация объектов, предназначенных для производства, размещения, ремонта, эксплуатации и боевого применения и (или) уничтожения (утилизации) вооружения и военной техники, а также обеспечение функционирования этих объектов;
подготовка и обучение военных и военно-технических кадров иностранных государств;
передача (продажа) лицензий, проектной, конструкторской и научно-технической документации на создание, производство, модернизацию, эксплуатацию, боевое применение, ремонт и (или) уничтожение (утилизацию) вооружения и военной техники и оказание технического содействия в организации этих работ;
проведение и (или) участие в проведении научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по созданию, модернизации и (или) уничтожению (утилизации) продукции военного назначения, средств и способов защиты от оружия массового поражения и обычных вооружений;
предоставление транспортных средств, в том числе военных, для доставки и перемещения продукции военного назначения;
передача продукции военного назначения иностранным государствам в аренду (лизинг) или для проведения испытаний;
проведение по просьбам иностранных государств учений, стрельб, испытаний вооружения и военной техники на полигонах Российской Федерации;
показы и выставки образцов продукции военного назначения на территории Российской Федерации и за пределами территории Российской Федерации;
услуги инвестиционного, сервисного, маркетингового, рекламного и иного характера в области военно-технического сотрудничества; (В редакции Федерального закона от 26.05.2021 № 156-ФЗ)
создание организаций с иностранными инвестициями по разработке и производству продукции, проведению работ и оказанию услуг военного назначения;
исследования и испытания, освидетельствование, продление срока эксплуатации вооружения и военной техники, эталонирование контрольно-измерительной аппаратуры;
ремонт вооружения и военной техники;
консультации по вопросам строительства вооруженных сил, боевого применения вооружения и военной техники и другим военным и военно-техническим вопросам;
иная деятельность в области военно-технического сотрудничества, не противоречащая законодательству Российской Федерации;
вывоз продукции военного назначения - перемещение продукции военного назначения за пределы территории Российской Федерации;
ввоз продукции военного назначения - перемещение продукции военного назначения на территорию Российской Федерации;
военно-техническая помощь - предоставление на безвозмездной или иной льготной основе иностранным государствам в соответствии с международными обязательствами Российской Федерации требующей оплаты за счет средств федерального бюджета продукции военного назначения;
субъекты военно-технического сотрудничества - российские организации, получившие право на осуществление внешнеторговой деятельности в отношении продукции военного назначения;
организации - производители продукции военного назначения - российские юридические лица, имеющие производственные мощности, необходимые для изготовления продукции (выполнения работ, оказания услуг) военного назначения, и получившие лицензии на осуществление указанных в них видов деятельности;
организации - разработчики продукции военного назначения - российские юридические лица (научно-исследовательские организации), осуществляющие разработку и модернизацию образцов вооружения и военной техники, имеющие для этого соответствующие научно-технические кадры и экспериментальную базу и получившие лицензии на осуществление указанных в них видов деятельности;
управляющие компании интегрированных структур - российские юридические лица, в уставном капитале которых (их дочерних обществ) находятся акции (доли) организаций - разработчиков и производителей продукции военного назначения и которые (их дочерние общества) имеют возможность определять решения, принимаемые организациями - разработчиками и производителями продукции военного назначения; (Абзац введен - Федеральный закон от 15.02.2016 № 16-ФЗ)
иностранные субъекты военно-технического сотрудничества - иностранные юридические и физические лица, имеющие право на осуществление военно-технического сотрудничества в соответствии с законодательством своих государств;
иностранные заказчики - уполномоченные органы иностранных государств, иностранные субъекты военно-технического сотрудничества, а также международные организации, представляющие интересы иностранных государств. (Абзац введен - Федеральный закон от 04.12.2007 № 327-ФЗ)
Статья 2. Правовое регулирование в области военно-технического сотрудничества
Военно-техническое сотрудничество Российской Федерации с иностранными государствами регулируется настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также международными договорами Российской Федерации.
