ринцип распределения инфраструктурных кредитов будет следующим: чем меньше долгов было у региона, тем больше он сможет получить инфраструктурных кредитов. (Аплодисменты.)
Мы - одна страна. Все уровни власти, бизнес должны работать в единой логике. И реструктуризация долгов, и новый инвестиционный ресурс в виде инфраструктурных кредитов позволят нам расширить горизонт планирования, запустить новые решения, увязанные с реализацией национальных проектов, с отраслевыми стратегиями, с комплексным планом модернизации магистральной инфраструктуры.
Федеральные инфраструктурные кредиты - это мощный ресурс, но насколько он сработает на развитие, на привлечение частных инвестиций в огромной степени зависит от того, как будут действовать региональные управленческие команды, от их открытости для честного диалога с бизнесом, с инвесторами, конечно, в первую очередь с гражданами. Инфраструктурные проекты регионов должны быть реализованы, прежде всего, в интересах людей, служить инвестициями в создание новых рабочих мест, в рост благополучия миллионов российских семей, в будущее наших детей.
Приоритетами станут автомобильные дороги, обходы городов, обновление систем жилищно-коммунального хозяйства и общественного транспорта, комплексное развитие территорий и создание объектов туристической индустрии.
Обращаю внимание: инфраструктурные и бюджетные кредиты будут предоставляться под полным контролем Федерального казначейства и только под конкретные проекты, прошедшие детальную экспертизу на федеральном уровне. Здесь сразу хочу обратиться и к руководителям регионов, и к Правительству. Послушайте, давайте работать ритмично и чётко! Не хочу здесь, с этой трибуны, произносить жёстких или грубых слов, но своевременно надо всё делать, готовить надо эти проекты, не прибегать просто с картинками в Правительство. А Правительство должно их быстро перерабатывать, помочь регионам там, где они с этим не справляются. Помочь надо коллегам. Понимаете?
А не отбрасывать в корзину и говорить: "Они плохо сделали". Некоторые не могут сделать так, как вы требуете, помогите им, и тогда работа пойдёт. (Аплодисменты.)
Масштаб проектов может быть разным, главное - чтобы они, как я уже сказал, служили людям и открывали новые возможности.
Например, Ямало-Ненецкий автономный округ совместно с нашими крупными компаниями с помощью предложенного механизма сможет запустить строительство Северного широтного хода. Это железнодорожная магистраль, которая даст импульс освоению богатейших ресурсов Арктики. Этот проект давно прорабатывается, пора запускать, есть для этого все возможности.
Нижний Новгород, например, получит возможность продолжить работу над развитием метро, приступить к обновлению центра города.
Челябинск - ещё один из наших городов-миллионников - на базе давнего проекта строительства метрополитена тоже сможет обновить систему транспорта.
Я помню и про другие подобные проекты в Красноярске, в других регионах.
И конечно же, строительство новых объектов должно идти на качественно новом уровне. Прошу Правительство подготовить чёткий, пошаговый план сквозного повсеместного использования цифрового проектирования, производства и внедрения самых передовых энергоэффективных материалов. Это важно и для ответа на климатические, экологические вызовы.
Масштабное инфраструктурное развитие ставит принципиально новые задачи перед строительной отраслью. В прошлом, достаточно трудном году она сработала между тем без сбоев, обеспечила ввод свыше 80 миллионов квадратных метров жилья. Хороший результат. Чем больше будем строить, тем доступнее будет жильё для российских семей.
Поэтому цель амбициозная (мы о ней уже тоже говорили) никуда не исчезла эта амбициозная цель - ежегодно вводить порядка 120 млн кв. метров. Причём обязательно нужно предусмотреть специальный механизм поддержки индивидуального жилищного строительства.
А что касается крупной массовой застройки, то институт развития "ДОМ.РФ" будет привлекать ресурсы с финансового рынка через размещение облигаций. Такой механизм отработан, в целом работает и функционирует хорошо. Предоставлять эти ресурсы застройщикам необходимо в виде целевых займов.
