й одежды указанными должностными лицами утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. (В редакции Федерального закона от 11.06.2021 № 170-ФЗ)
(Дополнение пунктом - Федеральный закон от 03.08.2018 № 321-ФЗ)
7. Государственные инспектора в области охраны окружающей среды подлежат обязательному государственному страхованию в соответствии с законодательством Российской Федерации. (В редакции Федерального закона от 14.10.2014 № 307-ФЗ)
8. Органы и федеральные государственные бюджетные учреждения, осуществляющие государственный контроль (надзор) в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий, могут быть привлечены судом к участию в деле либо вправе вступать в дело по своей инициативе для дачи заключения по иску о возмещении вреда, причиненного окружающей среде и ее компонентам вследствие нарушения требований законодательства Российской Федерации об особо охраняемых природных территориях. (В редакции федеральных законов от 28.12.2013 № 406-ФЗ, от 11.06.2021 № 170-ФЗ)
(Статья в редакции Федерального закона от 18.07.2011 № 242-ФЗ)
Статья 35. Охрана территорий природных парков, государственных природных заказников и других особо охраняемых природных территорий регионального и местного значения
1. Охрана территорий природных парков, государственных природных заказников и других особо охраняемых природных территорий осуществляется государственными органами, в ведении которых они находятся, в порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
2. (Пункт утратил силу - Федеральный закон от 11.06.2021 № 170-ФЗ)
3. (Пункт утратил силу - Федеральный закон от 14.10.2014 № 307-ФЗ)
РАЗДЕЛ Х. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ РЕЖИМА ОСОБО ОХРАНЯЕМЫХ ПРИРОДНЫХ ТЕРРИТОРИЙ
Статья 36. Ответственность за нарушение режима особо охраняемых природных территорий
1. (Пункт утратил силу - Федеральный закон от 30.12.2001 № 196-ФЗ)
2. Законодательством Российской Федерации устанавливается уголовная ответственность за нарушение режима особо охраняемых природных территорий.
3. Вред, причиненный природным объектам и комплексам в границах особо охраняемых природных территорий, подлежит возмещению в соответствии с утвержденными в установленном порядке таксами и методиками исчисления размера ущерба, а при их отсутствии - по фактическим затратам на их восстановление.
РАЗДЕЛ ХI. МЕЖДУНАРОДНЫЕ ДОГОВОРЫ В ОБЛАСТИ ОСОБО ОХРАНЯЕМЫХ ПРИРОДНЫХ ТЕРРИТОРИЙ
Статья 37. Международные договоры
1. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные настоящим Федеральным законом, то применяются правила международного договора. (В редакции Федерального закона от 08.12.2020 № 429-ФЗ)
2. Решения межгосударственных органов, принятые на основании положений международных договоров Российской Федерации в их истолковании, противоречащем Конституции Российской Федерации, не подлежат исполнению в Российской Федерации. Такое противоречие может быть установлено в порядке, определенном федеральным конституционным законом. (Дополнение пунктом - Федеральный закон от 08.12.2020 № 429-ФЗ)
РАЗДЕЛ ХII. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 371. Функционирование туристско-рекреационных особых экономических зон в границах национальных парков
1. Туристско-рекреационная особая экономическая зона, созданная в установленном порядке до 1 сентября 2023 года в границах национального парка (далее - особая экономическая зона), может функционировать исключительно в границах рекреационной зоны национального парка, зоны хозяйственного назначения национального парка, а также зоны охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации с соблюдением режима особой охраны национального парка и по согласованию с уполномоченным органом, в ведении которого находится национальный парк.
2. Предоставление земельных участков, находящихся в федеральной собственности и расположенных в границах функциональных зон национального парка, указанных в пункте 1 настоящей статьи, осуществляется органами управления особыми экономическими зонами после заключения соглашения о передаче полномочий по управлению рекреационной деятельностью национального парка.
3. Соглашение о передаче прав и обязанностей по осуществлению рекреационной деятельности в национальном парке заключается между уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в сфере создания и функционирования особых экономических зон на территории Российской Федерации, уполномоченным органом и федеральным государственным бюджетным учреждением, осуществляющим управление соответствующим национальным парком. В случае принятия решения о привлечении управляющей компании к управлению особой экономической зоной в порядке, определенном законодательством Российской Федерации об особых экономических зонах, такая управляющая компания также должна являться стороной соглашения о передаче полномочий по управлению рекреационной деятельностью национального парка.
