отдали жизнь за Россию, мирных граждан, стариков, женщин, детей, которые погибли под обстрелами, от рук неонацистов и карателей.
(Минута молчания.)
Спасибо.
Мы все понимаем, и я понимаю, как невыносимо тяжело сейчас жёнам, сыновьям, дочерям павших воинов, их родителям, которые воспитали достойных защитников Отечества, таких же как и молодогвардейцы Краснодона, как юноши и девушки, которые в годы Великой Отечественной войны боролись с нацизмом, отстаивали Донбасс. Об их мужестве, стойкости, величайшей силе духа, жертвенности и сегодня помнит вся Россия.
Наш долг - поддержать семьи, потерявшие родных, близких, любимых. Помочь им вырастить, поднять детей, дать им образование, профессию.
Семья каждого участника специальной военной операции должна быть в зоне постоянного внимания, окружена заботой и почётом, на их нужды нужно откликаться сразу, без волокиты. (Аплодисменты.)
Предлагаю создать специальный Государственный фонд. Его задачей станет адресная, персональная помощь семьям погибших бойцов и ветеранам специальной военной операции. (Аплодисменты.) Он будет координировать предоставление социальной, медицинской, психологической поддержки, решать вопросы санаторно-курортного лечения и реабилитации, помогать в образовании, спорте, трудоустройстве, предпринимательстве, в повышении квалификации, в получении новой профессии.
Отдельная важнейшая задача фонда - организация долговременного ухода на дому, высокотехнологичное протезирование для всех, кто в этом нуждается.
Я прошу Правительство совместно с комиссией Госсовета по социальной политике, регионами в кратчайшие сроки решить все организационные вопросы. Работа Государственного фонда должна быть открытой, а сам порядок оказания помощи - простым, по принципу "одного окна", без казёнщины и бюрократии.
За каждой семьёй, я подчеркиваю, за каждой семьёй погибшего, за каждым ветераном должен быть закреплён свой персональный социальный работник, координатор (аплодисменты), который в ходе личного общения в режиме реального времени будет решать возникающие вопросы. Обращаю внимание: уже в этом году структуры фонда должны быть развёрнуты во всех регионах Российской Федерации.
У нас уже действуют меры поддержки ветеранов Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий, участников локальных конфликтов, думаю, что в дальнейшем Государственный фонд, о котором я сказал, может заниматься и этими важнейшими вопросами. Надо это проработать. Я прошу Правительство это сделать.
Подчеркну: создание специального фонда не снимает ответственности с других структур и уровней власти. Я жду от всех федеральных ведомств, регионов и муниципалитетов: и впредь уделять самое пристальное внимание ветеранам, военнослужащим, их семьям. И в этой связи хочу поблагодарить руководителей субъектов Федерации, мэров городов, глав регионов, которые постоянно встречаются с людьми, выезжают, в том числе, и на линию боевого соприкосновения, поддерживают своих земляков.
Что хотелось бы подчеркнуть особо: сегодня вместе переносят тяготы фронта кадровые военнослужащие, мобилизованные и добровольцы. Речь - о снабжении и оснащении, о денежном довольствии и страховых выплатах в связи с ранением, о медицинской помощи. Однако обращения, которые поступают и ко мне, и к губернаторам (мне они тоже об этом докладывают), в органы военной прокуратуры, к Уполномоченному по правам человека, говорят о том, что далеко не все эти вопросы ещё решены. Необходимо разбираться в каждом конкретном случае.
И ещё. Служба в зоне специальной военной операции (все это понимают прекрасно) связана с колоссальными физическими, психологическими нагрузками, с каждодневным риском для здоровья и жизни. Поэтому считаю необходимым установить для мобилизованных, вообще для всех военнослужащих, для всех участников специальной военной операции, в том числе и для добровольцев, регулярный отпуск длительностью не менее 14 дней и не реже одного раза в полгода без учёта времени на дорогу (аплодисменты), чтобы у каждого бойца была возможность навестить семью, побыть рядом с родными и близкими.
