ика в области развития рынка капиталов обеспечит не только сохранение, но и приумножение их частной собственности. Государство обязано обеспечить доступ граждан России к доходам, формирующимся на российском рынке капиталов.
Функции государства на рынке ценных бумаг
Особенность рынка ценных бумаг состоит в том, что обращающиеся на нем ценности представляют собой совокупность прав и не существуют в отрыве от обеспечиваемой государством нормативной правовой базы и системы правоприменения. Таким образом, государство выполняет системообразующую функцию, которая будет непрерывно видоизменяться в соответствии со стоящими перед ним задачами по обеспечению национальных интересов.
Государство создает систему регулирования рынка и обеспечивает ее функционирование. При этом система регулирования будет развиваться в сторону большей детализации и ужесточения государственного контроля деятельности рынка ценных бумаг.
Развитие системы правоприменения как одного из ключевых элементов системообразующей функции государства будет приоритетным направлением государственной политики.
Государство выступает крупнейшим заемщиком на рынке ценных бумаг и оказывает прямое влияние на его количественные и качественные характеристики.
Государство является крупнейшим держателем ценных бумаг российских предприятий и выступает крупнейшим продавцом на рынке корпоративных ценных бумаг.
На начальном этапе развития инфраструктуры рынка ценных бумаг государство будет проводить активную политику прямой поддержки инфраструктурных проектов, включающую в себя:
участие в финансировании развития инфраструктуры рынка;
участие в других формах поддержки инфраструктурных проектов, в том числе путем привлечения инвестиций международных финансовых организаций.
При реализации инфраструктурных проектов государство будет расширять сотрудничество с организациями и специалистами, поддерживающими государственную политику в области развития инфраструктуры рынка ценных бумаг и самого рынка ценных бумаг, и не будет взаимодействовать с организациями и лицами, деятельность или публичные заявления которых направлены на противодействие реформам и дискредитацию государственной политики в указанной области.
Функции, связанные с прямым участием государства в создании инфраструктуры рынка ценных бумаг, являются временными. Они постепенно будут полностью переданы участникам рынка.
2. Важнейшие принципы государственной политики на рынке ценных бумаг
К важнейшим принципам государственной политики на рынке ценных бумаг относятся:
а) принцип государственного регулирования рынка ценных бумаг, основанный на том, что государство, выполняя универсальную функцию по защите граждан, их законных прав и интересов, осуществляет меры по защите прав участников рынка ценных бумаг на основе лицензирования и регулирования всех видов профессиональной деятельности на этом рынке.
Реализация этого принципа будет строиться с учетом необходимости минимизировать возможность проявления конфликта интересов в связи с совмещением функций непосредственного участия в операциях на рынке и регулирования рынка;
б) принцип единства нормативной правовой базы, режима и методов регулирования рынка на всей территории Российской Федерации;
в) принцип минимального государственного вмешательства и максимального саморегулирования, который означает, что государство регулирует деятельность субъектов рынка лишь в тех случаях, когда это абсолютно необходимо, и делегирует часть своих нормотворческих и контрольных функций профессиональным операторам рынка ценных бумаг, организованным в саморегулируемые организации.
При реализации этого принципа государство будет исходить из необходимости:
минимизировать затраты из федерального бюджета при создании инфраструктуры рынка;
отказаться от навязывания централизованных решений при создании инфраструктуры рынка;
обеспечить гласность нормотворчества и обязательность участия профессиональных участников рынка в создании его нормативной правовой базы;
г) принцип равных возможностей, означающий:
стимулирование государством конкуренции на рынке ценных бумаг через отсутствие преференций для отдельных его участников;
равенство всех участников рынка перед органами, осуществляющими его регулирование;
гласное и конкурсное распределение государственной поддержки различных проектов на рынке;
отсутствие преимуществ у государственных предприятий, функционирующих на рынке, перед коммерческими;
запрет государственным органам давать публичные оценки профессиональным участникам рынка;
отказ от государственного регулирования цен на услуги профессиональных участников рынка (кроме компаний-реестродержателей).
