ое здоровье, является высокий уровень абортов. Несмотря на некоторое снижение их абсолютной частоты, постоянно растет коэффициент их отношения к числу родов. В 1994 году было зафиксировано 217 абортов на 100 родов, в 1993 году - 214.
В стране наблюдается высокий уровень материнской смертности, которая в 10 - 12 раз превышает показатели развитых стран. Материнская смертность отражает степень риска, которому подвергаются женщины во время беременности и родов. Этот риск усугубляется плохим состоянием здоровья, несбалансированным питанием, неблагоприятными условиями труда и быта, недостатками работы служб охраны материнства.
Одновременно ухудшается качество здоровья новорожденных детей. Растет число новорожденных с низкой массой тела. В 2, 3 раза возросла их общая заболеваемость, в том числе частота заболеваний с высоким риском летальности (сепсис, врожденные пороки развития, болезни легких, нарушения обмена веществ, глубокая недоношенность и др.). Остается высокой младенческая смертность. Смертность детей в возрасте до 5 лет составляла в 1994 году 40 случаев на 10000 детей соответствующего возраста.
Отмечается постепенное увеличение болезненности детей во всех возрастных группах. Нарастает патология, имеющая хроническое течение, в том числе анемия, болезни системы кровообращения, костно-мышечной, эндокринной системы, болезни обмена и нарушения питания, новообразования.
Из-за низкого охвата детей профилактическими прививками сложилась сложная эпидемиологическая ситуация по дифтерии. Высока вероятность роста в ближайшее время заболеваемости корью, коклюшем, паротитом и даже полиомиелитом.
За последние годы в России отмечается рост значимости для здоровья женщин и детей таких неблагоприятных факторов, как загрязнение окружающей среды, вредные условия производства, разрушение государственной системы дошкольных учреждений, снижение доступности санаторно-курортного лечения и летнего оздоровительного отдыха, рост числа женщин и детей, употребляющих алкоголь и наркотические средства. Сократились возможности для занятий детей физкультурой и спортом. Подростки вовлекаются в трудовую деятельность без достаточного контроля за условиями труда: на начало 1994 года 4,7 процента всех занятых подростков моложе 18 лет в промышленности, строительстве, на транспорте и связи работали в условиях, не соответствующих санитарно-гигиеническим нормам.
Обобщенная оценка государственных мер с точки зрения их достаточности
Законами Российской Федерации и другими нормативными актами был предусмотрен целый ряд мер, направленных на охрану здоровья женщин и детей, в частности повышающих эффективность диспансеризации беременных; установлены дополнительные льготы родителям с детьми до 14 лет, позволяющие сочетать труд и воспитание детей; установлены более жесткие требования к безопасности женского труда.
На основе целевой программы "Планирование семьи", входящей в президентскую программу "Дети России", решается вопрос реализации права на планирование семьи.
Рядом решений Правительства Российской Федерации предусмотрена адресная поддержка семей с малолетними детьми: бесплатный отпуск молочных продуктов, льготы на приобретение медикаментов. Расширены медицинские показания для определения инвалидности у детей.
В 1993 году приняты Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, которыми определены важнейшие нормы в области охраны здоровья женщин и детей, в том числе права семьи, беременных женщин и матерей, несовершеннолетних.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 20 апреля 1993 г. № 468 "О неотложных мерах по обеспечению здоровья населения Российской Федерации" разработаны дополнительные федеральные программы, в том числе "Безопасное материнство", "Вакцинопрофилактика".
Вместе с тем, как показывает анализ состояния здоровья женщин и детей и тенденций основных демографических показателей, принимаемые меры не принесли ожидаемого эффекта. Многие государственные решения в области детства приняли декларативный характер в силу неотработанного механизма их реализации.
Существенным фактором ухудшения состояния здоровья женщин и детей является отсутствие экономических и правовых механизмов, стимулирующих у населения интерес к сохранению здоровья, здоровому образу жизни. Принятые меры по охране здоровья матерей и детей пока не привели к ожидаемым результатам.
На практике нередко не выполняется и существующее законодательство по недопущению женского труда во вредных для здоровья производствах.