Что здесь важно, что хотел бы особенно подчеркнуть: за счёт субсидий федерального бюджета "ДОМ.РФ" сможет выдавать займы застройщикам по минимальной ставке - порядка 3 - 4 процентов годовых. Пилотными проектами для отработки такой модели станет строительство жилых кварталов в Туле, Тюмени, Сахалинской области, в Кузбассе.
Благоустройство городов и посёлков, рост жилищного строительства - важнейшие направления развития регионов. Здесь нельзя забывать о насущных повседневных заботах граждан. Сейчас немало российских семей живёт в населённых пунктах, к которым уже подведены газовые сети, но их дома доступа к газу до сих пор, по непонятным для людей причинам, не имеют. Вроде вот она труба, а газа в домохозяйстве нет.
Прошу Правительство совместно с регионами разработать чёткий план газификации таких домохозяйств. Поддерживаю здесь инициативу "Единой России", а именно: за подводку газа непосредственно до границы земельного участка в населённом пункте люди платить не должны. (Аплодисменты.)
Как уже говорил, Правительству нужно отработать все детали и с Газпромом, и с другими компаниями, структурами, которые работают в этой сфере, чтобы сбоев здесь никаких не было. А то я с этой трибуны сказал, люди будут ждать, а какие-нибудь закорючки где-то, где нужно, не поставите, запятые, и всё будет опять стоять. Это абсолютно недопустимо, посмотрите повнимательнее. Сам проверю. И "Мособлгаз", и другие организации должны понимать, что они должны сделать, в какие сроки и за какие деньги.
Задача здесь, конечно, шире. Для каждого региона мы должны предложить свои решения по доступу граждан к надёжным и чистым источникам энергии. Это может быть электроэнергия, в том числе из возобновляемых источников, экологическое применение угля - такое тоже возможно в современном мире, сетевой или сжиженный газ. Поручаю руководителям регионов при координации Правительства подготовить такие детальные планы действий и приступить к их реализации в следующем году.
Так, например, для Камчатки нам нужно предусмотреть создание локальной газопринимающей инфраструктуры, чтобы надёжно и на долгосрочной основе обеспечить газом жителей и предприятия Камчатского края. (Аплодисменты.)
Уважаемые коллеги!
Мы не только предоставим регионам принципиально новые инструменты развития, но и прямо направим федеральные ресурсы на решение наиболее острых, системных задач, имеющих комплексный эффект для подъёма территорий, для улучшения качества жизни людей.
Начнём с того, что выделим средства из Фонда национального благосостояния на опорные магистрали. Прежде всего нужно форсировать уже идущее строительство скоростной автомагистрали "Москва - Казань" и, более того, продлить её до Екатеринбурга, завершить этот проект за три года. (Аплодисменты.)
Таким образом, в 2024 году с учётом действующей трассы "Москва - Санкт-Петербург" и Центральной кольцевой автодороги будет обеспечено безопасное скоростное движение автотранспорта через всю европейскую часть от Балтики до Урала.
Однако абсолютно недостаточно просто связать конечные точки между собой. Что толку, если в жизни людей в небольшом населённом пункте, городе от этого ничего не изменится, только мимо будут пролетать скоростные поезда и автомобили? Опорная инфраструктура должна, безусловно, тянуть за собой развитие всех территорий, по которым она проходит, чтобы от неё шла такая же современная региональная сеть.
Теперь за счёт инфраструктурных кредитов субъекты Федерации смогут нарастить темпы таких строек, - просто коллеги должны это иметь в виду и учитывать в своих планах развития - чтобы федеральные и региональные магистрали действовали как единая система в интересах наших граждан, бизнеса и территорий. И инфраструктурные кредиты, и ресурсы Фонда национального благосостояния будут работать на все регионы России. (Аплодисменты.) Так же, как и наш новый национальный проект в сфере туризма. Уже в ближайшее время будет запущена программа льготных кредитов на строительство и реконструкцию гостиниц, другой туристической инфраструктуры. Ставка по таким кредитам рассчитана на 15 лет и будет составлять также 3 - 5 процентов. (Аплодисменты.)
