от иностранных источников денежных средств и (или) иного имущества, организационно-методической, научно-технической помощи, помощи в иных формах имеет право подать в уполномоченный орган заявление об исключении его из реестра. Заявление составляется по форме, утвержденной уполномоченным органом.
4. В течение шестидесяти календарных дней со дня получения указанного в части 3 настоящей статьи заявления уполномоченный орган проводит внеплановую проверку и принимает решение об исключении лица из реестра либо выносит мотивированное решение об отказе в его исключении.
5. Решение об отказе в исключении иностранного агента из реестра принимается уполномоченным органом в случае, если по результатам внеплановой проверки, проведенной по основанию, предусмотренному частью 4 настоящей статьи, установлено, что иностранный агент представил недостоверные сведения о прекращении осуществления вида деятельности, установленного статьей 4 настоящего Федерального закона, и (или) прекращении получения от иностранных источников денежных средств, иного имущества, организационно-методической, научно-технической помощи, помощи в иных формах. Указанное решение может быть обжаловано иностранным агентом в суд.
6. Решение об исключении лица из реестра в случаях, предусмотренных пунктами 1 и 3 части 1 настоящей статьи, принимается уполномоченным органом не позднее чем через десять рабочих дней со дня внесения в единый государственный реестр юридических лиц, Единый государственный реестр записей актов гражданского состояния соответствующей записи.
7. Решение об исключении лица из реестра в случае, предусмотренном пунктом 2 части 1 настоящей статьи, принимается уполномоченным органом не позднее чем через пять рабочих дней со дня подтверждения информации о прекращении деятельности общественного объединения, действующего без образования юридического лица, иного объединения лиц, иностранной структуры без образования юридического лица.
8. Физическое лицо, впервые включенное в реестр, имеет право подать в уполномоченный орган заявление в свободной форме об исключении из реестра с приложением подтверждения прекращения обстоятельств, послуживших основанием для включения в реестр. Решение по данному заявлению принимается руководителем уполномоченного органа или заместителем руководителя уполномоченного органа не позднее чем через тридцать рабочих дней. Порядок принятия такого решения устанавливается уполномоченным органом.
9. Решение об исключении из реестра сведений об иностранном юридическом лице, иностранной структуре без образования юридического лица принимается уполномоченным органом по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере международных отношений Российской Федерации.
Статья 9. Обязанности иностранных агентов
1. Иностранный агент обязан сообщать о наличии этого статуса при осуществлении вида деятельности, установленного статьей 4 настоящего Федерального закона, в том числе если в ходе осуществления такой деятельности направляется обращение в органы публичной власти, образовательные организации, иные органы и организации.
2. Иностранный агент обязан сообщать о наличии этого статуса своим учредителям (участникам), бенефициарам, работникам (сотрудникам).
3. Материалы, производимые и (или) распространяемые иностранным агентом в связи с осуществлением вида деятельности, установленного статьей 4 настоящего Федерального закона, в том числе через средства массовой информации и (или) с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", материалы, направляемые иностранным агентом в органы публичной власти, образовательные организации, иные органы и организации в связи с осуществлением вида деятельности, установленного статьей 4 настоящего Федерального закона, информация, касающаяся вида деятельности, установленного статьей 4 настоящего Федерального закона, распространяемая в том числе через средства массовой информации и (или) с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", должны сопровождаться указанием на то, что эти материалы (информация) произведены, распространены и (или) направлены иностранным агентом либо касаются деятельности такого агента.
4. Материалы, производимые и (или) распространяемые учредителем, членом, участником, руководителем общественного объединения, действующего без образования юридического лица, руководителем юридического лица, включенного в реестр, или лицом, входящим в состав органа такого лица, при осуществлении ими вида деятельности, установленного статьей 4 настоящего Федерального закона, материалы, направляемые указанными лицами в органы публичной власти, образовательные организации, иные органы и организации в связи с осуществлением вида деятельности, установленного статьей 4 настоящего Федерального закона, информация, касающаяся вида деятельности, установленного статьей 4 настоящего Федерального закона, распространяемая в том числе через средства массовой информации и (или) с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", должны сопровождаться указанием на то, что эти материалы (информация) произведены, распространены и (или) направлены учредителем, членом, участником, руководителем юридического лица, включенного в реестр, или лицом, входящим в состав органа такого лица.
