драстающего поколения в духе патриотизма, гражданской ответственности и готовности к служению Отечеству с опорой на духовно-нравственные основы и ценности российского казачества, обеспечению участия российского казачества в реализации государственной молодежной политики осуществляется по следующим основным направлениям:
а) поддержка деятельности образовательных организаций, реализующих образовательные программы с учетом культурно-исторических традиций и ценностей российского казачества, в том числе деятельности по подготовке педагогических кадров;
б) содействие созданию сети центров (сообществ, объединений) поддержки добровольчества (волонтерства), казачьих духовно-просветительских центров на базе казачьих обществ, иных объединений казаков и религиозных организаций Русской православной церкви;
в) совершенствование имеющихся и издание новых учебных и учебно-методических пособий по истории и культуре российского казачества, духовно-нравственному воспитанию для общеобразовательных организаций - казачьих кадетских корпусов с учетом задачи по формированию общероссийской гражданской идентичности;
г) содействие российскому казачеству в проведении патриотических акций, в том числе связанных с обустройством памятников и мест захоронения воинов, погибших при защите Отечества;
д) осуществление мероприятий, посвященных памятным датам истории России, дням славы русского оружия - дням воинской славы, иным датам, связанным с военной историей российского казачества;
е) содействие популяризации физической культуры и спорта среди российского казачества, организации проведения регулярных физкультурных мероприятий и соревнований всех уровней, направленных на физическое развитие казачьей молодежи, привлечению российского казачества к участию в мероприятиях по реализации Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса "Готов к труду и обороне";
ж) содействие научному изучению истории российского казачества, противодействие фальсификации страниц истории России, связанных с российским казачеством;
з) содействие популяризации исторических мест, связанных с подвигами казаков - защитников Отечества, разработке туристских маршрутов по этим местам в целях сохранения исторической памяти и патриотического воспитания граждан Российской Федерации;
и) привлечение казачьих обществ и иных объединений казаков к участию в конкурсах на предоставление грантов Президента Российской Федерации и иных грантов, предоставляемых из средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов муниципальных образований, в целях поддержки социально ориентированных инициатив казачьих обществ и иных объединений казаков;
к) содействие личностному и профессиональному развитию руководителей и лидеров казачьих молодежных организаций;
л) содействие казачьим молодежным центрам патриотического воспитания, созданным в местах компактного проживания членов казачьих обществ и иных объединений казаков, в осуществлении ими деятельности, направленной на развитие казачьих военно-патриотических и военно-спортивных лагерей, а также деятельности по военно-патриотическому воспитанию казачьей молодежи на основе культурно-исторических традиций и ценностей российского казачества; (В редакции Указа Президента Российской Федерации от 16.09.2024 № 794)
м) проведение мероприятий, направленных на повышение престижа государственной службы среди казачьей молодежи;
н) содействие координации работы по военно-патриотическому, духовно-нравственному воспитанию казачьей молодежи, сохранению, развитию казачьих традиций и культуры, развитию физической культуры и пропаганде здорового образа жизни среди казачьей молодежи;
о) привлечение казачьих молодежных организаций к участию в мероприятиях по реализации государственной молодежной политики Российской Федерации.
16. Реализация задачи по содействию сохранению и развитию культуры российского казачества осуществляется по следующим основным направлениям:
а) оказание организационной, информационной, консультативной, методической поддержки деятельности казачьих обществ и иных объединений казаков в сфере культуры;
б) содействие созданию сети учреждений, осуществляющих деятельность по хранению предметов истории и культуры российского казачества, в том числе центрального музея российского казачества в г. Москве;
в) поддержка деятельности, направленной на сохранение и развитие казачьей культуры, в том числе деятельности по проведению фестивалей, конкурсов, семинаров-практикумов, мастер-классов, концертов, гастролей творческих казачьих коллективов, выставок, фольклорно-этнографических экспедиций и других мероприятий;
г) содействие расширению участия творческих казачьих коллективов в мероприятиях, направленных на укрепление единства российской нации, сохранение и развитие культуры народов Российской Федерации;
д) развитие центров казачьей культуры;
е) содействие привлечению творческих казачьих коллективов - носителей самобытной казачьей культуры к участию в современных культурно-просветительских проектах, информационно-агитационных акциях и других мероприятиях.
