лением функций по обеспечению безопасности населения и государства);
д) совершенствование механизмов регулирования экспериментальных правовых режимов посредством упрощения процедур создания и изменения таких режимов;
е) совершенствование этических правил в области искусственного интеллекта, распространение их действия на российские и иностранные организации, а также на органы публичной власти, проведение широкого общественного обсуждения для выявления и решения основных спорных этических вопросов, связанных с внедрением технологий искусственного интеллекта и взаимодействием человека с искусственным интеллектом;
ж) формирование механизма оценки рисков нарушения этических норм при внедрении технологий искусственного интеллекта в отраслях экономики и социальной сферы;
з) формирование перечня областей использования технологий искусственного интеллекта, в которых может быть нанесен ущерб безопасности Российской Федерации;
и) разработка требований информационной безопасности в отношении технологий искусственного интеллекта;
к) совершенствование комплекса национальных стандартов в области искусственного интеллекта, в том числе направленных на унификацию терминологии и способов оценки соответствия технологий искусственного интеллекта требованиям законодательства Российской Федерации, а также на описание разработанных российскими специалистами лучших практик использования технологий искусственного интеллекта и обеспечения их совместимости с иной информационной инфраструктурой;
л) создание системы оценки соответствия технологий искусственного интеллекта требованиям законодательства Российской Федерации, в том числе в области информационной безопасности;
м) определение правил работы с большими генеративными моделями и их использования;
н) создание эффективной системы оценки результатов внедрения технологий искусственного интеллекта, включая экономические, социальные, этические, экологические и институциональные результаты;
о) разработка нормативно-правового регулирования в области обеспечения качества и доступности государственных данных;
п) создание и ежегодное обновление мирового индекса комфортности регулирования использования технологий искусственного интеллекта с оценкой законодательства не менее чем 30 государств - лидеров в сфере искусственного интеллекта;
р) обеспечение информационной безопасности при разработке, внедрении и использовании технологий искусственного интеллекта;
с) создание условий для разработки и развития нормативно-правового регулирования обеспечения достоверности исходных данных;
т) ежегодное проведение национальных и международных форумов и общественных дискуссий об этических аспектах разработки и внедрения технологий искусственного интеллекта, о социально-гуманитарных последствиях массового внедрения таких технологий;
у) стимулирование принятия мер по внедрению в деятельность органов публичной власти, образовательных, научных и иных организаций этических стандартов, основанных на положениях Кодекса этики в сфере искусственного интеллекта;
ф) увеличение числа российских и иностранных организаций, присоединившихся к Кодексу этики в сфере искусственного интеллекта, повышение качества работы уполномоченных по этике в сфере искусственного интеллекта, назначенных в соответствии с названным Кодексом, в каждой такой организации;
х) проведение экспертизы нормативных правовых актов в области искусственного интеллекта экспертами из числа работников органов и организаций, указанных в пункте 54 настоящей Стратегии.
Международное сотрудничество в области использования технологий искусственного интеллекта
5112. Для развития международного сотрудничества в области использования технологий искусственного интеллекта необходимо выполнение следующих задач:
а) продвижение на международной арене ценностей и принципов, обеспечивающих равные права и возможности наций в области разработки и использования технологий искусственного интеллекта, а также принципов, предусмотренных пунктом 19 настоящей Стратегии;
б) формирование "единого пространства" доверенных технологий искусственного интеллекта при лидирующей роли Российской Федерации в международном и региональном сотрудничестве;
в) продвижение политики и стандартов, обеспечивающих доступ разработчиков технологий искусственного интеллекта и потребителей таких технологий к рынкам, технологиям и ресурсам, а также способствующих развитию равноправного торгово-экономического и научно-технического сотрудничества с иностранными партнерами;
г) продвижение за рубежом отечественных технологий искусственного интеллекта, включая доверенные технологии;
д) продвижение российских стандартов этики в области искусственного интеллекта на глобальном уровне;
е) использование технологических заделов Российской Федерации в области искусственного интеллекта для сокращения разрыва в уровне развития цифровых технологий между различными странами и повышения технологического потенциала государств-партнеров.
