в случае участия в указанных исследованиях иностранных граждан, иностранных юридических лиц или международных организаций прилагают к запросу информацию обо всех формах и о степени такого участия. (В редакции Федерального закона от 22.04.2003 № 50-ФЗ)
Иностранные заявители представляют информацию обо всех формах и о степени участия граждан Российской Федерации и российских юридических лиц в морских научных исследованиях, проводимых иностранными заявителями. (В редакции Федерального закона от 22.04.2003 № 50-ФЗ)
От российских и иностранных заявителей может быть потребована дополнительная информация относительно морских научных исследований, на проведение которых запрашивается разрешение. В этом случае срок рассмотрения запроса исчисляется с даты представления российским или иностранным заявителем дополнительной информации. (В редакции Федерального закона от 22.04.2003 № 50-ФЗ)
Размещение и использование на континентальном шельфе научно-исследовательских установок и оборудования любого типа, за исключением таких, которые непосредственно предназначены для проведения исследований морской среды и природных ресурсов континентального шельфа, а также обеспечения обороны и безопасности Российской Федерации, осуществляются в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом для проведения морских научных исследований. При этом данные установки и оборудование должны нести опознавательные знаки с указанием государства регистрации или компетентной международной организации, которой они принадлежат, а также иметь надлежащие, согласованные в международном порядке средства предупреждения для обеспечения безопасности морской и воздушной навигации с учетом норм и стандартов, установленных компетентными международными организациями. (Дополнение частью - Федеральный закон от 22.04.2003 № 50-ФЗ) (В редакции федеральных законов от 04.11.2006 № 188-ФЗ; от 27.12.2009 № 364-ФЗ)
Морские научные исследования, район проведения которых хотя бы частично находится во внутренних морских водах или в территориальном море Российской Федерации, проводятся в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 31 июля 1998 года № 155-ФЗ "О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации". (Дополнение частью - Федеральный закон от 22.04.2003 № 50-ФЗ)
Статья 24. Порядок рассмотрения запросов
Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством Российской Федерации, не позднее чем через четыре месяца с даты получения запроса направляет российскому или иностранному заявителю разрешение на проведение морских научных исследований либо уведомление: (В редакции федеральных законов от 22.04.2003 № 50-ФЗ; от 22.08.2004 № 122-ФЗ; от 27.12.2009 № 364-ФЗ)
абзац; (Исключен - Федеральный закон от 22.04.2003 № 50-ФЗ)
абзац; (Исключен - Федеральный закон от 22.04.2003 № 50-ФЗ)
а) об отказе в разрешении на проведение планируемых морских научных исследований; (В редакции Федерального закона от 22.04.2003 № 50-ФЗ)
б) о несоответствии информации, представленной в запросе, характеру, целям и методам проведения морских научных исследований; (В редакции Федерального закона от 22.04.2003 № 50-ФЗ)
в) о необходимости предоставления дополнительной информации о планируемых морских научных исследованиях в соответствии со статьей 23 настоящего Федерального закона. (В редакции Федерального закона от 22.04.2003 № 50-ФЗ)
Разрешение на проведение морских научных исследований и уведомление, предусмотренное частью первой настоящей статьи, направляются иностранному заявителю по дипломатическим каналам. (В редакции Федерального закона от 22.04.2003 № 50-ФЗ)
Разрешение на проведение морских научных исследований выдается российскому заявителю либо на основании включения заявленных им морских научных исследований в ежегодный план проведения морских научных исследований, либо в исключительном порядке. Форма, содержание и порядок рассмотрения указанного плана, а также исключительный порядок выдачи российскому заявителю разрешения на проведение морских научных исследований определяется правилами, указанными в статье 23 настоящего Федерального закона. (Дополнение частью - Федеральный закон от 22.04.2003 № 50-ФЗ)
Разрешение на проведение морских научных исследований выдается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации, по согласованию с федеральными органами исполнительной власти, определяемыми соответственно Президентом Российской Федерации, Правительством Российской Федерации. (В редакции федеральных законов от 22.08.2004 № 122-ФЗ; от 04.11.2006 № 188-ФЗ; от 27.12.2009 № 364-ФЗ)
В случае, если федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством Российской Федерации, не направил в указанные сроки соответствующее разрешение или уведомление, иностранные заявители могут приступать к проведению морских научных исследований в сроки, предусмотренные в запросе, но не ранее чем по истечении шести месяцев с даты направления запроса или дополнительных сведений. (В редакции федеральных законов от 22.08.2004 № 122-ФЗ; от 27.12.2009 № 364-ФЗ)
Статья 25. Основания для отказа в выдаче разрешений на проведение морских научных исследований
