реч с гражданами на Дальнем Востоке, в Сибири и в других регионах не раз звучала тема сбережения наших лесных богатств, о том, что надо наводить порядок с нелегальными вырубками, с охраной лесных массивов. У этой темы действительно огромный общественный резонанс, она важна почти для каждого человека. Мы здесь, что называется, всем миром объединяем усилия, и ситуация постепенно меняется.
Очень важный рубеж: начиная с 2021 года в России восстанавливается лесов больше, чем вырубается. Я хочу поблагодарить за этот результат волонтёров, школьников, студентов, всех граждан, которые высаживали деревья, участвовали в экологических акциях, и, конечно, представителей бизнеса за поддержку таких проектов. Мы обязательно продолжим восстановление лесов, парков, садов, в том числе вокруг агломераций и промышленных центров.
Отдельным решением предлагаю повысить зарплаты специалистов, которые трудятся в лесном хозяйстве, в сфере метеорологии, охраны окружающей среды, то есть занимаются важнейшими вопросами экологического благополучия.
(Аплодисменты.)
Надо честно сказать, что вопросы, которые они решают, очень важные, а доходы у них очень скромные.
Для поддержки гражданских инициатив в сфере защиты окружающей среды считаю необходимым учредить Фонд экологических и природоохранных проектов. Для начала совокупный объём его грантов составит 1 млрд рублей в год.
Продолжится работа и по сохранению особо охраняемых природных территорий, защите и восстановлению редких и исчезающих видов растений и животных. Предлагаю в этой связи подумать и об открытии сети центров реабилитации для травмированных и конфискованных диких животных.
(Аплодисменты.)
К 2030 году во всех национальных парках страны создадим инфраструктуру экологического туризма, включая экотропы и пешие туристические маршруты, в том числе маршруты выходного дня для школьников, площадки отдыха, музеи и визит-центры.
Современная безопасная инфраструктура появится и вблизи водных объектов, в том числе на озере Байкал. Здесь до 2030 года откроется круглогодичный курорт. При этом считаю важным строго придерживаться принципа "ноль загрязнений", то есть полного отсутствия отходов и неочищенных стоков в озеро.
Строительство байкальского курорта станет частью крупного проекта "Пять морей". Современные гостиничные комплексы также появятся на побережье Каспия, Балтики, Азовского, Чёрного и Японского морей. Только этот проект позволит увеличить внутренний турпоток ещё на 10 млн человек в год. А в целом по стране с учётом динамичного развития таких туристических центров, как Алтай, Камчатка, Кузбасс, Северный Кавказ, Карелия, Русский Север, до 2030 года турпоток должен практически удвоиться до 140 млн человек в год. При этом вклад туризма в ВВП России также вырастет вдвое - до 5 процентов. В ближайшее время выработаем дополнительные решения на этот счёт.
(Аплодисменты.)
Развитие туризма, регионов в целом обеспечивает транспортная инфраструктура. Уже открылось скоростное автомобильное движение между Москвой и Казанью, в текущем году продлим магистраль до Екатеринбурга, а в следующем - до Тюмени. В перспективе современный и безопасный маршрут пройдёт через всю страну - до Владивостока.
Также за шесть лет в России должно быть построено более 50 обходов городов. Новый, значимый автодорожный проект - это, конечно, строительство трассы "Джубга - Сочи". Она сократит время в пути от трассы М-4 "Дон" до Сочи в четыре раза - до полутора часов. И более того, позволит активно развиваться Черноморскому побережью.
(Аплодисменты.)
Сразу хочу сказать, мы с Правительством договорились, я хочу и публично тоже об этом сказать: это, конечно, сложный и очень капиталоёмкий проект - там одни сплошные тоннели и мосты, дорогой проект. Тем не менее я прошу Правительство предоставить схему его финансирования. Проработайте это.
Мы уже привели в порядок федеральные трассы и практически 85 процентов дорог в крупных агломерациях. Надо строго выдерживать этот уровень. При этом в предстоящие годы особый акцент сделаем на развитии именно региональных дорог.