5. Формы указаний, предусмотренных частями 3 и 4 настоящей статьи, требования к размещению таких указаний и порядок их размещения устанавливаются Правительством Российской Федерации.
6. Российское юридическое лицо, включенное в реестр, ведет бухгалтерский учет и статистическую отчетность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность такого лица подлежит обязательному аудиту, который должен быть проведен не позднее 15 апреля года, следующего за отчетным годом. Уполномоченный орган получает аудиторское заключение о годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности такого юридического лица из государственного информационного ресурса бухгалтерской (финансовой) отчетности с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия.
7. Российские юридические лица, включенные в реестр и получившие денежные средства и (или) иное имущество от иностранных источников, ведут раздельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках поступлений от иностранных источников, и доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках иных поступлений.
8. Иностранный агент обязан представлять в уполномоченный орган или его территориальный орган следующие сведения:
1) отчет о своей деятельности, включающий отчет об осуществлении программ и исполнении иных документов, являющихся основанием для проведения мероприятий, или информацию о том, что соответствующие мероприятия не проводились, а также включающий сведения о целях деятельности, структуре, территории, в пределах которой осуществляется деятельность, об адресе (о месте нахождения) руководящего органа, по которому осуществляется связь с иностранным агентом, об изменениях в уставе;
2) об учредителях (о членах, об участниках), о персональном составе руководящих органов и работников;
3) об иностранных источниках, объеме денежных средств и иного имущества, полученном от этих источников, в том числе о банковских счетах, используемых для осуществления деятельности иностранного агента, о целях и об объеме их предполагаемого распределения (расходования, использования), о целях и об объеме распределения (расходования, использования), о получении организационно-методической, научно-технической помощи, помощи в иных формах от иностранных источников;
4) информацию о представлении аудиторского заключения в государственный информационный ресурс бухгалтерской (финансовой) отчетности, предусмотренный статьей 18 Федерального закона от 6 декабря 2011 года № 402-ФЗ "О бухгалтерском учете";
5) заявленные для осуществления и осуществляемые программы, иные документы, являющиеся основанием для проведения мероприятий;
6) об изменениях в сведениях, указанных в пунктах 1 - 5 настоящей части.
9. Представление сведений, указанных в части 8 настоящей статьи, осуществляется в порядке и по формам, которые установлены уполномоченным органом.
10. Иностранные агенты представляют сведения, указанные в части 8 настоящей статьи в следующие сроки:
1) ежегодно - сведения, указанные в пункте 4 части 8 настоящей статьи, а также сведения, предусмотренные пунктом 5 части 8 настоящей статьи, касающиеся осуществляемых программ, иных документов, являющихся основанием для проведения мероприятий;
2) один раз в полгода - сведения, указанные в пунктах 1 и 2 части 8 настоящей статьи;
3) ежеквартально - сведения, указанные в пунктах 3 и 6 части 8 настоящей статьи.
11. Сведения, предусмотренные пунктом 5 части 8 настоящей статьи, касающиеся заявленных для осуществления программ, иных документов, являющихся основанием для проведения мероприятий, представляются до начала осуществления программы (ее части) и (или) проведения мероприятий.
12. Иностранный агент обязан один раз в полгода размещать в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" или предоставлять средствам массовой информации для опубликования отчет о своей деятельности в объеме сведений, определяемом уполномоченным органом. Порядок и сроки размещения указанного отчета определяются уполномоченным органом.
13. В случае включения в реестр лица, осуществляющего деятельность в соответствии с пунктом 2 части 6 статьи 4 настоящего Федерального закона (за исключением российского юридического лица), организация распространения предназначенных для неограниченного круга лиц печатных, аудио-, аудиовизуальных и иных сообщений и материалов такого лица (в том числе с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет") должна осуществляться учрежденным им российским юридическим лицом. В течение одного месяца со дня приобретения статуса иностранного агента такое лицо учреждает российское юридическое лицо и уведомляет об этом уполномоченный орган. В случае, если таким лицом ранее были учреждены российские юридические лица, в течение одного месяца со дня приобретения статуса иностранного агента оно должно уведомить уполномоченный орган обо всех учрежденных им российских юридических лицах. Порядок этого уведомления устанавливается уполномоченным органом.
