1 (за исключением реестра, указанного в подпункте 2 пункта 1 настоящей статьи), пунктах 2 и 3 настоящей статьи, представляются налогоплательщиками для подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0 процентов при реализации товаров, указанных в подпункте 1 пункта 1 статьи 164 настоящего Кодекса, в срок не позднее 180 календарных дней, считая с даты помещения товаров под таможенные процедуры экспорта, реэкспорта, свободной таможенной зоны. Реестры, указанные в подпункте 2 пункта 1 настоящей статьи, представляются налогоплательщиками для подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0 процентов при реализации припасов, указанных в подпункте 8 пункта 1 статьи 164 настоящего Кодекса, в срок не позднее 180 календарных дней с даты вывоза припасов из Российской Федерации за пределы таможенной территории Евразийского экономического союза либо с даты составления транспортных, товаросопроводительных и (или) иных документов, подтверждающих вывоз припасов из Российской Федерации в государство - член Евразийского экономического союза.";
абзац второй после слов "не представил указанные документы (их копии)" дополнить словами "либо реестры", после слов "в налоговые органы документы (их копии)" дополнить словами "либо реестры";
в абзаце третьем слова "со дня проставления на перевозочных документах отметки таможенных органов, свидетельствующей о помещении" заменить словами "с даты помещения";
абзац шестой изложить в следующей редакции:
"документы, указанные в пункте 31 настоящей статьи, представляются в налоговый орган в срок не позднее 180 календарных дней с даты оформления поручения на отгрузку товаров, предусмотренного абзацами третьим и шестым подпункта 3 пункта 31 настоящей статьи, либо с даты оформления документов, предусмотренных абзацами восьмым - десятым, пятнадцатым и шестнадцатым подпункта 3 пункта 31 настоящей статьи, либо с даты отметки, проставленной таможенными органами на документах, предусмотренных абзацами одиннадцатым - четырнадцатым подпункта 3 пункта 31 настоящей статьи;";
абзац десятый изложить в следующей редакции:
"документы, указанные в пункте 35 настоящей статьи, представляются в налоговый орган в срок не позднее 180 календарных дней с даты оформления поручения на отгрузку товаров, предусмотренного абзацем третьим подпункта 3 пункта 35 настоящей статьи, либо с даты отметки, проставленной таможенными органами на документах, предусмотренных абзацем пятым подпункта 3 пункта 35 настоящей статьи;";
в абзаце тринадцатом слова "проставления таможенными органами отметки "Погрузка разрешена" на поручении" заменить словами "оформления поручения";
в абзаце двадцать четвертом слова "проставления таможенными органами отметки на поручении" заменить словами "оформления поручения";
п) дополнить пунктом 92 следующего содержания:
"92. В случае обнаружения налоговым органом несоответствия сведений, указанных в поручении на отгрузку товаров, представленных налогоплательщиком в налоговый орган для подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0 процентов при реализации работ (услуг), предусмотренных подпунктами 21, 22, 25, 26, 27, 28, 28-1, 213, 3 пункта 1 статьи 164 настоящего Кодекса, сведениям, имеющимся у налогового органа, или при отсутствии получаемых от федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области таможенного дела, в соответствии с пунктом 17 настоящей статьи сведений о поручении на отгрузку товаров либо сведений о разрешении таможенного органа на погрузку товаров и (или) сведений о вывозе товаров морским или речным судном, судном смешанного (река - море) плавания за пределы Евразийского экономического союза налоговый орган направляет запрос в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области таможенного дела.
