ьных транспортных средств и (или) товаров, и проведения в отношении их таможенного контроля таможенным органом выявлены нарушения международных договоров и актов в сфере таможенного регулирования и (или) законодательства Российской Федерации, расходы на хранение таких автомобильного транспортного средства и (или) товаров возмещаются таможенному органу лицом, разместившим автомобильное транспортное средство и (или) товары на хранение, в порядке, определенном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в области таможенного дела, и размере, определенном в соответствии с частью 32 статьи 94 настоящего Федерального закона.
41. В случае, если по результатам проведения таможенного контроля автомобильного транспортного средства и (или) товаров, не изъятых и размещенных на хранение, таможенным органом не выявлены нарушения международных договоров и актов в сфере таможенного регулирования и (или) законодательства Российской Федерации, расходы на хранение таких автомобильного транспортного средства и (или) товаров возмещаются таможенным органом. Порядок возмещения расходов на хранение таких автомобильного транспортного средства и (или) товаров определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в области таможенного дела.
42. С момента наступления событий, предусмотренных пунктами 1 и 2 части 37 настоящей статьи, предварительное изъятие автомобильного транспортного средства и (или) товаров, произведенное должностным лицом таможенного органа в порядке, определенном частью 18 настоящей статьи, считается снятым.
43. Автомобильное транспортное средство и (или) товары, не востребованные из места хранения в сроки, предусмотренные частью 36 настоящей статьи, хранятся в месте хранения. При этом в случае, если ранее такие автомобильное транспортное средство и (или) товары не были изъяты в соответствии с настоящей статьей, они подлежат изъятию в порядке, определенном частью 18 настоящей статьи, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей частью, и размещению должностными лицами таможенных органов на хранение в место хранения в порядке, определенном частью 21 настоящей статьи. Акт об изъятых автомобильном транспортном средстве и (или) товарах подписывается должностным лицом таможенного органа, производившим изъятие, и владельцем склада временного хранения или уполномоченным лицом таможенного органа, осуществляющего хранение автомобильного транспортного средства и (или) товаров. Об изъятых автомобильном транспортном средстве и (или) товарах лицо, разместившее автомобильное транспортное средство и (или) товары на хранение, или иное лицо, обладающее полномочиями в отношении автомобильного транспортного средства и (или) товаров (его уполномоченный представитель), уведомляется в порядке, определенном частью 44 настоящей статьи.
44. Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в области таможенного дела, не позднее пяти рабочих дней со дня, следующего за днем истечения сроков, предусмотренных частью 36 настоящей статьи, обеспечивает размещение на своем официальном сайте в сети "Интернет" на срок, составляющий шестьдесят дней, сведений об автомобильном транспортном средстве и (или) о товарах, указанных в части 43 настоящей статьи. Перечень таких сведений определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в области таможенного дела.
45. В случае, если по истечении шестидесяти дней со дня размещения на официальном сайте федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в области таможенного дела, сведений об автомобильном транспортном средстве и (или) о товарах, указанных в части 43 настоящей статьи, автомобильное транспортное средство и (или) товары, размещенные на хранение в соответствии с настоящей статьей, не востребованы из места хранения лицом, разместившим автомобильное транспортное средство и (или) товары на хранение, или иным лицом, обладающим полномочиями в отношении автомобильного транспортного средства и (или) товаров (его уполномоченным представителем):
1) автомобильное транспортное средство подлежит передаче государственному органу, определенному Правительством Российской Федерации, по акту приема-передачи;
2) товары обращаются в федеральную собственность на основании решения суда (арбитражного суда) в соответствии с главой 56 настоящего Федерального закона.
46. Взаимодействие таможенных органов при реализации полномочий, предусмотренных настоящей статьей, и иных государственных органов, к компетенции которых относится осуществление контроля и надзора в определенной сфере деятельности, осуществляется в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.
(Статья в редакции Федерального закона от 14.07.2022 № 313-ФЗ)
Статья 262. Обязательность исполнения требований таможенных органов и их должностных лиц
1. Законные требования таможенных органов и их должностных лиц при исполнении ими должностных обязанностей обязательны для исполнения всеми лицами.
2. Неисполнение законных требований таможенных органов и их должностных лиц и совершение действий (бездействия), препятствующих исполнению ими должностных обязанностей, влекут ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.
Статья 263. Ведомственный контроль
1. Если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами, вышестоящий таможенный орган при наличии поводов вправе провести ведомственный контроль решений, действий (бездействия) нижестоящего таможенного органа. В случае выявления по результатам ведомственного контроля не соответствующего требованиям международных договоров и актов в сфере таможенного регулирования, законодательства Российской Федерации о таможенном регулировании решения нижестоящего таможенного органа вышестоящий таможенный орган обязан отменить полностью или частично такое решение, за исключением случаев, когда допущенные нарушения при принятии решения нижестоящим таможенным органом не могут быть устранены либо срок для принятия нового решения истек.