Все вопросы, связанные с военно-техническим сотрудничеством Российской Федерации с иностранными государствами, находятся в исключительном ведении органов государственной власти Российской Федерации.
Статья 3. Цели военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами
Основными целями военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами являются:
укрепление военно-политических позиций Российской Федерации в различных регионах мира;
поддержание на необходимом уровне экспортного потенциала Российской Федерации в области обычных вооружений и военной техники;
развитие научно-технической и экспериментальной базы оборонных отраслей промышленности, их научно-исследовательских и опытно-конструкторских учреждений и организаций;
получение валютных средств для государственных нужд, развития военного производства, конверсии, уничтожения (утилизации) вооружения и военной техники и структурной перестройки предприятий оборонных отраслей промышленности;
обеспечение социальной защиты персонала организаций, разрабатывающих и производящих вооружение, военные, специальные технику и имущество.
Статья 4. Принципы государственной политики в области военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами
1. Основными принципами государственной политики при осуществлении военно-технического сотрудничества с иностранными государствами являются:
приоритетность интересов Российской Федерации при осуществлении военно-технического сотрудничества;
государственная монополия на деятельность в области военно-технического сотрудничества;
соблюдение международных договоров о нераспространении ядерного оружия, сокращении вооружения и разоружении, запрещении и уничтожении химического, биологического и других видов оружия массового поражения;
соблюдение международных обязательств Российской Федерации в области контроля за экспортом продукции военного назначения, товаров и технологий двойного назначения;
защита государством прав и законных интересов юридических лиц, связанных с разработкой, производством и реализацией продукции военного назначения;
государственный протекционизм в области военно-технического сотрудничества;
недопустимость нанесения ущерба обороноспособности и безопасности Российской Федерации при осуществлении военно-технического сотрудничества;
сохранение и поддержание политических, экономических и военных интересов Российской Федерации;
соблюдение взаимовыгодных военно-политических и экономических интересов в области военно-технического сотрудничества с иностранными государствами на приемлемых для Российской Федерации условиях;
обеспечение равных условий участия в осуществлении военно-технического сотрудничества для субъектов военно-технического сотрудничества;
подконтрольность и подотчетность федеральных органов исполнительной власти и всех российских юридических лиц, участвующих в военно-техническом сотрудничестве;
охрана и защита прав Российской Федерации на результаты интеллектуальной деятельности. (Абзац введен - Федеральный закон от 05.04.2011 № 61-ФЗ)
2. Государственная монополия на деятельность в области военно-технического сотрудничества обеспечивается:
осуществлением исключительных полномочий органов государственной власти Российской Федерации в области военно-технического сотрудничества;
введением разрешительного порядка экспорта и импорта продукции военного назначения;
регламентированием военно-технического сотрудничества в соответствии с военно-политическими и экономическими интересами Российской Федерации;
проведением единой государственной политики в области формирования внешнеторговых цен на продукцию военного назначения;
обеспечением бюджетного финансирования экспорта и импорта продукции военного назначения, осуществляемых во исполнение международных обязательств Российской Федерации.
