p>
2. Организационно-технические требования к порядку хранения, использования и отмены указанных в статьях 172 и 173 настоящего Федерального закона доверенностей устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Статья 176. Использование квалифицированной электронной подписи в государственных информационных системах
При использовании квалифицированной электронной подписи в государственных информационных системах операторы указанных информационных систем осуществляют проверку содержащегося в квалифицированном сертификате идентификатора, указанного в пункте 7 части 2 статьи 17 настоящего Федерального закона, и с учетом его значения устанавливают правила использования электронного документа, подписанного с использованием указанного квалифицированного сертификата, на основе модели угроз государственной информационной системы.";
15) в статье 18:
а) в части 1:
пункт 1 изложить в следующей редакции:
"1) в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, идентифицировать заявителя - физическое лицо, обратившееся к нему за получением квалифицированного сертификата. Идентификация заявителя проводится при его личном присутствии или посредством идентификации заявителя без его личного присутствия с использованием квалифицированной электронной подписи при наличии действующего квалифицированного сертификата либо посредством идентификации заявителя - гражданина Российской Федерации с применением информационных технологий без его личного присутствия путем предоставления информации, указанной в документе, удостоверяющем личность гражданина Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации, содержащем электронный носитель информации с записанными на нем персональными данными владельца паспорта, включая биометрические персональные данные, или путем предоставления сведений из единой системы идентификации и аутентификации и единой биометрической системы в порядке, установленном Федеральным законом от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации". При этом в случае, если физическое лицо для предоставления своих биометрических персональных данных в целях проведения идентификации без личного присутствия путем предоставления сведений из единой системы идентификации и аутентификации и единой биометрической системы отказывается от использования шифровальных (криптографических) средств, указанных в части 19 статьи 141 Федерального закона от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации", удостоверяющий центр обязан отказать такому лицу в проведении указанной идентификации. Устанавливаются:
а) в отношении физического лица - фамилия, имя, а также отчество (при наличии), дата рождения, реквизиты документа, удостоверяющего личность, идентификационный номер налогоплательщика, страховой номер индивидуального лицевого счета гражданина в системе обязательного пенсионного страхования;
б) в отношении юридического лица, зарегистрированного в соответствии с законодательством Российской Федерации, - наименование, организационно-правовая форма, идентификационный номер налогоплательщика, а также основной государственный регистрационный номер и адрес юридического лица;
в) для юридического лица, зарегистрированного в соответствии с законодательством иностранного государства, - наименование, регистрационный номер, место регистрации и адрес юридического лица на территории государства, в котором оно зарегистрировано;";
дополнить пунктами 3 и 4 следующего содержания:
"3) в установленном порядке идентифицировать заявителя - физическое лицо, обратившееся к нему за получением квалифицированного сертификата (в целях получения от заявителя, выступающего от имени юридического лица, подтверждения правомочия обращаться за получением квалифицированного сертификата). Идентификация заявителя проводится при его личном присутствии или посредством идентификации заявителя без его личного присутствия с использованием квалифицированной электронной подписи при наличии действующего квалифицированного сертификата, информации, указанной в документе, удостоверяющем личность гражданина Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации, содержащем электронный носитель информации с записанными на нем персональными данными владельца паспорта, включая биометрические персональные данные, или посредством идентификации заявителя - гражданина Российской Федерации с применением информационных технологий без его личного присутствия путем предоставления сведений из единой системы идентификации и аутентификации и информации из единой биометрической системы в порядке, установленном Федеральным законом от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации";