Российским заявителям, иностранным заявителям может быть отказано в выдаче разрешений на проведение морских научных исследований, если возникает сомнение в исключительно мирном характере этих исследований, а также если их проведение:
1) создает угрозу обороне страны и безопасности государства;
2) несовместимо с требованиями в области охраны окружающей среды, в том числе защиты и сохранения морской среды, природных ресурсов континентального шельфа;
3) имеет отношение к региональному геологическому изучению, геологическому изучению, разведке и добыче минеральных ресурсов континентального шельфа, осуществлению рыболовства на континентальном шельфе;
4) включает в себя создание, эксплуатацию, использование искусственных островов, установок, сооружений, буровые работы, использование взрывчатых веществ, пневмоустройств на континентальном шельфе;
5) препятствует осуществлению Российской Федерацией суверенных прав и юрисдикции на континентальном шельфе;
6) связано с предоставлением заявителем недостоверной или неточной информации о характере и целях морских научных исследований;
7) осуществляется российскими заявителями или иностранными заявителями, имеющими перед Российской Федерацией обязательства, вытекающие из ранее проведенных морских научных исследований и невыполненные.
Российскому заявителю или иностранному заявителю не может быть отказано в выдаче разрешения на проведение морских научных исследований на континентальном шельфе за пределами 200 морских миль от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря, по основаниям, указанным в пункте 3 части первой настоящей статьи, за исключением районов, в которых по объявлению Правительства Российской Федерации проводятся или будут проводиться разведка континентального шельфа, разработка его минеральных ресурсов и водных биоресурсов. Информация о таких районах опубликовывается в "Извещениях мореплавателям".
(Статья в редакции Федерального закона от 27.12.2009 № 364-ФЗ)
Статья 26. Особенности в получении разрешения на проведение морских научных исследований, осуществляемых компетентными международными организациями
Если Российская Федерация в качестве члена компетентной международной организации или по двустороннему договору с такой организацией одобрила представленный этой организацией проект планируемых морских научных исследований или выразила желание участвовать в таких исследованиях, а федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством Российской Федерации, в течение четырех месяцев со дня получения им от этой организации уведомления о сроках и районе проведения указанных исследований не выразил каких-либо возражений, компетентная международная организация по истечении указанного в уведомлении срока может приступить к осуществлению морских научных исследований в соответствии с настоящим Федеральным законом и международными договорами Российской Федерации. (В редакции федеральных законов от 22.04.2003 № 50-ФЗ; от 22.08.2004 № 122-ФЗ; от 27.12.2009 № 364-ФЗ)
Статья 27. Обязанности российских и иностранных заявителей, проводящих морские научные исследования
Российские и иностранные заявители, получившие разрешение на проведение морских научных исследований, обязаны:
исполнять международные договоры Российской Федерации и настоящий Федеральный закон;
представлять в федеральный орган исполнительной власти, указанный в разрешении на проведение морских научных исследований, предварительные отчеты о проведении таких исследований, как только это становится практически возможным, а окончательные отчеты по завершении исследований;
представлять, как только это становится практически возможным, копии данных метеорологических, гидрологических, гидрохимических, гидробиологических наблюдений, наблюдений за состоянием окружающей среды, ее загрязнением, а также других наблюдений, предусмотренных разрешением на проведение морских научных исследований, в государственные фонды данных Российской Федерации, места нахождения которых указываются в разрешении;
регулярно поддерживать связь с береговыми службами Российской Федерации;
незамедлительно информировать федеральный орган исполнительной власти, указанный в разрешении на проведение морских научных исследований, о любом, в том числе предполагаемом, изменении в ходе выполнения программы морских научных исследований;
при наличии на исследовательских судах, летательных аппаратах, установках и сооружениях необходимого оборудования передавать в соответствии со стандартными процедурами Всемирной метеорологической организации в основные международные синоптические сроки через береговой радиоцентр (береговую радиостанцию) в ближайший гидрометеорологический центр Российской Федерации оперативные данные метеорологических, гидрологических и аэрологических наблюдений, если такие наблюдения предусмотрены разрешением на проведение морских научных исследований, а также сообщать об обнаруженных случаях загрязнения морской среды нефтью, токсичными веществами, мусором и сточными водами;
не создавать неоправданных помех деятельности, проводимой Российской Федерацией в осуществление своих суверенных прав и юрисдикции на континентальном шельфе;
удалять установки, сооружения и устройства по завершении морских научных исследований, если иное не предусмотрено разрешением на проведение морских научных исследований.
