Встреча прошла в многофункциональной зоне дорожного сервиса под Казанью, с которой начинается трасса М-12 «Восток». Президент приехал сюда за рулём автомобиля «КамАЗ» вместе с вице-премьером Маратом Хуснуллиным.
Перед началом встречи председатель правления ГК «Автодор» Вячеслав Петушенко и генеральный директор Ассоциации международных автомобильных перевозчиков Андрей Курушин рассказали Владимиру Путину о развитии автострады.
Федеральная скоростная трасса М-12 «Восток» свяжет Москву, Казань, Екатеринбург и Тюмень. Планируется, что она станет основой скоростного транспортного маршрута «Россия» от Санкт-Петербурга до Владивостока. В текущем году магистраль планируется продлить до Екатеринбурга, в следующем – до Тюмени. Участок дороги от Москвы до Казани протяжённостью 810 километров был открыт 21 декабря 2023 года с участием Президента.
***
Встреча с руководителями логистических автомобильных компаний и водителями грузовых транспортных средств
В.Путин: Добрый день!
Реплика: Здравствуйте.
В.Путин: Нравятся такие комплексы, да?
Реплика: Да.
В.Путин: Здорово, мне самому понравилось. Кафешка прямо такая. Кормят тут вкусно?
Реплика: Да. Татарская еда.
В.Путин: Не угощают. Прижимистый народ. (Смех.)
А.Курушин: Коллеги, какие у вас вопросы к Владимиру Владимировичу, пожалуйста.
В.Путин: Дорога хорошая, мы немного проехали, посмотрели. Машина хорошая, классная такая. Но наверняка есть и вопросы, и проблемы.
Пожалуйста, прошу вас.
И.Набиуллин: Я как перевозчик принимаю непосредственное участие в дорожном движении. Вижу, что государство очень много делает для нашей отрасли: дороги строит изумительно, ремонтирует существующие федеральные трассы. Но есть вопрос к сотовой связи: либо она есть, либо плохая, либо её нет вообще. Хотелось бы вдоль федеральных трасс рассмотреть этот вопрос.
В.Путин: Я помню, ездил ещё на «Ладе Калина» на Дальнем Востоке, и ваши коллеги как раз об этом говорили и ставили этот вопрос. К сожалению, вы знаете, дело не только в операторах сотовой связи, там целый комплекс [вопросов] нужно решать. Связан он с выделением земли, с подключением электроэнергии. Комиссия ещё работает, очень много бюрократии.
Но вообще-то у нас планы такие, что к 2032 году, по-моему, все федеральные трассы должны быть обеспечены сотовой связью. Сейчас у нас 2024 год, постараемся ускорить. Там много и бюрократических вещей. Посмотрим.
(Обращаясь к М.Хуснуллину.) Надо посмотреть в комплексе, по всем ведомствам поработать, ускорить.
Мы многое сделали, для того чтобы разбюрократить решения, принимаемые в строительной сфере, и ещё надо поработать. Здесь точно надо сократить срок: у них в 2032 году, по-моему, – надо пораньше. Я так понимаю, рации-то у вас есть, работают, но выход нужен во внешний мир, конечно.
М.Хуснуллин: Владимир Владимирович, мы всё отработаем. Мы на М12 особо это почувствовали. Вынуждены были даже не ждать сотовых операторов, стали сами вышки устанавливать.
В.Путин: Дело не в операторах. Повторяю, что там дело в комплексном подходе: … местными органами власти, подключение электроэнергии, согласование каких-то бумаг. Надо это всё сделать.
М.Хуснуллин: Попробуем. Есть. Отработаем.
В.Путин: Я понимаю, это важная вещь. Комфортно всё время быть на связи с коллегами, с семьёй, с получателями, с отправителями.
Реплика: В нашей работе без телефона никак.
В.Путин: Да, тяжело.
А.Курушин: Коллеги, пожалуйста, ещё вопросы.
А.Богданов: Разрешите, Владимир Владимирович?
В.Путин: Да, конечно.
А.Богданов: Город Смоленск, директор компании «Грин Лайн» Богданов Алексей Анатольевич.
У меня вопрос касается реконструкции автомобильного пункта пропуска на границе.
В.Путин: Здесь нет пункта пропуска. (Смех.)
А.Богданов: Мы же международные перевозчики, и, соответственно, для нас это ключевой и важный вопрос.
Прежде всего хочу сказать слова благодарности за масштабную реконструкцию на автомобильных пунктах пропуска в Грузию и Азербайджан. Пропускная способность возросла в разы.