Много пилотных проектов. Некоторые только назову. Это развитие Шерегеша - ведущего горнолыжного центра Кузбасса, создание яхтенного курорта в Балаклавской бухте в Севастополе, укрепление туриндустрии на Алтае и в Калининградской области.
А с учётом ресурсов инфраструктурных кредитов новый импульс получат целые туристические кластеры. Например, регионы Центральной России смогут на качественно новом уровне обустроить и расширить маршруты Золотого кольца, включая раскрытие туристического потенциала таких малых городов, как Таруса, Палех, Муром, Гороховец, Тутаев, Боровск. Получат развитие города Поволжья, курорты Крыма, вообще Черноморского побережья и Тихоокеанского побережья, такие наши здравницы, как Старая Русса в Новгородской области, Кавказские Минеральные Воды с их жемчужиной - Кисловодском. (Аплодисменты.)
Россия - радушная страна, открытая для настоящих друзей. Вы помните, что происходило в период чемпионата мира по футболу. Как только позволит эпидемиологическая ситуация, мы обязательно снимем ещё действующие ограничения, и к нам вновь поедут миллионы туристов со всех концов света. Задача конкретная - чтобы из большинства стран можно было дистанционно, без лишних формальностей и всего за четыре дня оформить электронную визу для поездок в Россию. (Аплодисменты.)
Уважаемые коллеги!
Смысл и содержание политики России на международной арене (скажу тоже об этом несколько слов буквально в завершение) - обеспечить мир и безопасность для благополучия наших граждан, для стабильного развития страны. У России, конечно, есть свои интересы, которые мы защищаем и будем отстаивать в рамках международного права, как это, собственно, делают и другие государства мира. А если кто-то отказывается понимать эту очевидную вещь, не хочет вести диалог, выбирает эгоистичный и высокомерный тон, Россия всегда найдёт путь отстоять свою позицию.
Вместе с тем в мире, к сожалению, похоже, уже все привыкли к практике политически мотивированных, незаконных санкций в экономике, к грубым попыткам одних силой навязать свою волю другим. Но сегодня подобная практика перерождается в нечто гораздо более опасное, имею в виду ставшие недавно известными факты прямой попытки организации в Белоруссии государственного переворота и убийства Президента этой страны. При этом характерно, что даже такие вопиющие действия не находят осуждения так называемого "коллективного Запада". Никто этого просто как бы и не замечает, все делают вид, что вообще ничего не происходит.
Послушайте, можно как угодно относиться, например, к Президенту Украины Януковичу или к Мадуро в Венесуэле. Повторяю, можно как угодно к ним относиться, к тому же Януковичу, которого тоже чуть не убили и отстранили от власти с помощью вооружённого переворота. Можно иметь любую точку зрения по поводу политики Президента Белоруссии Лукашенко Александра Григорьевича. Но практика организации госпереворотов, планов политических убийств, в том числе и высших должностных лиц, - это уже слишком, все границы перешли уже.
А ведь чего только стоит признание задержанных участников заговора в том, что готовилась блокада Минска, включая городскую инфраструктуру и средства коммуникации, полное отключение всей энергосистемы столицы Белоруссии. Это значит, между прочим, что, по сути, велась подготовка к массированной кибератаке. А как иначе-то? Это так, знаете, просто одним рубильником не сделаешь.
