авового режима;
выявлены случаи нарушения прав и свобод человека и гражданина, причинения вреда интересам государства;
в иных предусмотренных программой экспериментального правового режима случаях;
б) по предложению субъекта экспериментального правового режима, если распространение общего регулирования на правоотношения с участием этого субъекта экспериментального правового режима в рамках реализации экспериментального правового режима или прекращение указанных правоотношений не повлечет за собой причинение ущерба иным участникам такого экспериментального правового режима;
3) в иных предусмотренных программой экспериментального правового режима случаях.
3. Со дня прекращения действия экспериментального правового режима субъекты экспериментального правового режима не вправе осуществлять деятельность в соответствии с программой экспериментального правового режима.
4. Порядок прекращения действия экспериментального правового режима, в том числе возможность установления переходного периода при переходе от специального регулирования к общему регулированию в правоотношениях между участниками экспериментального правового режима и особенности определения статуса продукции, созданной в рамках экспериментального правового режима, со дня прекращения действия экспериментального правового режима, а также порядок уведомления субъекта экспериментального правового режима или субъектов экспериментального правового режима о прекращении действия экспериментального правового режима устанавливается Правительством Российской Федерации, а по направлению, предусмотренному пунктом 4 части 2 статьи 1 настоящего Федерального закона, Банком России.
Статья 18. Мониторинг экспериментального правового режима и оценка его эффективности и результативности
1. Уполномоченный орган, регулирующий орган и организация предпринимательского сообщества осуществляют мониторинг экспериментального правового режима.
11. В случае выявления уполномоченным органом в рамках мониторинга экспериментального правового режима, программа которого исключает или изменяет действие положения федерального закона, регулирующего отношения, связанные с функциями и полномочиями Банка России, а также мониторинга экспериментального правового режима по направлению разработки, апробации и внедрения цифровых инноваций, предусмотренному пунктом 4 части 2 статьи 1 настоящего Федерального закона, рисков, которые могут повлечь за собой причинение вреда интересам государства, ущерб обороне, безопасности государства, стабильности финансового рынка Российской Федерации и (или) экономической безопасности Российской Федерации, и (или) рисков нарушения надежного и устойчивого функционирования критической информационной инфраструктуры, и (или) угроз безопасности персональных данных и компьютерных инцидентов, повлекших за собой неправомерную передачу (предоставление, распространение, доступ) персональных данных, уполномоченный орган в течение десяти рабочих дней после выявления указанных рисков, угроз и (или) инцидентов информирует о них федеральный орган исполнительной власти в области обеспечения безопасности. (Дополнение частью - Федеральный закон от 08.08.2024 № 223-ФЗ)
12. В случае выявления уполномоченным органом в рамках мониторинга экспериментального правового режима по направлению разработки, апробации и внедрения цифровых инноваций, предусмотренному пунктом 4 части 2 статьи 1 настоящего Федерального закона, рисков легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, финансирования терроризма и финансирования распространения оружия массового уничтожения уполномоченный орган в течение десяти рабочих дней после выявления указанных рисков информирует о них федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения. (Дополнение частью - Федеральный закон от 08.08.2024 № 223-ФЗ)
13. При наличии рисков, препятствующих принятию решения, предусмотренного пунктом 1 части 4 настоящей статьи, федеральный орган исполнительной власти в области обеспечения безопасности и федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения, направляют мотивированную позицию в уполномоченный орган. (Дополнение частью - Федеральный закон от 08.08.2024 № 223-ФЗ)
2. Не позднее чем за семьдесят рабочих дней (или за двадцать пять рабочих дней, если срок действия экспериментального правового режима составляет один год и менее) до истечения срока действия экспериментального правового режима в порядке, утверждаемом уполномоченным органом, в уполномоченный орган, регулирующий орган и организацию предпринимательского сообщества представляются отчеты субъектов экспериментального правового режима об итогах деятельности в рамках реализации такого экспериментального правового режима.
3. Уполномоченный орган рассматривает полученные в соответствии с частью 2 настоящей статьи отчеты и на их основе в течение тридцати рабочих дней готовит сводный аналитический отчет по показателям, которые содержатся в программе экспериментального правового режима и в соответствии с которыми проводится оценка эффективности и результативности такого экспериментального правового режима. При анализе полученных в соответствии с частью 2 настоящей статьи отчетов и подготовке сводного аналитического отчета уполномоченный орган привлекает регулирующий орган, организацию предпринимательского сообщества, представителей экспертного и предпринимательского сообществ и проводит общественное обсуждение вопросов эффективности и результативности реализации экспериментального правового режима.