Этот принцип означает также следующее:
в случае необходимости государство будет контролировать уровень конкуренции на рынке вплоть до полного ее ограничения путем объявления одного из участников рынка монополистом; если государство принимает такое решение, то монополистом может быть объявлено только государственное предприятие;
признавая, что различные группы участников рынка ценных бумаг имеют различные стартовые возможности, а также могут обладать преимуществами в результате осуществления ими других видов деятельности, государство будет принимать меры по выравниванию возможностей различных групп участников;
д) принцип преемственности государственной политики на рынке ценных бумаг, означающий последовательность государственной политики и ее приверженность складывающейся российской модели рынка ценных бумаг;
е) принцип ориентации на мировой опыт и учета тенденции глобализации финансовых рынков, означающий следование рекомендациям Группы 30 в целях создания цивилизованного и конкурентоспособного рынка ценных бумаг, а также предполагающий разработку взвешенной политики по отношению к иностранным инвесторам и иностранным участникам российского рынка ценных бумаг.
3. Национальные интересы и рынок ценных бумаг
Национальные интересы России, понимаемые как комплекс макроэкономических и макрополитических задач государства применительно к рынку капиталов, включают в себя, в частности:
а) восстановление процесса расширенного воспроизводства и повышение его эффективности на основе мобилизации внутренних и внешних инвестиционных ресурсов;
б) усиление социальной ориентированности экономики и повышение стабильности общества, что означает:
обеспечение финансовой безопасности граждан путем формирования надежных долгосрочных финансовых инструментов для инвестирования сбережений населения;
доступ населения к наиболее высокодоходным финансовым инструментам рынка ценных бумаг, и прежде всего к государственным ценным бумагам;
участие населения в доходах от роста курсов ценных бумаг на этапе подъема экономики на основе приоритетного развития всех форм коллективных инвестиций;
в) укрепление экономического суверенитета страны, что означает:
формирование в России самостоятельного финансового центра мирового значения и концентрацию операций с российскими ценными бумагами внутри страны на основе форсированного развития инфраструктуры рынка;
динамичное развитие отечественной инвестиционной базы прежде всего за счет развития институтов коллективного инвестирования;
диверсификацию источников иностранных инвестиций и стимулирование конкуренции между иностранными инвесторами в целях снижения зависимости от конкретных групп инвесторов, стабилизации рынка и удешевления стоимости инвестиций для российских компаний путем повышения открытости рынка и его информационной прозрачности, а также создания эффективных механизмов предотвращения двойного налогообложения;
развитие сотрудничества с первоклассными мировыми финансовыми институтами для привлечения консервативных иностранных инвесторов, ориентированных на долгосрочные вложения;
ликвидацию ограничений на инвестиции в экономику России со стороны органов государственного регулирования зарубежных государств;
стимулирование выхода ценных бумаг российских эмитентов на международные рынки капиталов, в том числе посредством использования депозитарных расписок и глобальных депозитарных расписок;
подключение к международным системам расчетов и клиринга по ценным бумагам;
приоритетную поддержку "портфельных" инвестиций на основе развития механизмов защиты прав меньшинства;
г) повышение капитализации российских компаний и обеспечение устойчивой ценовой динамики на российском рынке ценных бумаг.
Повышение капитализации российских компаний должно обеспечиваться по следующим основным направлениям:
реализация комплекса мер по повышению ликвидности рынка, прежде всего путем развития системы защиты прав инвесторов, в том числе на основе совершенствования государственного регулирования и механизмов саморегулирования рынка при одновременном снижении цены регулирования, развитие инфраструктуры рынка, в том числе оптимизация способов организации рынка, снижения издержек и рисков в системе обращения и обслуживания ценных бумаг, повышение информационной прозрачности рынка;
повышение эффективности работы предприятий;
д) обеспечение информационной безопасности России, включающей в себя:
обеспечение информационного суверенитета, то есть формирование и проведение политики, исходя из интересов национальной безопасности России;
способствование успешному проведению экономических преобразований, укреплению политической стабильности общества.
4. Принципы и структура государственного регулирования рынка ценных бумаг
Особенности государственного регулирования рынка ценных бумаг
Рынок ценных бумаг является одним из наиболее регламентированных рынков в мире. Сложность отношений на рынке, его масштабность, присущий рынку риск, интересы безопасности его участников обусловливают необходимость принятия детальных стандартов и правил работы на рынке, а также привлечения к вопросам регулирования различных государственных органов и саморегулируемых организаций.