4) предложить использовать шифровальные (криптографические) средства, указанные в части 19 статьи 141 Федерального закона от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации", физическим лицам, обратившимся к нему в целях проведения идентификации без его личного присутствия путем предоставления сведений из единой системы идентификации и аутентификации и информации из единой биометрической системы (для предоставления биометрических персональных данных физического лица в целях проведения его идентификации в аккредитованном удостоверяющем центре без его личного присутствия посредством сети "Интернет"), и указать страницу сайта в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", с которой безвозмездно предоставляются эти средства. При этом в случае, если физическое лицо для предоставления своих биометрических персональных данных в целях проведения его идентификации в аккредитованном удостоверяющем центре без его личного присутствия посредством информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" при выдаче сертификата ключа проверки электронной подписи отказывается от использования шифровальных (криптографических) средств, аккредитованный удостоверяющий центр обязан отказать такому лицу в проведении идентификации и выдаче сертификата ключа проверки электронной подписи.";
б) дополнить частью 11 следующего содержания:
"11. Подтверждение достоверности сведений, перечисленных в пунктах 1 и 2 части 1 настоящей статьи, осуществляется одним из следующих способов:
1) с использованием оригиналов документов и (или) надлежащим образом заверенных копий документов;
2) с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия, информационных систем органов государственной власти, Пенсионного фонда Российской Федерации, Федерального фонда обязательного медицинского страхования, единой информационной системы нотариата;
3) с использованием единой системы идентификации и аутентификации.";
в) в части 2:
в абзаце первом слова "указывает на ограничения использования квалифицированного сертификата (если такие ограничения им устанавливаются) и" исключить, слова "и сведения" заменить словами "и (или) сведения из них";
пункт 7 изложить в следующей редакции:
"7) документ, подтверждающий право заявителя действовать от имени юридического лица без доверенности либо подтверждающий право заявителя действовать от имени государственного органа или органа местного самоуправления.";
г) в части 21 слова "пунктах 4 - 6" заменить словами "пунктах 2 - 6";
д) в абзаце первом части 22 слова "с использованием инфраструктуры осуществляет" заменить словами "должен с использованием инфраструктуры осуществить";
е) в части 23 слова "установлена личность заявителя - физического лица или получено подтверждение правомочий лица, выступающего от имени заявителя - юридического лица, на обращение за получением квалифицированного сертификата" заменить словами "идентифицирован заявитель", после слов "В противном случае" дополнить словами ", а также в случаях, установленных пунктами 5 и 6 части 2 статьи 13 настоящего Федерального закона,";
ж) часть 3 изложить в следующей редакции:
"3. При получении квалифицированного сертификата заявителем он должен быть ознакомлен аккредитованным удостоверяющим центром с информацией, содержащейся в квалифицированном сертификате. Подтверждение ознакомления с информацией, содержащейся в квалифицированном сертификате, осуществляется под расписку посредством использования заявителем квалифицированной электронной подписи при наличии у него действующего квалифицированного сертификата либо посредством простой электронной подписи заявителя - физического лица, ключ которой получен им при личном обращении в соответствии с правилами использования простой электронной подписи при обращении за получением государственных и муниципальных услуг в электронной форме, устанавливаемых Правительством Российской Федерации, при условии идентификации гражданина Российской Федерации с применением информационных технологий без его личного присутствия путем предоставления сведений из единой системы идентификации и аутентификации и информации из единой биометрической системы. Указанное согласие, подписанное электронной подписью, в том числе простой электронной подписью, признается электронным документом, равнозначным документу на бумажном носителе, подписанному собственноручной подписью данного физического лица. Удостоверяющий центр обязан хранить информацию, подтверждающую ознакомление заявителя с информацией, содержащейся в квалифицированном сертификате, в течение всего срока осуществления своей деятельности.";
з) дополнить частью 31 следующего содержания:
"31. Квалифицированный сертификат выдается аккредитованным удостоверяющим центром на безвозмездной основе или за установленную удостоверяющим центром плату при условии, что размер такой платы не должен превышать предельный размер, порядок определения которого вправе установить Правительство Российской Федерации.";
и) в части 4 слово "выдать" заменить словом "предоставить";