4. По итогам мониторинга экспериментального правового режима и оценки эффективности и результативности его реализации в сводном аналитическом отчете излагаются выводы уполномоченного органа, регулирующего органа и организации предпринимательского сообщества с учетом позиции федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности, а по направлению разработки, апробации и внедрения цифровых инноваций, предусмотренному пунктом 4 части 2 статьи 1 настоящего Федерального закона, также с учетом позиции федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения: (В редакции Федерального закона от 08.08.2024 № 223-ФЗ)
1) о допустимости придания специальному регулированию свойства общего регулирования;
2) о допустимости придания специальному регулированию свойства общего регулирования в случае внесения изменений в специальное регулирование;
3) о недопустимости придания специальному регулированию свойства общего регулирования.
5. Если вывод уполномоченного органа не совпадает с выводами регулирующего органа или организации предпринимательского сообщества, соответствующие разногласия в течение пятнадцати рабочих дней выносятся уполномоченным органом на рассмотрение координационного органа, который принимает одно из решений, предусмотренных частью 4 настоящей статьи.
6. Если уполномоченный орган, регулирующий орган и организация предпринимательского сообщества без разногласий или координационный орган по итогам урегулирования разногласий приняли решение о допустимости придания специальному регулированию свойства общего регулирования либо о допустимости придания специальному регулированию свойства общего регулирования в случае внесения изменений в специальное регулирование, уполномоченный орган вносит в Правительство Российской Федерации предложение о внесении изменений в общее регулирование.
7. По итогам рассмотрения предложения уполномоченного органа о внесении изменений в общее регулирование Правительство Российской Федерации принимает одно из следующих решений:
1) о необходимости внесения изменений в общее регулирование;
2) о продлении срока действия экспериментального правового режима на срок от одного года до трех лет в случае, если не достигнуты цели, предусмотренные статьей 3 настоящего Федерального закона, и (или) показатели эффективности и результативности экспериментального правового режима, установленные программой экспериментального правового режима. (В редакции Федерального закона от 08.07.2024 № 169-ФЗ)
71. Решение Правительства Российской Федерации о продлении срока действия экспериментального правового режима принимается при наличии согласия субъектов экспериментального правового режима на его продление. В случае продления срока действия экспериментального правового режима уполномоченный орган вносит в Правительство Российской Федерации в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации, проект акта о внесении изменений в акт Правительства Российской Федерации об установлении экспериментального правового режима и утверждении программы экспериментального правового режима. (Дополнение частью - Федеральный закон от 08.07.2024 № 169-ФЗ)
8. В случае принятия решения о необходимости внесения изменений в общее регулирование срок действия экспериментального правового режима для субъектов экспериментального правового режима, выполнивших программу экспериментального правового режима, продлевается до дня вступления в силу нормативных правовых актов, вносящих изменения в общее регулирование, но не более чем на три года. (В редакции Федерального закона от 08.07.2024 № 169-ФЗ)
9. Банк России осуществляет мониторинг экспериментального правового режима, оценку эффективности и результативности реализации такого экспериментального правового режима (по направлению, предусмотренному пунктом 4 части 2 статьи 1 настоящего Федерального закона) в порядке, установленном Банком России. По результатам этого мониторинга Банк России принимает решение о необходимости внесения изменений в акты Банка России и (или) направляет предложение о внесении изменений в иные акты общего регулирования субъекту права законодательной инициативы и (или) в иной орган, обладающий полномочиями по инициированию предложения о принятии нормативных правовых актов, предусматривающих внесение соответствующих изменений в акты общего регулирования, и (или) по принятию таких актов.