Статья 5. Методы осуществления государственного регулирования и реализации государственной монополии в области военно-технического сотрудничества
Основными методами осуществления государственного регулирования и реализации государственной монополии в области военно-технического сотрудничества являются:
методы, которые отвечают принципам государственной монополии в области военно-технического сотрудничества и основу которых составляют лицензирование разработки, производства продукции военного назначения, определение порядка ввоза и вывоза, продажи и (или) закупки продукции военного назначения, разрешительный порядок деятельности в области военно-технического сотрудничества, правовое и организационное регулирование этой деятельности;
система экспортного контроля при осуществлении внешнеторговой деятельности в отношении продукции военного назначения в целях обеспечения обороны, безопасности и экономической стабильности Российской Федерации, защиты ее внутреннего рынка, сохранения и упрочения ее политических и стратегических позиций, соблюдения международных обязательств по сокращению и ликвидации вооружения, а также по нераспространению оружия массового поражения;
определение порядка предоставления российским организациям права на осуществление внешнеторговой деятельности в отношении продукции военного назначения;
лицензирование ввоза и вывоза продукции военного назначения;
недопущение в Российской Федерации монополии одного субъекта военно-технического сотрудничества;
недопущение участия в военно-техническом сотрудничестве российских организаций, не получивших права на осуществление внешнеторговой деятельности в отношении продукции военного назначения;
недопущение конкуренции на внешнем рынке нескольких российских субъектов военно-технического сотрудничества посредством разделения сфер их деятельности;
таможенное регулирование ввоза и вывоза продукции военного назначения, в том числе экспортно-импортных операций в области военно-технического сотрудничества;
координация органами государственной власти Российской Федерации деятельности в области военно-технического сотрудничества и осуществление надлежащего контроля за этой деятельностью;
недопущение передачи иностранным заказчикам результатов интеллектуальной деятельности без определения условий их использования и (или) обеспечения их правовой охраны; (Абзац введен - Федеральный закон от 05.04.2011 № 61-ФЗ)
определение порядка размещения и распространения информации в области военно-технического сотрудничества. (Абзац введен - Федеральный закон от 04.06.2018 № 133-ФЗ)
Статья 6. Ограничения на осуществление военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами
1. Президент Российской Федерации по представлению Правительства Российской Федерации утверждает список продукции военного назначения, разрешенной к передаче иностранным заказчикам.
Вывоз продукции военного назначения, не включенной в указанный список, может осуществляться исключительно на основании решений Президента Российской Федерации, за исключением временного вывоза такой продукции для проведения показов и участия в выставках образцов продукции военного назначения за пределами территории Российской Федерации. (В редакции Федерального закона от 02.04.2014 № 67-ФЗ)
2. Президент Российской Федерации по представлению Правительства Российской Федерации утверждает список государств, в которые разрешена передача продукции военного назначения, указанной в списке продукции военного назначения, разрешенной к передаче иностранным заказчикам.
Передача конкретных видов продукции военного назначения в отдельные государства, включенные в указанный список, может быть ограничена решениями Президента Российской Федерации.
Вывоз продукции военного назначения в государства, не включенные в указанный список, может осуществляться исключительно на основании решений Президента Российской Федерации.
3. Решениями Президента Российской Федерации запрещается или ограничивается вывоз продукции военного назначения в отдельные государства в целях защиты национальных интересов Российской Федерации.
Запрет или ограничение вывоза продукции военного назначения в целях обеспечения выполнения резолюций Совета Безопасности Организации Объединенных Наций, предусматривающих введение, изменение, приостановление или отмену принудительных мер, осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом от 30 декабря 2006 года № 281-ФЗ "О специальных экономических мерах и принудительных мерах".
(Пункт в редакции Федерального закона от 01.05.2019 № 83-ФЗ)
4. Запрещается осуществление внешнеторговой деятельности в отношении продукции военного назначения российскими организациями, не получившими в установленном порядке права на осуществление этой деятельности, а также российскими физическими лицами.
Статья 7. Государственный контроль за осуществлением военно-технического сотрудничества
1. Государственный контроль за деятельностью в области военно-технического сотрудничества осуществляется органами государственной власти Российской Федерации в пределах их полномочий, предусмотренных Конституцией Российской Федерации и федеральными законами, в целях обеспечения соблюдения положений настоящего Федерального закона.
2. Государственный контроль осуществляется за:
соответствием деятельности федеральных органов исполнительной власти, ведающих вопросами военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами, и субъектов военно-технического сотрудничества законодательству Российской Федерации, целям и принципам государственной политики Российской Федерации в области военно-технического сотрудничества:
эффективностью системы