4. Порядок заключения соглашения о передаче полномочий по управлению рекреационной деятельностью национального парка утверждается Правительством Российской Федерации.
5. Соглашение о передаче прав и обязанностей по осуществлению рекреационной деятельности в национальном парке должно содержать:
а) порядок согласования уполномоченным органом документации по планировке территории особой экономической зоны, расположенной в границах соответствующих функциональных зон национального парка;
б) перечень проводимых резидентами особой экономической зоны мероприятий по предупреждению причинения вреда окружающей среде, соблюдению режима особой охраны территории национального парка;
в) сведения о земельных участках, находящихся в федеральной собственности и расположенных в границах соответствующих функциональных зон национального парка, полномочия по предоставлению которых передаются органам управления особой экономической зоной;
г) обязательства органов управления особой экономической зоной по образованию передаваемых земельных участков, а также обязательства федерального государственного бюджетного учреждения, осуществляющего управление национальным парком, по осуществлению отказа от права постоянного (бессрочного) пользования такими земельными участками;
д) иные условия, определяемые сторонами соглашения о передаче полномочий по управлению рекреационной деятельностью национального парка.
6. Уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти в сфере создания и функционирования особых экономических зон на территории Российской Федерации и (или) управляющая компания, привлеченная к управлению особой экономической зоной, в течение одного года с момента заключения соглашения о передаче полномочий по управлению рекреационной деятельностью национального парка обеспечивают образование земельных участков из земельных участков, предоставленных федеральному государственному бюджетному учреждению, осуществляющему управление национальным парком, на праве постоянного (бессрочного) пользования, и осуществление государственного кадастрового учета таких земельных участков, а соответствующее федеральное государственное бюджетное учреждение осуществляет отказ от права постоянного (бессрочного) пользования такими земельными участками на условиях и в порядке, которые установлены земельным законодательством.
7. В случае, если границы особой экономической зоны пересекают границы земельных участков, предоставленных на праве постоянного (бессрочного) пользования федеральному государственному бюджетному учреждению, осуществляющему управление национальным парком, либо сведения о местоположении границ таких земельных участков не содержатся в Едином государственном реестре недвижимости, уточнение местоположения границ таких земельных участков осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
8. Соглашение о передаче прав и обязанностей по осуществлению рекреационной деятельности в национальном парке заключается на срок, не превышающий срока, оставшегося до прекращения существования особой экономической зоны.
9. Земельные участки, расположенные на территории национального парка и включенные в границы особой экономической зоны, после заключения соглашения о передаче полномочий по управлению рекреационной деятельностью национального парка предоставляются в аренду резидентам особой экономической зоны ее органами управления в соответствии с земельным законодательством и особенностями, предусмотренными Федеральным законом от 22 июля 2005 года № 116-ФЗ "Об особых экономических зонах в Российской Федерации", а также соглашением о передаче полномочий по управлению рекреационной деятельностью национального парка.
10. Резиденты особых экономических зон осуществляют туристско-рекреационную деятельность на основании соглашений об осуществлении туристско-рекреационной деятельности, заключенных в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 22 июля 2005 года № 116-ФЗ "Об особых экономических зонах в Российской Федерации", с соблюдением режима особой охраны соответствующего национального парка, в том числе установленной предельно допустимой его рекреационной емкости при осуществлении туризма.
(Дополнение статьей - Федеральный закон от 18.03.2023 № 77-ФЗ)
Статья 372. Переходные положения
1. В течение одного года со дня утверждения в установленном порядке плана рекреационной деятельности национального парка физические и юридические лица, которым на 1 сентября 2023 года земельные участки, находящиеся в федеральной собственности и расположенные в границах соответствующего национального парка, были предоставлены в аренду (далее - арендаторы земельных участков), обязаны заключить соглашения об осуществлении рекреационной деятельности на условиях и в порядке, которые определены настоящей статьей.