17. Реализация задачи по поддержке социально-экономического развития российского казачества осуществляется по следующим основным направлениям:
а) привлечение казачьих обществ и иных объединений казаков к реализации государственных и муниципальных программ и проектов;
б) совершенствование правового регулирования механизма государственной поддержки экономической деятельности казачьих обществ в связи с привлечением членов казачьих обществ к несению государственной или иной службы, выполнению отдельных государственных задач;
в) обеспечение разработки мер экономического стимулирования переселения членов казачьих обществ и иных объединений казаков в трудонедостаточные приграничные районы, а также мер, направленных на предотвращение их оттока из таких районов, создание условий для их трудоустройства и несения государственной или иной службы;
г) оказание казачьим обществам и иным объединениям казаков информационной, научной и методической поддержки по вопросам развития экономических условий их деятельности, в том числе деятельности в сфере сельскохозяйственного производства, а также в других сферах хозяйственной и иной приносящей доход деятельности;
д) содействие привлечению частных охранных организаций, учрежденных войсковыми казачьими обществами, к обеспечению охраны объектов социальной сферы различных форм собственности;
е) поддержка деятельности Всероссийского казачьего общества по разработке и реализации проектов социально-экономического развития казачьих обществ и по обеспечению участия казачьих обществ в реализации государственных, муниципальных программ и приоритетных национальных проектов;
ж) обеспечение совершенствования механизмов и инструментов реализации государственной политики, направленных на государственную поддержку социально-экономического развития казачьих обществ;
з) содействие экономической активности казачьих обществ и иных объединений казаков в рамках действующих инструментов государственной поддержки, используемых федеральными органами исполнительной власти и институтами развития предпринимательства;
и) обеспечение совершенствования законодательства в части, касающейся предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в аренду на торгах и без проведения торгов для осуществления сельскохозяйственного производства казачьими обществами.
18. Реализация задачи по поддержке международного сотрудничества российского казачества, развития международных контактов российского казачества с казаками - соотечественниками, проживающими за рубежом, осуществляется по следующим основным направлениям:
а) привлечение российского казачества к участию в мероприятиях в сфере приграничного сотрудничества, а также в мероприятиях, направленных на развитие межкультурных обменов с сопредельными государствами;
б) поддержка расширения контактов и сотрудничества казачьих обществ и иных объединений казаков Российской Федерации с объединениями казаков государств - участников Содружества Независимых Государств и других государств, содействие консолидации казачьих обществ, иных объединений казаков в России и за рубежом;
в) обеспечение привлечения казачьих обществ и иных объединений казаков к участию в реализации программ по поддержке соотечественников, проживающих за рубежом, включая вопросы добровольного переселения соотечественников в Российскую Федерацию;
г) укрепление взаимодействия российского казачества с дипломатическими представительствами Российской Федерации в зарубежных странах, а также с российскими центрами науки и культуры;
д) содействие возвращению в Российскую Федерацию исторических ценностей и реликвий казачества, оказание казачьим обществам поддержки в поисковой и военно-мемориальной работе за рубежом;
е) содействие молодежным, культурным и информационным обменам, реализации международных проектов, в том числе организации международных детских казачьих лагерей, участию зарубежных спортивных команд и казачьих фольклорных коллективов в проводимых в Российской Федерации мероприятиях, направлению за рубеж российских казачьих фольклорных коллективов;
ж) оказание содействия казачьей молодежи государств - участников Содружества Независимых Государств в получении образования в Российской Федерации, а также в участии в мероприятиях для казачьей молодежи, проводимых в Российской Федерации. (В редакции Указа Президента Российской Федерации от 16.09.2024 № 794)
19. Реализация задачи по совершенствованию информационного обеспечения взаимодействия органов государственной власти и органов местного самоуправления с казачьими обществами осуществляется по следующим основным направлениям:
а) поддержка инициатив по популяризации в молодежной среде с использованием возможностей новых информационных технологий деятельности российского казачества;
б) обеспечение разработки механизмов поддержки межведомственных информационных проектов, направленных на ознакомление общества с деятельностью российского казачества (экспозиции, выставки, создание электронной библиотеки казачества и другие подобные проекты), а также на развитие этнотуризма;
в) поддержка развития информационных ресурсов, содержащих сведения о казачьих обществах и иных объединениях казаков, а также об их деятельности;
г) содействие популяризации деятельности российского казачества, формированию благоприятного отношения к этой деятельности в обществе;
д) обеспечение проведения на постоянной основе социологических и научных исследований, осуществления иной информационно-аналитической деятельности по вопросам развития российского казачества, взаимодействия при осуществлении информационно-аналитической деятельности со Всероссийским казачьим обществом.