Цели, задачи и меры
Основными целями и задачами в области обеспечения безопасного материнства и охраны здоровья детей являются:
1) снижение младенческой смертности к 2000 году с 18,6 на 1000 живорожденных детей до 15 за счет снижения уровня неонатальной смертности, постнеонатальной смертности, младенческой смертности от травм, отравлений, несчастных случаев;
2) снижение смертности детей от 0 до 4 лет включительно до 25 на 10000 детей соответствующего возраста за счет снижения уровня смертности от травм, несчастных случаев и отравлений, болезней органов дыхания и инфекций;
3) снижение смертности детей от 0 до 14 лет до 100 на 100000 детей соответствующего возраста за счет снижения смертности от инфекционных заболеваний, травм, несчастных случаев и отравлений, болезней нервной системы, болезней органов дыхания, врожденных аномалий развития;
4) снижение материнской смертности до 25 - 27 на 100000 живорожденных детей за счет уменьшения частоты осложнений при родах и во время беременности, снижения смертности от акушерских кровотечений, сепсиса, абортов;
5) снижение числа абортов до 50 на 1000 женщин фертильного возраста путем реализации государственной программы "Планирование семьи", в частности за счет обеспечения 40 - 45 процентов женщин фертильного возраста современными видами контрацепции, разработки и внедрения образовательных и информационных программ для детей, подростков, семей, медицинских работников, педагогов, воспитателей;
6) снижение инфекционной заболеваемости детей, предупреждаемой с помощью вакцин (дифтерия, корь, коклюш, туберкулез, полиомиелит, паротит), на основе государственной программы "Вакцинопрофилактика";
7) снижение заболеваемости детей болезнями органов дыхания, в частности острыми респираторными заболеваниями и другими инфекционными заболеваниями путем повышения санитарной грамотности населения, обеспечения доступа к чистой воде и доброкачественным продуктам питания, улучшения санитарно-гигиенических условий пребывания детей в детских коллективах, внедрения программы иммунопрофилактики детского населения против гриппа, совершенствования медицинского обслуживания детей в образовательных учреждениях (дошкольных учреждениях, школах);
8) снижение детской инвалидности на основе государственной программы "Дети-инвалиды", имея в виду реализацию основных медико-технологических задач.
Выполнение указанных задач должно осуществляться на основе стратегических направлений развития службы охраны материнства и детства, которые базируются на принципе единства здоровья детей и обеспечения репродуктивных потребностей женщин и предусматривают реализацию следующих мер:
1) обеспечение приоритетного и опережающего развития службы охраны материнства и детства, в том числе на основе федеральных целевых программ;
2) обеспечение государственной гарантии бесплатной, оптимальной по объему и качеству, дифференцированной в зависимости от возраста и состояния здоровья медицинской помощи детям и женщинам;
3) развитие отечественной медицинской промышленности на основе программ конверсии, создания совместных предприятий, реализации программы создания медицинской техники, изделий медицинского назначения для службы охраны материнства и детства;
4) обеспечение государственной поддержки научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по разработке и внедрению в практику отечественных лекарственных форм, иммунобиологических препаратов, диагностических систем для использования в акушерско-гинекологической и педиатрической практике;
5) первоочередное вложение на основе федеральных целевых программ средств федерального бюджета, прежде всего в те медицинские технологии, которые обеспечивают рождение здоровых детей;
6) предоставление дорогостоящих специализированных видов медицинской помощи женщинам и детям на основе создания во всех территориях гарантированных базовых медицинских услуг;
7) отказ от жесткой регламентации структуры и сети амбулаторно-поликлинических учреждений для женщин и детей;
8) сосредоточение научно-исследовательских работ на основных направлениях, решающих главные задачи по обеспечению защиты, выживания и развития детей: мониторинг состояния плода и разработка методов коррекции выявленных нарушений; диагностика и лечение внутриутробных инфекций, перинатальная диагностика врожденной и наследственной патологии, фармакология перинатального периода; разработка критериев качества и эффективности медицинской помощи детям; оценка актуальности и экономической целесообразности предлагаемых медико-организационных технологий и программ; исследование проблем влияния на здоровье детей неблагоприятных факторов окружающей среды; разработка детских лекарственных форм и препаратов, иммунопрепаратов, вакцин, сывороток.
3.4. УЛУЧШЕНИЕ ПИТАНИЯ ДЕТЕЙ
Обобщенная оценка состояния проблемы
Общее состояние питания в Российской Федерации характеризуется ухудшением его структуры. Отмечается снижение потребления продуктов животного происхождения (мясо, молоко, рыба), овощей и особенно фруктов при одновременном увеличении потребления хлеба, крупы и макаронных изделий.