В.Путин: Вы имеете в виду там, где дагестанский участок, да?
А.Богданов: Дагестанский и «Верхний Ларс». Я думаю, об этом участке знают все.
В.Путин: Да, да, это точно.
А.Богданов: Пропускная способность возросла в разы. Уровень сервиса поднялся. Мы это прекрасно чувствуем и, конечно, применяем и используем в своей работе.
Но хочется привлечь внимание к российско-китайскому участку границы. Там мы знаем, что реконструкция запланирована, но увеличение трафика и грузоперевозок на этом направлении также идёт очень активно и выросло в разы. Поэтому просим ускорить реконструкцию двух автомобильных пунктов пропуска – «Краскино» и «Пограничный». В районе Владивостока они находятся.
У меня сейчас там порядка 34 автопоездов, которые ожидают загрузки в портах Находки и Владивостока. Но было бы намного удобнее на один, два, три дня заходить в Китай, забирать грузы и транспортировать их в центральноевропейскую часть России. Это было бы подспорье, работы много не бывает.
В.Путин: Да, да, Вы правы абсолютно. Тем более что такой поток огромный, он в разы увеличился – и в Китай, а потом и дальше. Там есть над чем работать. По-моему, к 2025 году планируется, в конце 2025 года они должны быть реконструированы. То есть терпеть осталось недолго. Но если возможность будет, мы постараемся это ускорить. Мы все заинтересованы, не только вы как перевозчики, государство заинтересовано. Я думаю, что и китайские наши друзья тоже, у них же тоже оборот увеличился. Мы поработаем.
Я узнаю о пунктах пропуска. Постараемся сделать быстро. Но в конце 2025-го точно должно быть сделано. Но два года тоже ждать не хочется, хочется побыстрее.
Посмотрим, ладно? Если можно, – я надеюсь, что это можно, – мы сделаем, конечно же. Договорились.
Р.Гарифьянов: Владимир Владимирович, транспортная компания «Делко», Гарифьянов Радик.
В этом году 24 года, как мы занимаемся транспортным бизнесом. В основном, конечно, мы занимаемся перевозками по России, но в том числе есть и международное направление, вот наши коллеги. Вопрос тоже связан с Китаем.
Есть правило: чтобы водители наши попадали на территорию китайской стороны, они должны оформить визы профессиональных водителей. Соответственно, надо подать документы и получить визу. Но дело в том, что визы для водителей-профессионалов выдаются только в приграничных субъектах Российской Федерации, например Хабаровск, Иркутск. Нет возможности получать эти визы в других консульствах на территории Российской Федерации. Это дополнительное перемещение водителей. То есть мы должны подготовить документы, привезти их, сдать, потом вернуться ещё через какое-то время – и это отнимает у нас достаточно много времени. Материальные затраты – это один вопрос, но это ещё и временные затраты. В условиях острого дефицита кадров это очень актуально. И мы просто теряем время: машины не едут, водители возмущаются, потому что они должны ехать, зарабатывать деньги.
В.Путин: Я понимаю.
Р.Гарифьянов: Мы знаем, что вопрос в ведомстве этот решается. Но пока решения нет, мы вынуждены со всей страны отправлять водителей на Дальний Восток для оформления виз.
В.Путин: Я понимаю.
Вы знаете, в чём дело: я не помню, честно говоря, какого года это межправсоглашение между Россией и Китаем, оно действует до сих пор, и китайская сторона его полностью выполняет. Это всё делается в рамках межправсоглашения. У нас соответствующие ведомства, в том числе МИД, над этим работают. Если что-то и менять, то, конечно, китайская сторона права в этом смысле, – такие вопросы решаются на основе взаимности. Это значит, и мы должны то же самое делать со своей стороны. Они сейчас работают, эти ведомства. Я знаю точно, китайская сторона готова к такому решению, но нужно согласование между министерствами. Мы это сделаем.
Р.Гарифьянов: У них даже есть одно исключение. В Екатеринбурге они оформляют визы, но только для тех водителей, которые прописаны в этом регионе. То есть других возможностей нет.
В.Путин: Я Вам говорю, что дело даже не в них. Дело, скорее всего, в нас, потому что мы должны внести изменения в это межправсоглашение. Они готовы, надо, чтобы и наши ведомства ускорили эту работу. Сделаем.
Р.Гарифьянов: Спасибо.
Д.Симаков: Владимир Владимирович, Симаков Денис, индивидуальный предприниматель, город Екатеринбург. По утилизационному сбору вопрос. Сегодня для российского перевозчика при приобретении седельного тягача утилизационный сбор составляет 1,5 миллиона рублей и выше.