Статья 10. Государственный контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации об иностранных агентах
(Наименование в редакции Федерального закона от 24.07.2023 № 358-ФЗ)
1. Государственный контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации об иностранных агентах осуществляется уполномоченным органом и его территориальными органами во взаимодействии с иными органами публичной власти. (В редакции Федерального закона от 24.07.2023 № 358-ФЗ)
2. Положение о государственном контроле за соблюдением законодательства Российской Федерации об иностранных агентах утверждается Правительством Российской Федерации с учетом требований настоящего Федерального закона. (В редакции Федерального закона от 24.07.2023 № 358-ФЗ)
3. Предметом государственного контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации об иностранных агентах является соблюдение иностранными агентами, иными лицами законодательства Российской Федерации об иностранных агентах. (В редакции Федерального закона от 24.07.2023 № 358-ФЗ)
4. В отношении иностранных агентов, а также лиц, указанных в части 2 статьи 1 настоящего Федерального закона, могут проводиться плановые и внеплановые проверки, а в отношении лиц, указанных в части 5 статьи 1 настоящего Федерального закона, если они своими действиями (бездействием) способствовали нарушению иностранными агентами законодательства Российской Федерации об иностранных агентах, могут проводиться внеплановые проверки. (В редакции Федерального закона от 24.07.2023 № 358-ФЗ)
5. Органы публичной власти, организации всех форм собственности, а также их должностные лица обязаны оказывать уполномоченному органу содействие при осуществлении государственного контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации об иностранных агентах, предусмотренного настоящей статьей, в том числе предоставлять необходимые сведения и материалы. (В редакции Федерального закона от 24.07.2023 № 358-ФЗ)
6. Основанием для проведения внеплановой проверки является:
1) поступление в уполномоченный орган или его территориальный орган информации от органов публичной власти, постоянно действующих руководящих органов политических партий и зарегистрированных в соответствии с законом иных общероссийских общественных объединений, не являющихся политическими партиями, Общественной палаты Российской Федерации, общероссийских средств массовой информации об осуществлении вида деятельности, установленного статьей 4 настоящего Федерального закона, лицом, указанным в части 2 статьи 1 настоящего Федерального закона, не подавшим заявление о включении в реестр, и (или) о получении таким лицом денежных средств и (или) иного имущества, организационно-методической, научно-технической помощи, помощи в иных формах от иностранных источников;
2) поступление в уполномоченный орган или его территориальный орган от иностранного агента заявления об исключении его из реестра в связи с прекращением осуществления вида деятельности, установленного статьей 4 настоящего Федерального закона, и (или) прекращением получения от иностранных источников денежных средств и (или) иного имущества, организационно-методической, научно-технической помощи, помощи в иных формах, прекращением иностранного влияния в иных формах;
3) поступление в уполномоченный орган или его территориальный орган от органов публичной власти, организаций всех форм собственности, а также их должностных лиц, физических лиц независимо от их гражданства или при отсутствии такового информации о нарушениях иностранными агентами или лицами, указанными в части 5 статьи 1 настоящего Федерального закона, требований законодательства Российской Федерации об иностранных агентах. (В редакции Федерального закона от 24.07.2023 № 358-ФЗ)
7. Внеплановая проверка по основаниям, указанным в части 6 настоящей статьи, проводится уполномоченным органом или его территориальным органом незамедлительно с извещением органов прокуратуры в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
8. Плановые проверки иностранных агентов проводятся не чаще чем один раз в год.