Уважаемые коллеги!
У нас, как известно, утверждён указом Президента План строительства и развития Вооружённых Сил на 2021 - 2025 годы. Работа по его выполнению идёт, необходимые коррективы вносятся. И хочу подчеркнуть, что в основу наших дальнейших шагов по укреплению Армии и Флота, по текущему и перспективному развитию Вооружённых Сил должен быть, безусловно, положен реальный боевой опыт, полученный в ходе специальной военной операции. Он чрезвычайно для нас важен, можно сказать больше - абсолютно бесценен.
Для примера: сейчас уровень оснащения ядерных сил сдерживания России новейшими системами - более 91 процента, 91,3 процента. А теперь, повторю, с учётом опыта, который мы получили, мы должны выйти на такой же высокий качественный уровень по всем компонентам Вооружённых Сил. (Аплодисменты.)
Офицеры и сержанты, которые показали себя грамотными, современными и решительными командирами, таких очень-очень много, будут в приоритетном порядке выдвигаться на вышестоящие должности, направляться в военные вузы, академии, служить мощным кадровым резервом для Вооружённых Сил. И безусловно, они должны быть востребованы на гражданке, в органах власти всех уровней. Хочу просто обратить внимание коллег на это, это очень важно. Люди должны понимать, что Родина оценивает их вклад в защиту Отечества. (Аплодисменты.)
Будем активно внедрять самые передовые технологии, которые обеспечат повышение именно качественного потенциала Армии и Флота. Такие разработки, образцы вооружений и техники у нас есть по каждому направлению. Многие из них по своим характеристикам существенно превосходят зарубежные аналоги. Задача сейчас перед нами - развернуть их массовое, серийное производство. И такая работа идёт, ведётся, её темпы увеличиваются постоянно, причём на собственной, хочу это подчеркнуть, на нашей собственной российской научной и промышленной базе за счёт активного подключения к выполнению государственного оборонного заказа малого и среднего высокотехнологичного бизнеса.
Сегодня на наших заводах, в конструкторских бюро, в научных коллективах трудятся и опытные специалисты, и всё больше молодых людей, талантливых, квалифицированных, нацеленных на прорыв, верных традициям русских оружейников - сделать всё для победы. (Аплодисменты.)
Обязательно будем укреплять гарантии для трудовых коллективов. Это касается и зарплат, и социального обеспечения. Предлагаю запустить специальную программу льготного арендного жилья для работников предприятий ОПК. Ставка аренды для них будет существенно ниже рыночной, так как значительную часть платы за жильё возьмёт на себя государство. (Аплодисменты.) Мы, безусловно, обсуждали этот вопрос с Правительством. Поручаю отработать все детали этой программы, и, не затягивая, приступить к строительству такого арендного жилья, в первую очередь, конечно, в городах - наших значимых оборонных, индустриальных и научно-исследовательских центрах.
Уважаемые коллеги!
Как я уже сказал, Запад развернут против нас не только военный, информационный, но и экономический фронт. Но нигде ничего не добился и не добьётся. (Аплодисменты.) Более того, инициаторы санкций наказывают сами себя: спровоцировали в собственных странах рост цен, потерю рабочих мест, закрытие предприятий, энергетический кризис, а своим гражданам говорят, мы это слышим, что виноваты во всём русские. Какие средства использовались против нас в этой санкционной агрессии? Попытались разорвать хозяйственные связи с российскими компаниями, отключить финансовую систему от каналов коммуникаций, чтобы смять нашу экономику, лишить нас доступа к экспортным рынкам, чтобы ударить по доходам. Это и воровство, по-другому не сказать, наших валютных резервов, попытки обвалить рубль и спровоцировать разрушительную инфляцию.