Если мы будем сравнивать с нашими соседями – Казахстаном и Белоруссией, в Казахстане утилизационный сбор составляет на седельный тягач 400 тысяч (в переводе на наши деньги), а в Белоруссии – 340. Как бы понизить финансовую нагрузку для российского перевозчика?
В.Путин: Понимаете, в чём дело, если бы сейчас здесь были производители, они бы сказали: «Не слушай его!» Почему? Потому что этот утилизационный сбор идёт на поддержку производителей транспорта, в том числе на поддержку тех, кто производит грузовики, включая «КамАЗ».
Здесь, конечно, должен быть баланс, это мы понимаем. Почему в Казахстане или в Белоруссии, там МАЗ, правда, производит очень хорошие машины, но такого количества не производит. Но я понимаю, о чём Вы говорите. Мы подумаем, как это сбалансировать.
Д.Симаков: Потом ещё вопрос по льготному лизингу. Льготный лизинг даётся тем автопроизводителям, которые локализацию довели до максимума на нашей территории. Это у нас, получается, «КамАЗ», но на сегодня его объёмов не хватает.
В.Путин: Они сейчас увеличили, по-моему, в целом производство этих большегрузов на 7 процентов – 66 тысяч производится. В следующем году выйти планируют, по-моему, на 80 с лишним. Рост приличный, но всё равно не хватает.
Д.Симаков: И сейчас освобождаются площадки, туда заходят автопроизводители, которые будут выпускать грузовую технику. Можно было бы лизинг расширить и, может, временно как-то поддержать?
В.Путин: Можно, мне кажется. Надо поговорить и с [генеральным директором ПАО «КамАЗ»] Сергеем Когогиным, и с другими производителями, чтобы их не ущемлять и чтобы они понимали, как будет развиваться внутренний рынок, и чтобы те, кому мы дадим какие-то льготы по лизингу, тоже понимали временные рамки, какие условия и когда что будет заканчиваться по мере роста собственного производства. Мы подумаем над этим. Я понимаю: чтобы дефицита на рынке не было.
Д.Симаков: Спасибо.
Е.Романов: Владимир Владимирович!
Романов Евгений, водитель, ООО «АТЛ-Транс».
У меня вопрос по суточным. С 1 января у нас суточные составляют 700 рублей [по России], 2500 – за рубежом. У нас обеды составляют минимум 500 рублей в день. Возможно ли увеличить этот суточный минимум?
В.Путин: (Обращаясь к М.Хуснуллину.) Вы сейчас находитесь в командировке, у Вас сколько суточные?
М.Хуснуллин: У нас побольше. (Смех.)
В.Путин: Непонятно, почему в Правительстве побольше.
Реплика: Пойдём в Правительство работать. (Смех.)
В.Путин: На самом деле я не случайно спросил, потому что, насколько я помню, у нас единый подход ко всем суточникам: и у тех, кто работает на транспорте, и у других работников – у всех одинаковая сумма.
Это решение не думаю, что сбалансированное, потому что вы постоянно в командировках, а некоторые раз в год проезжают. Это большая разница. Для вас это – часть вашей жизни. Тем более что у наших соседей [суточные] побольше намного, раза в два-три.
Реплика: В Белоруссии до 1500 рублей, в два раза [выше] внутри страны. И до 15 тысяч у них за территорией, в зарубежных странах. 150 долларов.
В.Путин: Я думаю, что это придёт. Но вопрос правильный. И справедливо поменять эту шкалу в соответствии с особенностями вашей работы.
Е.Романов: Спасибо.
В.Путин: Вернусь сейчас в Москву – [передам коллегам].
Что-то ещё?
А.Курушин: Коллеги, если больше нет вопросов. Владимир Владимирович, большое Вам спасибо, что нашли в своём графике возможность с нами пообщаться. Многомиллионная аудитория транспортников Вас не подведёт.
В.Путин: Я не сомневаюсь. Здесь крепкие мужчины.
А.Курушин: Мы поддержим все Ваши инициативы. Будем 17 марта все на выборных участках поддерживать Вашу кандидатуру.
В.Путин: Нам главное – ритмично всем работать. Мы, когда ехали с Маратом, говорили на этот счёт. Главное – ритмично работать и быть уверенными в себе. 100 процентов у вас всё получится.
Реплика: Спасибо большое, Владимир Владимирович.
Реплика: Всего доброго. До свидания. С наступающим праздником. Здоровья.
В.Путин: Спасибо. И вас всех с наступающим 23 Февраля.