2. В течение одного года со дня утверждения в установленном порядке плана рекреационной деятельности национального парка лица, осуществляющие деятельность, связанную с выполнением работ, оказанием услуг в сфере туризма, физической культуры и спорта, организации отдыха и укрепления здоровья граждан, обязаны заключить соглашения об осуществлении рекреационной деятельности на условиях и в порядке, которые установлены разделом III1 настоящего Федерального закона.
3. Положения настоящей статьи не распространяются на резидентов особых экономических зон, осуществляющих деятельность в соответствии с Федеральным законом от 22 июля 2005 года № 116-ФЗ "Об особых экономических зонах в Российской Федерации".
4. Заключение соглашения об осуществлении рекреационной деятельности в случае, предусмотренном пунктом 1 настоящей статьи, осуществляется без проведения торгов.
5. Для заключения соглашения об осуществлении рекреационной деятельности арендатор земельного участка подает заявление о заключении соглашения об осуществлении рекреационной деятельности в уполномоченный орган.
6. В заявлении о заключении соглашения об осуществлении рекреационной деятельности в национальном парке (далее - заявление о заключении соглашения) указываются следующие сведения:
а) полное и (при наличии) сокращенное наименования и организационно-правовая форма, юридический адрес и адрес места нахождения, банковские реквизиты - для юридического лица;
б) фамилия, имя и отчество (при наличии), адрес места жительства, наименование и реквизиты документа, удостоверяющего личность, банковские реквизиты - для физического лица, в том числе индивидуального предпринимателя;
в) площадь, местоположение и границы земельного участка;
г) данные о договоре аренды земельного участка;
д) описание осуществляемой экономической и иной деятельности на арендованном земельном участке.
7. К заявлению о заключении соглашения прилагаются следующие документы:
а) выписка из единого государственного реестра юридических лиц или удостоверенная в установленном порядке копия выписки - для юридического лица;
б) выписка из единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей или удостоверенная в установленном порядке копия выписки - для физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем;
в) копия документа, удостоверяющего личность, удостоверенная в установленном порядке, - для физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем;
г) документы, подтверждающие отсутствие задолженности по арендной плате за земельный участок;
д) выписка из Единого государственного реестра недвижимости об арендованном земельном участке;
е) выписка из Единого государственного реестра недвижимости о возведенных на арендованном земельном участке объектах капитального строительства (при наличии таких объектов);
ж) в случае отсутствия либо непредоставления документов, указанных в подпунктах "д" и "е" настоящего пункта, заявителем предоставляется перечень объектов капитального строительства и некапитальных строений, сооружений (в том числе нестационарных торговых объектов), элементов благоустройства, объектов сопутствующей инфраструктуры, возведенных на арендованном земельном участке, с указанием их местоположения, описанием их параметров, составляемый в свободной форме;
з) документы, подтверждающие проведение арендатором земельного участка ежегодных мероприятий по предупреждению причинения вреда окружающей среде, соблюдение режима особой охраны территорий национальных парков, согласованных с федеральным государственным бюджетным учреждением, осуществляющим управление соответствующим национальным парком, в соответствии с перечнем, установленным уполномоченным органом.
8. Документы (их копии или сведения, содержащиеся в них), указанные в подпунктах "а", "б", "д" и "е" пункта 7 настоящей статьи, запрашиваются уполномоченным органом в государственных органах, органах местного самоуправления и подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях, в распоряжении которых находятся такие документы, если заявитель не представил такие документы самостоятельно.
9. Срок рассмотрения заявления о заключении соглашения и прилагаемых к нему документов не должен превышать тридцать дней со дня их получения уполномоченным органом.
10. По результатам рассмотрения заявления о заключении соглашения уполномоченным органом принимается решение о заключении соглашения об осуществлении рекреационной деятельности (далее - решение о заключении соглашения) либо мотивированное решение об отказе в заключении соглашения об осуществлении рекреационной деятельности (далее - решение об отказе в заключении соглашения).
11. Решение о заключении соглашения должно содержать:
а) сведения о заявителе (наименование юридического лица или фамилия, имя, отчество (при наличии) гражданина, в том числе индивидуального предпринимателя);
б) кадастровый номер, площадь и местоположение земельного участка;
в) вид разрешенного использования земельного участка.