к) в части 5 слова "лице, получившем квалифицированный сертификат, в объеме, необходимом для регистрации в единой системе идентификации и аутентификации, и о полученном им квалифицированном сертификате (уникальный номер квалифицированного сертификата, даты начала и окончания его действия, наименование выдавшего его аккредитованного удостоверяющего центра)" заменить словами "выданном квалифицированном сертификате", второе предложение изложить в следующей редакции: "Требования к порядку предоставления владельцам квалифицированных сертификатов сведений о выданных им квалифицированных сертификатах с использованием единого портала государственных и муниципальных услуг устанавливаются Правительством Российской Федерации.", дополнить предложением следующего содержания: "При выдаче квалифицированного сертификата аккредитованный удостоверяющий центр по желанию владельца квалифицированного сертификата безвозмездно осуществляет его регистрацию в единой системе идентификации и аутентификации с проведением идентификации владельца при его личном присутствии.";
16) дополнить статьями 181 и 182 следующего содержания:
"Статья 181. Доверенная третья сторона
1. Доверенная третья сторона оказывает услуги:
1) по подтверждению действительности электронных подписей, используемых при подписании электронного документа, в том числе установлению фактов того, что соответствующие сертификаты действительны на определенный момент времени, созданы и выданы аккредитованными удостоверяющими центрами, аккредитация которых действительна на день выдачи этих сертификатов;
2) по проверке соответствия всех квалифицированных сертификатов, используемых при подписании электронного документа, требованиям, установленным настоящим Федеральным законом и иными принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами;
3) по проверке полномочий участников электронного взаимодействия;
4) по созданию и подписанию квалифицированной электронной подписью доверенной третьей стороны квитанции с результатом проверки квалифицированной электронной подписи в электронном документе с достоверной информацией о моменте ее подписания;
5) по хранению данных, в том числе документированию выполняемых доверенной третьей стороной операций.
2. Доверенная третья сторона обеспечивает конфиденциальность, целостность и доступность информации при ее обработке и хранении, а также при ее передаче с использованием информационно-телекоммуникационных технологий.
3. Доверенная третья сторона несет гражданско-правовую и (или) административную ответственность в соответствии с международными договорами Российской Федерации, законодательством Российской Федерации за неисполнение обязанностей, установленных настоящим Федеральным законом и иными принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами, а также за нарушение порядка реализации функций доверенной третьей стороны и исполнения ее обязанностей.
4. Информационные системы доверенной третьей стороны, предназначенные для реализации услуг доверенной третьей стороны, присоединяются к информационно-технологической и коммуникационной инфраструктуре в порядке, установленном в соответствии с частью 4 статьи 19 Федерального закона от 27 июля 2010 года № 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг".
Статья 182. Аккредитация доверенной третьей стороны
1. Аккредитация доверенной третьей стороны осуществляется на добровольной основе на срок три года, если более короткий срок не указан в заявлении доверенной третьей стороны.
2. Аккредитация доверенной третьей стороны осуществляется при условии выполнения следующих требований:
1) в отношении юридического лица, предполагающего оказывать услуги доверенной третьей стороны, не проводится процедура ликвидации, отсутствует решение (определение) арбитражного суда о введении процедуры банкротства в соответствии с законодательством Российской Федерации о банкротстве, отсутствуют сведения в реестрах недобросовестных поставщиков, ведение которых осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации;
2) минимальный размер собственных средств (капитала) составляет не менее чем один миллиард рублей либо 500 миллионов рублей при наличии не менее чем в трех четвертях субъектов Российской Федерации одного или более филиала или представительства доверенной третьей стороны;
3) наличие финансового обеспечения гражданской ответственности юридического лица, предполагающего оказывать услуги доверенной третьей стороны, за ущерб, причиненный третьим лицам вследствие оказания таких услуг ненадлежащего качества, размер которого определяется Правительством Российской Федерации;
4) наличие у юридического лица, предполагающего оказывать услуги доверенной третьей стороны, средств доверенной третьей стороны и средств электронной подписи, имеющих подтверждение соответствия требованиям, установленным федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности в соответствии с пунктом 2 части 5 статьи 8 настоящего Федерального закона;
5) доверенная третья сторона, претендующая на получение аккредитации, не была включена в перечень, предусмотренный пунктом 51 части 3 статьи 8 настоящего Федерального закона, в течение трех лет до подачи заявления;
6) лицо, имеющее право в соответствии с законодательством Российской Федерации действовать от имени доверенной третьей стороны без доверенности, не является лицом, имевшим право действовать без доверенности от имени доверенной третьей стороны или удостоверяющего центра, аккредитация которых была досрочно прекращена, в течение трех лет до подачи заявления.