Более доступными должны стать авиаперелёты. Нужно повысить так называемую авиационную мобильность граждан. К 2030 году интенсивность авиасообщения в России должна вырасти в 1,5 раза к уровню прошлого года. Для этого планируем ускорить развитие внутри и межрегионального воздушного сообщения. И здесь перед Правительством стоит конкретная задача: за шесть лет провести модернизацию инфраструктуры не менее 75 аэропортов. Это больше трети аэропортовой сети России. Направим на эти цели не менее 250 млрд рублей. Это будет прямое бюджетное финансирование.
(Аплодисменты.)
Предстоит обновить и воздушный парк наших авиакомпаний за счёт собственных отечественных самолётов. Они должны отвечать всем современным требованиям по качеству, удобству и безопасности - сложная задача. Покупали слишком много за границей авиационного транспорта, а своё производство не развивали.
Тем не менее передовые российские разработки в машиностроении, в строительстве, связи и цифровых системах будут востребованы и в создании сети высокоскоростных железных дорог. По этому направлению тоже скажу пару слов.
Первый маршрут между Москвой и Петербургом пройдёт через Тверь и нашу древнюю столицу - Великий Новгород. Затем будем прокладывать магистрали в Казань и на Урал, в Ростов-на-Дону, на Черноморское побережье, в Минск - братскую Белоруссию, по другим востребованным направлениям.
(Аплодисменты.)
Продолжится масштабная модернизация Центрального транспортного узла. Московские центральные диаметры станут основой для того, чтобы соединить современными скоростными маршрутами столичный регион с Ярославской, Тверской, Калужской, Владимирской и другими областями.
Необходимо модернизировать и опорную сеть внутренних водных путей. За счёт этого обеспечить дополнительные экономические эффекты в области туризма, в области развития промышленности, отдельных чувствительных, очень важных для нас регионов, в том числе регионов Крайнего Севера.
Что здесь дополнительно хочу сказать. Современная инфраструктура прямо работает на рост капитализации всех активов страны, регионов, которые задействуют свои транзитные, туристические потенциалы, могут вовлечь в оборот земельные участки под промышленные и сельскохозяйственные объекты, а для граждан это возможность строить дом для большой семьи, жить в более комфортных условиях. Для бизнеса это новые перспективы, в том числе на внешних рынках.
В этой связи отдельный вопрос, который поднимался на одной из моих встреч, - очереди на пограничных пунктах пропуска. Особенно остро эта проблема стоит на Дальнем Востоке. По регламенту таможенный досмотр составляет 19 минут, в реальности практически каждый водитель грузовой фуры нередко ждёт на границе часами. Перед коллегами из Минтранса стоит конкретная задача: типовое время досмотра грузового транспорта на границе не должно превышать 10 минут. Современные технологии позволяют это сделать.
(Аплодисменты.)
Такие требования важны и для ритмичной работы транспортного коридора "Север - Юг", который свяжет Россию со странами Ближнего Востока и Азии. Его основой станут не только автомобильные маршруты, но и бесшовное железнодорожное сообщение на всём протяжении от наших портов на Балтике и Баренцевом море до побережья Персидского залива и Индийского океана.
Также будем наращивать пропускную способность железных дорог в южном направлении, что позволит активно использовать портовые мощности Азовского и Чёрного морей.
Запускается третий этап расширения Восточного полигона железных дорог БАМа и Транссиба. В своё время мы, извините за моветон, зевнули немножко, вовремя кое-что не сделали, но ладно, теперь должны наверстать и наверстаем. До 2030 года их пропускная способность возрастёт со 173 до 210 млн тонн в год. Одновременно должны получить развитие порты Ванино и Советская Гавань.
В зоне особого внимания дальнейшее развитие Северного морского пути. Мы приглашаем зарубежные логистические компании, государства активно использовать возможности этого глобального транспортного коридора. В прошлом году по нему прошло 36 млн тонн груза, обращаю Ваше внимание, коллеги, это в пять раз больше рекордного показателя времён Советского Союза. В пять раз!
