тельности по производству напитков, табачных изделий, кокса и нефтепродуктов, металлургическому производству, - в отношении части выплат в пользу физического лица, определяемой по итогам каждого календарного месяца как превышение над величиной полуторакратного минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало расчетного периода, в соответствии с пунктом 25 статьи 427 Налогового кодекса Российской Федерации."; (В редакции Федерального закона от 29.10.2024 № 367-ФЗ)
2) пункт 2 дополнить подпунктами 4 и 5 следующего содержания:
"4) начиная с 2025 года до 31 декабря 2026 года (включительно) для страхователей, указанных в подпункте 4 пункта 1 настоящей статьи, доля единого пониженного тарифа составляет 72,8 процента на финансирование страховой пенсии, из них 72,8 процента на индивидуальную часть тарифа страховых взносов.
Страховые взносы, исчисленные свыше установленной предельной величины базы для исчисления страховых взносов по обязательному пенсионному страхованию, направляются на финансирование страховой пенсии в размере 0,0 процента на солидарную часть тарифа страховых взносов;
5) начиная с 2025 года для страхователей, указанных в подпункте 5 пункта 1 настоящей статьи, по следующим долям единого пониженного тарифа:
в пределах установленной предельной величины базы для начисления страховых взносов - в отношении части выплат в пользу застрахованных лиц, определяемой по итогам каждого календарного месяца и не превышающей величины полуторакратного минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало расчетного периода, - 72,8 процента на финансирование страховой пенсии, из них: (В редакции Федерального закона от 29.10.2024 № 367-ФЗ)
19,4 процента - на солидарную часть тарифа страховых взносов;
53,4 процента - на индивидуальную часть тарифа страховых взносов;
в пределах установленной предельной величины базы для начисления страховых взносов - в отношении части выплат в пользу застрахованных лиц, определяемой по итогам каждого календарного месяца как превышение над величиной полуторакратного минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало расчетного периода, - 72,8 процента на финансирование страховой пенсии, из них 72,8 процента - на индивидуальную часть тарифа страховых взносов; (В редакции Федерального закона от 29.10.2024 № 367-ФЗ)
свыше установленной предельной величины базы для начисления страховых взносов - 72,8 процента на солидарную часть тарифа страховых взносов.".
Статья 4
Внести в статью 4 Федерального закона от 23 мая 2016 года № 144-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2016, № 22, ст. 3092; 2022, № 16, ст. 2598) следующие изменения:
1) в части 3 слова "до 1 января 2029 года" и слова ", если иное не предусмотрено частью 4 настоящей статьи" исключить;
2) часть 4 признать утратившей силу.
Статья 5
Признать утратившими силу:
1) часть 7 статьи 9 Федерального закона от 27 ноября 2017 года № 335-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2017, № 49, ст. 7307);
2) часть 4 статьи 4 Федерального закона от 26 июля 2019 года № 210-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2019, № 30, ст. 4112).
Статья 6
1. Для целей настоящей статьи используются следующие понятия:
1) дробление бизнеса - разделение единой предпринимательской деятельности между несколькими формально самостоятельными лицами (организациями, индивидуальными предпринимателями) (далее в настоящей статье - группа лиц), в отношении которых осуществляется контроль одними и теми же лицами, направленное исключительно или преимущественно на занижение сумм налогов путем применения специальных налоговых режимов с превышением предусмотренных статьей 541 Налогового кодекса Российской Федерации пределов осуществления прав по исчислению налоговой базы и (или) суммы налогов;
2) добровольный отказ от дробления бизнеса - исчисление и уплата лицами, участвовавшими в дроблении бизнеса, налогов в размере, определенном в результате консолидации по всей группе лиц доходов и (или) других показателей, соблюдение которых является условием для применения специальных режимов налогообложения.
2. Обязанность по уплате налогов, возникшая за налоговые периоды 2022 - 2024 годов, соответствующих пеней и штрафов, предусмотренных статьями 119, 120 и 122 Налогового кодекса Российской Федерации, в части правонарушений, связанных с фактом дробления бизнеса, при добровольном полном или частичном отказе лицами, участвующими в дроблении, от дробления бизнеса в отношении налоговых периодов 2025 и 2026 годов прекращается с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей.
