ласти, организациям, перечень которых определяется уполномоченным государственным органом субъекта Российской Федерации по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере использования и охраны недр, предоставляется по решению уполномоченного государственного органа субъекта Российской Федерации без проведения аукционов. Порядок принятия такого решения устанавливается Правительством Российской Федерации.
6. До 1 января 2027 года разработка месторождений общераспространенных полезных ископаемых на участках недр, которые расположены на территории Запорожской области и право пользования которыми предоставлено в порядке, предусмотренном частью 5 настоящей статьи, одновременно для геологического изучения, разведки и добычи общераспространенных полезных ископаемых, может осуществляться как в процессе геологического изучения недр, так и после его завершения.
7. При составлении и ведении государственного баланса запасов полезных ископаемых, государственного кадастра месторождений и проявлений полезных ископаемых в части полезных ископаемых, расположенных на территории Запорожской области, учитываются документы, выданные государственными и иными официальными органами Украины, органами публичной власти Запорожской области до дня вступления в силу настоящего Федерального конституционного закона.
8. Утвержденная до дня вступления в силу настоящего Федерального конституционного закона проектная документация на выполнение работ, связанных с пользованием недрами на участках недр, расположенных на территории Запорожской области, должна быть приведена в соответствие с законодательством Российской Федерации до 1 января 2027 года.
9. С 1 января 2027 года проектная документация, указанная в части 8 настоящей статьи и не соответствующая законодательству Российской Федерации, признается недействующей.
Статья 28. Особенности регулирования отношений в сфере топливно-энергетического комплекса на территории Запорожской области
1. До 1 января 2028 года законодательство Российской Федерации в сфере обеспечения безопасности и антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса применяется на территории Запорожской области с учетом особенностей, установленных Правительством Российской Федерации.
2. До 31 декабря 2024 года юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям и их аффилированным лицам, осуществляющим деятельность в сфере электроэнергетики на территории Запорожской области, разрешается совмещать деятельность по передаче электрической энергии и (или) оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике с деятельностью по производству и (или) купле-продаже электрической энергии.
3. В период, определенный Правительством Российской Федерации, но не позднее чем до 31 декабря 2024 года включительно оперативно-диспетчерское управление в электроэнергетике в отношении энергетических систем Запорожской области производится хозяйствующими субъектами, осуществляющими на территории Запорожской области деятельность по производству и (или) передаче электрической энергии, при участии системного оператора электроэнергетических систем России и по согласованию с ним. Перечень указанных хозяйствующих субъектов, зоны их диспетчерской ответственности, а также особенности осуществления указанными хозяйствующими субъектами деятельности и оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике устанавливаются Правительством Российской Федерации.
4. По окончании периода, указанного в части 3 настоящей статьи, оперативно-диспетчерское управление в электроэнергетике в отношении энергетических систем Запорожской области осуществляется системным оператором электроэнергетических систем России.
5. До 31 декабря 2025 года оперативно-диспетчерское управление в электроэнергетике на территории Запорожской области осуществляется без учета требований по обеспечению экономической эффективности оперативных диспетчерских команд и распоряжений и оптимизации режимов работы соответствующих энергетических систем по экономическим критериям.
6. До 1 января 2028 года разработка документов перспективного развития электроэнергетики в отношении энергетических систем Запорожской области не осуществляется, на территории Запорожской области не применяются положения законодательства Российской Федерации об электроэнергетике в части недопустимости разработки, согласования и утверждения органами государственной власти Российской Федерации документов, направленных на определение решений по перспективному развитию электроэнергетики в части строительства линий электропередачи и подстанций, проектный номинальный класс напряжения которых составляет 110 киловольт и выше, строительства объектов по производству электрической энергии, установленная генерирующая мощность которых составляет 5 мегаватт и выше, или реконструкции указанных объектов электроэнергетики, если такие строительство или реконструкция не предусмотрены документами перспективного развития электроэнергетики.
7. Субъекты топливно-энергетического комплекса, владеющие на праве собственности или ином законном основании объектами топливно-энергетического комплекса, расположенными на территории Запорожской области, обязаны:
1) до 1 января 2025 года обеспечить проведение категорирования объектов топливно-энергетического комплекса в соответствии с законодательством Российской Федерации в сфере обеспечения безопасности и антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса;
2) до 1 января 2027 года привести объекты топливно-энергетического комплекса в соответствие с требованиями обеспечения безопасности и антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса, утвержденными Правительством Российской Федерации.
8. Для организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации на территории Запорожской области, допускается установление цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения, цен (тарифов) на товары (работы, услуги) организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами, с дифференциацией по категориям потребителей, в том числе установление указанных цен (тарифов) ниже экономически обоснованного уровня для одних категорий потребителей за счет установления цен (тарифов) выше экономически обоснованного уровня для других категорий потребителей.