В решении задачи регулирования рынка ценных бумаг интересы его участников и государства по многим позициям совпадают, что позволяет использовать саморегулирование как метод оперативного решения возникающих проблем. Интересы государства и участников рынка совпадают прежде всего в вопросах, связанных с предупреждением и разрешением конфликтов между участниками, улучшением управления рисками, снижением возможностей для мошенничества и совершения других противоправных действий, с поддержкой ликвидности и стабильности рынка, внедрением лучших стандартов профессиональной деятельности.
При этом государство во взаимодействии с саморегулируемыми организациями будет стремиться к снижению цены регулирования - уменьшению затрат времени и финансовых ресурсов профессиональных участников рынка в связи с выполнением требований органов регулирования.
Установление оптимального уровня регулирования будет строиться на основе стимулирования ликвидности рынка как одного из ключевых показателей его эффективности.
Особенности рынка ценных бумаг не позволяют применять традиционные методы регулирования, подобные методам регулирования в банковской сфере. С учетом этих особенностей государство помимо использования саморегулирования станет применять такой метод регулирования, при котором для решения конкретных вопросов будут формироваться совместные рабочие группы, включающие в себя представителей профессиональных участников рынка. Ключевую роль в этом отношении будет играть Экспертный совет при ФКЦБ России.
Основные принципы государственного регулирования рынка ценных бумаг
К числу основных принципов государственного регулирования рынка ценных бумаг относятся:
функциональное регулирование в сочетании с институциональным регулированием по вопросам организации контроля и надзора за деятельностью профессиональных участников рынка;
использование механизмов саморегулирования рынка, создаваемых при помощи государства и под его контролем;
распределение полномочий по регулированию рынка между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации, а также различными органами исполнительной власти;
приоритет в защите мелких инвесторов и населения, всех форм коллективных инвестиций при развитии системы регулирования рынка;
приоритет в развитии инфраструктурных организаций;
максимальное снижение и разделение рисков;
поддержка конкуренции на рынке;
предотвращение или частичное снятие конфликтов интересов на основе регулирования вопросов совмещения видов профессиональной деятельности.
Распределение обязанностей между различными государственными органами и разграничение их ответственности
Совершенствование механизма разграничения ответственности за результаты деятельности по регулированию различных аспектов функционирования рынка ценных бумаг между органами государственного регулирования будет осуществляться на основе следующих принципов:
обеспечение единства и непротиворечивости государственного регулирования рынка ценных бумаг через механизм обязательного согласования связанных с его регулированием нормативных правовых актов органов исполнительной власти с ФКЦБ России;
передача полномочий по регулированию рынка ценных бумаг только на основе ответственности за результаты;
широкое использование всех форм взаимодействия органов исполнительной власти при разработке и принятии нормативных правовых актов, включая совместную их разработку и согласование, привлечение специалистов различных ведомств для участия в подготовке нормативных правовых актов и решений по вопросам развития рынка ценных бумаг;
функциональное регулирование как основа эффективного регулирования и специализации государственных органов в вопросах регулирования рынка ценных бумаг.
Раздел III. Стратегия государства на рынке ценных бумаг
1. Цели и задачи государственной политики на рынке ценных бумаг
Сформулированные в пункте 3 раздела II настоящей Концепции национальные интересы России определяют основные цели государственной политики на рынке ценных бумаг. К их числу относятся:
создание и обеспечение эффективного функционирования механизмов привлечения инвестиций в частный сектор российской экономики, и прежде всего в приватизированные предприятия;
финансирование дефицита федерального бюджета на основе связанных с рынком ценных бумаг методов неинфляционного финансирования конкретных долгосрочных проектов;
создание надежных механизмов и финансовых инструментов инвестирования средств населения;
перестройка системы управления приватизированными предприятиями и создание института "эффективного собственника", повышение дисциплинирующего воздействия рынка ценных бумаг на администрации российских компаний;
предотвращение социальных взрывов и конфликтов, могущих возникнуть в результате проведения операций на рынке ценных бумаг, путем защиты прав участников рынка ценных бумаг, и в первую очередь прав инвесторов;
создание в России цивилизованного рынка ценных бумаг и его интеграция в мировой финансовый рынок, обеспечение самостоятельного места российского рынка в системе международных рынков капиталов;
борьба с суррогатами ценных бумаг и с мошенничеством, пресечение незаконной деятельности на рынке ценных бумаг.
