соответственно, а также отражается в Реестре воинского учета.
6. Решение об отмене временных мер, направленных на обеспечение явки по повестке военного комиссариата, формируется в Реестре воинского учета в автоматическом режиме и подписывается электронной подписью военного комиссара в течение суток с момента явки гражданина по повестке или подтверждения уважительных причин неявки. Указанное решение направляется гражданину в личный кабинет на Портале государственных и муниципальных услуг (функций), в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц и физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий государственный кадастровый учет недвижимого имущества, государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий государственное управление в области обеспечения безопасности Российской Федерации, федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел соответственно, а также отражается в Реестре воинского учета.
7. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе установить дополнительные временные меры, направленные на обеспечение явки по повестке военного комиссариата, в виде ограничения на получение гражданами выплат, льгот, мер поддержки и иных преференций, установленных нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
8. Решение о применении временных мер, направленных на обеспечение явки по повестке военного комиссариата, может быть обжаловано в порядке, установленном разделом V1 настоящего Федерального закона.";
5) в статье 8:
а) дополнить пунктом 12 следующего содержания:
"12. Постановка на воинский учет, снятие с воинского учета и внесение изменений в документы воинского учета граждан, обязанных состоять на воинском учете, осуществляются путем внесения сведений о них в Реестр воинского учета.
Постановка на воинский учет, снятие с воинского учета и внесение изменений в документы воинского учета граждан, обязанных состоять на воинском учете, могут осуществляться без личной явки граждан в военный комиссариат.
Постановка на воинский учет, снятие с воинского учета и внесение изменений в документы воинского учета граждан, обязанных состоять на воинском учете, без личной явки указанных граждан осуществляются на основании сведений о гражданах (за исключением сведений о гражданах, проходящих военную службу, имеющих воинские звания офицеров и пребывающих в запасе Службы внешней разведки Российской Федерации и в запасе Федеральной службы безопасности Российской Федерации), содержащихся в государственном информационном ресурсе, иных государственных информационных системах и информационных ресурсах, а также сведений, представленных военными комиссариатами и полученных на основании их запросов, без проведения мероприятий, которые предусмотрены статьями 51 и 52 настоящего Федерального закона и проводятся при последующей явке гражданина.
При наличии у военных комиссариатов соответствующих оснований зачисление в запас граждан, обязанных состоять на воинском учете, может осуществляться без личной явки на основании сведений о гражданах (за исключением сведений о гражданах, проходящих военную службу, имеющих воинские звания офицеров и пребывающих в запасе Службы внешней разведки Российской Федерации и в запасе Федеральной службы безопасности Российской Федерации), содержащихся в государственном информационном ресурсе, иных государственных информационных системах и информационных ресурсах, а также сведений, представленных военными комиссариатами и полученных на основании их запросов, без проведения мероприятий, которые предусмотрены статьями 51 и 52 настоящего Федерального закона и проводятся при последующей явке гражданина.
При постановке на воинский учет, снятии с воинского учета и внесении изменений в документы воинского учета граждан, обязанных состоять на воинском учете, без личной явки таких граждан их оповещение об этом осуществляется автоматически через Реестр воинского учета в электронной форме с использованием Портала государственных и муниципальных услуг (функций). При этом таким гражданам должна быть обеспечена возможность представления необходимых для осуществления воинского учета документов при личной явке гражданина в военный комиссариат либо с использованием личного кабинета гражданина на Портале государственных и муниципальных услуг (функций).