Повторю: антироссийские санкции - это лишь средство, а цель, как декларируют сами западные руководители, прямая цитата: "Заставить страдать". Заставить страдать наших граждан - такие гуманисты! Они хотят заставить народ страдать, тем самым дестабилизировать наше общество изнутри. Но их расчёт не оправдался. Российская экономика и система управления оказались гораздо прочнее, чем полагали на Западе.
Благодаря совместной работе Правительства, парламента, Банка России, субъектов Федерации и, конечно же, делового сообщества, трудовых коллективов мы обеспечили устойчивость экономической ситуации, защитили граждан, сохранили рабочие места, не допустили дефицита на рынке, включая товары первой необходимости, поддержали финансовую систему, предпринимателей, которые вкладывают средства в развитие своего дела, а значит, в развитие страны.
Так, уже в марте прошлого года был запущен пакет мер по поддержке бизнеса и экономики на общую сумму порядка триллиона рублей. Я хочу обратить внимание: это не эмиссионная политика, нет-нет, всё у нас на прочной рыночной базе делается.
По итогам 2022 года, валовой внутренний продукт снизился, Михаил Владимирович звонил, говорит: "Хотел бы, чтобы Вы об этом сказали". Вчера, по-моему, вышла эта информация, и правильно, в срок, как положено, всё у нас по плану. Нам предрекали, помните, спад экономики 20 - 25 процентов, 10, совсем недавно вы говорили 2,9, я говорил чуть позднее 2,5. Валовой внутренний продукт в 2022 году снизился на 2,1 процента, это самые свежие данные. При этом напомню, что ещё в феврале - марте прошлого года, как я уже сказал, предрекали нам просто обвал экономики.
Российский бизнес перестроил логистику, укрепил связи с ответственными, предсказуемыми партнёрами, а таких много, в мире таких большинство.
Отмечу, что доля российского рубля в наших международных расчётах, по сравнению с декабрём 2021 года, удвоилась и составила одну треть, а вместе с валютами дружественных стран - это уже больше половины. Будем и дальше вместе с партнёрами работать над формированием устойчивой, безопасной системы международных расчётов, не зависимой от доллара и от других западных резервных валют, которые при такой политике западных правителей неизбежно будут утрачивать свой универсальный характер. Сами своими руками всё делают. Это не мы сокращаем расчёты в долларах или в других так называемых универсальных валютах, они всё делают своими руками.
Вы знаете, есть такое устойчивое выражение - "пушки вместо масла". Оборона страны - конечно, важнейший приоритет. Но, решая стратегические задачи в этой сфере, мы не должны повторять ошибок прошлого, не должны разрушать собственную экономику. У нас есть всё для того, чтобы и безопасность обеспечить, и создать условия для уверенного развития страны. Именно в этой логике мы и действуем, и будем действовать дальше. (Аплодисменты.)
Так, многие базовые, подчеркну, именно гражданские отрасли отечественной экономики за прошлый год не только не сократили, а значительно нарастили производство. Объёмы ввода жилья впервые в современной истории нашей страны превысили 100 млн кв. метров.
Что касается нашего сельхозпроизводства, то в прошлом году оно показало двузначные темпы роста. Большое спасибо, низкий поклон сельхозпроизводителям. (Аплодисменты.) Российские аграрии собрали рекордный урожай: свыше 150 млн тонн зерна, в том числе более 100 млн тонн пшеницы. До конца сельскохозяйственного года, то есть до 30 июня 2023 года, мы сможем довести общий объём экспорта зерна до 55 - 60 млн тонн. Еще 10 - 15 лет назад это казалось просто сказкой, неосуществимым планом. Если вы помните, а наверняка здесь некоторые помнят, совсем не так давно (бывший вице-премьер и Министр сельского хозяйства здесь) 60 миллионов собрали вообще по году. А сейчас 55 - 60 только экспортный потенциал будет. Убеждён, что у нас есть все возможности для подобного прорыва и по другим направлениям.