Российские и иностранные заявители обязаны обеспечивать участие в морских научных исследованиях специально уполномоченных представителей Российской Федерации, а именно их размещение и полное обеспечение на борту исследовательских судов, летательных аппаратов, на установках и сооружениях наравне с собственным командным (руководящим) составом, а также обеспечивать указанным представителям Российской Федерации доступ ко всем данным и образцам, полученным в ходе морских научных исследований, и передавать им данные, с которых можно сделать копии, и образцы, которые могут быть разделены без ущерба для их научной ценности. Порядок направления специально уполномоченных представителей Российской Федерации для участия в морских научных исследованиях, их полномочия определяются правилами проведения морских научных исследований, указанными в части третьей статьи 23 настоящего Федерального закона.
(Статья в редакции Федерального закона от 22.04.2003 № 50-ФЗ)
Статья 28. Передача и опубликование результатов морских научных исследований
Полученные в результате морских научных исследований данные, с которых можно сделать копии, и образцы, которые могут быть разделены без ущерба для их научной ценности, после обработки и анализа, в том числе окончательные результаты и заключения после завершения указанных исследований, российские и иностранные заявители обязаны передать в государственные научные организации Российской Федерации, места нахождения которых указываются в разрешении на проведение морских научных исследований. Уведомление о такой передаче российские и иностранные заявители направляют в федеральный орган исполнительной власти, указанный в разрешении на проведение морских научных исследований. (В редакции Федерального закона от 22.04.2003 № 50-ФЗ)
Иностранные заявители, проводившие морские научные исследования и передавшие Российской Федерации все полученные данные, обеспечивают доступ международному сообществу к результатам исследований через национальные или международные каналы, за исключением тех, которые касаются сведений, перечисленных в пункте 1 части первой статьи 25 настоящего Федерального закона. Эти сведения могут быть опубликованы лишь с согласия Правительства Российской Федерации. (В редакции Федерального закона от 22.04.2003 № 50-ФЗ)
Статья 29. Изменения программы морских научных исследований
Программа морских научных исследований может изменяться только по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации. Изменения считаются согласованными, если федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством Российской Федерации, подтвердив получение уведомления о предполагаемых изменениях, не сообщит о своих возражениях в течение 60 дней с даты получения им уведомления. (В редакции федеральных законов от 22.04.2003 № 50-ФЗ; от 22.08.2004 № 122-ФЗ; от 27.12.2009 № 364-ФЗ)
Статья 30. Приостановление или прекращение морских научных исследований
Морские научные исследования, проводимые с нарушениями международных договоров Российской Федерации и настоящего Федерального закона, могут быть приостановлены по решению федерального органа исполнительной власти, выдавшего разрешение на их проведение, органов охраны или указанных в части второй статьи 27 настоящего Федерального закона специально уполномоченных представителей Российской Федерации либо прекращены по решению федерального органа исполнительной власти, выдавшего разрешение на проведение указанных исследований. (В редакции Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ)
Морские научные исследования могут быть приостановлены в случае, если они проводятся:
с изменившим проект морских научных исследований отступлением от сведений, представленных в запросе в соответствии со статьей 23 или в уведомлении в соответствии со статьей 26 настоящего Федерального закона;
без соблюдения заявителем своих обязательств перед Российской Федерацией.