Если разрешение на погрузку товаров и (или) вывоз товаров морским или речным судном, судном смешанного (река - море) плавания за пределы территории Евразийского экономического союза не подтверждаются сведениями (информацией), полученными (полученной) по запросу налогового органа от федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области таможенного дела, обоснованность применения налоговой ставки 0 процентов в отношении операций по реализации работ (услуг) в соответствующей части считается неподтвержденной.";
р) в абзаце втором пункта 10 слова "(договоры) ранее были представлены" заменить словами "(договоры), в том числе истребованные налоговым органом, ранее были представлены налогоплательщиком";
с) пункт 15 изложить в следующей редакции:
"15. Для подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0 процентов и налоговых вычетов при реализации работ (услуг), предусмотренных подпунктами 21 - 23, 25 - 28, 210, 3, 31, 4, 41, 42, 43, 9, 91, 93, 12 пункта 1 статьи 164 настоящего Кодекса, налогоплательщик может представить в налоговый орган:
реестры деклараций на товары (полных деклараций на товары), предусмотренных абзацем четвертым подпункта 3 пункта 1, подпунктом 4 пункта 3, подпунктом 3 пункта 32, подпунктом 3 пункта 33, подпунктом 3 пункта 36, подпунктом 3 пункта 4 настоящей статьи, с указанием в них регистрационных номеров соответствующих деклараций вместо копий указанных деклараций;
реестры документов, подтверждающих факт оказания услуг по транспортировке нефти и нефтепродуктов трубопроводным транспортом, предусмотренных подпунктом 3 пункта 32 настоящей статьи, документов, подтверждающих факт оказания услуг по организации транспортировки (услуг по транспортировке в случае ввоза в Российскую Федерацию) природного газа трубопроводным транспортом, предусмотренных подпунктом 3 пункта 33 настоящей статьи (в случае, если таможенное декларирование не предусмотрено правом Евразийского экономического союза или не производится), вместо копий указанных документов;
реестр полных деклараций на товары либо документов, подтверждающих факт оказания услуг по транспортировке нефти и нефтепродуктов трубопроводным транспортом, а также транспортных, товаросопроводительных и (или) иных документов, предусмотренных подпунктами 3 и 4 пункта 32 настоящей статьи, вместо копий указанных документов;
реестры деклараций на товары (полных деклараций на товары), а также транспортных, товаросопроводительных и (или) иных документов, предусмотренных подпунктами 3 и 4 пункта 36, подпунктами 3 и 4 пункта 4 настоящей статьи, вместо копий указанных документов;
реестры транспортных, товаросопроводительных и (или) иных документов, предусмотренных подпунктом 3 пункта 31, подпунктом 3 пункта 35, подпунктом 3 пункта 37, подпунктом 3 пункта 38, подпунктом 2 пункта 14 настоящей статьи, вместо копий указанных документов;
реестр перевозочных документов, предусмотренных пунктом 41 настоящей статьи, вместо копий указанных документов;
реестр перевозочных, товаросопроводительных или иных документов, предусмотренных пунктом 39 настоящей статьи, в электронной форме вместо реестра указанных документов на бумажном носителе;
реестры перевозочных документов, предусмотренных пунктами 5, 51, 53, 6, 61, 62, 64 настоящей статьи, в электронной форме вместо реестров указанных документов на бумажном носителе.
Реестры, предусмотренные абзацами вторым - девятым настоящего пункта, подпунктами 1, 2, 4 - 6 пункта 1, пунктами 2, 21 настоящей статьи, представляются в налоговый орган по установленному формату в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи, в том числе через оператора электронного документооборота, являющегося российской организацией и соответствующего требованиям, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в сфере налогов и сборов.
Налоговый орган, проводящий камеральную налоговую проверку (налоговый мониторинг), вправе истребовать у налогоплательщика документы, сведения из которых включены в реестры, предусмотренные абзацами вторым - девятым настоящего пункта, подпунктами 1, 2, 4 - 6 пункта 1, пунктами 2, 21 настоящей статьи, с учетом следующих особенностей.
Налоговый орган вправе выборочно истребовать у налогоплательщика, представившего в электронной форме реестры перевозочных документов, предусмотренных абзацем пятым пункта 5, пунктами 51, 53, 6, 61, 62, 64 настоящей статьи, документы, сведения из которых включены в указанные реестры.
В случае представления налогоплательщиком реестров, предусмотренных абзацами вторым - восьмым настоящего пункта, подпунктами 1, 2, 4 - 6 пункта 1, пунктами 2, 21 настоящей статьи, в электронной форме реестра перевозочных документов, предусмотренного абзацем третьим пункта 5 настоящей статьи, которые содержат сведения, не включенные в указанный в пункте 18 настоящей статьи перечень сведений, передаваемых федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела, налоговый орган вправе истребовать у налогоплательщика документы, сведения из которых включены в указанные реестры.
В случае выявления несоответствия сведений, полученных налоговым органом в соответствии с пунктом 17 настоящей статьи, сведениям, содержащимся в реестрах, предусмотренных абзацами вторым - восьмым настоящего пункта, подпунктами 1, 2, 4 - 6 пункта 1, пунктами 2, 21 настоящей статьи, в представленном налогоплательщиком в электронной форме реестре перевозочных документов, предусмотренном абзацем третьим пункта 5 настоящей статьи, налоговый орган вправе истребовать у налогоплательщика документы, подтверждающие сведения, по которым выявлены несоответствия.
В случае истребования налоговым органом документов, сведения из которых включены в реестры, предусмотренные абзацами вторым - девятым настоящего пункта, подпунктами 1, 2, 4 - 6 пункта 1, пунктами 2, 21 настоящей статьи, копии указанных документов представляются налогоплательщиком в течение 30 календарных дней с даты получения соответствующего требования налогового органа. Представленные документы должны соответствовать требованиям, указанным в настоящей статье, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
В случае, если истребуемый контракт, сведения о котором указаны в реестре, предусмотренном подпунктами 1, 2, 4 пункта 1, пунктами 2, 21 настоящей статьи, содержит сведения, составляющие государственную тайну, вместо копии полного текста контракта представляется выписка из него, содержащая информацию, необходимую для проведения налогового контроля (в частности, информацию об условиях поставки, о сроках, цене, виде продукции).