3. Положения части 2 настоящей статьи не распространяются на решения о привлечении (об отказе в привлечении) к ответственности за совершение налоговых правонарушений, вынесенные по результатам налоговых проверок и вступившие в силу до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
4. Со дня вступления в силу настоящего Федерального закона приостанавливается вступление в силу решений о привлечении (об отказе в привлечении) к ответственности за совершение налоговых правонарушений, вынесенных по результатам налоговых проверок за налоговые периоды 2022 - 2024 годов, в части правонарушений, связанных с фактом дробления бизнеса. Указанное приостановление не отменяет право налогоплательщика на обжалование такого решения налогового органа в порядке и сроки, которые установлены Налоговым кодексом Российской Федерации, и не прерывает течение сроков на обжалование такого решения налогового органа.
5. В случае, если по результатам выездной налоговой проверки за налоговые периоды 2025 и 2026 годов не выявлено дробление бизнеса, обязанность по уплате налогов, пеней и штрафов, указанная в части 2 настоящей статьи, прекращается с даты вступления в силу решения о привлечении (об отказе в привлечении) к ответственности за совершение налогового правонарушения, вынесенного по результатам выездной налоговой проверки за налоговые периоды 2025 и 2026 годов. В случае, если за налоговые периоды 2025 и 2026 годов проведено несколько выездных налоговых проверок, указанная обязанность прекращается с наиболее поздней даты из дат вступления в силу решений, вынесенных по результатам таких выездных налоговых проверок.
6. В случае, если выездная налоговая проверка налогоплательщика за налоговые периоды 2025 и 2026 годов налоговыми органами не назначена, решение, вступление в силу которого приостановлено в соответствии с частью 4 настоящей статьи, вступает в силу 1 января 2030 года. Одновременно с этим прекращается указанная в части 2 настоящей статьи обязанность по уплате налогов, пеней и штрафов.
7. В случае, если по результатам выездной налоговой проверки за налоговые периоды 2025 и 2026 годов выявлено дробление бизнеса, решение, вступление в силу которого приостановлено в соответствии с частью 4 настоящей статьи, вступает в силу одновременно с вступлением в силу решения о привлечении (об отказе в привлечении) к ответственности за совершение налогового правонарушения, вынесенного по результатам выездной налоговой проверки за налоговые периоды 2025 и 2026 годов. В случае, если за налоговые периоды 2025 и 2026 годов проведено несколько выездных налоговых проверок, в результате которых выявлено дробление бизнеса, решение, вступление в силу которого приостановлено в соответствии с частью 4 настоящей статьи, вступает в силу с наиболее ранней даты из дат вступления в силу решений, вынесенных по результатам таких выездных налоговых проверок.
8. При установлении факта частичного добровольного отказа от дробления бизнеса в налоговых периодах 2025 и 2026 годов обязанность по уплате налогов, пеней и штрафов, указанная в части 2 настоящей статьи, прекращается в соответствующей части.
9. В случае, если налогоплательщик отказался от дробления бизнеса в отношении налоговых периодов 2025 и 2026 годов только после вынесения решения о проведении выездной налоговой проверки за налоговые периоды 2025 и 2026 годов, обязанность по уплате налогов за налоговые периоды 2022 и 2023 годов, а также пеней и штрафов прекращается при условии добровольного отказа от дробления бизнеса также в отношении налогового периода 2024 года до даты вступления в силу решения о привлечении (об отказе в привлечении) к ответственности за совершение налогового правонарушения, вынесенного по результатам указанной выездной налоговой проверки за налоговые периоды 2025 и 2026 годов. В случае, если за налоговые периоды 2025 и 2026 годов проведено несколько выездных налоговых проверок, в результате которых выявлено дробление бизнеса, обязанность по уплате налогов, пеней и штрафов, указанная в части 2 настоящей статьи, прекращается при условии добровольного отказа от дробления бизнеса также в отношении налогового периода 2024 года до наиболее ранней даты из дат вступления в силу решений, вынесенных по результатам таких выездных налоговых проверок.
10. В акте налоговой проверки и решении, вынесенном по результатам налоговой проверки за налоговые периоды 2022 - 2024 годов, описание выявленных нарушений и расчет суммы подлежащих уплате налогов, пеней и штрафов, доначисленных в связи с фактом дробления бизнеса и доначисленных по иным основаниям, производятся отдельно в описательной и резолютивной частях акта и решения. Указанное положение не применяется в отношении актов и решений, врученных налогоплательщикам до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
11. В рамках камеральных налоговых проверок уточненных налоговых деклараций за 2024 год, представленных на основании части 9 настоящей статьи, налоговые органы вправе истребовать в соответствии со статьей 93 Налогового кодекса Российской Федерации информацию, документы, связанные с подтверждением добровольного отказа от дробления бизнеса.
