й Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные настоящим Федеральным законом, то применяются правила международного договора. (В редакции Федерального закона от 08.12.2020 № 429-ФЗ)
2. Решения межгосударственных органов, принятые на основании положений международных договоров Российской Федерации в их истолковании, противоречащем Конституции Российской Федерации, не подлежат исполнению в Российской Федерации. Такое противоречие может быть установлено в порядке, определенном федеральным конституционным законом. (Дополнение пунктом - Федеральный закон от 08.12.2020 № 429-ФЗ)
РАЗДЕЛ ХII. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 371. Функционирование туристско-рекреационных особых экономических зон в границах национальных парков
1. Туристско-рекреационная особая экономическая зона, созданная в установленном порядке до 1 сентября 2023 года в границах национального парка (далее - особая экономическая зона), может функционировать исключительно в границах рекреационной зоны национального парка, зоны хозяйственного назначения национального парка, а также зоны охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации с соблюдением режима особой охраны национального парка и по согласованию с уполномоченным органом, в ведении которого находится национальный парк.
2. Предоставление земельных участков, находящихся в федеральной собственности и расположенных в границах функциональных зон национального парка, указанных в пункте 1 настоящей статьи, осуществляется органами управления особыми экономическими зонами после заключения соглашения о передаче полномочий по управлению рекреационной деятельностью национального парка.
3. Соглашение о передаче прав и обязанностей по осуществлению рекреационной деятельности в национальном парке заключается между уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в сфере создания и функционирования особых экономических зон на территории Российской Федерации, уполномоченным органом и федеральным государственным бюджетным учреждением, осуществляющим управление соответствующим национальным парком. В случае принятия решения о привлечении управляющей компании к управлению особой экономической зоной в порядке, определенном законодательством Российской Федерации об особых экономических зонах, такая управляющая компания также должна являться стороной соглашения о передаче полномочий по управлению рекреационной деятельностью национального парка.
4. Порядок заключения соглашения о передаче полномочий по управлению рекреационной деятельностью национального парка утверждается Правительством Российской Федерации.
5. Соглашение о передаче прав и обязанностей по осуществлению рекреационной деятельности в национальном парке должно содержать:
а) порядок согласования уполномоченным органом документации по планировке территории особой экономической зоны, расположенной в границах соответствующих функциональных зон национального парка;
б) перечень проводимых резидентами особой экономической зоны мероприятий по предупреждению причинения вреда окружающей среде, соблюдению режима особой охраны территории национального парка;
в) сведения о земельных участках, находящихся в федеральной собственности и расположенных в границах соответствующих функциональных зон национального парка, полномочия по предоставлению которых передаются органам управления особой экономической зоной;
г) обязательства органов управления особой экономической зоной по образованию передаваемых земельных участков, а также обязательства федерального государственного бюджетного учреждения, осуществляющего управление национальным парком, по осуществлению отказа от права постоянного (бессрочного) пользования такими земельными участками;
д) иные условия, определяемые сторонами соглашения о передаче полномочий по управлению рекреационной деятельностью национального парка.
6. Уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти в сфере создания и функционирования особых экономических зон на территории Российской Федерации и (или) управляющая компания, привлеченная к управлению особой экономической зоной, в течение одного года с момента заключения соглашения о передаче полномочий по управлению рекреационной деятельностью национального парка обеспечивают образование земельных участков из земельных участков, предоставленных федеральному государственному бюджетному учреждению, осуществляющему управление национальным парком, на праве постоянного (бессрочного) пользования, и осуществление государственного кадастрового учета таких земельных участков, а соответствующее федеральное государственное бюджетное учреждение осуществляет отказ от права постоянного (бессрочного) пользования такими земельными участками на условиях и в порядке, которые установлены земельным законодательством.
7. В случае, если границы особой экономической зоны пересекают границы земельных участков, предоставленных на праве постоянного (бессрочного) пользования федеральному государственному бюджетному учреждению, осуществляющему управление национальным парком, либо сведения о местоположении границ таких земельных участков не содержатся в Едином государственном реестре недвижимости, уточнение местоположения границ таких земельных участков осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
8. Соглашение о передаче прав и обязанностей по осуществлению рекреационной деятельности в национальном парке заключается на срок, не превышающий срока, оставшегося до прекращения существования особой экономической зоны.
9. Земельные участки, расположенные на территории национального парка и включенные в границы особой экономической зоны, после заключения соглашения о передаче полномочий по управлению рекреационной деятельностью национального парка предоставляются в аренду резидентам особой экономической зоны ее органами управления в соответствии с земельным законодательством и особенностями, предусмотренными Федеральным законом от 22 июля 2005 года № 116-ФЗ "Об особых экономических зонах в Российской Федерации", а также соглашением о передаче полномочий по управлению рекреационной деятельностью национального парка.
