реализации молодежной политики включает в себя данные официального статистического учета, касающиеся реализации молодежной политики, данные мониторинга реализации молодежной политики, в том числе мониторинга эффективности патриотического воспитания молодежи и духовно-нравственного воспитания молодежи в Российской Федерации, и иные данные, получаемые при осуществлении своих функций федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами публичной власти федеральной территории "Сириус", органами местного самоуправления, учреждениями молодежной политики, а также иными организациями, осуществляющими деятельность в сфере молодежной политики. (В редакции Федерального закона от 28.12.2024 № 550-ФЗ)
21. Информационное обеспечение реализации молодежной политики в Российской Федерации осуществляется посредством:
1) размещения в средствах массовой информации, информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" сведений о реализации молодежной политики, достижениях молодежи, проведении социально значимых мероприятий и иной информации в сфере реализации молодежной политики;
2) издания информационных, тематических, справочных материалов по основным направлениям молодежной политики;
3) федеральной государственной автоматизированной информационной системы (далее - информационная система).
(Дополнение частью - Федеральный закон от 28.12.2024 № 550-ФЗ)
3. Информационная система содержит следующую информацию:
1) сведения об органах государственной власти Российской Федерации, органах государственной власти субъектов Российской Федерации, органах публичной власти федеральной территории "Сириус", органах местного самоуправления, учреждениях молодежной политики и иных организациях, осуществляющих деятельность в сфере молодежной политики; (В редакции Федерального закона от 28.12.2024 № 550-ФЗ)
2) сведения об информационных ресурсах, используемых для обеспечения открытости и доступности информации о реализации молодежной политики;
3) сведения о мероприятиях и программах в сфере молодежной политики, об их реализации;
4) сведения о мерах государственной поддержки субъектов, осуществляющих деятельность в сфере молодежной политики, об их реализации; (В редакции Федерального закона от 28.12.2024 № 550-ФЗ)
5) иные сведения, определяемые Правительством Российской Федерации.
4. Поставщиками информации в информационную систему являются субъекты, осуществляющие деятельность в сфере молодежной политики, указанные в части 2 настоящей статьи.
5. Посредством информационной системы может обеспечиваться в том числе:
1) информирование субъектов, осуществляющих деятельность в сфере молодежной политики, о мерах государственной поддержки, мероприятиях и программах в сфере молодежной политики, об органах государственной власти Российской Федерации, органах государственной власти субъектов Российской Федерации, органах публичной власти федеральной территории "Сириус", органах местного самоуправления, учреждениях молодежной политики и иных организациях, осуществляющих деятельность в сфере молодежной политики; (В редакции Федерального закона от 28.12.2024 № 550-ФЗ)
2) взаимодействие между субъектами, осуществляющими деятельность в сфере молодежной политики;
3) реализация мероприятий и программ в сфере молодежной политики, а также реализация мер государственной поддержки;
4) сбор, обработка и анализ информации о молодежной политике и положении молодежи Российской Федерации в целях совершенствования молодежной политики.
6. Оператором информационной системы является федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию, оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере молодежной политики. (В редакции Федерального закона от 28.12.2024 № 550-ФЗ)
7. Правительство Российской Федерации устанавливает порядок функционирования информационной системы, в том числе:
1) требования к технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения пользования информационной системой;
2) порядок представления поставщиками информации сведений, включаемых в информационную систему;
3) условия и порядок предоставления доступа к информации, содержащейся в информационной системе, в том числе порядок обеспечения доступа к открытой и общедоступной информации с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Статья 12. Мониторинг реализации молодежной политики
1. Мониторинг реализации молодежной политики представляет собой систематическую, комплексную и плановую деятельность по сбору, обобщению, анализу и оценке информации о положении молодежи, молодых семей и молодежных общественных объединений в Российской Федерации, деятельности учреждений молодежной политики, Общероссийского общественно-государственного движения детей и молодежи "Движение первых", об участии молодежи в общественно полезной деятельности в области образования, просвещения, науки, культуры, искусства, здравоохранения, физической культуры и спорта, о занятости и безработице в молодежной среде, об обеспечении межнационального (межэтнического) и межконфессионального согласия в молодежной среде, о предотвращении формирования экстремистских молодежных общественных объединений, проявлений идеологий экстремизма, агрессивного национализма в деятельности таких объединений, о формировании у молодежи на основе традиционных российских духовно-нравственных ценностей неприятия идеологий терроризма, экстремизма, иных деструктивных идеологий, а также о формировании устойчивости к их пропаганде в целях подготовки доклада о положении молодежи в Российской Федерации.