Мы не допустили просадки на рынке труда, напротив, добились снижения безработицы в современных условиях. Сегодня в условиях таких больших сложностей со всех сторон рынок труда стал у нас более комфортным, чем был ранее. Помните, у нас до пандемии была 4,7 процента безработица, а сейчас 3,7, по-моему. Михаил Владимирович, сколько - 3,7? 3,7. Исторический минимум.
Повторю: экономика России преодолела возникшие риски. Да, многие из них, эти риски, было невозможно просчитать заранее, реагировать приходилось в буквальном смысле "с колёс", по мере возникновения проблемы. Как на уровне государства, так и в бизнесе решения принимались в максимально оперативном режиме.
Отмечу, что здесь огромную роль сыграла частная инициатива, малое и среднее предпринимательство, об этом нельзя забывать. Мы избежали избыточного административного регулирования, перекоса экономики в сторону государства.
Что ещё важно? Экономический спад в прошлом году был зафиксирован только во II квартале. Уже в III и IV кварталах отмечался рост, подъём. Мы фактически вышли на новый цикл роста экономики. По оценкам специалистов, его модель, структура обретают качественно иной характер. На первый план выходят новые и перспективные глобальные рынки, включая АТР, наш собственный внутренний рынок, научная, технологическая, кадровая база, не поставки сырья за рубеж, а производство товаров с высокой добавленной стоимостью. Это позволяет раскрыть громадный потенциал России во всех сферах и областях.
Уже в этом году прогнозируется солидный рост внутреннего спроса. Уверен, наши компании воспользуются этой возможностью, чтобы нарастить производство, выпуск самой востребованной продукции, занять ниши, которые освободились или освобождаются после ухода западных компаний.
Сегодня мы видим всю полноту картины, понимаем те структурные проблемы, которые нам необходимо решать в логистике, технологиях, финансах, в кадрах. Мы много, постоянно говорили о необходимости изменения структуры нашей экономики за последние годы, а сейчас эти изменения - это жизненная необходимость, и это меняет ситуацию, в данном случае - к лучшему. Мы знаем, что необходимо делать для уверенного, поступательного развития России, причём именно суверенного, независимого развития, вопреки любому внешнему давлению и угрозам, с надёжной гарантией безопасности и интересов государства.
Обращаю внимание и хочу это особо подчеркнуть: смысл нашей работы не в том, чтобы приспособиться к текущим условиям. Стратегическая задача - вывести нашу экономику на новые рубежи.
Сейчас всё меняется, причём меняется очень-очень быстро. Это время не только вызовов, но и возможностей. Сегодня это действительно так, и от того, как мы их реализуем, зависит наша будущая жизнь. Надо убрать, хочу это подчеркнуть, убрать любые межведомственные противоречия, формальности, обиды, недомолвки, прочую чушь. Всё для дела, всё для результата - на это должно быть всё нацелено.
Успешный старт российских компаний, небольших семейных предприятий - это уже победа. Открытие современных заводов и километры новых дорог - это победа. Новая школа или детский сад - это победа. Научные открытия и технологии - это, конечно же, тоже победа. Вклад каждого в общий успех - вот что важно. (Аплодисменты.)
На каких направлениях нужно сосредоточить партнёрскую работу государства, регионов, отечественного бизнеса?
Первое. Будем расширять перспективные внешне-экономические связи и выстраивать новые логистические коридоры. Уже принято решение продлить скоростную автомагистраль "Москва - Казань" до Екатеринбурга, Челябинска и Тюмени, а в перспективе - до Иркутска и Владивостока с выходом в Казахстан, Монголию и Китай, что в том числе существенно расширит наши экономические связи с рынками Юго-Восточной Азии.
Будем развивать порты Чёрного и Азовского морей. Особое внимание уделим, уделяем уже (те, кто занимается этим в ежедневном режиме, знают) международному коридору "Север - Юг". Уже в этом году по Волго-Каспийскому каналу смогут проходить суда с осадкой не менее 4,5 метра. Это откроет новые маршруты для делового сотрудничества с Индией, Ираном, Пакистаном, странами Ближнего Востока. Мы и дальше будем развивать этот коридор.
