тного загрязняющего вещества. (Дополнение частью - Федеральный закон от 28.04.2023 № 177-ФЗ)
92. Для приоритетных загрязняющих веществ, создающих риски для здоровья человека и не влияющих на превышение гигиенических нормативов качества атмосферного воздуха в контрольных точках, достижение квот выбросов на одном квотируемом объекте может частично или полностью осуществляться за счет реализуемых на другом квотируемом объекте, расположенном на той же территории эксперимента, мероприятий по снижению выбросов приоритетного загрязняющего вещества. (Дополнение частью - Федеральный закон от 28.04.2023 № 177-ФЗ)
93. Сведения о мероприятиях по достижению квот выбросов в случаях, указанных в частях 91 и 92 настоящей статьи, включаются в планы мероприятий по достижению квот выбросов юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность на квотируемых объектах, между которыми имеются обязательства по снижению выбросов приоритетного загрязняющего вещества. (Дополнение частью - Федеральный закон от 28.04.2023 № 177-ФЗ)
10. (Часть утратила силу - Федеральный закон от 28.04.2023 № 177-ФЗ)
11. Планы мероприятий по достижению квот выбросов после их согласования межведомственным советом по проведению эксперимента утверждаются юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на квотируемых объектах.
12. Для квотируемых объектов, относящихся в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды к объектам I категории, утвержденные квоты выбросов включаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в комплексные экологические разрешения, уполномоченным федеральным органом исполнительной власти или органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации согласно их компетенции в разрешения на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух, выдаваемые в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды.
13. Для квотируемых объектов, относящихся в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды к объектам II категории, утвержденные квоты выбросов включаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в предусмотренные законодательством в области охраны окружающей среды комплексные экологические разрешения, уполномоченным федеральным органом исполнительной власти или органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации согласно их компетенции в разрешения на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух, выдаваемые в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды. При отсутствии таких разрешений для указанных объектов утвержденные квоты выбросов включаются в декларации о воздействии на окружающую среду.
14. В состав отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля, представляемого в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды, в отношении квотируемых объектов дополнительно включаются сведения об утвержденных квотах выбросов, о соответствии выбросов на квотируемых объектах таким квотам, о реализации планов мероприятий по достижению квот выбросов, а также информация о создании и эксплуатации указанных в частях 18 и 19 настоящей статьи систем автоматического контроля на квотируемых объектах. (В редакции Федерального закона от 28.04.2023 № 177-ФЗ)
15. На основании планов мероприятий по достижению квот выбросов, а также предложений субъектов Российской Федерации в отношении мероприятий, направленных на снижение выбросов на квотируемых объектах, относящихся к объектам коммунальной, транспортной, социальной инфраструктур, вносятся изменения в комплексные планы.
16. Ежегодный отчет о ходе проведения эксперимента и результатах проведения эксперимента за прошедший период составляется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный экологический контроль (надзор), и представляется не позднее 1 июля года, следующего за отчетным периодом, в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере охраны окружающей среды, для анализа и оценки результатов проведения эксперимента межведомственным советом по проведению эксперимента. (В редакции Федерального закона от 11.06.2021 № 170-ФЗ)
17. Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере охраны окружающей среды, не позднее 1 сентября года, следующего после года окончания эксперимента, направляет в Правительство Российской Федерации отчет о результатах проведения эксперимента с предложениями о совершенствовании законодательства Российской Федерации.
18. Стационарные источники выбросов, которые расположены на квотируемых объектах, отнесенных в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды к объектам I и II категорий, оснащаются системами автоматического контроля в соответствии с Федеральным законом от 10 января 2002 года № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" с учетом особенностей создания и эксплуатации систем автоматического контроля на квотируемых объектах, определяемых Правительством Российской Федерации. (Дополнение частью - Федеральный закон от 28.04.2023 № 177-ФЗ)
19. В случае, если на квотируемом объекте создана система автоматического контроля выбросов в соответствии с положениями пунктов 9 и 10 статьи 67 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", такая система дополняется автоматическими средствами измерения и учета показателей выбросов приоритетных загрязняющих веществ согласно особенностям, указанным в части 18 настоящей статьи. (Дополнение частью - Федеральный закон от 28.04.2023 № 177-ФЗ)
Статья 51. Особенности осуществления государственного экологического контроля (надзора) в отношении квотируемых объектов
1. В отношении квотируемых объектов, относящихся в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды к объектам II категории, осуществляется федеральный государственный экологический контроль (надзор) в течение срока проведения эксперимента.