Особенно актуальна эта проблема для детей, беременных и кормящих женщин. В их рационе опасно снижен уровень потребления полноценных белков, растительных жиров, витаминов и минеральных веществ на фоне избыточного потребления углеводов.
В стране слабо развита индустрия детского питания, основной задачей которой является производство сухих, жидких и пастообразных молочных продуктов, плодоовощных, мясных и рыбных консервов для детей в возрасте до трех лет из экологически чистого сырья. Потребность в таких продуктах за счет собственного производства удовлетворяется в среднем на 10 - 30 процентов. Не соответствуют потребности качество и ассортимент выпускаемой продукции.
Меры по профилактической витаминизации обеспечиваются производством отечественных витаминных препаратов на 30 процентов.
Значительно ухудшилось положение с обеспечением питания детей в дошкольных, интернатных учреждениях и общеобразовательных школах. Резко сократилось число учащихся, имеющих возможность пользоваться услугами столовых и течение учебного дня. В ходе приватизации общественного питания 70 процентов базовых школьных столовых и столовых-заготовочных переданы в частную и коллективную собственность и прекратили снабжение школьных столовых, которые в этих условиях стали работать по полному технологическому циклу с первичной обработкой всех видов сырья, грубо нарушая санитарные нормы и правила.
Не обеспечивается безопасность продуктов питания для детей из-за отсутствия экологически чистого сырья, несовершенных условий доставки и реализации готовой продукции, появления в сфере производства и реализации предприятий негосударственных форм собственности и не соответствующей этим изменениям системы надзора за качеством и безопасностью продуктов питания для детей. Существенным недостатком является отсутствие законодательной базы, регулирующей взаимоотношения продавцов, производителей и потребителей детского питания.
Одной из причин отклонений от принципов и норм рационального питания российских детей является низкий уровень общей санитарной культуры населения, распространенность ошибочных представлений о принципах питания детей и подростков.
Качество питания непосредственно отражается на здоровье детей, беременных и кормящих матерей. Увеличивается число беременных женщин, страдающих анемией, в искусственном вскармливании нуждается более 60 процентов детей первого года жизни, растет число алиментарно-зависимых состояний у детей (рахит, паратрофии, аллергодерматозы, анемия). Среди детей школьного возраста отмечается рост заболеваний органов пищеварения, таких, как язвенная болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки, желчнокаменная болезнь и других.
Обобщенная оценка государственных мер с точки зрения их достаточности
Проблема обеспечения детей полноценным питанием признана приоритетной на государственном уровне.
В 1992 году был введен бесплатный отпуск специальных молочных продуктов всем детям первого-второго годов жизни. Основами законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан определены гарантии государства по обеспечению полноценным питанием беременных, кормящих женщин, детей в возрасте до 3 лет.
Вместе с тем реальное положение с обеспечением данной группы населения продуктами питания свидетельствует о том, что гарантии государства по полноценному питанию указанного контингента в полной мере не обеспечиваются, не предусмотрены источники финансирования многих мероприятий.
С отставанием от намеченных сроков реализуется программа "Развитие индустрии детского питания на 1991 - 1995 годы", предусматривающая техническое перевооружение, реконструкцию, расширение действующих и строительство новых предприятий по производству питания для детей раннего возраста.
Поддержка питания беременных женщин и кормящих матерей осуществлялась прикреплением к продовольственным магазинам по месту жительства для льготного приобретения продуктов питания (женщинам с 20 недель беременности и кормящим матерям). Однако в связи с введением свободных цен на продукты питания и при отсутствии мер, стимулирующих деятельность торгующих этими продуктами предприятий и учреждений, их приобретение через магазины в настоящее время прекратилось.
Таким образом, решение проблемы детского питания на уровне федеральных органов государственной власти носит противоречивый характер. Имеется серьезный разрыв между декларируемыми мерами и неудовлетворительным уровнем их реализации.
Цели, задачи и меры
Целью государственной социальной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации в области улучшения питания является обеспечение полноценным питанием детей, беременных женщин и кормящих матерей.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1) развить сферу производства и реализации детских продуктов питания;
2) обеспечить качество и безопасность детских продуктов питания;
3) проводить профилактическую витаминизацию детского населения, беременных и кормящих женщин;
4) провести гигиеническое воспитание и обучение населения рациональным принципам питания беременных, кормящих женщин и детей;
5) поддержать грудное вскармливание младенцев;
6) обеспечить сбалансированное питание детей в организованных коллективах;
7) реализовать социальные гарантии в области обеспечения рациональным питанием детского населения, поддержки питания беременных и кормящих женщин.