2. Доклад о положении молодежи в Российской Федерации, подготовленный на основании данных, полученных по результатам мониторинга реализации молодежной политики, в том числе мониторинга эффективности патриотического воспитания молодежи и духовно-нравственного воспитания молодежи в Российской Федерации, доводится до сведения органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов публичной власти федеральной территории "Сириус", органов местного самоуправления, учреждений молодежной политики и иных субъектов, осуществляющих деятельность в сфере молодежной политики, и подлежит размещению на официальном сайте органа, уполномоченного на его подготовку.
3. Организация мониторинга реализации молодежной политики, в том числе мониторинга эффективности патриотического воспитания молодежи и духовно-нравственного воспитания молодежи в Российской Федерации, осуществляется:
1) на федеральном уровне - федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию, оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере молодежной политики;
2) на уровне субъекта Российской Федерации - уполномоченным исполнительным органом субъекта Российской Федерации в сфере молодежной политики;
3) на муниципальном уровне - уполномоченным органом местного самоуправления.
4. Порядок осуществления мониторинга реализации молодежной политики, в том числе мониторинга эффективности патриотического воспитания молодежи и духовно-нравственного воспитания молодежи в Российской Федерации, и подготовки доклада о положении молодежи в Российской Федерации, а также перечни обязательной информации, подлежащей мониторингу и включению в доклад о положении молодежи в Российской Федерации, утверждаются Правительством Российской Федерации.
(Статья в редакции Федерального закона от 28.12.2024 № 550-ФЗ)
Статья 13. Международное сотрудничество в сфере молодежной политики
1. Международное сотрудничество в сфере молодежной политики осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации.
2. Российская Федерация содействует развитию международного сотрудничества в сфере молодежной политики, участвует в соответствии с международными договорами Российской Федерации в деятельности различных международных организаций в сфере молодежной политики.
3. Федеральные органы государственной власти и иные федеральные государственные органы, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и иные государственные органы субъектов Российской Федерации, органы публичной власти федеральной территории "Сириус", органы местного самоуправления осуществляют взаимодействие в сфере молодежной политики с международными организациями, иностранными государственными органами, а также иностранными неправительственными организациями в пределах своей компетенции в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, в следующих формах: (В редакции Федерального закона от 28.12.2024 № 550-ФЗ)
1) разработка и реализация программ и проектов в сфере молодежной политики;
2) поддержание международных связей и содействие обеспечению представительства интересов молодых граждан Российской Федерации в международных и межгосударственных организациях по вопросам международного сотрудничества, международных молодежных обменов;
3) обмен опытом в сфере молодежной политики; (В редакции Федерального закона от 22.04.2024 № 95-ФЗ)
4) иные формы, предусмотренные законодательством Российской Федерации.
Статья 131. Категории и виды учреждений молодежной политики
1. Учреждения молодежной политики подразделяются на категории и виды в соответствии с количеством и перечнем реализуемых данными учреждениями основных направлений молодежной политики, предусмотренных частью 1 статьи 6 настоящего Федерального закона, в качестве основного вида деятельности.
2. К категории "неспециализированное учреждение молодежной политики" относится учреждение молодежной политики, осуществляющее деятельность по реализации нескольких основных направлений молодежной политики, предусмотренных частью 1 статьи 6 настоящего Федерального закона, в качестве основного вида деятельности.
