ператором инвестиционной платформы деятельности, предусмотренной настоящим Федеральным законом, в порядке, предусмотренном настоящей статьей.
2. Оператор инвестиционной платформы обязан обеспечить прием обращений, направленных посредством почтовой связи или нарочным на бумажном носителе, по адресу в пределах места нахождения оператора инвестиционной платформы, адресу места нахождения филиала, представительства оператора инвестиционной платформы, указанным в едином государственном реестре юридических лиц, а также направленных на адрес электронной почты оператора инвестиционной платформы. Наличие подписи заявителя в обращении не требуется.
3. Информация об адресах, указанных в части 2 настоящей статьи, должна быть размещена на сайте оператора инвестиционной платформы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
4. В случае организации приема обращений дополнительным способом, не предусмотренным частью 2 настоящей статьи, оператор инвестиционной платформы обязан включить информацию о дополнительном способе приема обращений во внутренние документы и разместить ее на своем сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
5. Обращение подлежит обязательной регистрации не позднее рабочего дня, следующего за днем его поступления оператору инвестиционной платформы. В случае поступления обращения в форме электронного документа оператор инвестиционной платформы обязан уведомить заявителя о регистрации обращения (далее - уведомление о регистрации) не позднее дня регистрации обращения способом, предусмотренным частью 9 настоящей статьи.
6. Оператор инвестиционной платформы обязан рассмотреть обращение и по результатам его рассмотрения направить заявителю ответ на обращение в течение 15 рабочих дней со дня регистрации обращения, если иные сроки не предусмотрены настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.
7. В случае необходимости запроса дополнительных документов и материалов в целях объективного и всестороннего рассмотрения обращения оператор инвестиционной платформы по решению единоличного исполнительного органа, заместителя единоличного исполнительного органа или уполномоченного ими лица вправе продлить срок рассмотрения обращения, но не более чем на 10 рабочих дней, если иное не предусмотрено федеральными законами. Оператор инвестиционной платформы обязан уведомить заявителя о продлении срока рассмотрения обращения с указанием обоснования такого продления, направив заявителю соответствующее уведомление (далее - уведомление о продлении срока).
8. Ответ на обращение должен содержать информацию о результатах объективного и всестороннего рассмотрения обращения, быть обоснованным и включать ссылки на имеющие отношение к рассматриваемому в обращении вопросу требования законодательства Российской Федерации, документы и (или) сведения, связанные с рассмотрением обращения, а также на фактические обстоятельства рассматриваемого в обращении вопроса.
9. Ответ на обращение, а также уведомление о регистрации, уведомление о продлении срока направляются заявителю в зависимости от способа поступления обращения в письменной форме по указанным в обращении адресу электронной почты или почтовому адресу либо способом, предусмотренным условиями договора, заключенного между оператором инвестиционной платформы и заявителем. В случае, если заявитель при направлении обращения указал способ направления ответа в форме электронного документа или на бумажном носителе, ответ на обращение должен быть направлен способом, указанным в обращении.
10. Ответ на обращение по существу не дается оператором инвестиционной платформы в следующих случаях:
1) в обращении не указан адрес, по которому должен быть направлен ответ;
2) в обращении не указана фамилия (наименование) заявителя;
3) в обращении содержатся нецензурные либо оскорбительные выражения, угрозы имуществу оператора инвестиционной платформы, угрозы жизни, здоровью и имуществу работника оператора инвестиционной платформы или членов его семьи;
4) текст обращения не поддается прочтению;
5) текст обращения не позволяет определить его суть.
11. Если в случаях, предусмотренных пунктами 2 - 5 части 10 настоящей статьи, оператор инвестиционной платформы принимает решение не рассматривать обращение по существу, он должен направить заявителю уведомление об этом решении в течение пяти рабочих дней со дня регистрации обращения способом, указанным в части 9 настоящей статьи, с указанием причин невозможности рассмотрения обращения по существу.
12. В случае, если в обращении содержится вопрос, на который заявителю неоднократно давались ответы по существу в связи с ранее направляемыми им обращениями, и при этом не приводятся новые доводы или обстоятельства, оператор инвестиционной платформы вправе самостоятельно принять решение о безосновательности очередного обращения и прекращении переписки с заявителем по данному вопросу. Об этом решении заявитель уведомляется в порядке, предусмотренном частью 11 настоящей статьи.