12. Если в отношении налогоплательщика-организации вынесено решение по результатам налоговой проверки, вступление в силу которого приостановлено в соответствии с частью 4 настоящей статьи, такое решение вступает в силу с даты внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о том, что организация находится в процессе ликвидации, записи о том, что в отношении организации принято решение о предстоящем исключении из единого государственного реестра юридических лиц, или записи о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства. Одновременно с этим прекращается указанная в части 2 настоящей статьи обязанность по уплате налогов, пеней и штрафов.
13. В случае, если после прекращения обязанности по уплате налогов, пеней и штрафов в соответствии с частью 12 настоящей статьи по результатам выездной налоговой проверки установлено, что осуществление деятельности налогоплательщика с использованием дробления бизнеса продолжается в 2025 и (или) 2026 годах иной группой лиц, контроль за деятельностью которых осуществляется теми же лицами, которые ранее контролировали деятельность налогоплательщика, на лица, входящие в состав иной группы лиц, возлагается обязанность по уплате налогов, отраженных в решении, вынесенном по результатам проведения налоговой проверки налогоплательщика за налоговые периоды 2022 - 2024 годов, пеней и штрафов в связи с дроблением бизнеса.
14. Со дня вступления в силу настоящего Федерального закона направление налоговыми органами материалов налоговых проверок, по результатам которых выявлено дробление бизнеса и вступление в силу решений по которым приостановлено в соответствии с частью 4 настоящей статьи, в следственные органы в порядке, предусмотренном пунктом 3 статьи 32 Налогового кодекса Российской Федерации, производится после вступления в силу таких решений, за исключением случаев, если возникшая на их основании обязанность по уплате налогов, пеней и штрафов прекращена.
15. Течение сроков, предусмотренных пунктом 3 статьи 32 Налогового кодекса Российской Федерации для направления налоговыми органами материалов в следственные органы, в отношении решений, вступление в силу которых приостановлено в соответствии с частью 4 настоящей статьи в части правонарушений, связанных с фактом дробления бизнеса, не прерывается в части налоговых правонарушений, не связанных с фактом дробления бизнеса. Если сумма указанной в таком решении недоимки, не связанной с фактом дробления бизнеса, не позволяет предполагать факт совершения нарушения законодательства о налогах и сборах, содержащего признаки преступления, материалы в следственные органы не направляются, за исключением случаев, если после вступления в силу такого решения в порядке, предусмотренном частью 7 настоящей статьи, общий размер неисполненной обязанности по такому решению позволяет предполагать факт совершения нарушения законодательства о налогах и сборах, содержащего признаки преступления.
Статья 7
1. Организации, получившие документ о государственной аккредитации организации, осуществляющей деятельность в области информационных технологий, до 1 июля 2022 года и применяющие в 2022 году налоговую ставку, установленную пунктом 115 статьи 284 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу Федерального закона от 14 июля 2022 года № 321-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации"), в 2025 - 2030 годах вправе применять налоговую ставку, установленную пунктом 115 статьи 284 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей в соответствующем налоговом периоде), в случае соответствия условиям, установленным указанным пунктом, без учета выполнения условий, предусмотренных абзацами девятнадцатым - двадцать первым пункта 115 статьи 284 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей по состоянию на 1 января 2024 года).
2. Организации, получившие документ о государственной аккредитации организации, осуществляющей деятельность в области информационных технологий, созданные в 2025 и 2026 годах в результате реорганизации в форме слияния или реорганизованные в 2025 и 2026 годах в форме присоединения к ним другого юридического лица, в 2025 - 2030 годах вправе применять налоговую ставку, установленную пунктом 115 статьи 284 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей в соответствующем налоговом периоде), в случае соответствия условиям, установленным указанным пунктом, без учета выполнения условий, предусмотренных абзацами девятнадцатым - двадцать первым пункта 115 статьи 284 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей по состоянию на 1 января 2024 года), при условии, если все юридические лица, в результате слияния которых создана данная организация, либо данная организация и все юридические лица, присоединенные к ней, применяли в 2024 году налоговую ставку, установленную пунктом 115 статьи 284 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу настоящего Федерального закона).