9. До 1 января 2028 года цены (тарифы) в сфере теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения, цены (тарифы) на товары (работы, услуги) организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами, могут устанавливаться по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в сфере государственного регулирования цен (тарифов) в единицах измерения и с дифференциацией, которые применялись на территории Запорожской области до дня вступления в силу настоящего Федерального конституционного закона.
10. До 1 января 2028 года Правительство Российской Федерации в целях обеспечения на территории Запорожской области стабильного и безаварийного функционирования объектов жизнеобеспечения и жизнедеятельности, обороны и безопасности объектов, имеющих особое социальное, культурное и историческое значение, вправе определять перечни имущества, относящегося к элементам систем газо-, водо-, тепло- и (или) энергоснабжения и подлежащего учету в качестве собственности Российской Федерации, а также устанавливать порядок осуществления прав пользования и распоряжения указанным имуществом.
11. До 1 января 2028 года в целях обеспечения безопасности Российской Федерации, защиты прав и законных интересов юридических и физических лиц, обеспечения единства экономического пространства в сфере обращения электрической энергии Правительство Российской Федерации может устанавливать на территории Запорожской области особенности осуществления прав собственников и иных владельцев объектов электросетевого хозяйства в части:
1) заключения договоров оказания услуг по передаче электрической энергии в отношении (с использованием) объектов электросетевого хозяйства, технологическому присоединению энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии к указанным объектам и определения условий этих договоров;
2) использования (вывода из эксплуатации) объектов электросетевого хозяйства без согласования с организацией, определяемой Правительством Российской Федерации.
12. Объекты топливно-энергетического комплекса, которые расположены на территории Запорожской области и строительство, модернизация, реконструкция которых на день вступления в силу настоящего Федерального конституционного закона не завершены, вводятся в эксплуатацию в случае их соответствия требованиям нормативных правовых актов, действовавших на дату выдачи разрешений на строительство, модернизацию, реконструкцию таких объектов (аналогичных документов).
13. До 1 января 2028 года на территории Запорожской области допускается эксплуатация объектов топливно-энергетического комплекса в соответствии с требованиями нормативных правовых актов (документов, включая документы по стандартизации), устанавливающих обязательные требования к эксплуатации таких объектов и действовавших на дату получения разрешений на строительство, модернизацию, реконструкцию таких объектов или разрешений на ввод их в эксплуатацию (аналогичных документов). Порядок определения обязательных требований к эксплуатации таких объектов, а также порядок подготовки планов-графиков по адаптации к применению в отношении таких объектов нормативно-правовых и нормативно-технических документов Российской Федерации устанавливается Правительством Российской Федерации.
14. До 1 января 2028 года особенности осуществления на территории Запорожской области федерального государственного надзора в области использования атомной энергии, федерального государственного надзора в области промышленной безопасности, федерального государственного надзора в области безопасности гидротехнических сооружений, федерального государственного энергетического надзора устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Статья 29. Особенности регулирования отношений в сфере услуг связи на территории Запорожской области
1. До 1 января 2025 года законодательство Российской Федерации в области связи применяется на территории Запорожской области с учетом особенностей, установленных Правительством Российской Федерации.
2. Торги (аукцион, конкурс) на получение лицензий на оказание услуг связи с использованием радиочастотного спектра могут проводиться на территории Запорожской области в форме конкурса по решению межведомственного коллегиального органа по радиочастотам при федеральном органе исполнительной власти в области связи.
3. На территории Запорожской области распределение радиочастотного спектра между радиослужбами может отличаться от распределения радиочастотного спектра, осуществляемого в соответствии с Таблицей распределения полос частот между радиослужбами Российской Федерации.
4. Ресурс нумерации, используемый для организации услуг связи на территории Запорожской области, признается выделенным операторам связи, оказывающим услуги связи на территории Запорожской области, в объеме фактически использованного ресурса нумерации.
5. До 1 января 2025 года на территории Запорожской области плата за использование радиочастотного спектра не взимается и отчисления в резерв универсального обслуживания не производятся.
Статья 30. Особенности регулирования отношений в области охраны объектов культурного наследия на территории Запорожской области
1. Объекты культурного наследия, расположенные на территории Запорожской области, подлежат государственной охране в соответствии с законодательством Российской Федерации об объектах культурного наследия со дня принятия в Российскую Федерацию Запорожской области и образования в составе Российской Федерации нового субъекта с учетом особенностей, установленных настоящим Федеральным конституционным законом, а также нормативными правовыми актами Запорожской области, принимаемыми по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере культуры.
2. Объекты культурного наследия, расположенные на территории Запорожской области, включенные в перечни (списки, реестры) объектов культурного наследия на день принятия в Российскую Федерацию Запорожской области и образования в составе Российской Федерации нового субъекта (в том числе выявленные объекты культурного наследия), до отнесения их к объектам культурного наследия федерального значения, объектам культурного наследия регионального значения или объектам культурного наследия местного (муниципального) значения либо к выявленным объектам культурного наследия подлежат государственной охране в порядке, установленном Федеральным законом от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" для объектов культурного наследия регионального значения, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.