3. Аккредитация доверенной третьей стороны осуществляется на основании заявления, подаваемого в уполномоченный федеральный орган. К заявлению прилагаются документы, подтверждающие соответствие доверенной третьей стороны требованиям, установленным частью 2 настоящей статьи. Доверенная третья сторона вправе не представлять документ, подтверждающий соответствие имеющихся у нее средств электронной подписи и средств доверенной третьей стороны требованиям, установленным федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности, если такой документ или содержащиеся в нем сведения находятся в распоряжении федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности. В этом случае уполномоченный федеральный орган самостоятельно проверяет наличие документа, подтверждающего соответствие таких средств установленным требованиям, на основании информации, полученной от федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности, с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия.
4. В срок, не превышающий тридцати календарных дней со дня приема заявления доверенной третьей стороны, уполномоченный федеральный орган на основании представленных документов принимает решение об аккредитации доверенной третьей стороны или об отказе в ее аккредитации.
5. В случае принятия решения об отказе в аккредитации доверенной третьей стороны уполномоченный федеральный орган в срок, не превышающий десяти календарных дней со дня принятия решения об отказе в аккредитации, направляет доверенной третьей стороне уведомление о принятом решении с указанием причин отказа.
6. В случае принятия решения об аккредитации доверенной третьей стороны уполномоченный федеральный орган в срок, не превышающий десяти календарных дней со дня принятия решения об аккредитации, направляет уведомление доверенной третьей стороне о принятом решении и вносит информацию в перечень аккредитованных доверенных третьих сторон. После получения аккредитации аккредитованная доверенная третья сторона обязана осуществить присоединение информационной системы, обеспечивающей реализацию функций аккредитованной доверенной третьей стороны (далее - присоединение аккредитованной доверенной третьей стороны), к инфраструктуре.
7. Основаниями для отказа в аккредитации доверенной третьей стороны являются ее несоответствие требованиям, установленным частью 2 настоящей статьи, несоответствие иным требованиям настоящего Федерального закона, а также наличие в представленных ею документах недостоверной информации.
8. Аккредитованная доверенная третья сторона должна соблюдать требования, на соответствие которым она аккредитована, и требования, установленные статьей 181 настоящего Федерального закона, в течение всего срока ее аккредитации. В случае возникновения обстоятельств, делающих невозможным соблюдение указанных требований, аккредитованная доверенная третья сторона немедленно должна уведомить об этом в письменной форме уполномоченный федеральный орган. Уполномоченный федеральный орган вправе проводить проверки соблюдения аккредитованными доверенными третьими сторонами требований настоящего Федерального закона и иных принимаемых в соответствии с настоящим Федеральным законом нормативных правовых актов, в том числе требований, на соответствие которым эти доверенные третьи стороны были аккредитованы, в течение всего срока их аккредитации. В случае выявления по итогам внеплановых проверок несоблюдения аккредитованной доверенной третьей стороной указанных требований уполномоченный федеральный орган обязан выдать этой доверенной третьей стороне предписание об устранении нарушений в установленный срок и приостановить действие аккредитации на данный срок с внесением информации об этом в соответствующий перечень. Аккредитованная доверенная третья сторона уведомляет в письменной форме уполномоченный федеральный орган об устранении выявленных нарушений. Уполномоченный федеральный орган принимает решение о возобновлении действия аккредитации, при этом он вправе проверять фактическое устранение ранее выявленных нарушений и в случае их неустранения в установленный предписанием срок досрочно прекращает аккредитацию доверенной третьей стороны.".
Статья 2
Часть 31 статьи 1 Федерального закона от 26 декабря 2008 года №