12. Решение об отказе в заключении соглашения содержит сведения, указанные в подпунктах "а" - "в" пункта 11 настоящей статьи, а также указание причин этого отказа.
13. Основаниями для принятия решения об отказе в заключении соглашения являются:
а) несоответствие возведенных на арендованном земельном участке объектов капитального строительства и некапитальных строений, сооружений (в том числе нестационарных торговых объектов), элементов благоустройства, объектов сопутствующей инфраструктуры режиму особой охраны соответствующего национального парка;
б) наличие задолженности по арендной плате за земельный участок;
в) невыполнение арендатором земельного участка условий заключенного договора аренды;
г) несоблюдение режима особой охраны национального парка;
д) непроведение арендатором земельного участка ежегодных мероприятий по предупреждению причинения вреда окружающей среде, соблюдению режима особой охраны территорий национальных парков, согласованных с федеральным государственным бюджетным учреждением, осуществляющим управление соответствующим национальным парком, в соответствии с перечнем, установленным уполномоченным органом;
е) наличие у уполномоченного органа информации о выявленных и не устраненных арендатором земельного участка нарушениях законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды, законодательства Российской Федерации об особо охраняемых природных территориях.
14. Уполномоченный орган, принявший решение о заключении соглашения, в течение пяти дней со дня его принятия направляет арендатору земельного участка решение о заключении соглашения вместе с проектом соглашения об осуществлении рекреационной деятельности.
15. Форма и содержание соглашения об осуществлении рекреационной деятельности должны соответствовать требованиям, установленным статьей 173 настоящего Федерального закона.
16. Незаключение арендаторами земельных участков в установленный настоящей статьей срок соглашений об осуществлении рекреационной деятельности является основанием для расторжения договоров аренды соответствующих земельных участков.
17. До дня заключения соглашений об осуществлении рекреационной деятельности на условиях и в порядке, которые определены настоящей статьей, ежегодные мероприятия по предупреждению причинения вреда окружающей среде, соблюдению режима особой охраны территорий национальных парков осуществляются по согласованию с федеральным государственным бюджетным учреждением, осуществляющим управление соответствующим национальным парком.
18. Если земельные участки, расположенные в границах национальных парков, не отнесены к землям особо охраняемых территорий и объектов, это не является препятствием для их предоставления в аренду в соответствии с земельным законодательством и настоящим Федеральным законом.
(Дополнение статьей - Федеральный закон от 18.03.2023 № 77-ФЗ)
Статья 38. Заключительные положения
1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
2. Поручить Правительству Российской Федерации в течение двух месяцев привести в соответствие с настоящим Федеральным законом нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти.
3. Аренда земельных участков, расположенных в границах соответствующих функциональных зон, на которые делятся территории национальных парков, осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом, если иное не предусмотрено Федеральным законом от 1 декабря 2007 года № 310-ФЗ "Об организации и о проведении XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, развитии города Сочи как горноклиматического курорта и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". (Дополнение пунктом - Федеральный закон от 27.12.2009 № 379-ФЗ)
4. Положения подпункта "к" пункта 2 статьи 15 настоящего Федерального закона не распространяются на объекты спорта, которые являются объектами капитального строительства и для строительства которых до дня вступления в силу настоящего Федерального закона получено разрешение на строительство в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. (Дополнение пунктом - Федеральный закон от 03.08.2018 № 321-ФЗ)
5. Особенности принятия по 31 декабря 2024 года уполномоченными исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления решений об изменении границ особо охраняемых природных территорий регионального или местного значения в части исключения из границ таких территорий земель и земельных участков, предназначченных для строительства, реконструкции объектов инфраструктуры, необходимых для увеличения пропускной способности Байкало-Амурской и Транссибирской железнодорожных магистралей, устанавливаются Федеральным законом от 31 июля 2020 года № 254-ФЗ "Об особенностях регулирования отдельных отношений в целях реализации приоритетных проектов по модернизации и расширению инфраструктуры и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". (Дополнение пунктом - Федеральный закон от 31.07.2020 № 254-ФЗ) (В редакции федеральных законов от 01.05.2022 № 124-ФЗ, от 08.08.2024 № 232-ФЗ)
Президент Российской Федерации Б.Ельцин
Москва, Кремль
14 марта 1995 года
№ 33-ФЗ