(Аплодисменты.)
Обеспечим круглогодичную навигацию на Севморпути, будем увеличивать обороты наших северных портов, включая Мурманский транспортный узел, и, конечно, наращивать арктический флот.
В прошлом году вышла в рейд уникальная научно-исследовательская ледокольная платформа "Северный полюс". В начале этого года на Балтийском заводе заложен новый атомный ледокол "Ленинград", в следующем году заложим ещё один корабль такого же класса - "Сталинград", а на дальневосточной верфи "Звезда" строится ледокол нового поколения "Лидер" вдвое большей мощности.
На базе наших отечественных верфей планируем существенно обновить торговый флот - танкеры, газовозы, контейнеровозы. Это позволит российскому бизнесу выстраивать эффективные торговые потоки в условиях меняющейся логистики, кардинальных перемен в глобальной экономике.
Уважаемые граждане России! Дорогие друзья!
Хотел бы сказать отдельно: постоянно встречаюсь с участниками специальной военной операции. Это и кадровые военные, и добровольцы, и люди гражданских профессий, которые были мобилизованы на военную службу, - все они с оружием в руках встали на защиту Родины.
Вы знаете, смотрю на этих мужественных людей, порой совсем молодых ребят, и без всякого преувеличения могу сказать: сердце наполняется гордостью за наших людей, за наш народ и конкретно за этих людей. Такие, безусловно, не отступят, не подведут и не предадут.
(Аплодисменты.)
Они и должны выходить на ведущие позиции и в системе образования и воспитания молодёжи, и в общественных объединениях, в госкомпаниях, бизнесе, в государственном и муниципальном управлении, возглавлять регионы, предприятия, в конечном итоге, самые крупные отечественные проекты. Такие подлинные герои и патриоты в жизни порой довольно скромны и сдержанны, они не кичатся своими успехами, не произносят громких лозунгов и слов, но в переломные моменты истории именно такие люди выходят на передний план, берут на себя ответственность. Таким людям, которые думают о стране, живут её судьбой, можно в будущем передать и доверить Россию.
(Аплодисменты.)
Вы знаете, что слово "элита" во многом себя дискредитировало. Те, кто не имея никаких заслуг перед обществом, считают себя какой-то кастой с особыми правами и привилегиями, особенно имею в виду тех, кто в предыдущие годы набил карманы за счёт всяких процессов в экономике 90-х годов, они точно не элита. Повторю, подлинная, настоящая элита - это все, кто служит России: труженики и воины, надёжные, проверенные, делом доказавшие свою преданность России, достойные люди.
(Аплодисменты.)
В этой связи считаю важным следующее решение: уже с завтрашнего дня, с 1 марта 2024 года, ветераны специальной военной операции, а также солдаты и офицеры, которые сейчас сражаются в действующих частях, смогут подать заявление для участия в первом учебном потоке специальной кадровой программы. Назовём её "Время героев". Эта идея, не буду скрывать, пришла мне в голову, когда я встречался со студентами - участниками специальной военной операции в Петербурге. Эта программа будет строиться по тем же стандартам, что и наши лучшие проекты: Высшая школа государственного управления, которую называют "Школой губернаторов", а также конкурс "Лидеры России". Их выпускники выходят на высокие позиции во многих сферах, даже становятся министрами, главами регионов. Участниками программы смогут стать военнослужащие и ветераны с высшим образованием и управленческим опытом, независимо от звания и должности. Главное - это должны быть люди, которые проявили свои лучшие качества, показали, что умеют вести за собой товарищей.
(Аплодисменты.)
Учёба начнётся уже в ближайшие месяцы. Наставниками для первых участников программы станут руководители Правительства, Администрации Президента, федеральных министерств, ведомств, главы регионов и наших крупнейших компаний. В дальнейшем расширим такие кадровые программы, запустим управленческие курсы в Российской академии народного хозяйства и государственной службы, причём статус академии считаю необходимым законодательно повысить.