10. Порядок мониторинга экспериментального правового режима, оценки эффективности и результативности реализации экспериментального правового режима, общественного обсуждения вопросов эффективности и результативности реализации экспериментального правового режима, порядок подготовки предложения о внесении изменений в общее регулирование утверждаются Правительством Российской Федерации. (В редакции Федерального закона от 08.07.2024 № 169-ФЗ)
11. Ежегодный государственный доклад о деятельности, осуществляемой в рамках реализации экспериментальных правовых режимов, представляется Правительством Российской Федерации палатам Федерального Собрания Российской Федерации не позднее 1 мая года, следующего за отчетным годом. Порядок подготовки, распространения, в том числе опубликования, ежегодного государственного доклада о деятельности, осуществляемой в рамках реализации экспериментальных правовых режимов, устанавливается Правительством Российской Федерации по согласованию с Банком России. (Дополнение частью - Федеральный закон от 08.07.2024 № 169-ФЗ)
Статья 181. Рассмотрение случаев причинения вреда жизни, здоровью или имуществу человека либо имуществу юридического лица при реализации экспериментального правового режима в результате использования решений, разработанных с применением технологий искусственного интеллекта
1. В случае, если при реализации экспериментального правового режима в результате использования решений, разработанных с применением технологий искусственного интеллекта, причинен вред жизни, здоровью или имуществу человека либо имуществу юридического лица, в течение тридцати дней со дня выявления факта причинения такого вреда регулирующий орган создает комиссию для установления обстоятельств, при которых был причинен такой вред.
2. В состав комиссии входят представители регулирующего органа, уполномоченного органа, а также по решению регулирующего органа, согласованному с уполномоченным органом, в состав комиссии могут входить иные заинтересованные лица, в том числе участники экспериментального правового режима, представители организации предпринимательского сообщества, экспертного сообщества, представители государственных органов, органов местного самоуправления и организаций. Порядок формирования комиссии утверждается уполномоченным органом, а по направлению, предусмотренному пунктом 4 части 2 статьи 1 настоящего Федерального закона, Банком России.
3. По итогам установления обстоятельств, при которых в результате реализации экспериментального правового режима при использовании решений, разработанных с применением технологий искусственного интеллекта, был причинен вред жизни, здоровью или имуществу человека либо имуществу юридического лица, комиссия составляет заключение, содержащее выводы:
1) об объеме и о характере вреда, причиненного жизни, здоровью или имуществу человека либо имуществу юридического лица в результате использования решений, разработанных с применением технологий искусственного интеллекта;
2) об обстоятельствах, повлекших за собой причинение вреда жизни, здоровью или имуществу человека либо имуществу юридического лица в результате использования решений, разработанных с применением технологий искусственного интеллекта (в том числе о технических (технологических) сбоях и (или) об ошибках, допущенных при разработке и внедрении этих технологий, о действиях (бездействии) лиц, которые повлекли или могли повлечь причинение такого вреда);
3) о необходимости или об отсутствии необходимости принятия мер, направленных на минимизацию и (или) устранение последствий причинения вреда жизни, здоровью или имуществу человека либо имуществу юридического лица, а также на предупреждение причинения такого вреда;
4) о необходимости или об отсутствии необходимости изменения экспериментального правового режима;
5) о необходимости или об отсутствии необходимости приостановления статуса субъекта экспериментального правового режима, в связи с деятельностью которого при реализации экспериментального правового режима причинен вред жизни, здоровью или имуществу человека либо имуществу юридического лица.
4. Комиссия в целях установления обстоятельств, в связи с которыми причинен вред жизни, здоровью или имуществу человека либо имуществу юридического лица, вправе запросить у участников экспериментального правового режима документы и информацию, касающиеся реализации экспериментального правового режима, в том числе сведения, содержащиеся в реестрах, указанных в пунктах 1 и 2 части 1 статьи 14 настоящего Федерального закона.
5. Заключение комиссии направляется субъекту экспериментального правового режима, в связи с деятельностью которого при реализации экспериментального правового режима причинен вред жизни, здоровью или имуществу человека либо имуществу юридического лица, и размещается на официальном сайте регулирующего органа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет". При размещении заключения на официальном сайте регулирующего органа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" исключается информация, содержащая персональные данные граждан.
6. Порядок рассмотрения комиссией случаев причинения вреда жизни, здоровью или имуществу человека либо имуществу юридического лица при реализации экспериментального правового режима в результате использования решений, разработанных с применением технологий искусственного интеллекта, порядок подготовки и форма заключения комиссии устанавливаются уполномоченным органом, а по направлению, предусмотренному пунктом 4 части 2 статьи 1 настоящего Федерального закона, Банком России.