Гражданам, поставленным на воинский учет без личной явки в военный комиссариат, при необходимости могут направляться повестки, в том числе в электронной форме, для сверки сведений, полученных из Реестра воинского учета, информационных систем и информационных ресурсов, сведений, полученных на основании запросов, проведения мероприятий, предусмотренных статьями 51 и 52 настоящего Федерального закона, а также для получения документов воинского учета. Указанные повестки считаются врученными в порядке, предусмотренном статьей 31 настоящего Федерального закона.";
б) в пункте 2:
абзац восьмой после слов "либо органами местного самоуправления муниципальных округов" дополнить словами "и органами местного самоуправления городских округов";
в абзаце десятом слова "для занесения в документы" заменить словами "для ведения документов";
абзац одиннадцатый дополнить словами ", в том числе в электронной форме";
абзац двенадцатый дополнить словами ", в том числе в электронной форме";
абзац девятнадцатый изложить в следующей редакции:
"направлять по запросам военных комиссариатов необходимые для ведения воинского учета сведения о гражданах, состоящих на воинском учете, а также не состоящих, но обязанных состоять на воинском учете;";
дополнить новым абзацем двадцатым следующего содержания:
"представлять в электронной форме в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, сведения о гражданах, не состоящих, но обязанных состоять на воинском учете;";
абзацы двадцатый и двадцать первый считать соответственно абзацами двадцать первым и двадцать вторым;
абзац двадцать второй считать абзацем двадцать третьим и признать его утратившим силу;
абзац двадцать третий считать абзацем двадцать четвертым и дополнить его словами ", в том числе в электронной форме";
абзацы двадцать четвертый - тридцать восьмой считать соответственно абзацами двадцать пятым - тридцать девятым;
в) в пункте 4:
в абзаце втором слова "и отчество" заменить словами ", отчество (при наличии)";
дополнить новыми абзацами четвертым - шестым следующего содержания:
"сведения о документе, удостоверяющем личность, включая вид, серию, номер, дату выдачи, наименование или код органа, выдавшего такой документ;
страховой номер индивидуального лицевого счета (при наличии);
идентификационный номер налогоплательщика;";
абзацы четвертый - десятый считать соответственно абзацами седьмым - тринадцатым;
дополнить новыми абзацами четырнадцатым и пятнадцатым следующего содержания:
"сведения о водительском удостоверении (при наличии);
сведения об абонентском номере подвижной радиотелефонной связи (при наличии);";
абзацы одиннадцатый - двадцать третий считать соответственно абзацами шестнадцатым - двадцать восьмым;
дополнить абзацем следующего содержания:
"При постановке на воинский учет, снятии с воинского учета и внесении изменений в документы воинского учета граждан, состоящих на воинском учете, а также не состоящих, но обязанных состоять на воинском учете, без личной явки граждан документы воинского учета могут содержать только те сведения о гражданине, указанные в настоящем пункте, которые имеются в наличии у военных комиссариатов, в том числе полученные из государственного информационного ресурса, иных государственных информационных систем и информационных ресурсов, а также на основании запросов военных комиссариатов.";
г) пункт 5 признать утратившим силу;
д) в пункте 51:
абзац второй дополнить словами ", в том числе в форме электронного документа";
дополнить абзацем следующего содержания:
"При постановке на воинский учет и внесении изменений в документы воинского учета граждан, состоящих на воинском учете, а также не состоящих, но обязанных состоять на воинском учете, без личной явки граждан выдача документов воинского учета на материальном носителе осуществляется только при личном обращении гражданина.";
е) дополнить пунктом 9 следующего содержания:
"9. Гражданин может направлять сведения, необходимые для ведения воинского учета, в военный комиссариат в электронной форме с использованием Портала государственных и муниципальных услуг (функций).";
6) дополнить статьей 81 следующего содержания:
"Статья 81. Информационное обеспечение воинского учета
1. Информационное обеспечение воинского учета осуществляется посредством создания, развития и эксплуатации федеральных государственных информационных систем и информационных ресурсов, а также иных информационных систем и информационных ресурсов, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
2. Обработка персональных данных в целях воинского учета осуществляется с учетом требований Федерального закона от 27 июля 2006 года № 152-ФЗ "О персональных данных", законодательства Российской Федерации о государственной и иной охраняемой законом тайне без необходимости получения согласия субъекта персональных данных на обработку его персональных данных.
3. Организация воинского учета, сбор, хранение, обработка и актуализация сведений о гражданах, состоящих на воинском учете, а также не состоящих, но обязанных состоять на воинском учете (далее - актуализация сведений), осуществляются военными комиссариатами, в том числе в автоматизированном режиме на основании данных государственного информационного ресурса и данных, полученных с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия и иных информационных систем и информационных ресурсов.