2. При осуществлении федерального государственного экологического контроля (надзора) в отношении квотируемых объектов, относящихся в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды к объектам I и II категорий, проводятся:
1) плановые контрольные (надзорные) мероприятия в части, не касающейся реализации мероприятий, включенных в утвержденные планы мероприятий по достижению квот выбросов;
2) контрольные (надзорные) мероприятия, в том числе на основании программы проверок в части, касающейся реализации мероприятий, включенных в утвержденные планы мероприятий по достижению квот выбросов (далее - программа проверок).
3. Программа проверок формируется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный экологический контроль (надзор), на основании поступления извещения об утверждении плана мероприятий по достижению квот выбросов, которое направляется юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на квотируемых объектах, относящихся в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды к объектам I или II категорий, в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий федеральный государственный экологический контроль (надзор), не позднее семи рабочих дней со дня утверждения плана мероприятий по достижению квот выбросов.
(Дополнение статьей - Федеральный закон от 28.04.2023 № 177-ФЗ)
Статья 6. Обязанности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, на территориях эксперимента
1. Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, на каждой территории эксперимента, обязаны:
1) представлять в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий федеральный государственный экологический контроль (надзор), по его запросу сведения, полученные в результате проведения инвентаризации источников выбросов и выбросов загрязняющих веществ, включая выбросы от стационарных и передвижных источников, и корректировки указанной инвентаризации на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, для проведения сводных расчетов загрязнения атмосферного воздуха; (В редакции Федерального закона от 11.06.2021 № 170-ФЗ)
2) обеспечивать доступ на территорию объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, на котором расположены источники выбросов, для уточнения федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный экологический контроль (надзор), сведений, полученных в результате проведения инвентаризации источников выбросов и выбросов загрязняющих веществ, представленных такими юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями для проведения сводных расчетов загрязнения атмосферного воздуха с учетом законодательства Российской Федерации о государственной тайне. (В редакции Федерального закона от 11.06.2021 № 170-ФЗ)
2. Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на квотируемых объектах на территориях эксперимента, обязаны:
1) разрабатывать и представлять в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий федеральный государственный экологический контроль (надзор), предложения по квотам выбросов на основании определенных указанным федеральным органом исполнительной власти допустимых вкладов в концентрацию; (В редакции Федерального закона от 11.06.2021 № 170-ФЗ)
2) разрабатывать и реализовывать планы мероприятий по достижению квот выбросов в случае невозможности соблюдения установленных квот выбросов;
3) достигать квот выбросов в сроки, установленные статьей 1 настоящего Федерального закона; (Дополнение пунктом - Федеральный закон от 28.04.2023 № 177-ФЗ)
4) обеспечивать оснащение стационарных источников выбросов на квотируемых объектах, указанных в частях 18 и 19 статьи 5 настоящего Федерального закона, системами автоматического контроля; (Дополнение пунктом - Федеральный закон от 28.04.2023 № 177-ФЗ)
5) направлять извещение об утверждении плана мероприятий по достижению квот выбросов в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий федеральный государственный экологический контроль (надзор), не позднее семи рабочих дней со дня утверждения плана мероприятий по достижению квот выбросов. (Дополнение пунктом - Федеральный закон от 28.04.2023 № 177-ФЗ)