10. Резиденты особых экономических зон осуществляют туристско-рекреационную деятельность на основании соглашений об осуществлении туристско-рекреационной деятельности, заключенных в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 22 июля 2005 года № 116-ФЗ "Об особых экономических зонах в Российской Федерации", с соблюдением режима особой охраны соответствующего национального парка, в том числе установленной предельно допустимой его рекреационной емкости при осуществлении туризма.
(Дополнение статьей - Федеральный закон от 18.03.2023 № 77-ФЗ)
Статья 372. Переходные положения
1. В течение одного года со дня утверждения в установленном порядке плана рекреационной деятельности национального парка физические и юридические лица, которым на 1 сентября 2023 года земельные участки, находящиеся в федеральной собственности и расположенные в границах соответствующего национального парка, были предоставлены в аренду (далее - арендаторы земельных участков), обязаны заключить соглашения об осуществлении рекреационной деятельности на условиях и в порядке, которые определены настоящей статьей.
2. В течение одного года со дня утверждения в установленном порядке плана рекреационной деятельности национального парка лица, осуществляющие деятельность, связанную с выполнением работ, оказанием услуг в сфере туризма, физической культуры и спорта, организации отдыха и укрепления здоровья граждан, обязаны заключить соглашения об осуществлении рекреационной деятельности на условиях и в порядке, которые установлены разделом III1 настоящего Федерального закона.
3. Положения настоящей статьи не распространяются на резидентов особых экономических зон, осуществляющих деятельность в соответствии с Федеральным законом от 22 июля 2005 года № 116-ФЗ "Об особых экономических зонах в Российской Федерации".
4. Заключение соглашения об осуществлении рекреационной деятельности в случае, предусмотренном пунктом 1 настоящей статьи, осуществляется без проведения торгов.
5. Для заключения соглашения об осуществлении рекреационной деятельности арендатор земельного участка подает заявление о заключении соглашения об осуществлении рекреационной деятельности в уполномоченный орган.
6. В заявлении о заключении соглашения об осуществлении рекреационной деятельности в национальном парке (далее - заявление о заключении соглашения) указываются следующие сведения:
а) полное и (при наличии) сокращенное наименования и организационно-правовая форма, юридический адрес и адрес места нахождения, банковские реквизиты - для юридического лица;
б) фамилия, имя и отчество (при наличии), адрес места жительства, наименование и реквизиты документа, удостоверяющего личность, банковские реквизиты - для физического лица, в том числе индивидуального предпринимателя;
в) площадь, местоположение и границы земельного участка;
г) данные о договоре аренды земельного участка;
д) описание осуществляемой экономической и иной деятельности на арендованном земельном участке.
7. К заявлению о заключении соглашения прилагаются следующие документы:
а) выписка из единого государственного реестра юридических лиц или удостоверенная в установленном порядке копия выписки - для юридического лица;
б) выписка из единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей или удостоверенная в установленном порядке копия выписки - для физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем;
в) копия документа, удостоверяющего личность, удостоверенная в установленном порядке, - для физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем;
г) документы, подтверждающие отсутствие задолженности по арендной плате за земельный участок;
д) выписка из Единого государственного реестра недвижимости об арендованном земельном участке;
е) выписка из Единого государственного реестра недвижимости о возведенных на арендованном земельном участке объектах капитального строительства (при наличии таких объектов);
ж) в случае отсутствия либо непредоставления документов, указанных в подпунктах "д" и "е" настоящего пункта, заявителем предоставляется перечень объектов капитального строительства и некапитальных строений, сооружений (в том числе нестационарных торговых объектов), элементов благоустройства, объектов сопутствующей инфраструктуры, возведенных на арендованном земельном участке, с указанием их местоположения, описанием их параметров, составляемый в свободной форме;
з) документы, подтверждающие проведение арендатором земельного участка ежегодных мероприятий по предупреждению причинения вреда окружающей среде, соблюдение режима особой охраны территорий национальных парков, согласованных с федеральным государственным бюджетным учреждением, осуществляющим управление соответствующим национальным парком, в соответствии с перечнем, установленным уполномоченным органом.
8. Документы (их копии или сведения, содержащиеся в них), указанные в подпунктах "а", "б", "д" и "е" пункта 7 настоящей статьи, запрашиваются уполномоченным органом в государственных органах, органах местного самоуправления и подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях, в распоряжении которых находятся такие документы, если заявитель не представил такие документы самостоятельно.
9. Срок рассмотрения заявления о заключении соглашения и прилагаемых к нему документов не должен превышать тридцать дней со дня их получения уполномоченным органом.