13. В случае, если обращение содержит требование имущественного характера, которое связано с восстановлением оператором инвестиционной платформы нарушенного права заявителя и подлежит рассмотрению финансовым уполномоченным, направление обращения в соответствии с требованиями настоящей статьи является соблюдением заявителем обязанности, предусмотренной частью 1 статьи 16 Федерального закона от 4 июня 2018 года № 123-ФЗ "Об уполномоченном по правам потребителей финансовых услуг", и обращение подлежит рассмотрению оператором инвестиционной платформы в порядке и сроки, которые установлены указанным Федеральным законом.
14. Оператор инвестиционной платформы обязан хранить обращения заявителей, а также копии ответов на обращения и копии уведомлений, предусмотренных настоящей статьей, в течение трех лет со дня регистрации таких обращений.
15. В случае поступления оператору инвестиционной платформы из Банка России обращения, предусмотренного статьей 793 Федерального закона от 10 июля 2002 года № 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)", оператор инвестиционной платформы обязан рассмотреть его в соответствии с требованиями настоящей статьи, а также направить в Банк России копию ответа на обращение и копии уведомлений (при наличии), предусмотренных настоящей статьей, в день их направления заявителю.
16. Оператор инвестиционной платформы и его должностные лица не вправе использовать иначе, чем в целях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, и разглашать в какой-либо форме полученные при рассмотрении обращения персональные данные заявителя, а также информацию, составляющую коммерческую, служебную, банковскую тайну, тайну страхования и иную охраняемую законом тайну, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
(Дополнение статьей - Федеральный закон от 04.08.2023 № 442-ФЗ)
Глава 4. Регулирование деятельности по организации привлечения инвестиций, контроль и надзор за деятельностью по организации привлечения инвестиций
Статья 16. Полномочия Банка России
1. Банк России:
1) ведет реестр операторов инвестиционных платформ, определяет порядок ведения такого реестра, состав включаемых в него сведений;
2) включает сведения об операторе инвестиционной платформы в реестр операторов инвестиционных платформ и исключает такие сведения из указанного реестра;
3) осуществляет контроль за соблюдением операторами инвестиционных платформ требований настоящего Федерального закона и принятых в соответствии с ним нормативных актов Банка России;
4) проводит проверки деятельности операторов инвестиционных платформ в установленном им порядке;
5) направляет операторам инвестиционных платформ обязательные для исполнения предписания, а также запросы о представлении документов и информации по вопросам, находящимся в компетенции Банка России; (В редакции Федерального закона от 14.07.2022 № 331-ФЗ)
6) устанавливает состав сведений, включаемых в отчеты операторов инвестиционных платформ, порядок, форму и сроки представления таких отчетов в Банк России;
7) принимает нормативные акты по вопросам, отнесенным к его компетенции настоящим Федеральным законом;
8) направляет операторам инвестиционных платформ обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений требований Федерального закона от 7 августа 2001 года № 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" и принятых в соответствии с ним нормативных актов Банка России. Указанные предписания должны содержать срок их исполнения.
2. Оператор инвестиционной платформы обязан представлять в Банк России по его мотивированному запросу в указанный в нем срок документы и информацию, связанные с осуществлением деятельности по организации привлечения инвестиций и необходимые для осуществления Банком России надзорных и иных функций.
3. В случае выявления Банком России нарушения оператором инвестиционной платформы требований настоящего Федерального закона, принятых в соответствии с ним нормативных актов Банка России, правил оператора инвестиционной платформы, прав и законных интересов инвесторов или в случае наличия угрозы правам и законным интересам инвесторов Банк России в установленном им порядке вправе полностью или частично ограничить оказание оператором инвестиционной платформы услуг по привлечению инвестиций и услуг по содействию в инвестировании и (или) потребовать от оператора инвестиционной платформы замены лица, осуществляющего функции единоличного исполнительного органа. (Дополнение частью - Федеральный закон от 14.07.2022 № 331-ФЗ)
Статья 17. Реестр операторов инвестиционных платформ
1. Банк России осуществляет ведение реестра операторов инвестиционных платформ и размещает его на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет". Сведения, содержащиеся в указанном реестре, являются открытыми и общедоступными.
2. Банк России принимает решение о внесении сведений о заявителе в реестр операторов инвестиционных платформ на основании заявления и прилагаемых к нему документов, перечень и требования к которым установлены нормативным актом Банка России.