Статья 7. О внесении изменений в Федеральный закон "Об охране атмосферного воздуха"
Внести в Федеральный закон от 4 мая 1999 года № 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, № 18, ст. 2222; 2004, № 35, ст. 3607; 2006, № 1, ст. 10; 2008, № 30, ст. 3616; 2009, № 1, ст. 17, 21; 2011, № 30, ст. 4590, 4596; 2012, № 26, ст. 3446; 2013, № 30, ст. 4059; 2014, № 30, ст. 4220; 2015, № 1, ст. 11; 2018, № 31, ст. 4841) следующие изменения:
1) в статье 1:
а) абзац третий изложить в следующей редакции:
"загрязняющее вещество - химическое вещество или смесь веществ, в том числе радиоактивных, и микроорганизмов, которые поступают в атмосферный воздух, содержатся и (или) образуются в нем и которые в количестве и (или) концентрациях, превышающих установленные нормативы, оказывают негативное воздействие на окружающую среду, жизнь, здоровье человека;";
б) в абзаце четвертом слова "вредных (загрязняющих) веществ" заменить словами "загрязняющих веществ";
в) в абзаце шестом слова "вредных (загрязняющих) веществ" заменить словами "загрязняющих веществ";
г) в абзаце седьмом слова "вредных (загрязняющих) веществ" заменить словами "загрязняющих веществ";
д) в абзаце десятом слова "вредного (загрязняющего) вещества" заменить словами "загрязняющего вещества";
е) в абзаце одиннадцатом слова "вредных (загрязняющих) веществ" заменить словами "загрязняющих веществ";
ж) в абзаце двенадцатом слова "вредного (загрязняющего) вещества" заменить словами "загрязняющего вещества";
з) в абзаце тринадцатом слова "вредного (загрязняющего) вещества" заменить словами "загрязняющего вещества";
и) в абзаце шестнадцатом слова "вредных (загрязняющих) веществ" заменить словами "загрязняющих веществ";
к) в абзаце семнадцатом слова "вредных (загрязняющих) веществ" заменить словами "загрязняющих веществ";
л) в абзаце девятнадцатом слова "вредного (загрязняющего) вещества" заменить словами "загрязняющего вещества";
м) в абзаце двадцатом слова "вредного (загрязняющего) вещества" заменить словами "загрязняющего вещества";
н) в абзаце двадцать первом слова "вредные (загрязняющие) вещества" заменить словами "загрязняющие вещества";
о) в абзаце двадцать четвертом слова "вредных (загрязняющих) веществ" заменить словами "загрязняющих веществ";
п) дополнить абзацем следующего содержания:
"результаты проведения сводных расчетов загрязнения атмосферного воздуха - обобщенные сведения о концентрациях загрязняющих веществ в атмосферном воздухе, отражающие состояние атмосферного воздуха на территории населенного пункта, его части или на территории индустриального (промышленного) парка и полученные с использованием методов расчетов рассеивания выбросов загрязняющих веществ в атмосферном воздухе на основании данных о выбросах загрязняющих веществ всех стационарных и передвижных источников, влияющих на качество атмосферного воздуха на указанных территориях.";
2) в абзаце пятом статьи 3 слова "вредных (загрязняющих) веществ" заменить словами "загрязняющих веществ";
3) в статье 5:
а) в абзаце семнадцатом слова "вредных (загрязняющих) веществ" заменить словами "загрязняющих веществ";
б) в абзаце двадцать втором слова "методов определения" заменить словами "методик разработки (расчета) и установления нормативов";
в) в абзаце двадцать третьем слова "вредных (загрязняющих) веществ" заменить словами "загрязняющих веществ";
г) в абзаце двадцать четвертом слова "вредных (загрязняющих) веществ" заменить словами "загрязняющих веществ";
д) дополнить абзацами следующего содержания:
"утверждение методов расчетов рассеивания выбросов загрязняющих веществ в атмосферном воздухе;
определение правил проведения сводных расчетов загрязнения атмосферного воздуха, включая их актуализацию;
утверждение методик разработки и установления нормативов предельно допустимых выбросов радиоактивных веществ в атмосферный воздух;
утверждение методики определения выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух от передвижных источников для проведения сводных расчетов загрязнения атмосферного воздуха;
утверждение требований к мероприятиям по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий;