3. Границы и особый режим использования территорий, установленные в целях охраны объектов культурного наследия, расположенных на территории Запорожской области, до дня принятия в Российскую Федерацию Запорожской области и образования в составе Российской Федерации нового субъекта, действуют до их приведения в соответствие с законодательством Российской Федерации.
Статья 31. Особенности регулирования отдельных отношений на территории Запорожской области
1. До 1 января 2028 года особенности применения на территории Запорожской области положений законодательства Российской Федерации в сферах организации и проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, управления многоквартирными домами, предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, лицензирования деятельности по управлению многоквартирными домами, теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, газоснабжения, электроэнергетики, использования атомной энергии (в том числе физической защиты ядерных установок, радиационных источников, пунктов хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ), промышленной безопасности опасных производственных объектов, обеспечения безопасности гидротехнических сооружений, охраны окружающей среды (в части функционирования объектов использования атомной энергии), обеспечения безопасности при использовании атомной энергии, транспортирования (перевозки) ядерных материалов и радиоактивных веществ, обращения с радиоактивными отходами, обращения с отходами производства и потребления, железнодорожных перевозок, услуг связи, услуг в транспортных терминалах, морских и речных портах и аэропортах, оборота лекарственных средств, технического осмотра транспортных средств, включая законодательство Российской Федерации о международном сотрудничестве, о государственном регулировании цен (тарифов) в указанных сферах, могут устанавливаться Президентом Российской Федерации и Правительством Российской Федерации.
2. Президент Российской Федерации вправе устанавливать особенности применения на территории Запорожской области положений законодательства Российской Федерации в области использования атомной энергии в части, касающейся:
1) статуса эксплуатирующей организации в области использования атомной энергии;
2) действия лицензий на право ведения работ в области использования атомной энергии, которые выданы государственными и иными официальными органами Украины, военно-гражданской администрацией Запорожской области и признаны в Российской Федерации. По окончании срока действия таких лицензий они подлежат переоформлению или выдаются новые лицензии в соответствии с законодательством Российской Федерации в области использования атомной энергии;
3) действия разрешений на право ведения работ в области использования атомной энергии, которые выданы государственными и иными официальными органами Украины, военно-гражданской администрацией Запорожской области работникам объектов использования атомной энергии и признаны в Российской Федерации. По окончании срока действия таких разрешений они подлежат переоформлению или выдаются новые разрешения в соответствии с законодательством Российской Федерации в области использования атомной энергии.
3. Правительство Российской Федерации вправе устанавливать особенности применения на территории Запорожской области законодательства Российской Федерации в области использования атомной энергии в части, касающейся:
1) порядка признания эксплуатирующей организации в области использования атомной энергии;
2) выдачи, приостановления или прекращения действия (аннулирования) лицензий на право ведения работ в области использования атомной энергии в отношении эксплуатирующих организаций в области использования атомной энергии, организаций, выполняющих работы и предоставляющих услуги в области использования атомной энергии;
3) выдачи, приостановления или прекращения действия (аннулирования) разрешений на право ведения работ в области использования атомной энергии в отношении работников объектов использования атомной энергии;
4) финансового и иного обеспечения деятельности эксплуатирующей организации в области использования атомной энергии, в том числе обеспечения безопасности ядерных установок, радиационных источников, пунктов хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, безопасного обращения с ядерными материалами и радиоактивными отходами;
5) применения действующих в Российской Федерации норм и правил в области использования атомной энергии;
6) организации и осуществления федерального государственного надзора в области использования атомной энергии и промышленной безопасности атомных станций;
7) обращения с радиоактивными отходами;
8) обращения с отходами I и II классов опасности;
9) проведения мероприятий по обеспечению физической защиты и антитеррористической защищенности ядерных установок, радиационных источников, пунктов хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ;
10) формирования сил и средств для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций на объектах использования атомной энергии;
11) стандартизации, аккредитации, оценки соответствия в области использования атомной энергии;
12) проведения мероприятий по выполнению обязательств Российской Федерации по международным договорам Российской Федерации в области использования атомной энергии, включая Соглашение между Союзом Советских Социалистических Республик и Международным агентством по атомной энергии о применении гарантий в Союзе Советских Социалистических Республик от 21 февраля 1985 года и Дополнительный протокол между Российской Федерацией и Международным агентством по атомной энергии к нему от 22 марта 2000 года;
13) обеспечения защиты государственной тайны, включая выдачу организациям лицензий на проведение работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну;
14) осуществления федерального государственного энергетического надзора, федерального государственного пожарного надзора, федерального государственного экологического контроля (надзора), федерального государственного надзора в области безопасности гидротехнических сооружений;
15) формирования, согласования и утверждения инвестиционных программ субъектов электроэнергетики.
4. До 1 января 2028 года на территории Запорожской области отношения, возникающие в сферах производства и оборота этилового спирта, алкогольной и