твующей их ценностному, моральному, духовному, нравственному и личностному развитию;
3) реализация мероприятий в сфере информационной безопасности для детей и их родителей (законных представителей), педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность;
4) формирование у детей навыков самостоятельного, осознанного и ответственного использования информационной продукции;
5) государственная поддержка создания для детей произведений литературы и искусства, кинематографической, театральной, телевизионной и иной аудиовизуальной продукции, печатной продукции, продукции, распространяемой посредством сети "Интернет", которые направлены на сохранение традиционных российских духовно-нравственных ценностей, культуры, и обеспечение контроля за качеством указанной информационной продукции;
6) защита детей от внешнего деструктивного информационно-психологического воздействия, внешней идейно-ценностной экспансии, совершенствование механизмов выявления и пресечения распространения противоправного контента в информационном пространстве;
7) профилактика, раннее выявление и пресечение правонарушений и преступлений, совершаемых с использованием информационных технологий в отношении детей или при участии детей.
33. Основными задачами в сфере укрепления института семьи, сохранения и поддержки традиционных российских духовно-нравственных, в том числе семейных, ценностей являются:
1) формирование культуры семьи, имеющей детей, как базовой общественной ценности;
2) реализация мероприятий, направленных на сохранение и укрепление традиционных российских духовно-нравственных, в том числе семейных, ценностей, повышение престижа отцовства и материнства, многопоколенной семьи и многодетности;
3) создание условий для межпоколенческого взаимодействия, обеспечение преемственности поколений;
4) развитие системы образования как основы формирования развитой и социально ответственной личности, стремящейся к личностному, духовному, нравственному, интеллектуальному и физическому совершенству, ориентированной на создание семьи, продолжение рода, сохранение семейных ценностей;
5) духовно-нравственное и гражданско-патриотическое воспитание детей (на исторических и современных примерах), поддержка социально значимых инициатив, ориентированных на формирование у детей общероссийской гражданской идентичности, в том числе добровольческого движения;
6) защита и поддержка русского языка как государственного языка Российской Федерации, а также языков народов Российской Федерации как инструмента формирования и сохранения культурной идентичности и преемственности традиций народов Российской Федерации;
7) совершенствование мер, направленных на сохранение русского языка и ограничение избыточного использования в публичном пространстве заимствованных слов, а также на противодействие использованию ненормативной лексики;
8) государственная поддержка общественных проектов, ориентированных на популяризацию культурных, нравственных и семейных ценностей, гражданско-патриотическое воспитание детей и молодежи.
IV. Оценка уровня безопасности детей и ожидаемые результаты реализации настоящей Стратегии
34. Оценка уровня безопасности детей осуществляется по следующим показателям:
1) численность детей в Российской Федерации;
2) доля детей в общей численности населения;
3) численность детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
4) численность детей-инвалидов;
5) число детей в возрасте до 17 лет, умерших от внешних причин смертности, на 100 тыс. детей указанного возраста;
6) число детей, умерших в возрасте до 1 года, на 1 тыс. детей, родившихся живыми;
7) число детей, привитых от инфекционных заболеваний в рамках национального календаря профилактических прививок;
8) число детей в возрасте до 17 лет, умерших вследствие самоубийства, на 100 тыс. детей указанного возраста;
9) число детей в возрасте до 16 лет, погибших в результате дорожно-транспортных происшествий;
10) численность получающих социальную поддержку семей, имеющих детей;
11) доля малоимущих семей, имеющих детей в возрасте до 18 лет, в общей численности семей, имеющих детей в возрасте до 18 лет;
12) доля детей в возрасте от 5 до 18 лет, обучающихся по дополнительным образовательным программам, в общей численности детей указанного возраста;
13) число детей в возрасте от 5 до 17 лет (включительно), обучающихся по дополнительным предпрофессиональным программам в области искусств;
14) доля детей в возрасте от 3 до 18 лет, занимающихся физической культурой и спортом, в общей численности детей указанного возраста;
15) число детей, отдохнувших за лето в организациях отдыха детей и их оздоровления;
16) численность молодежной аудитории, пользующейся интернет-контентом, направленным на укрепление общероссийской гражданской идентичности и духовно-нравственных ценностей;
17) число детей, освоивших образовательные программы в области информационной безопасности и (или) цифровой грамотности и (или) принявших участие в мероприятиях, посвященных этой тематике;
18) число лиц в возрасте от 7 до 13 лет и от 14 до 35 лет, вовлеченных центрами (сообществами, объединениями) поддержки добровольчества (волонтерства) в добровольческую (волонтерскую) деятельность на территории субъекта Российской Федерации;
19) доля детей в возрасте от 14 до 17 лет (включительно), совершивших преступления, в общей численности лиц, совершивших преступления;
20) количество зарегистрированных преступлений по фактам неисполнения обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего, сопряженных с жестоким обращением с несовершеннолетним (статья 156 Уголовного кодекса Российской Федерации);
21) количество зарегистрированных преступлений, совершенных в отношении детей.