10. По результатам рассмотрения заявления о заключении соглашения уполномоченным органом принимается решение о заключении соглашения об осуществлении рекреационной деятельности (далее - решение о заключении соглашения) либо мотивированное решение об отказе в заключении соглашения об осуществлении рекреационной деятельности (далее - решение об отказе в заключении соглашения).
11. Решение о заключении соглашения должно содержать:
а) сведения о заявителе (наименование юридического лица или фамилия, имя, отчество (при наличии) гражданина, в том числе индивидуального предпринимателя);
б) кадастровый номер, площадь и местоположение земельного участка;
в) вид разрешенного использования земельного участка.
12. Решение об отказе в заключении соглашения содержит сведения, указанные в подпунктах "а" - "в" пункта 11 настоящей статьи, а также указание причин этого отказа.
13. Основаниями для принятия решения об отказе в заключении соглашения являются:
а) несоответствие возведенных на арендованном земельном участке объектов капитального строительства и некапитальных строений, сооружений (в том числе нестационарных торговых объектов), элементов благоустройства, объектов сопутствующей инфраструктуры режиму особой охраны соответствующего национального парка;
б) наличие задолженности по арендной плате за земельный участок;
в) невыполнение арендатором земельного участка условий заключенного договора аренды;
г) несоблюдение режима особой охраны национального парка;
д) непроведение арендатором земельного участка ежегодных мероприятий по предупреждению причинения вреда окружающей среде, соблюдению режима особой охраны территорий национальных парков, согласованных с федеральным государственным бюджетным учреждением, осуществляющим управление соответствующим национальным парком, в соответствии с перечнем, установленным уполномоченным органом;
е) наличие у уполномоченного органа информации о выявленных и не устраненных арендатором земельного участка нарушениях законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды, законодательства Российской Федерации об особо охраняемых природных территориях.
14. Уполномоченный орган, принявший решение о заключении соглашения, в течение пяти дней со дня его принятия направляет арендатору земельного участка решение о заключении соглашения вместе с проектом соглашения об осуществлении рекреационной деятельности.
15. Форма и содержание соглашения об осуществлении рекреационной деятельности должны соответствовать требованиям, установленным статьей 173 настоящего Федерального закона.
16. Незаключение арендаторами земельных участков в установленный настоящей статьей срок соглашений об осуществлении рекреационной деятельности является основанием для расторжения договоров аренды соответствующих земельных участков.
17. До дня заключения соглашений об осуществлении рекреационной деятельности на условиях и в порядке, которые определены настоящей статьей, ежегодные мероприятия по предупреждению причинения вреда окружающей среде, соблюдению режима особой охраны территорий национальных парков осуществляются по согласованию с федеральным государственным бюджетным учреждением, осуществляющим управление соответствующим национальным парком.
18. Если земельные участки, расположенные в границах национальных парков, не отнесены к землям особо охраняемых территорий и объектов, это не является препятствием для их предоставления в аренду в соответствии с земельным законодательством и настоящим Федеральным законом.
(Дополнение статьей - Федеральный закон от 18.03.2023 № 77-ФЗ)
Статья 38. Заключительные положения
1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
2. Поручить Правительству Российской Федерации в течение двух месяцев привести в соответствие с настоящим Федеральным законом нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти.
3. Аренда земельных участков, расположенных в границах соответствующих функциональных зон, на которые делятся территории национальных парков, осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом, если иное не предусмотрено Федеральным законом от 1 декабря 2007 года № 310-ФЗ "Об организации и о проведении XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, развитии города Сочи как горноклиматического курорта и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". (Дополнение пунктом - Федеральный закон от 27.12.2009 № 379-ФЗ)
4. Положения подпункта "к" пункта 2 статьи 15 настоящего Федерального закона не распространяются на объекты спорта, которые являются объектами капитального строительства и для строительства которых до дня вступления в силу настоящего Федерального закона получено разрешение на строительство в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. (Дополнение пунктом - Федеральный закон от 03.08.2018 № 321-ФЗ)
5. Особенности принятия по 31 декабря 2024 года уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления решений об изменении границ особо охраняемых природных территорий регионального или местного значения в части исключения из границ таких территорий земель и земельных участков, предназначенных для строительства, реконструкции объектов инфраструктуры, необходимых для увеличения пропускной способности Байкало-Амурской и Транссибирской железнодорожных магистралей, устанавливаются Федеральным законом от 31 июля 2020 года № 254-ФЗ "Об особенностях регулирования отдельных отношений в целях реализации приоритетных проектов по модернизации и расширению инфраструктуры и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". (Дополнение пунктом - Федеральный закон от 31.07.2020 № 254-ФЗ) (В редакции Федерального закона от 01.05.2022 № 124-ФЗ)
Президент Российской Федерации Б.Ельцин
Москва, Кремль
14 марта 1995 года
№ 33-ФЗ