В наших планах - ускоренная модернизация восточного направления железных дорог - Транссиба и БАМа, наращивание возможностей Северного морского пути. Это не только дополнительные грузопотоки, но и основа для решения общенациональных задач по развитию Сибири, Арктики и Дальнего Востока.
Получит мощный импульс инфраструктура регионов, включая связь, телекоммуникации, дорожную сеть. Уже в следующем, 2024 году, не менее 85 процентов дорог в крупнейших агломерациях страны, а также более половины дорог регионального и межмуниципального значения будут приведены в нормативное состояние. Уверен, мы сделаем это. (Аплодисменты.)
Продолжим и программу бесплатной газификации. Уже принято решение распространить её на социальные объекты: детские сады и школы, поликлиники, больницы, фельдшерско-акушерские пункты. А для граждан такая программа теперь будет действовать на постоянной основе. (Аплодисменты.) Они всегда смогут обратиться за подключением своего дома к сетям газоснабжения.
С этого года начинается большая программа по строительству и ремонту систем ЖКХ. В течение десяти лет планируется инвестировать в эту сферу не менее 4,5 трлн рублей. Мы знаем, насколько это важно для граждан, насколько запущена эта сфера. Надо работать, и будем это делать. (Аплодисменты.) Важно, чтобы программа сразу получила мощный старт, поэтому прошу Правительство обеспечить её стабильное финансирование.
Второе. Нам предстоит существенно расширить технологические возможности российской экономики, обеспечить рост мощностей отечественной индустрии.
Запущен инструмент промышленной ипотеки, причём теперь льготный кредит можно будет взять не только на покупку производственных площадей, но и на их строительство или модернизацию. Сумму такого кредита обсуждали многократно (и увеличить хотели, приличная сумма) как первый шаг - очень неплохо, сумма такого кредита до 500 млн рублей. Он предоставляется по ставке три или пять процентов на срок до семи лет.
Мне кажется, очень хорошая программа, и ею нужно воспользоваться. (Аплодисменты.)
С этого года действует и новый режим работы промышленных кластеров, в которых снижена фискальная и административная нагрузка на компании-резиденты, а спрос на их инновационную продукцию, которая только выходит на рынок, поддерживается за счёт долгосрочных заказов и субсидий от государства. По оценкам, эти меры должны обеспечить к 2030 году реализацию востребованных проектов в объёме свыше 10 трлн рублей. Причём уже в текущем году ожидаемый размер инвестиций может составить порядка 2 триллионов. Я обращаю внимание: это не просто прогнозы, а чётко установленные ориентиры. Поэтому прошу Правительство максимально ускорить запуск этих проектов, подставить плечо бизнесу, предложить системные меры поддержки, в том числе и налоговые льготы.
Знаю, как финансовый блок не любит льготы предоставлять, и частично разделяю такую позицию. Система налогообложения должна быть целостной, без всяких там ниш, изъятий. Но творческий подход в данном случае востребован. (Аплодисменты.)
Так, начиная с этого года, российские компании могут уменьшить выплаты по налогу на прибыль, если закупают передовые отечественные IT-решения и продукцию с использованием искусственного интеллекта. Причём эти расходы учитываются с повышенным коэффициентом, в полтора раза больше фактических затрат. То есть на каждый рубль, вложенный компанией в покупку такой продукции, о которой я только что сказал, приходится налоговый вычет в полтора рубля.
Предлагаю распространить такую налоговую льготу на покупку российского высокотехнологичного оборудования в целом. Прошу Правительство внести предложения по перечню такого оборудования по отраслям, в которых оно используется, и порядку предоставления льгот. (Аплодисменты.) Это хорошее решение, которое будет оживлять экономику.
Третье. Важнейший вопрос повестки развития, экономического роста - это новые источники финансирован