5113. Основными направлениями укрепления международного сотрудничества в области использования технологий искусственного интеллекта являются:
а) укрепление позиций Российской Федерации в международных органах и организациях, формирующих политику и стандарты в области искусственного интеллекта, включая Организацию Объединенных Наций и связанные с ней организации, программы, фонды и специализированные учреждения, а также Евразийский экономический союз, Организацию Договора о коллективной безопасности, Шанхайскую организацию сотрудничества, сотрудничество в форматах "БРИКС аутрич" и "БРИКС плюс", "Группу двадцати" и другие международные и региональные организации и объединения;
б) развитие международного научно-технического сотрудничества, в том числе:
сохранение и укрепление сотрудничества российских ученых с ведущими иностранными научно-исследовательскими центрами и организациями по вопросам перспективных фундаментальных исследований в области искусственного интеллекта;
поддержка российских ученых и научных команд, участвующих в прорывных научных разработках международного уровня в области искусственного интеллекта;
поддержка создания российскими научными и иными организациями совместно с иностранными партнерами международных исследовательских центров по проблемам развития технологий искусственного интеллекта, а также центров компетенций и лабораторий в области искусственного интеллекта;
развитие совместно с иностранными партнерами объединенной вычислительной инфраструктуры;
подготовка совместно с иностранными партнерами научных публикаций;
создание объединенной международной базы решений в области искусственного интеллекта на основе российского репозитория безопасных и функционально корректных решений в области искусственного интеллекта, выполненных по единым открытым стандартам;
поддержка создания совместно с государствами-партнерами репозиториев открытых данных и наборов данных, а также обмена информацией по вопросам развития технологий искусственного интеллекта;
в) расширение международного сотрудничества в сфере образования по вопросам развития технологий искусственного интеллекта, включая разработку совместно с иностранными партнерами образовательных программ высшего образования по вопросам развития технологий искусственного интеллекта и мультиязычных образовательных онлайн-платформ для общего и профессионального образования, программ повышения квалификации и программ профессиональной переподготовки, в том числе для государственных гражданских служащих, в государствах-партнерах, подготовка в Российской Федерации иностранных специалистов в области искусственного интеллекта;
г) укрепление кадрового потенциала федеральных органов исполнительной власти, образовательных, научных и иных организаций, привлечение для работы и учебы в России талантливых иностранных специалистов и абитуриентов, поддержка их профессионального развития, включая принятие мер по финансовой и визовой поддержке на долгосрочную перспективу, в целях обеспечения развития международного научно-технического сотрудничества, а также развития организаций, осуществляющих разработку и использование технологий искусственного интеллекта;
д) продвижение Российской Федерации в качестве лидера в области принятия и реализации нормативно-правовых, этических и технических мер регулирования использования технологий искусственного интеллекта посредством:
повышения эффективности участия Российской Федерации в определении направлений международной политики и разработке нормативных правовых актов, рекомендаций и стандартов в области искусственного интеллекта;
активизации работы по продвижению российских подходов и стандартов в области искусственного интеллекта на международной арене, в том числе по вопросам обеспечения информационной безопасности;
обмена опытом формирования национальной политики в области развития технологий искусственного интеллекта с государствами-партнерами, в том числе по вопросам регулирования использования таких технологий;
поддержки формирования единой с иностранными государствами системы этических подходов в области искусственного интеллекта;
е) продвижение российских подходов к измерению уровня развития технологий искусственного интеллекта (использование основанных на выверенных и научно обоснованных методиках показателей и индикаторов для оценки таких технологий), гармонизация российских и международных методик;
ж) содействие экспорту российских технологий искусственного интеллекта и их правовой охране, развитие внешнеэкономического сотрудничества в данной сфере, в том числе с использованием инструментов торговых представительств и служб "цифровых атташе", включая расширение и укрепление мер поддержки экспорта, оказание органами публичной власти содействия российским научным и иным организациям при их выходе на зарубежные рынки;
з) предоставление государствам-партнерам доступа к российским большим фундаментальным моделям;
и) продвижение передового опыта Российской Федерации в области нормативно-правового регулирования и этики использования технологий искусственного интеллекта на площадках межправительственных и международных отраслевых организаций, участие в международном обмене экспертно-аналитической информацией в объемах, отвечающих национальным интересам Российской Федерации;
к) анализ совместно с международными и региональными организациями и объединениями, включая форматы "БРИКС аутрич" и "БРИКС плюс", решений в области искусственного интеллекта по ключевым направлениям использования таких решений.