3. Видом неспециализированного учреждения молодежной политики является молодежный центр, осуществляющий деятельность по реализации молодежной политики по двум и более основным направлениям молодежной политики, предусмотренным частью 1 статьи 6 настоящего Федерального закона, в качестве основного вида деятельности.
4. К категории "специализированное учреждение молодежной политики" относится учреждение молодежной политики, осуществляющее деятельность по реализации одного основного направления молодежной политики, предусмотренного частью 1 статьи 6 настоящего Федерального закона, в качестве основного вида деятельности.
5. Видами специализированных учреждений молодежной политики являются:
1) центр патриотического воспитания молодежи, осуществляющий деятельность по патриотическому воспитанию молодежи в качестве основного вида деятельности;
2) центр поддержки талантливой молодежи, осуществляющий деятельность по выявлению, сопровождению и поддержке молодежи, проявившей одаренность, а также содействию реализации прав молодых граждан на свободу литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества в качестве основного вида деятельности;
3) центр социально-психологической помощи молодым гражданам, осуществляющий деятельность по поддержке молодых граждан, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья из числа молодых граждан, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также содействию в оказании социально-психологической помощи молодежи в качестве основного вида деятельности;
4) молодежный центр добровольчества (волонтерства), осуществляющий деятельность по содействию участию молодежи в добровольческой (волонтерской) деятельности в качестве основного вида деятельности, привлекающий на постоянной или временной основе добровольцев (волонтеров) к осуществлению добровольческой (волонтерской) деятельности и осуществляющий руководство их деятельностью.
6. Учреждения молодежной политики, указанные в частях 2 - 5 настоящей статьи, вправе осуществлять деятельность по реализации молодежной политики по иным основным направлениям молодежной политики, предусмотренным частью 1 статьи 6 настоящего Федерального закона, реализация которых не является основным видом их деятельности.
7. Изменение категории и (или) вида учреждения молодежной политики не является его реорганизацией. При изменении категории и (или) вида учреждения молодежной политики в его учредительные документы вносятся соответствующие изменения.
8. Наименование учреждения молодежной политики должно содержать указание на организационно-правовую форму и вид учреждения молодежной политики.
9. В уставе учреждения молодежной политики наряду с информацией, предусмотренной законодательством Российской Федерации, должна содержаться следующая информация:
1) категория и вид учреждения молодежной политики;
2) основные направления молодежной политики, предусмотренные частью 1 статьи 6 настоящего Федерального закона, по которым учреждение молодежной политики осуществляет свою деятельность.
10. Иные юридические лица, осуществляющие деятельность в сфере молодежной политики, вправе выбирать и использовать категории и виды, установленные настоящей статьей для учреждений молодежной политики, в том числе указывать вид в наименовании юридического лица, а также включать информацию о категории, виде и об основных направлениях молодежной политики, предусмотренных частью 1 статьи 6 настоящего Федерального закона, по которым такие юридические лица осуществляют свою деятельность, в свои учредительные документы.