В стратегическом плане указанные цели комплиментарны и должны реализоваться через единый комплекс мер, скоординированно осуществляемых государственными органами и профессиональными участниками рынка.
2. Государство как заемщик на рынке ценных бумаг
Российская Федерация в лице Министерства финансов Российской Федерации является крупнейшим заемщиком на российском рынке ценных бумаг. Вместе с тем, несмотря на быстрый рост государственных заимствований в 1993 - 1996 годах, размер публичных заимствований на рынке ценных бумаг в процентном отношении к валовому внутреннему продукту еще далек от размера соответствующих заимствований на развитых рынках. Государство будет продолжать активное использование рынка ценных бумаг для финансирования расходов федерального бюджета в части осуществления конкретных проектов и целевых долгосрочных программ.
Объемы и сроки заимствований
Основные задачи государства по определению объемов и сроков заимствований на рынке ценных бумаг включают в себя:
расширение практики заимствований на рынке ценных бумаг для покрытия дефицита федерального бюджета в части финансирования целевых долгосрочных программ и обслуживания накопленного государственного долга;
стабилизацию режима привлечения средств в государственные ценные бумаги (обеспечение планового характера поступлений в общем контексте бюджетной политики) и рынка ценных бумаг;
целенаправленную последовательную работу по снижению стоимости заимствований на рынке ценных бумаг;
функциональное разделение государственных ценных бумаг на инструменты денежного рынка (краткосрочные государственные бумаги) и инструменты рынка капиталов (облигации со сроком погашения свыше одного года, выпускаемые для финансирования конкретных проектов и целевых долгосрочных программ);
выпуск широкого спектра финансовых инструментов для удовлетворения потребностей различных групп инвесторов (население, институциональные инвесторы, банки и другие группы), выпуск дисконтных ценных бумаг и ценных бумаг с купоном, выпуск купонных бумаг как с фиксированным процентом, так и с плавающей ставкой;
последовательную либерализацию допуска нерезидентов на рынок государственного долга;
обеспечение скоординированных действий федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации по привлечению заемных средств через механизмы рынка ценных бумаг.
Поддержание надежности и доступности государственных ценных бумаг для инвесторов
В целях поддержания надежности и доступности государственных ценных бумаг для инвесторов Российская Федерация как заемщик:
осуществит на основе новейших компьютерных технологий создание государственной долговой книги и обеспечит возможность прямого владения ценными бумагами любым группам инвесторов;
не будет принуждать инвесторов принимать на себя риски третьих лиц в связи с хранением и обслуживанием государственных ценных бумаг;
будет стимулировать развитие механизмов, обеспечивающих доступ максимально широкому кругу инвесторов на рынок государственных ценных бумаг, и прежде всего всех форм коллективных инвестиций.
Государство также будет активно способствовать развитию и использованию расчетных, депозитарных и клиринговых систем (включая использование платежных систем Центрального банка Российской Федерации и Сберегательного банка Российской Федерации).
3. Кредитно-денежная политика государства и рынок ценных бумаг
Федеральные органы исполнительной власти будут расширять взаимодействие с Центральным банком Российской Федерации в сфере использования государственных ценных бумаг для реализации кредитно-денежной политики государства на основе следующих принципов:
участие Центрального банка Российской Федерации в операциях с краткосрочными государственными ценными бумагами на открытом рынке ограничивается выполнением задач денежного регулирования через управление ликвидностью коммерческих банков, поддержание ликвидности на рынке и сглаживание резких колебаний на рынке государственных ценных бумаг;
Правительство Российской Федерации совместно с Центральным банком Российской Федерации будет активно применять практику оперативного выпуска краткосрочных ценных бумаг, используемых в качестве финансовых инструментов регулирования ликвидности; абсорбирование краткосрочных избытков ликвидности банков за счет опе