35. Оценка эффективности реализации настоящей Стратегии осуществляется Правительством Российской Федерации по всем показателям, указанным в пункте 34 настоящей Стратегии, в совокупности.
36. Перечень показателей, указанных в пункте 34 настоящей Стратегии, может уточняться по результатам мониторинга ее реализации.
37. Ожидаемыми результатами реализации настоящей Стратегии являются:
1) сбережение детей и увеличение их численности;
2) снижение показателей младенческой и детской смертности;
3) снижение распространения хронических заболеваний среди детей;
4) увеличение числа детей, привитых от инфекционных заболеваний;
5) увеличение числа детей, обеспеченных здоровым питанием;
6) увеличение числа детей, обучающихся по физкультурно-оздоровительным программам;
7) реализация образовательных программ, направленных на формирование у детей модели поведения, ориентированной на предотвращение распространения в обществе инфекций;
8) сокращение числа случаев смерти детей в результате дорожно-транспортных происшествий;
9) увеличение доли детей разных возрастных категорий, занимающихся физической культурой и спортом, в общей численности детей соответствующих возрастных категорий;
10) снижение уровня бедности семей, имеющих детей;
11) сокращение числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
12) сокращение количества преступлений, совершаемых несовершеннолетними;
13) повышение уровня информационной безопасности и цифровой грамотности детей;
14) сокращение числа преступлений, совершаемых в отношении детей;
15) сокращение числа детей, подвергающихся жестокому обращению и травле, в том числе в сети "Интернет";
16) сокращение объема информации, причиняющей вред здоровью и (или) развитию детей;
17) привлечение семей, имеющих детей, к участию в мероприятиях, направленных на укрепление традиционных семейных ценностей, престижа семьи, отцовства и материнства.
V. Основные механизмы и этапы реализации настоящей Стратегии
38. Реализация настоящей Стратегии обеспечивается согласованными действиями органов государственной власти, органов местного самоуправления, Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по правам ребенка, уполномоченных по правам ребенка в субъектах Российской Федерации и институтов гражданского общества посредством применения правовых, организационно-управленческих, кадровых, научно-методических, финансово-экономических и информационных механизмов.
39. Механизмами реализации настоящей Стратегии на федеральном уровне являются национальные проекты "Здравоохранение", "Образование", "Культура", "Демография", "Безопасные качественные дороги", национальная программа "Цифровая экономика Российской Федерации" и входящие в их состав федеральные проекты, а также государственные программы Российской Федерации в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных федеральным органам исполнительной власти в федеральном законе о федеральном бюджете на очередной финансовый год и на плановый период, средств бюджетов субъектов Российской Федерации, средств бюджетов муниципальных образований.
40. Реализация настоящей Стратегии осуществляется в два этапа:
1) I этап (2023 год) - разработка плана мероприятий по реализации настоящей Стратегии, направленных на противодействие прямым или косвенным угрозам жизни и здоровью детей, предотвращение младенческой и детской смертности, детского травматизма, обеспечение соблюдения прав детей во всех сферах жизнедеятельности, совершенствование механизмов мониторинга реализации настоящей Стратегии и оценки уровня безопасности детей;
2) II этап (2024 - 2030 годы) - выполнение плана мероприятий по реализации настоящей Стратегии, разработка дополнительных мер организационного, нормативно-правового и методического характера, необходимых для реализации настоящей Стратегии.
41. Реализация настоящей Стратегии на региональном уровне предусматривает разработку и актуализацию органами государственной власти субъектов Российской Федерации комплексных стратегических и (или) иных программных документов по обеспечению безопасности детей с учетом особенностей субъектов Российской Федерации, а также активное участие институтов гражданского общества, включая общественные и некоммерческие организации.
42. Правительство Российской Федерации осуществляет контроль за реализацией государственной политики в сфере обеспечения безопасности детей и ежегодно представляет Президенту Российской Федерации доклад о ходе реализации настоящей Стратегии.