утверждение порядка проведения экспертизы программ для электронных вычислительных машин, используемых для расчетов рассеивания выбросов загрязняющих веществ в атмосферном воздухе;
утверждение методических указаний по определению фонового уровня загрязнения атмосферного воздуха.";
4) в статье 6:
а) в абзаце первом слова "К полномочиям" заменить словами "1. К полномочиям";
б) в абзаце четырнадцатом слова "вредных (загрязняющих) веществ" заменить словами "загрязняющих веществ";
в) в абзаце шестнадцатом слова "вредных (загрязняющих) веществ" заменить словами "загрязняющих веществ";
г) в абзаце восемнадцатом слова "вредных (загрязняющих) веществ" заменить словами "загрязняющих веществ";
д) дополнить пунктом 2 следующего содержания:
"2. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе организовать проведение сводных расчетов загрязнения атмосферного воздуха, включая их актуализацию, на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.";
5) в статье 12:
а) в наименовании слова "вредных (загрязняющих) веществ" заменить словами "загрязняющих веществ";
б) в абзаце первом пункта 1 слова "вредных (загрязняющих) веществ" заменить словами "загрязняющих веществ";
в) в пункте 2 слова "вредных (загрязняющих) веществ" заменить словами "загрязняющих веществ";
г) дополнить пунктами 21 - 23 следующего содержания:
"21. При определении предельно допустимых выбросов (за исключением выбросов радиоактивных веществ) применяются методы расчетов рассеивания выбросов загрязняющих веществ в атмосферном воздухе, утверждаемые федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере охраны окружающей среды. Методики разработки и установления нормативов предельно допустимых выбросов радиоактивных веществ в атмосферный воздух утверждаются органом, уполномоченным на осуществление федерального государственного надзора в области использования атомной энергии.
22. Программы для электронных вычислительных машин, используемые для расчетов рассеивания выбросов загрязняющих веществ в атмосферном воздухе (за исключением выбросов радиоактивных веществ), подлежат экспертизе, которая проводится федеральным органом исполнительной власти в области гидрометеорологии и смежных с ней областях, в целях признания соответствия указанных программ формулам и алгоритмам расчетов, включенным в утвержденные методы расчетов рассеивания выбросов загрязняющих веществ в атмосферном воздухе.
Экспертиза программы для электронных вычислительных машин, используемых для расчетов рассеивания выбросов загрязняющих веществ в атмосферном воздухе (за исключением выбросов радиоактивных веществ), проводится за счет средств правообладателя такой программы в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере охраны окружающей среды.
Экспертиза программы для электронных вычислительных машин, используемых для расчетов рассеивания выбросов радиоактивных веществ в атмосферном воздухе, проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации в области использования атомной энергии.
23. Фоновый уровень загрязнения атмосферного воздуха определяется на основании данных государственного мониторинга атмосферного воздуха в соответствии с методическими указаниями, утверждаемыми федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере охраны окружающей среды. При наличии сводных расчетов загрязнения атмосферного воздуха на территории населенного пункта, его части или на территории индустриального (промышленного) парка в отношении загрязняющих веществ, по которым не осуществляется государственный мониторинг атмосферного воздуха, фоновый уровень загрязнения атмосферного воздуха определяется на основании данных сводных расчетов загрязнения атмосферного воздуха.";
6) в статье 13:
а) в наименовании слова "вредных (загрязняющих) веществ" заменить словами "загрязняющих веществ";
б) слова "вредных (загрязняющих) веществ" заменить словами "загрязняющих веществ";
7) в статье 15:
а) в пункте 9 слова "вредных (загрязняющих) веществ" заменить словами "загрязняющих веществ";
б) в пункте 10 слова "вредных (загрязняющих) веществ" заменить словами "загрязняющих веществ";
в) в пункте 11 слова "вредных (загрязняющих) веществ" заменить словами "загрязняющих