Видимо, недаром западные коллеги упорно отказываются от многочисленных российских предложений наладить международный диалог в области информационной и кибербезоласности. Мы много раз это предлагали. Все уходят просто даже от обсуждения этого вопроса. А что было бы, если бы попытка госпереворота в Белоруссии была бы реально предпринята? Ведь к этому же всё и велось. Сколько бы людей пострадало, как складывалась бы вообще судьба Белоруссии? Об этом никто не думает. Как никто не думал о судьбе Украины, когда госпереворот осуществлялся в этой стране.
Вместе с тем недружественные акции и в отношении России также не прекращаются. В некоторых странах завели пренеприличный обычай - по любому поводу, а чаще всего вообще без всякого повода цеплять Россию. Спорт какой-то, новый вид спорта там - кто громче что-то скажет.
Мы ведём себя в этой связи в высшей степени сдержанно, прямо без иронии скажу, можно сказать, скромно, часто вообще не отвечаем не только на недружественные акции, но и на откровенное хамство. Мы хотим иметь добрые отношения со всеми участниками международного общения. Мы видим, что происходит в реальной жизни: как я уже сказал, цепляют Россию то тут, то там без всяких причин. И конечно, вокруг них сразу же, как вокруг Шерхана, крутятся всякие мелкие табаки (аплодисменты), всё как у Киплинга - подвывают для того, чтобы задобрить своего суверена. Киплинг великий писатель был. (Аплодисменты.)
Мы действительно хотим иметь добрые отношения со всеми участниками международного общения, в том числе, кстати, и с теми, с кем отношения в последнее время у нас, мягко говоря, не складываются. Мы действительно не хотим "сжигать мосты". Но если кто-то воспринимает наши добрые намерения как безразличие или слабость и сам намерен окончательно сжечь или даже взорвать эти мосты, должен знать, что ответ России будет асимметричным, быстрым и жёстким. (Аплодисменты.) Организаторы любых провокаций, угрожающих коренным интересам нашей безопасности, пожалеют о содеянном так, как давно уже ни о чём не жалели. (Аплодисменты.)
При этом у нас - я просто вынужден это сказать - хватит терпения, ответственности, профессионализма, уверенности в себе и своей правоте и здравого смысла при принятии любого решения. Но надеюсь, что никому не придёт в голову перейти в отношении России так называемую "красную черту". А где она будет проходить, это мы будем определять в каждом конкретном случае сами. (Аплодисменты.)
Не могу не сказать сегодня, как это обычно в ежегодных Посланиях Федеральному Собранию делается, и о том, что совершенствование и качественное укрепление Вооружённых Сил России идёт постоянно. В том числе особое внимание предстоит уделить развитию военного образования, сделать это как на основе военно-учебных заведений, так и на базе военных учебных центров при гражданских вузах.
К 2024 году доля современного оружия и техники в войсках составит почти 76 процентов. Это очень хороший показатель. А в ядерной триаде уже в этом году превысит 88 процентов. (Аплодисменты.)
На боевом дежурстве уже находятся новейшие ракетные гиперзвуковые комплексы межконтинентальной дальности "Авангард", лазерные боевые комплексы "Пересвет", а первый полк, полностью укомплектованный тяжёлыми межконтинентальными баллистическими ракетами "Сармат", поступит на боевое дежурство по плану в конце 2022 года. (Аплодисменты.)
Увеличивается количество ударных авиакомплексов с гиперзвуковой ракетой "Кинжал", кораблей, оснащённых ракетами "Калибр". На боевое дежурство будут поставлены в ближайшее время гиперзвуковые ракеты "Циркон".
В полном соответствии с планами развития Вооружённых Сил идёт работа и над другими самыми современными боевыми комплексами, включая "Посейдон", "Буревестник" и другие системы.
Именно как лидер в создании боевых систем нового поколения, в развитии современных ядерных сил, Россия ещё раз настоятельно предлагает партнёрам обсудить вопросы, связанные со стратегическим вооружением, с обеспечением глобальной стабильности. Предметом, целью таких переговоров может стать создание среды бесконфликтного сосуществования на основе "уравнения безопасности", которая охватывала бы не только традиционные стратегические вооружения - межконтинентальные баллистические ракеты, тяжёлые бомбардировщики и подводные лодки, но и, подчеркну, все наступательные и оборонительные системы, способные решать стратегические задачи, независимо от их оснащения.