20. При реализации государственной политики Российской Федерации в отношении российского казачества отмечаются отдельные проблемы, среди них основные:
а) сохраняющаяся разобщенность российского казачества;
б) вовлечение представителей российского казачества в политические и межнациональные конфликты;
в) радикализация части российского казачества;
г) сохраняющиеся угрозы распространения негативных культурно-бытовых стереотипов в отношении российского казачества.
21. В целях решения этих проблем настоящая Стратегия предусматривает два сценария развития российского казачества - целевой и максимальный.
Целевой сценарий ориентирован на реализацию существующих направлений государственной политики Российской Федерации в отношении российского казачества при условии сохранения стабильности и консолидации российского казачества.
Максимальный сценарий предполагает реализацию дополнительного комплекса мер в отношении российского казачества, развитие форм государственной поддержки и стимулирование несения членами казачьих обществ государственной или иной службы.
IV. Механизмы и инструменты реализации государственной политики Российской Федерации в отношении российского казачества
22. В целях содействия реализации государственной политики Российской Федерации в отношении российского казачества осуществляет работу Совет при Президенте Российской Федерации по делам казачества.
Совет при Президенте Российской Федерации по делам казачества ежегодно информирует Президента Российской Федерации о ходе реализации настоящей Стратегии.
23. При Правительстве Российской Федерации действует межведомственная комиссия по реализации настоящей Стратегии, координирующая взаимодействие федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и Всероссийского казачьего общества.
Межведомственная комиссия ежегодно проводит оценку эффективности результатов деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по реализации настоящей Стратегии.
24. Реализация настоящей Стратегии осуществляется Правительством Российской Федерации, уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти по взаимодействию с казачьими обществами, федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в соответствии с их компетенцией при участии Всероссийского казачьего общества и иных организаций.
В целях обеспечения общественного контроля за ходом реализации настоящей Стратегии федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления создаются координационные и совещательные органы с участием представителей казачьих обществ и иных объединений казаков.
25. Реализация настоящей Стратегии осуществляется поэтапно на основе утверждаемого в установленном порядке плана мероприятий, разрабатываемого уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти по взаимодействию с казачьими обществами с учетом предложений федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, при участии Всероссийского казачьего общества, а также с учетом предложений религиозных и иных организаций.
26. Положения настоящей Стратегии и план ее реализации являются основой для разработки и корректировки соответствующих государственных, ведомственных, региональных и муниципальных программ и планов.
27. Инструментами реализации настоящей Стратегии являются:
а) законодательство Российской Федерации;
б) документы стратегического планирования, разработанные на федеральном, региональном и муниципальном уровнях;
в) государственные программы Российской Федерации, государственные программы субъектов Российской Федерации и муниципальные программы.
28. Реализация настоящей Стратегии осуществляется за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, средств общественных организаций и иных организаций независимо от формы собственности.
V. Целевые показатели и этапы реализации настоящей Стратегии
29. Правительство Российской Федерации утверждает перечень целевых показателей реализации настоящей Стратегии и значения этих показателей, отражающие оценку результатов реализации настоящей Стратегии.
30. Этапы реализации настоящей Стратегии определяются планом мероприятий, разрабатываемым уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти по взаимодействию с казачьими обществами и утверждаемым Правительством Российской Федерации.
VI. Заключительные положения
31. Корректировка настоящей Стратегии может осуществляться с учетом результатов реализации настоящей Стратегии и изменения стратегических подходов Российской Федерации к обеспечению национальной безопасности.
________________________