Кроме того, ветераны и участники специальной военной операции смогут в приоритетном порядке получить высшее образование, гражданскую специальность в наших ведущих вузах.
(Аплодисменты.)
Прошу Министерство обороны, командиров боевых соединений поддержать стремление бойцов и офицеров попробовать свои силы в новой кадровой программе, предусмотреть для них возможность подать заявку на участие, выезжать на очные занятия. Отмечу, что участники специальной военной операции: и рядовые, и сержанты, и боевые офицеры уже сегодня составляют костяк наших Вооружённых Сил. Безусловно, как уже говорил, те, кто намерен продолжать военную карьеру, будут получать приоритетное продвижение по службе, при приёме на командирские курсы, в училища и военные академии.
(Аплодисменты.)
Дорогие друзья!
Самодостаточность, суверенитет нужно доказывать, подтверждать каждый день. Речь идёт о нашей и только нашей ответственности за настоящее и за будущее России. Это наша Родина, Родина наших предков, она нужна и дорога только нам и, конечно, потомкам, которым мы обязаны передать сильную и благополучную страну.
За последние несколько лет нам удалось выстроить систему управления, а также реализации национальных проектов на новых принципах, на основе больших массивов данных, современных цифровых технологий, что позволило повысить эффективность работы, контролировать риски, учитывать весь объём информации, постоянно донастраивать проекты и программы, опираясь на обратную связь с гражданами.
Я хочу поблагодарить коллег из Правительства, ведомств, регионов, которые все эти годы - и в период пандемии, и в условиях санкционной агрессии против России - кропотливо выстраивали эту систему. Знаю, что это была трудная, сложная работа, и, главное, она уже даёт отдачу. Мы видим это по результатам.
Ровно в этой логике мы продолжим действовать. До конца года все национальные проекты, о которых сегодня говорил, должны быть утверждены, скоординированы между собой. Хочу ещё раз подчеркнуть: это не проекты отдельных ведомств, они должны работать на общие системные задачи, на достижение наших национальных целей развития. При этом прошу Общероссийский народный фронт и дальше держать на контроле исполнение решений на всех уровнях власти.
Хочу подчеркнуть: главный результат наших программ измеряется не тоннами, километрами и суммой потраченных денег, главное - это оценка людей, то, как меняется к лучшему их жизнь. Масштаб исторических вызовов, которые стоят перед Россией, требует предельно чёткой, слаженной работы государства, гражданского общества, бизнеса.
Считаю необходимым уже сейчас не только готовить проект бюджета на очередную трёхлетку, но и верстать все основные расходы, инвестиции дальше - на период до 2030 года. То есть, по сути, нам надо формировать шестилетний перспективный финансовый план развития страны, который мы, конечно же, будем дополнять новыми инициативами. Естественно, жизнь будет вносить коррективы.
Несмотря на сложный период, несмотря на нынешние испытания и трудности, мы намечаем долгосрочные планы. Программа, которую обозначил сегодня в Послании, носит объективный и фундаментальный характер. Это программа сильной, суверенной страны, которая уверенно смотрит в будущее. Для достижения поставленных целей у нас есть и ресурсы, и колоссальные возможности.
Но я сейчас подчеркну главное: выполнение всех намеченных планов сегодня прямо зависит от наших солдат, офицеров, добровольцев, всех военнослужащих, которые сражаются сейчас на фронте, от мужества и решимости наших боевых товарищей, которые защищают Родину, поднимаются в атаку, под огнём идут вперёд, жертвуют собой ради нас, ради Отчизны. Это они, наши воины, создают сегодня абсолютно необходимые условия для будущего страны и для её развития. Низкий вам поклон, ребята!
(Аплодисменты.)
Я благодарю всех вас, уважаемые коллеги, благодарю всех граждан России за солидарность и надёжность. Мы - одна большая семья, мы вместе, и потому сделаем всё так, как планируем и хотим сделать, как мечтаем. Верю в наши победы, в успехи, в будущее России!
Спасибо.
(Звучит Государственный гимн Российской Федерации.)
Москва,Гостиный двор29 февраля 2024 года