9. Уполномоченный орган, его территориальный орган и их должностные лица в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право:
1) запрашивать у органов управления юридическим лицом распорядительные документы, за исключением документов, содержащих сведения, которые могут быть получены в соответствии с пунктом 2 настоящей части;
2) запрашивать у органов публичной власти, а также у кредитных и иных финансовых организаций информацию о финансово-хозяйственной деятельности лиц, указанных в части 2 статьи 1 настоящего Федерального закона, и получать такую информацию;
21) запрашивать у налоговых органов сведения о наименовании и месте нахождения банков и иных кредитных организаций, в которых открыты счета лиц, указанных в части 2 статьи 1 настоящего Федерального закона, а также о видах и номерах банковских счетов указанных лиц и получать такую информацию; (Дополнение пунктом - Федеральный закон от 05.12.2022 № 498-ФЗ)
3) направлять своих представителей для участия в проводимых иностранным агентом мероприятиях;
4) проводить проверки соблюдения иностранными агентами, иными лицами законодательства Российской Федерации об иностранных агентах;
5) выдавать обязательные для исполнения в срок, составляющий не менее одного месяца, предписания об устранении выявленных нарушений в соответствии с законодательством Российской Федерации;
6) при поступлении информации о том, что лицо, указанное в части 5 статьи 1 настоящего Федерального закона, своими действиями (бездействием) способствует нарушению иностранным агентом законодательства Российской Федерации об иностранных агентах, вынести такому лицу письменное предупреждение с указанием допущенного нарушения и срока его устранения, составляющего не менее одного месяца. (Дополнение пунктом - Федеральный закон от 24.07.2023 № 358-ФЗ)
10. В ходе проведения контрольных мероприятий лицо, деятельность которого выступает в качестве объекта контроля, вправе давать пояснения, представлять дополнительно любые сведения и материалы по своему усмотрению.
11. Уполномоченный орган ежегодно представляет палатам Федерального Собрания Российской Федерации доклад о деятельности иностранных агентов, содержащий в том числе информацию об участии их в политической деятельности, осуществляемой на территории Российской Федерации, о поступлении и расходовании денежных средств, а также о результатах контроля за их деятельностью.
Статья 11. Ограничения, связанные со статусом иностранного агента
1. Физическое лицо, включенное в реестр, не может замещать должности в органах публичной власти, в том числе выборные должности, должности государственной гражданской службы и муниципальной службы, быть членом избирательной комиссии, комиссии референдума. (В редакции Федерального закона от 15.05.2024 № 99-ФЗ)
2. Включение должностного лица или гражданина в реестр может являться основанием для отказа в допуске к государственной тайне.
3. Иностранный агент не вправе принимать участие в деятельности комиссий, комитетов, консультативных, совещательных, экспертных и иных органов, образованных при органах публичной власти.
4. Не могут быть допущены к выдвижению кандидатур в состав общественной наблюдательной комиссии общественные объединения, включенные в реестр.
5. Не допускается проведение независимой антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) иностранными агентами.
6. Иностранный агент не вправе осуществлять деятельность, способствующую либо препятствующую выдвижению кандидатов, списков кандидатов, избранию зарегистрированных кандидатов, выдвижению инициативы проведения референдума и проведению референдума, достижению определенного результата на выборах, референдуме, а также в иных формах участвовать в избирательных кампаниях, кампаниях референдума. Иностранным агентам запрещается вносить пожертвования в избирательные фонды кандидатов, зарегистрированных кандидатов, избирательных объединений, в фонды референдума.
7. В целях организации и проведения публичного мероприятия запрещаются перечисление и (или) получение денежных средств, а также передача и (или) получение иного имущества от иностранных агентов. Иностранный агент не вправе быть организатором публичного мероприятия.
8. Не допускаются пожертвования политической партии и ее региональным отделениям от иностранных агентов, а также не допускается заключение политической партией, ее региональным отделением и иным структурным подразделением сделок с иностранными агентами.
9. Иностранный агент не вправе осуществлять просветительскую деятельность в отношении несовершеннолетних и (или) педагогическую деятельность в государственных и муниципальных образовательных организациях. Образовательная деятельность в отношении несовершеннолетних не может осуществляться организациями, признанными иностранными агентами.
10. Иностранный агент не вправе производить информационную продукцию для несовершеннолетних.
11. Иностранный агент не вправе принимать участие в закупках товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, в закупках товаров, работ, услуг в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными вида