7. Заключение комиссии, содержащее вывод о необходимости приостановления статуса субъекта экспериментального правового режима, в связи с деятельностью которого при реализации экспериментального правового режима причинен вред жизни, здоровью или имуществу человека либо имуществу юридического лица, может являться основанием для принятия уполномоченным органом решения о приостановлении статуса субъекта экспериментального правового режима в соответствии со статьей 12 настоящего Федерального закона.
8. Заключение комиссии может быть обжаловано в судебном порядке.
(Дополнение статьей - Федеральный закон от 08.07.2024 № 169-ФЗ)
Статья 19. Информационное обеспечение экспериментального правового режима
1. Уполномоченный орган в открытом доступе на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" обеспечивает размещение следующей информации в течение тридцати рабочих дней со дня ее получения:
1) настоящий Федеральный закон, принятые в соответствии с ним иные нормативные правовые акты и нормативные акты Банка России;
2) сведения о ходе рассмотрения поступивших инициативных предложений;
3) реестр экспериментальных правовых режимов, который ведется уполномоченным органом и содержит информацию об установлении и о реализации экспериментальных правовых режимов, включая информацию о субъектах экспериментальных правовых режимов и поданных заявках. Порядок ведения указанного реестра, а также доступа к нему утверждается Правительством Российской Федерации, а по направлению, предусмотренному пунктом 4 части 2 статьи 1 настоящего Федерального закона, Банком России.
2. Лицо, выражающее намерение вступить в правоотношения с субъектом экспериментального правового режима в рамках реализации экспериментального правового режима, должно быть проинформировано указанным субъектом экспериментального правового режима о наличии и содержании экспериментального правового режима, в том числе об отличиях предусмотренного программой экспериментального правового режима специального регулирования, подлежащего применению к указанным правоотношениям, от общего регулирования, способами, установленными программой экспериментального правового режима.
3. Вступление указанного лица в правоотношения с субъектом экспериментального правового режима в рамках реализации экспериментального правового режима после предусмотренного частью 2 настоящей статьи информирования означает согласие этого лица на применение к указанным правоотношениям специального регулирования и признание его участником экспериментального правового режима.
4. Если экспериментальный правовой режим реализуется в сфере предоставления государственных или муниципальных услуг, информация, предусмотренная частями 1 и 2 настоящей статьи, должна включать указание на возможность и способы предоставления соответствующих услуг вне сферы действия экспериментального правового режима.
5. Если деятельностью, осуществляемой в рамках реализации экспериментального правового режима, могут быть затронуты права и законные интересы лиц, не вступающих в правоотношения с субъектом экспериментального правового режима в рамках реализации такого экспериментального правового режима, указанный субъект экспериментального правового режима до начала срока действия экспериментального правового режима, а также при совершении в соответствии с программой экспериментального правового режима сделок, заключении договоров, направлении юридически значимых сообщений и совершении иных юридически значимых действий обязан уведомлять лиц, не являющихся участниками такого экспериментального правового режима, о наличии у него статуса субъекта экспериментального правового режима, указывать на то, что к нему применяются акты специального регулирования, и наносить соответствующую информацию на товары, производимыые в рамках экспериментального правового режима, размещать ее перед въездами (проходами) на территорию действия экспериментального правового режима, перед входами в помещения, в которых выполняются работы, оказываются услуги в рамках указанного экспериментального правового режима. Необходимость дополнительных опубликования и размещения такой информации и требования к ним определяются программой экспериментального правового режима. В случае, если указанные в настоящей части юридически значимые действия совершаются с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", субъект экспериментального правового режима обязан проинформировать пользователя (сторону сделки) обо всех применяемых положениях актов специального регулирования, отличающихся от актов общего регулирования.
6. Органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, государственные корпорации, публично-правовые компании, иные организации, уполномоченные на предоставление разрешений на осуществление определенных видов деятельности и (или) совершение отдельных действий, обеспечивают размещение в открытом доступе на соответствующем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" информации о случаях, при которых предоставление такого разрешения не требуется в соответствии с программой экспериментального правового режима.
Статья 20. Вступление в силу настоящего Федерального закона
Настоящий Федеральный закон вступает в силу по истечении ста восьмидесяти дней после дня его официального опубликования.
Президент Российской Федерации В.Путин
Москва, Кремль
31 июля 2020 года
№ 258-ФЗ