4. Формирование государственного информационного ресурса осуществляется на основании сведений, предоставляемых федеральными государственными органами, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и организациями, являющимися поставщиками сведений.
5. Ведение государственного информационного ресурса осуществляется оператором, определяемым Правительством Российской Федерации. Правительство Российской Федерации вправе определить особенности ведения государственного информационного ресурса.
6. Поставщики сведений, состав предоставляемых ими сведений в государственный информационный ресурс, а также порядок, сроки и периодичность предоставления указанных сведений определяются Правительством Российской Федерации.
7. Предоставление сведений в государственный информационный ресурс поставщиками сведений осуществляется в том числе посредством единой системы межведомственного электронного взаимодействия путем передачи указанных сведений.
8. Организации, в которых работают или обучаются граждане, состоящие на воинском учете, а также не состоящие, но обязанные состоять на воинском учете, направляют сведения, необходимые для ведения воинского учета, оператору государственного информационного ресурса посредством Портала государственных и муниципальных услуг (функций), за исключением сведений, составляющих государственную, коммерческую или иную охраняемую законом тайну в соответствии с законодательством Российской Федерации.
9. Пользователями государственного информационного ресурса являются Министерство обороны Российской Федерации, его территориальные органы (военные комиссариаты) в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
10. В целях информационного обеспечения воинского учета осуществляется формирование Реестра воинского учета.
11. Военные комиссариаты при необходимости направляют запросы в отношении граждан, состоящих на воинском учете, а также не состоящих, но обязанных состоять на воинском учете, в целях получения сведений, необходимых для ведения воинского учета, в письменной и (или) электронной форме. Федеральные государственные органы, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и организации обязаны в двухнедельный срок со дня получения запроса военного комиссариата, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, предоставлять необходимые сведения.";
7) дополнить статьей 82 следующего содержания:
"Статья 82. Реестр воинского учета
1. Реестр воинского учета формируется военными комиссариатами в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, в автоматизированном режиме на основании сведений государственного информационного ресурса, а также сведений, полученных военными комиссариатами из государственных информационных систем и ресурсов, от органов власти, организаций и граждан в письменной и (или) электронной форме.
2. В состав сведений Реестра воинского учета включаются следующие сведения о гражданах:
а) фамилия, имя, отчество (при наличии);
б) дата рождения;
в) пол;
г) сведения о документе, удостоверяющем личность, включая вид, серию, номер, дату выдачи, наименование или код органа, выдавшего документ;
д) страховой номер индивидуального лицевого счета (при наличии);
е) идентификационный номер налогоплательщика;
ж) место жительства и (или) место пребывания, в том числе не подтвержденные регистрацией по месту жительства и (или) месту пребывания;
з) наличие гражданства (подданства) иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина на территории иностранного государства;
и) код и наименование военного комиссариата, в котором гражданин состоит на учете;
к) сведения о постановке на воинский учет или снятии с воинского учета;
л) сведения о факте выдачи документа воинского учета;
м) сведения о трудовой деятельности, включая сведения о работодателе;
н) сведения о прохождении обучения, включая сведения об образовательной организации;
о) сведения о состоянии здоровья в объеме, установленном Правительством Российской Федерации;
п) код записи о гражданине в государственном информационном ресурсе;
р) признак наличия у гражданина оснований для предоставления отсрочки или освобождения от призыва на военную службу;
с) иные сведения, определенные Правительством Российской Федерации.
3. В Реестре воинского учета военными комиссариатами обеспечивается учет сведений:
а) о направлении военными комиссариатами повесток в отношении гражданина;
б) о получении гражданами повесток;
в) о явке (неявке) граждан по повесткам военных комиссариатов, в том числе о подтверждении уважительных причин неявки;
г) о применении в отношении граждан временных мер, направленных на обеспечение их явки по повесткам военных комиссариатов, предусмотренных настоящим Федеральным законом;
д) о применении мер административной, уголовной ответственности в отношении граждан в связи с нарушением обязанностей, предусмотренных настоящим Федеральным законом;
е) об обжаловании гражданами отдельных решений, принимаемых в соответствии с настоящим Федеральным законом, и о результатах рассмотрения таких жалоб.