3. Банк России принимает решение о внесении или об отказе во внесении сведений о заявителе в реестр операторов инвестиционных платформ в течение 30 рабочих дней со дня получения заявления и прилагаемых к нему документов. (В редакции Федерального закона от 14.07.2022 № 331-ФЗ)
4. Основанием для отказа во внесении сведений о заявителе в реестр операторов инвестиционных платформ является:
1) непредставление или представление не в полном объеме в Банк России документов и сведений, предусмотренных настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним нормативными актами Банка России;
2) представление документов и сведений, содержащих недостоверную информацию;
3) несоответствие заявителя, лиц, имеющих право прямо или косвенно (через подконтрольных им лиц) самостоятельно или совместно с иными лицами распоряжаться 10 и более процентами голосов, приходящихся на голосующие акции (доли), составляющие уставный капитал заявителя, лиц, входящих в органы управления заявителя, требованиям, установленным настоящим Федеральным законом.
5. Основанием для исключения сведений об операторе инвестиционной платформы из реестра операторов инвестиционных платформ является:
1) заявление оператора инвестиционной платформы о прекращении осуществления деятельности по организации привлечения инвестиций;
2) неоднократное в течение года неисполнение предписаний Банка России об устранении нарушений требований настоящего Федерального закона и (или) принятых в соответствии с ним нормативных актов Банка России;
3) ликвидация или прекращение деятельности юридического лица - оператора инвестиционной платформы в результате реорганизации, за исключением реорганизации в форме преобразования хозяйственного общества одного вида в хозяйственное общество другого вида;
4) неоднократное в течение года нарушение требований, установленных статьей 6, статьей 7 (за исключением пункта 3), статьями 73 и 75 Федерального закона от 7 августа 2001 года № 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма";
5) неоднократное в течение одного года неисполнение специальных экономических мер, предусмотренных статьей 31 Федерального закона от 30 декабря 2006 года № 281-ФЗ "О специальных экономических мерах и принудительных мерах", и (или) неоднократное в течение одного года нарушение требований нормативных актов Банка России, изданных в соответствии с указанным Федеральным законом. (Дополнение пунктом - Федеральный закон от 04.08.2023 № 422-ФЗ)
6. Решение Банка России об отказе во включении сведений о заявителе в реестр операторов инвестиционных платформ или об исключении сведений об операторе инвестиционной платформы из указанного реестра может быть обжаловано в суд в течение трех месяцев со дня принятия соответствующего решения.
7. В случае принятия Банком России решения об исключении сведений об операторе инвестиционной платформы из реестра операторов инвестиционных платформ организация, в отношении которой было принято такое решение, обязана в срок, установленный указанным решением Банка России, прекратить оказывать услуги по привлечению инвестиций и услуги по содействию в инвестировании, а также прекратить обязательства, связанные с оказанием таких услуг.
8. Об исполнении обязанностей, предусмотренных частью 7 настоящей статьи, организация, в отношении которой было принято решение об исключении сведений о ней из реестра операторов инвестиционных платформ, представляет в Банк России отчеты в порядке, форме и сроки, которые установлены Банком России. В случае неисполнения организацией обязанностей, предусмотренных частью 7 настоящей статьи, Банк России вправе предъявить в суд требование о ликвидации указанной организации.
Глава 5. О внесении изменений в отдельные законодательные акты
Статья 18. О внесении изменений в Федеральный закон "О рынке ценных бумаг"
Внести в Федеральный закон от 22 апреля 1996 года № 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, № 17, ст. 1918; 1999, № 28, ст. 3472; 2002, № 52, ст. 5141; 2004, № 27, ст. 2711; № 31, ст. 3225; 2005, № 11, ст. 900; № 25, ст. 2426; 2006, № 1, ст. 5; № 31, ст. 3437; 2007, № 1, ст. 45; № 50, ст. 6247, 6249; 2008, № 52, ст. 6221; 2009, № 1, ст. 28; № 18, ст. 2154; № 29, ст. 3642; № 48, ст. 5731; № 52, ст. 6428; 2010, № 31, ст. 4193; № 41, ст. 5193; 2011, № 7, ст. 905; № 23, ст. 3262; № 29, ст. 4291; № 48, ст. 6728; № 50, ст. 7357; 2012, № 25, ст. 3269; № 31, ст. 4334; № 53, ст. 7607; 2013, № 30, ст. 4043, 4084; № 51, ст. 6699; № 52, ст. 6985; 2014, № 30, ст. 4219; 2015, № 1, ст. 13; № 14, ст. 2022; № 27, ст. 4001; № 29, ст. 4348; 2017, № 25, ст. 3592; № 48, ст. 7052; № 52, ст. 7920; 2018, № 1, ст. 70; № 17, ст. 2424; № 49, ст. 7524; № 53, ст. 8440) следующие изменения:
1) подпункт 17 пункта 1 статьи 2 дополнить словами ", а также размещение ценных бумаг с использованием инвестиционных платформ";
2) в статье 7:
а) пункт 1 дополнить словами ", и в случаях, предусмотренных федеральными законами, по учету цифровых прав";
б) пункт 12 дополнить предложением следующего содержания: "Правила настоящего пункта применяются к оказанию депозитарием услуг, связанных с получением доходов и выплат по цифровым правам.";
в) дополнить пунктами 14 - 18 следующего содержания:
"14. Депозитарным договором может быть предусмотрена обязанность депозитария осуществлять учет цифровых прав, переданных ему депонентом или указанным депонентом лицом, путем зачисления таких цифровых прав на счет депо, открытый депоненту. В этом случае обладателем цифрового права признается лицо, по счету депо которого внесена запись об этом. Если иное не предусмотрено федеральными законами, депозитарий по указанию депонента осуществляет цифровые права последнего, распоряжается ими, передает в залог или устанавливает их обременение другими способами в информационной системе без обращения к третьему лицу.