Экспертно-аналитическое и методологическое сопровождение реализации настоящей Стратегии
5114. Основными направлениями экспертно-аналитического и методологического сопровождения реализации настоящей Стратегии являются:
а) мероприятия по поддержке внедрения технологий искусственного интеллекта, в том числе:
формирование перечня приоритетных решений в области искусственного интеллекта для внедрения в отраслях экономики и социальной сферы;
оценка уровня готовности отраслей экономики и социальной сферы к внедрению технологий искусственного интеллекта;
оценка фактического уровня внедрения технологий искусственного интеллекта в отраслях экономики и социальной сферы;
оценка эффективности внедрения технологий искусственного интеллекта в отраслях экономики и социальной сферы, включая оценку влияния использования технологий искусственного интеллекта на валовой внутренний продукт Российской Федерации;
б) мероприятия по оценке эффективности исследований и разработок в области искусственного интеллекта, в том числе:
оценка количества организаций - разработчиков технологий искусственного интеллекта, изменения объемов их выручки и привлекаемых инвестиций, уровня готовности таких технологий;
учет мнения экспертного сообщества в целях оценки полноты и качества реализации государственной политики в области искусственного интеллекта;
в) мероприятия по оценке кадровой ситуации в области искусственного интеллекта, включая создание и применение механизмов мониторинга состояния рынка труда, анализ количества специалистов, осуществляющих деятельность в области искусственного интеллекта, прогноз потребности в таких специалистах, в том числе по отраслям экономики и социальной сферы, анализ мер стимулирования спроса на соответствующих специалистов, а также уровня их подготовки;
г) создание инструментов контроля доступности данных, принадлежащих органам публичной власти и организациям, включая систему мониторинга актуальности и доступности данных, систему оценки востребованности данных, систему мониторинга длительности получения доступа к данным;
д) мероприятия в сфере нормативно-правового регулирования и этики использования технологий искусственного интеллекта, в том числе:
формирование и ежегодное обновление сравнительного мирового индекса комфортности нормативно-правового регулирования использования технологий искусственного интеллекта в различных государствах;
проведение общественных дискуссий по вопросам развития технологий искусственного интеллекта;
выявление и анализ влияния правовых барьеров на развитие технологий искусственного интеллекта в Российской Федерации;
оценка эффективности нормативно-правового регулирования использования технологий искусственного интеллекта в наиболее успешных в данной области иностранных государствах;
анализ международного опыта обеспечения информационной безопасности при использовании технологий искусственного интеллекта;
е) формирование системы государственного мониторинга развития технологий искусственного интеллекта, в том числе по отраслям экономики и социальной сферы;
ж) мероприятия по продвижению передовых наработок Российской Федерации в области нормативно-правового регулирования и этики использования технологий искусственного интеллекта на площадках соответствующих межправительственных и международных организаций, участие в международном обмене экспертно-аналитической информацией в объемах, отвечающих национальным интересам Российской Федерации;
з) мероприятия по оценке рисков использования технологий искусственного интеллекта для граждан;
и) создание унифицированных систем по оценке решений в области искусственного интеллекта;
к) анализ экономической эффективности внедрения технологий искусственного интеллекта;
л) оценка соотношения расходов организаций на внедрение и использование технологий искусственного интеллекта и полученной в связи с этим прибыли.".