3. Организации, получившие документ о государственной аккредитации организации, осуществляющей деятельность в области информационных технологий, созданные в 2025 и 2026 годах в результате реорганизации в форме слияния или реорганизованные в 2025 и 2026 годах в форме присоединения к ним другого юридического лица, начиная с 1 января 2025 года вправе применять тарифы страховых взносов, установленные пунктом 22 статьи 427 Налогового кодекса Российской Федерации, при соблюдении условий, установленных пунктом 5 статьи 427 Налогового кодекса Российской Федерации, в случае соответствия условиям, установленным указанным пунктом, без учета выполнения условий, предусмотренных абзацами девятнадцатым - двадцать первым пункта 5 статьи 427 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей по состоянию на 1 января 2024 года), при условии, если все юридические лица, в результате слияния которых создана данная организация, либо данная организация и все юридические лица, присоединенные к ней, применяли в 2024 году тарифы страховых взносов, установленные пунктом 22 статьи 427 Налогового кодекса Российской Федерации.
4. Организации, получившие документ о государственной аккредитации организации, осуществляющей деятельность в области информационных технологий, реорганизованные в 2024 - 2026 годах в форме выделения из них другого юридического лица, в 2024 - 2030 годах вправе применять налоговую ставку, установленную пунктом 115 статьи 284 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей в соответствующем налоговом периоде), в случае соответствия условиям, установленным указанным пунктом, без учета выполнения условий, предусмотренных абзацами девятнадцатым - двадцать первым пункта 115 статьи 284 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей по состоянию на 1 января 2024 года), при условии, если данная организация применяла в 2023 году налоговую ставку, установленную пунктом 115 статьи 284 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу настоящего Федерального закона).
5. Организации, получившие документ о государственной аккредитации организации, осуществляющей деятельность в области информационных технологий, реорганизованные в 2024 - 2026 годах в форме выделения из них другого юридического лица, начиная с 1 января 2024 года вправе применять тарифы страховых взносов, установленные пунктом 22 статьи 427 Налогового кодекса Российской Федерации, при соблюдении условий, установленных пунктом 5 статьи 427 Налогового кодекса Российской Федерации, в случае соответствия условиям, установленным указанным пунктом, без учета выполнения условий, предусмотренных абзацами девятнадцатым - двадцать первым пункта 5 статьи 427 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей по состоянию на 1 января 2024 года), при условии, если данная организация применяла в 2023 году тарифы страховых взносов, установленные пунктом 22 статьи 427 Налогового кодекса Российской Федерации.
Статья 8
1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования, за исключением положений, для которых настоящей статьей установлены иные сроки вступления их в силу.
2. Пункты 1, 2, 4 и 5 статьи 1, пункты 1 - 26, подпункты "а" и "б" пункта 27, пункты 28 - 43, 45 - 48, подпункт "а" пункта 49, подпункты "а" - "г", абзац второй подпункта "д", подпункты "е" и "ж" пункта 50, пункты 51 - 56, абзацы третий - тридцать седьмой, тридцать девятый - шестьдесят первый, шестьдесят седьмой - семидесятый, семьдесят третий и семьдесят четвертый подпункта "а", подпункты "б" и "в" пункта 57, пункт 58, пункты 60 - 72, абзацы четвертый - шестой подпункта "а" и подпункт "б" пункта 73, пункты 74 - 84 статьи 2, статья 3, части 1 - 3 статьи 7 настоящего Федерального закона вступают в силу с 1 января 2025 года. (В редакции Федерального закона от 29.10.2024 № 362-ФЗ)
3. Абзацы второй, шестьдесят третий - шестьдесят шестой, семьдесят первый и семьдесят второй подпункта "а" пункта 57 статьи 2 настоящего Федерального закона вступают в силу по истечении одного месяца со дня официального опубликования настоящего Федерального закона.
4. Положения подпункта 28 пункта 1 статьи 183 Налогового кодекса Российской Федерации в части реализации на территории Российской Федерации лекарственных препаратов, изготовленных по требованиям организаций (индивидуальных предпринимателей), осуществляющих разведение, выращивание и содержание животных, применяются с 1 марта 2025 года.
5. Положения пункта 623 стат