У стран "ядерной пятёрки" здесь особая ответственность. Надеюсь, что инициатива о личной встрече глав государств - постоянных членов Совета Безопасности ООН, которую мы выдвинули в прошлом году, будет реализована. Она состоится, как только позволят эпидемиологические условия.
Россия всегда открыта для широкого межгосударственного сотрудничества. Мы последовательно выступаем за сохранение и укрепление ключевой роли в мировых делах именно Организации Объединённых Наций, стремимся оказать содействие в урегулировании региональных конфликтов. Уже многое сделали для стабилизации ситуации в Сирии, для налаживания политического диалога в Ливии. Россия сыграла, как вы знаете, главную роль в том, что удалось остановить вооружённый конфликт в районе Нагорного Карабаха.
Именно на основе взаимного уважения мы выстраиваем связи с абсолютным большинством государств мира: в Азии, Латинской Америке, в Африке, со многими странами Европы. Последовательно и в приоритетном порядке расширяем контакты с ближайшими партнёрами по Шанхайской организации сотрудничества, БРИКС, Содружеству Независимых Государств, союзниками по Организации Договора о коллективной безопасности.
Наши общие проекты в рамках Евразийского экономического союза нацелены на то, чтобы обеспечить рост экономики и благосостояния граждан. При этом здесь появляются новые интересные направления, такие как развитие транспортно-логистических коридоров. Уверен, они станут надёжными инфраструктурными каркасами Большого Евразийского партнёрства. Российские идеи этого широкого открытого объединения уже осуществляются на практике, в том числе за счёт сопряжения с другими интеграционными процессами. Всё это не умозрительные геополитические построения, а сугубо прикладные инструменты решения задач национального развития.
Уважаемые коллеги!
Сегодняшнее выступление я начал с актуальных вопросов в области здравоохранения и, завершая его, хочу сказать следующее. Никто в мире не знал, с какой бедой нам придётся столкнуться. Но мы, граждане России, уже сделали многое и сделаем всё, всё возможное, чтобы отразить угрозу эпидемии. Для этого наша страна располагает созданным в предыдущие годы надёжным потенциалом в здравоохранении, науке, образовании, промышленности.
Но нам, безусловно, нужно идти вперёд. Мы обозначили национальные цели развития. Понятно, что вызов эпидемии внёс в нашу работу объективные коррективы.
Сегодня в Послании даны поручения в сфере демографии, по поддержке семьи, по борьбе с бедностью и повышению доходов граждан, по созданию рабочих мест и улучшению предпринимательской среды, по новому качеству государственного управления.
Прошу Правительство сконцентрировать внимание на этих задачах при подготовке новых инициатив социально-экономического развития России и поручаю представить их до 1 июля текущего года. Что имею в виду? За всей текущей работой мы, безусловно, не должны забывать цели нашего стратегического развития, национальные цели развития и совершенствовать механизмы в достижении этих целей.
Мы обсудим предложения Правительства с участием профильных комиссий Госсовета, наших деловых объединений, экспертов и Общественной палаты. По результатам такой широкой дискуссии примем окончательные решения по дальнейшим финансовым и организационным действиям на заседании Совета по стратегическому развитию и национальным проектам.
А сейчас хочу ещё раз обратиться ко всем гражданам России: мы сделаем всё, всё сделаем для достижения поставленных целей. Уверен, будем идти вместе и добьёмся решения всех задач, которые мы перед собой поставили.
Спасибо вам большое за внимание! (Аплодисменты.)
(Звучит Государственный гимн Российской Федерации.)
Москва,
ЦВЗ "Манеж"
21 апреля 2021 года