В случае, если по требованию налогового органа налогоплательщиком не представлены указанные в настоящей статье документы, сведения из которых включены в реестры, предусмотренные абзацами вторым - девятым настоящего пункта, подпунктами 1, 2, 4 - 6 пункта 1, пунктами 2, 21 настоящей статьи, обоснованность применения налоговой ставки 0 процентов в соответствующей части считается неподтвержденной.
При реализации товаров, вывезенных в таможенной процедуре экспорта (реэкспорта) за пределы таможенной территории Евразийского экономического союза, копии истребуемых деклараций на товары, сведения из которых включены в представленные в электронной форме в налоговый орган соответствующие реестры, могут представляться в налоговые органы без соответствующих отметок российских таможенных органов места убытия.
В случае, если вывоз товаров в таможенной процедуре экспорта (реэкспорта) за пределы таможенной территории Евразийского экономического союза по документам, представленным налогоплательщиком, не подтверждается сведениями, полученными от федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области таможенного дела, в соответствии с пунктом 17 настоящей статьи, об этом сообщается налогоплательщику. Налогоплательщик вправе в течение 15 календарных дней со дня получения сообщения налогового органа представить необходимые пояснения и любые имеющиеся у налогоплательщика документы, подтверждающие вывоз указанного товара.
Если вывоз товаров в таможенной процедуре экспорта (реэкспорта) за пределы территории Евразийского экономического союза не подтверждается сведениями (информацией), полученными от федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области таможенного дела, по запросу федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, обоснованность применения налоговой ставки 0 процентов в отношении операций по реализации товаров в соответствующей части считается неподтвержденной. Запрос федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области таможенного дела, должен содержать пояснения и документы, если они были представлены налогоплательщиком в налоговый орган в соответствии с абзацем девятнадцатым настоящего пункта.";
т) в пункте 16:
в абзаце первом слова "в предусмотренных абзацами вторым - седьмым, десятым - двенадцатым пункта 15 настоящей статьи реестрах, формы и порядок заполнения реестров, предусмотренных пунктом 15" заменить словами "в реестрах, предусмотренных подпунктами 1, 2, 4 - 6 пункта 1, пунктами 2, 21, абзацами вторым - седьмым пункта 15 настоящей статьи, формы и порядок заполнения реестров, предусмотренных подпунктами 1, 2, 4 - 6 пункта 1, пунктами 2, 21, 15";
в абзаце втором слова "настоящим пунктом" заменить словами "настоящей статьей";
в абзаце третьем слова "в реестрах, предусмотренных абзацем десятым пункта 15" заменить словами "в реестре, предусмотренном подпунктом 6 пункта 1";
у) абзац первый пункта 17 дополнить словами "с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия";
ф) абзац первый пункта 18 изложить в следующей редакции:
"18. Перечень сведений, передаваемых в электронной форме федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области таможенного дела, в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, в целях проверки налоговыми органами обоснованности применения налоговой ставки 0 процентов и налоговых вычетов, в том числе по ввезенным товарам, и порядок их передачи определяются соглашением об информационном обмене между указанными органами.";
4) пункт 9 статьи 167 изложить в следующей редакции:
"9. При реализации товаров (работ, услуг), предусмотренных подпунктами 1, 21 - 28-1, 210, 213, 3, 31, 8, 9, 91 и 12 пункта 1 статьи 164 настоящего Кодекса, моментом определения налоговой базы по указанным товарам (работам, услугам) является последнее число квартала, в котором собраны документы, предусмотренные статьей 165 настоящего Кодекса. При этом налоговая база при реализации товаров (работ, услуг) определяется в порядке, предусмотренном статьей 153 настоящего Кодекса.
В случае, если документы (их копии), предусмотренные статьей 165 настоящего Кодекса, не собраны в течение сроков, указанных в пункте 9 статьи 165 настоящего Кодекса, моментом определения налоговой базы по указанным товарам (работам, услугам) является последнее число квартала, на который приходится истечение соответствующего срока, указанного в пункте 9 статьи 165 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
В случае реорганизации организации, если 181-й календарный день совпадает с датой завершения реорганизации или наступает после указанной даты, момент определения налоговой базы определяется правопреемником (правопреемниками) как дата завершения реорганизации (дата государственной регистрации каждой вновь возникшей организации, а в случае реорганизации в форме присоединения - дата внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о прекращении деятельности каждой присоединяемой организации).".
Статья 2
1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования, за исключением пунктов 2 - 4 статьи 1 настоящего Федерального закона.
2. Пункты 2 - 4 статьи 1 настоящего Федерального закона вступают в силу с 1 января 2024 года.
3. Положения статьи 165 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) применяются в отношении порядка подтверждения налогоплательщиками обоснованности применения налоговой ставки 0 процентов по налогу на добавленную стоимость за налоговые периоды начиная с 1 января 2024 года.
Президент Российской Федерации В.Путин
Москва, Кремль
19 декабря 2022 года
№ 549-ФЗ