4. Реестр воинского учета не содержит сведений, составляющих государственную тайну или иную охраняемую законом тайну.
5. Министерство обороны Российской Федерации является оператором Реестра воинского учета. Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации создает Реестр воинского учета в интересах Министерства обороны Российской Федерации. Правительство Российской Федерации устанавливает порядок, сроки и особенности создания, ввода в эксплуатацию, эксплуатации, функционирования и ведения Реестра воинского учета, а также содержание и сроки реализации этапов мероприятий по созданию, вводу в эксплуатацию и эксплуатации Реестра воинского учета.
6. Постановка граждан на воинский учет, снятие с воинского учета, актуализация сведений воинского учета осуществляются путем включения соответствующих сведений в Реестр воинского учета. Включение в Реестр воинского учета сведений из государственного информационного ресурса происходит автоматически.
7. Управление формированием и рассылкой повесток военных комиссариатов осуществляется с использованием Реестра воинского учета.
8. Сведения, содержащиеся в записи Реестра воинского учета, могут быть изменены по обращениям граждан, в отношении которых они составлены, или их законных представителей. Направление таких обращений и информирование о ходе и результатах их обработки обеспечиваются в том числе с использованием Портала государственных и муниципальных услуг (функций).
Военные комиссариаты в течение одного рабочего дня со дня поступления указанных обращений направляют соответствующие запросы в уполномоченные органы или организации.
Уполномоченные органы или организации направляют ответы в военные комиссариаты в течение трех дней со дня поступления запросов.
Военные комиссариаты рассматривают ответы уполномоченных органов или организаций в течение одного рабочего дня со дня поступления указанных ответов и при необходимости вносят изменения в Реестр воинского учета.
Уведомления заявителей о принятых решениях осуществляются Реестром воинского учета в автоматическом режиме, в том числе с использованием Портала государственных и муниципальных услуг (функций).
Решения военных комиссариатов об отказе во внесении изменений в сведения, содержащиеся в Реестре воинского учета, могут быть обжалованы в порядке, установленном разделом V1 настоящего Федерального закона.";
8) дополнить статьей 83 следующего содержания:
"Статья 83. Реестр направленных (врученных) повесток
1. На основании сведений Реестра воинского учета о направлении военным комиссариатом повесток в отношении граждан, состоящих на воинском учете, в автоматическом режиме формируется общедоступный реестр направленных (врученных) указанным лицам повесток (далее - Реестр повесток).
2. В состав сведений Реестра повесток включаются:
а) копии направленных повесток;
б) сведения о военном комиссариате, направившем повестку;
в) дата направления повестки и дата, когда повестка считается врученной;
г) дата явки в военный комиссариат, указанная в направленной повестке;
д) сведения о гражданине, подлежащем призыву на военную службу, которому направлена (вручена) повестка:
фамилия, имя, отчество (при наличии);
дата рождения;
сведения о документе, удостоверяющем личность, включая вид, серию, номер, дату выдачи, наименование или код органа, выдавшего документ;
е) сведения о месте жительства и (или) месте пребывания, в том числе не подтвержденные регистрацией по месту жительства и (или) месту пребывания.
3. Порядок ведения Реестра повесток, оператор Реестра повесток определяются Правительством Российской Федерации.
4. Гражданам, состоящим на воинском учете, доступ к информации, содержащейся в Реестре повесток, обеспечивается одним из следующих способов:
а) предоставление авторизованного доступа к личному кабинету гражданина в Реестре повесток в порядке, установленном оператором Реестра повесток;
б) размещение информации о направлении повестки в личном кабинете на Портале государственных и муниципальных услуг (функций);
в) при личном обращении в многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг за получением соответствующей выписки из Реестра повесток.
5. В случае обращения гра