(Дополнение статьей - Федеральный закон от 28.12.2024 № 550-ФЗ)
Статья 132. Требования к деятельности учреждений молодежной политики
1. Учреждения молодежной политики обеспечивают:
1) оказание услуг (выполнение работ) в соответствии с государственным (муниципальным) заданием, а также с учетом рекомендаций по функционированию учреждений молодежной политики, утвержденных в соответствии с пунктом 6 статьи 81 настоящего Федерального закона;
2) проведение самообследования и обеспечение функционирования внутренней системы оценки эффективности осуществления учреждениями молодежной политики деятельности по реализации молодежной политики. Перечень показателей эффективности осуществления учреждениями молодежной политики деятельности по реализации молодежной политики, подлежащих самообследованию, устанавливается учредителями учреждений молодежной политики с учетом перечня ключевых показателей эффективности реализации молодежной политики на территории Российской Федерации, установленных в соответствии с пунктом 5 статьи 81 настоящего Федерального закона. Порядок проведения самообследования и обеспечения функционирования внутренней системы оценки эффективности осуществления учреждениями молодежной политики деятельности по реализации молодежной политики устанавливается учредителями учреждений молодежной политики с учетом рекомендаций, установленных в соответствии с пунктом 7 статьи 81 настоящего Федерального закона;
3) предоставление учредителям учреждений молодежной политики и общественности отчета о результатах проведения самообследования и обеспечения функционирования внутренней системы оценки эффективности осуществления учреждениями молодежной политики деятельности по реализации молодежной политики;
4) соблюдение прав и законных интересов молодежи на получение услуг в сфере молодежной политики;
5) разработку и утверждение программ работы и развития учреждений молодежной политики, а также планов по реализации основных направлений молодежной политики, по которым учреждения молодежной политики осуществляют свою деятельность, по согласованию с учредителями учреждений молодежной политики и с учетом рекомендаций по реализации на территории Российской Федерации основных направлений молодежной политики, утвержденных в соответствии с пунктом 4 статьи 81 настоящего Федерального закона;
6) формирование открытых и общедоступных информационных ресурсов, содержащих информацию, указанную в части 2 настоящей статьи, а также доступ к таким ресурсам посредством размещения их в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе на официальных сайтах и официальных страницах учреждений молодежной политики в сети "Интернет";
7) выполнение иных требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
2. Учреждения молодежной политики обеспечивают открытость и доступность:
1) информации:
а) о программах работы и развития учреждений молодежной политики, а также о планах по реализации основных направлений молодежной политики, по которым учреждения молодежной политики осуществляют свою деятельность;
б) о видах государственной и (или) муниципальной поддержки молодежи, молодежных общественных объединений и некоммерческих организаций, осуществляющих деятельность, направленную на реализацию молодежной политики в Российской Федерации (о предоставлении в безвозмездное пользование помещений и оборудования, субсидий, в том числе грантов в форме субсидий, а также об иных видах поддержки);
в) о материально-техническом обеспечении учреждений молодежной политики, в том числе о наличии оборудованных помещений для организации и проведения мероприятий по основным направлениям молодежной политики, а также правилах и порядке их использования;
2) отчета о результатах проведения самообследования и обеспечения функционирования внутренней системы оценки эффективности осуществления учреждениями молодежной политики деятельности по реализации молодежной политики;
3) иной информации, которая размещается, опубликовывается по решению учреждения молодежной политики и (или) размещение, опубликование которой являются обязательными в соответствии с законодательством Российской Федерации.
3. Информация и документы, указанные в части 2 настоящей статьи, если они в соответствии с законодательством Российской Федерации не отнесены к сведениям, составляющим государственную и иную охраняемую законом тайну, подлежат размещению на официальных сайтах учреждений молодежной политики в сети "Интернет" и обновлению в течение десяти рабочих дней со дня их создания, получения или внесения в них соответствующих изменений.
4. Информация и документы о деятельности учреждений молодежной политики, не указанные в части 2 настоящей статьи, представляются руководителями (заместителями руководителей) учреждений молодежной политики по обращению гражданина, организации либо должностного лица государственного органа или органа местного самоуправления в случаях и порядке, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации.
5. Создание, реорганизация и ликвидация учреждений молодежной политики осуществляются в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
(Дополнение статьей - Федеральный закон от 28.12.2024 № 550-ФЗ)
Статья 14. Заключительные положения
Постановление Верховного Совета Российской Федерации от 3 июня 1993 года № 5090-I "Об Основных направлениях государственной молодежной политики в Российской Федерации" (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1993, № 25, ст. 903) признать утратившим силу.
Президент Российской Федерации В.Путин
Москва, Кремль
30 декабря 2020 года
№ 489-ФЗ