Для выполнения поставленных задач на федеральном уровне потребуется реализация следующих мер:
1) создание экономических условий, стимулирующих работу имеющихся предприятий и цехов, специализирующихся на выпуске детского питания; реализация федеральной целевой программы "Развитие индустрии детского питания" с ориентацией ее на обеспечение ввода в действие предприятий с высокой строительной готовностью, разработка и изготовление отечественного технологического оборудования; совершенствование рецептур и технологии изготовления продуктов детского питания; использование сети молочных кухонь для организации на них промышленного производства жидких и пастообразных молочных продуктов для здоровых и больных детей раннего возраста;
2) развитие нормативно-правовой базы, регулирующей вопросы производства, закупки и реализации продуктов детского питания, защиты качества и безопасности продуктов детского питания;
3) осуществление поэтапного перехода к регулярной профилактической витаминизации детского населения, беременных и кормящих женщин, в том числе на первом этапе (1995 - 1996 годы) только детей дошкольного и раннего школьного возраста, а также беременных и кормящих женщин в экологически наиболее неблагоприятных регионах; проведение витаминизации за счет витаминов отечественного производства и посредством закупок недостающего объема и ассортимента их по импорту;
4) обучение населения основам рационального питания детей различных возрастов;
5) широкое информирование населения о важности оказания женщинам поддержки во время грудного вскармливания на протяжении первых четырех-шести месяцев жизни ребенка.
Достижение охвата грудным вскармливанием 80 процентов детей в возрасте до трех месяцев и 60 процентов - в возрасте до шести месяцев;
6) повышение сбалансированности питания несовершеннолетних в организованных коллективах, в том числе за счет обеспечения дошкольных, интернатных учреждений и общеобразовательных школ наборами продуктов в соответствии с возрастом и состоянием здоровья детей, а также пересмотра системы выделения средств на питание в этих учреждениях;
7) реализация гарантий государства в отношении обеспечения полноценным питанием детей, в том числе за счет обеспечения детей, беременных и кормящих женщин наборами продуктов и витаминов в обязательном ассортиментном минимуме.
3.5. ОБЕСПЕЧЕНИЕ ВОСПИТАНИЯ, ОБРАЗОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ
Оценка состояния проблемы
В России на начало 1994/95 учебного года функционировало 77 тыс. дошкольных учреждений, которые посещали 6,8 млн. детей. Число дневных общеобразовательных школ составило 68,2 тыс., в них обучались 21,1 млн. человек.
В системе начального профессионального образования функционируют 4,2 тыс. учреждений, в которых обучаются 1,7 млн. человек; в 2,6 тыс. учреждений среднего профессионального образования обучаются 2,1 млн. учащихся.
Возможности для развития индивидуальных интересов и способностей детей предоставляют около 16 тыс. учреждений дополнительного образования различных ведомств (центры, дворцы и детские дома творчества, станции и центры технического творчества, эколого-биологической деятельности, туризма, краеведения и другие), в которых занимаются свыше 9 млн. детей и подростков. Действуют центры народных традиций, народного искусства, школы ремесел, центры ранней профессиональной ориентации и другие.
Органичной частью воспитания и развития детей является обеспечение условий для организованного оздоровительного отдыха в период каникул. Однако в последние годы произошло некоторое сокращение числа детей, отдохнувших в летних оздоровительных лагерях.
В настоящее время система образования России переживает сложный процесс перехода от унитарного образования к образованию по выбору. Разработаны и введены в действие более 300 вариативных и параллельных программ и учебников, продолжается дифференциация образовательных учреждений.
Предпринимаются шаги по реализации права детей с недостатками умственного и физического развития на получение образования. Число школ и специальных классов для них ежегодно увеличивается.
Вместе с тем в сфере образования и развития детей имеется ряд серьезных проблем.
Социально-экономическая нестабильность общества в первую очередь сказалась на самой незащищенной категории граждан - несовершеннолетних. Вне школы уже оказались более 1,5 млн. детей школьного возраста. Практически каждый третий школьник имеет нервно-психические отклонения, нуждается в психолого-педагогической и социальной реабилитации.
В две-три смены работает уже 35 процентов школ России. Более 6 процентов учебных заведений находится в аварийн