23. Пункт 52 изложить в следующей редакции:
"52. Реализация настоящей Стратегии обеспечивается согласованными действиями Правительства Российской Федерации, федеральных органов государственной власти, иных государственных органов, органов федеральной территории "Сириус", органов местного самоуправления, государственных академий наук, научных и образовательных организаций, фондов поддержки научной, научно-технической и инновационной деятельности, общественных организаций, предпринимательского сообщества, государственных корпораций, государственных компаний и акционерных обществ с государственным участием.".
24. Пункт 53 изложить в следующей редакции:
"53. Координацию деятельности участников реализации настоящей Стратегии осуществляет президиум Правительственной комиссии по цифровому развитию, использованию информационных технологий для улучшения качества жизни и условий ведения предпринимательской деятельности. При президиуме указанной Правительственной комиссии формируется межведомственный совет, который занимается вопросами безопасности использования технологий искусственного интеллекта.".
25. Пункт 54 изложить в следующей редакции:
"54. Координацию деятельности бизнес-сообщества по реализации настоящей Стратегии осуществляют ассоциация "Альянс в сфере искусственного интеллекта", автономная некоммерческая организация "Цифровая экономика", комитет по проведению научно-технической экспертизы результатов реализации соглашений о намерениях между Правительством Российской Федерации и заинтересованными организациями в целях развития высокотехнологичного направления "Искусственный интеллект", а также иные органы и организации, уполномоченные Правительством Российской Федерации.".
26. Дополнить пунктом 541 следующего содержания:
"541. Правительство Российской Федерации при участии органов и организаций, указанных в пункте 54 настоящей Стратегии, а также автономной некоммерческой организации "Федеральный центр компетенций в сфере производительности труда" осуществляет реализацию настоящей Стратегии и мониторинг достижения целей развития искусственного интеллекта.".
27. Дополнить пунктом 542 следующего содержания:
"542. Основными механизмами реализации настоящей Стратегии являются:
а) "дорожная карта" развития высокотехнологичного направления "Искусственный интеллект" на период до 2030 года, включающая в себя мероприятия по внедрению и развитию искусственного интеллекта федерального проекта "Искусственный интеллект" национальной программы "Цифровая экономика Российской Федерации" и национального проекта по формированию экономики данных на период до 2030 года, а также соответствующие планы мероприятий заинтересованных организаций;
б) национальные проекты и государственные программы Российской Федерации, включающие в себя мероприятия по развитию технологий искусственного интеллекта;
в) стратегии цифровой трансформации государственных корпораций, государственных компаний и акционерных обществ с государственным участием, включающие в себя мероприятия по внедрению и развитию технологий искусственного интеллекта.".
28. Дополнить пунктом 543 следующего содержания:
"543. Предусмотренные пунктом 542 настоящей Стратегии документы при необходимости актуализируются в целях реализации настоящей Стратегии.".
29. Пункт 55 изложить в следующей редакции:
"55. Финансовое обеспечение реализации настоящей Стратегии осуществляется за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, средств государственных внебюджетных фондов и внебюджетных источников, включая средства институтов развития, государственных корпораций, государственных компаний, акционерных обществ с государственным участием и частные инвестиции. Основными источниками финансового обеспечения реализации настоящей Стратегии являются документы, предусмотренные пунктом 542 настоящей Стратегии.".
30. Пункты 56 и 58 признать утратившими силу.
31. Пункт 59 изложить в следующей редакции:
"59. Корректировка настоящей Стратегии осуществляется по решению Президента Российской Федерации каждые три года на основании предложений Правительства Российской Федерации, подготовленных при участии комитета по проведению научно-технической экспертизы результатов реализации соглашений о намерениях между Правительством Российской Федерации и заинтересованными организациями в целях развития высокотехнологичного направления "Искусственный интеллект", и организаций, указанных в пункте 54 настоящей Стратегии, с учетом результатов мониторинга реализации настоящей Стратегии, осуществляемого Правительством Российской Федерации, и динамики развития технологий искусственного интеллекта.".
______________________________