15. Депозитарий обязан обособить в информационной системе цифровые права, принадлежащие депонентам, от цифровых прав, принадлежащих этому депозитарию.
16. Цифровые права депонента, учет которых осуществляется на его счете депо, подтверждаются выпиской депозитария.
17. На цифровые права депонента, учет которых осуществляется на его счете депо, не может быть обращено взыскание по долгам депозитария.
18. По требованию обладателя цифрового права депозитарий обязан предоставить цифровое право в его распоряжение или в распоряжение указанного им лица в информационной системе, о чем должна быть внесена запись по счету депо обладателя цифрового права. При этом депозитарий должен списать такое цифровое право со счета депо указанного депонента.";
3) статью 82 дополнить пунктом 11 следующего содержания:
"11. Для учета цифровых прав депозитарии могут открывать счета депо владельца. По таким счетам депо не могут осуществляться переход цифровых прав, их обременение и ограничение распоряжения ими.";
4) в статье 85:
а) пункт 8 дополнить предложением следующего содержания: "Количество цифровых прав, учтенных депозитарием на счетах депо и счете неустановленных лиц, должно быть равно количеству указанных цифровых прав, которыми депозитарий имеет возможность распоряжаться в информационной системе и которые обособлены от цифровых прав, принадлежащих депозитарию.";
б) пункт 9 дополнить предложением следующего содержания: "Сверка соответствия количества цифровых прав, предусмотренного пунктом 8 настоящей статьи, должна осуществляться депозитарием каждый рабочий день.";
в) дополнить пунктом 13 следующего содержания:
"13. В случае перехода в информационной системе цифровых прав, учтенных на счете депо, такие права подлежат списанию с указанного счета в соответствии с условиями осуществления депозитарной деятельности в день, когда депозитарий узнал или должен был узнать об этом обстоятельстве. Депозитарий несет ответственность за убытки, причиненные депоненту в результате неправомерного распоряжения его цифровым правом, учтенным на счете депо. Ответственность депозитария может быть ограничена договором, если убытки депоненту причинены вследствие неправомерных действий третьих лиц.";
5) в статье 201:
а) абзац первый пункта 1 после слов "акционерных обществ," дополнить словами "а также регистрация выпусков (дополнительных выпусков) акций непубличных акционерных обществ, размещаемых путем закрытой подписки с использованием инвестиционной платформы,";
б) в абзаце первом пункта 10 первое предложение дополнить словами ", а договор о регистрации выпуска (дополнительного выпуска) или выпусков (дополнительных выпусков) акций непубличного акционерного общества, размещаемых путем закрытой подписки с использованием инвестиционной платформы, - только с регистратором, который осуществляет ведение реестра владельцев эмиссионных ценных бумаг этого акционерного общества", слова "Указанный договор" заменить словами "Договор о регистрации выпуска (выпусков) акций, подлежащих размещению при учреждении акционерного общества,";
в) пункт 14 после слова "(выпусков)" дополнить словами "и (или) дополнительного выпуска (дополнительных выпусков)";
6) дополнить статьей 243 следующего содержания:
"Статья 243. Особенности размещения эмиссионных ценных бумаг с использованием инвестиционной платформы
1. Эмиссионные ценные бумаги могут размещаться путем закрытой подписки среди инвесторов, являющихся участниками инвестиционной платформы, в соответствии с настоящим Федеральным законом с учетом особенностей, установленных