Возобновление приостановленных морских научных исследований допускается только после устранения в установленные сроки допущенных нарушений и представления сведений о принятых мерах по устранению допущенных нарушений и мерах по предотвращению подобных нарушений в соответствующий федеральный орган исполнительной власти или указанному в части второй статьи 27 настоящего Федерального закона специально уполномоченному представителю Российской Федерации, вынесшим решение о приостановлении морских научных исследований. (В редакции Федерального закона от 27.12.2009 № 364-ФЗ)
Морские научные исследования подлежат немедленному прекращению, если:
указанные исследования проводятся без разрешения на их проведение (за исключением случаев, предусмотренных статьями 24 и 26 настоящего Федерального закона);
российский или иностранный заявитель возобновил приостановленные морские научные исследования, не устранив в установленные сроки тех нарушений, из-за которых указанные исследования были приостановлены.
(Статья в редакции Федерального закона от 22.04.2003 № 50-ФЗ)
ГЛАВА VI. ЗАЩИТА И СОХРАНЕНИЕ МОРСКОЙ СРЕДЫ, ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ КОНТИНЕНТАЛЬНОГО ШЕЛЬФА. ЗАХОРОНЕНИЕ ОТХОДОВ И ДРУГИХ МАТЕРИАЛОВ
(Наименование в редакции Федерального закона от 27.12.2009 № 364-ФЗ)
Статья 31. Государственная экологическая экспертиза на континентальном шельфе
Государственная экологическая экспертиза на континентальном шельфе (далее - государственная экологическая экспертиза):
является обязательной мерой по охране окружающей среды, в том числе по защите морской среды и сохранению природных ресурсов континентального шельфа; (В редакции федеральных законов от 04.11.2006 № 188-ФЗ; от 27.12.2009 № 364-ФЗ)
проводится федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации, в соответствии с законодательством Российской Федерации. (В редакции федеральных законов от 22.08.2004 № 122-ФЗ; от 27.12.2009 № 364-ФЗ)
Государственной экологической экспертизе подлежат все виды документов и (или) документации, обосновывающих планируемую хозяйственную и иную деятельность на континентальном шельфе. Все виды хозяйственной деятельности на континентальном шельфе могут осуществляться только при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы. (В редакции Федерального закона от 27.12.2009 № 364-ФЗ)
Объектами государственной экологической экспертизы являются проекты федеральных программ, другие документы и (или) документация, имеющие отношение к региональному геологическому изучению, геологическому изучению, разведке и добыче минеральных ресурсов континентального шельфа, рыболовству, созданию, эксплуатации, использованию искусственных островов, установок, сооружений, прокладке подводных кабелей, трубопроводов, проведению буровых работ, захоронению отходов и других материалов, а также обосновывающие другие виды планируемой хозяйственной и иной деятельности на континентальном шельфе. (В редакции федеральных законов от 27.12.2009 № 364-ФЗ; от 30.12.2012 № 287-ФЗ)
Объектом государственной экологической экспертизы также является план предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов, предусмотренный статьей 222 настоящего Федерального закона. В случае, если указанный план является составной частью проектной документации, которая предусмотрена законодательством Российской Федерации о недрах, законодательством о градостроительной деятельности и положительное заключение государственной экологической экспертизы которой имеется, наличие отдельного положительного заключения государственной экологической экспертизы указанного плана не требуется. (Дополнение частью - Федеральный закон от 30.12.2012 № 287-ФЗ)
Статья 32. Оценка соблюдения обязательных требований в области охраны окружающей среды на континентальном шельфе
Оценка соблюдения обязательных требований в области охраны окружающей среды на континентальном шельфе, установленных международными договорами Российской Федерации, настоящим Федеральным законом и принимаемыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, осуществляется в рамках федерального государственного экологического контроля (надзора) в соответствии с Федеральным законом от 10 января 2002 года № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" и федерального государственного контроля (надзора) в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов.
(Статья в редакции Федерального закона от 11.06.2021 № 170-ФЗ)
Статья 33. Государственный мониторинг континентального шельфа
Государственный мониторинг континентального шельфа (далее - государственный мониторинг), являющийся составной частью государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды), представляет собой систему регулярных наблюдений за состоянием окружающей среды, включая морскую среду и донные отложения, в том числе за показателями химического и радиоактивного загрязнения, микробиологическим и гидробиологическим параметрами и их изменениями под влиянием природных и антропогенных факторов. (В редакц