2. В случае, если после отмены (частичной отмены) в порядке ведомственного контроля решения нижестоящего таможенного органа требуется принятие нового решения, такое решение принимается таможенным органом по результатам таможенного контроля в соответствии с международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования, законодательством Российской Федерации о таможенном регулировании в течение тридцати календарных дней с момента получения результатов указанного таможенного контроля при условии, что иной срок не предусмотрен международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования, а также настоящим Федеральным законом.
3. Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области таможенного дела, определяет порядок проведения ведомственного контроля решений, действий (бездействия), а также форму решения, принимаемого по результатам ведомственного контроля.
4. Проведение ведомственного контроля осуществляется таможенными органами в связи с наличием поводов. К поводам для проведения ведомственного контроля относятся:
1) исковые заявления (заявления) граждан и организаций, определения, иные документы судебных органов, поступившие в таможенные органы в связи с обжалованием решений, действий (бездействия) таможенных органов и их должностных лиц;
2) обращения граждан и организаций в таможенные органы;
3) обращения, поступившие в таможенные органы из государственных органов, органов прокуратуры и иных органов;
4) обращения, поступившие в таможенные органы из аппарата Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей, а также из аппаратов уполномоченных по защите прав предпринимателей в субъектах Российской Федерации;
5) поводы, возникающие в связи с реализацией таможенными органами или должностными лицами таможенных органов своих задач и функций, в том числе при:
а) проведении таможенного контроля и (или) реализации решений по результатам таможенных проверок;
б) проведении служебных, комплексных, функциональных и целевых проверок;
в) производстве по уголовным делам, делам об административных правонарушениях;
г) оказании государственных услуг по ведению реестров лиц, осуществляющих деятельность в сфере таможенного дела;
д) мониторинге и анализе баз данных и информационных ресурсов Единой автоматизированной информационной системы таможенных органов;
е) наличии возражения по акту таможенной проверки.
5. Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области таможенного дела, вправе определить иные поводы для проведения ведомственного контроля.
Статья 264. Консультирование таможенными органами, порядок принятия таможенными органами отдельных предварительных решений
1. Таможенные органы осуществляют консультирование лиц по вопросам таможенного дела и иным вопросам, входящим в компетенцию таможенных органов. Начальник таможенного органа (лицо, его замещающее) определяет должностных лиц таможенного органа, уполномоченных на проведение консультаций.
2. Консультирование таможенными органами осуществляется бесплатно в устной, письменной и электронной формах. По письменному и электронному запросу лица таможенный орган обязан предоставить информацию в возможно короткие сроки, но не позднее одного месяца со дня получения указанного запроса.
3. Информация, предоставленная лицам при осуществлении консультирования, не является основанием для принятия решения или совершения действий (бездействия) таможенным органом или его должностным лицом при совершении таможенных операций в отношении товаров.
4. Если запрашиваемая информация была предоставлена несвоевременно или в недостоверном виде, что привело к убыткам лица, обратившегося за консультацией, возмещение убытков осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
5. Порядок и сроки осуществления консультирования таможенными органами определяются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере таможенного дела.
6. Таможенные органы принимают предварительные решения о классификации и происхождении товаров, по вопросам применения методов определения таможенной стоимости ввозимых товаров, а также по иным вопросам, определяемым Комиссией.
7. Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области таможенного дела, устанавливает порядок принятия предварительных решений по вопросам, определяемым Комиссией, если такой порядок не определен Комиссией.
Статья 265. Получение информации о причинах принятого решения, совершенного действия (бездействия)
1. Лицо, в отношении которого таможенным органом либо его должностным лицом принято решение или совершено действие, а также лицо, в отношении которого решение не принято или подлежащее совершению действие не совершено в течение установленного срока, вправе обратиться с запросом в этот таможенный орган о причинах и об основаниях принятого решения или совершенного действия либо о причинах непринятия решения, бездействия, если это затрагивает права и законные интересы указанных лиц непосредственно и индивидуально.
2. Запрос должен быть подан в течение шести месяцев со дня принятия решения, совершения действия (бездействия) либо истечения срока их принятия или совершения либо со дня, когда лицу стало известно о принятом решении или совершенном действии (бездействии).
3. Заинтересованное лицо может обратиться с запросом о предоставлении необходимой информации как в устной, так и в письменной форме. Устный запрос подлежит рассмотрению таможенным органом в день его получения. При подаче письменного запроса ответ должен быть дан в письменной форме в течение десяти дней со дня его получения.
Статья 266. Оценка работы таможенных органов
1. Основными критериями оценки работы таможенных органов являются:
1) скорость совершения таможенных операций при ввозе товаров в Российскую Федерацию и вывозе товаров из Российской Федерации, а также сокращение издержек заинтересованных лиц при совершении таможенных операций;
2) своевременность и полнота поступления таможенных платежей;
3) эффективность противодействия преступлениям и административным правонарушениям.
2. Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области таможенного дела, в том числе исходя из указанных в части 1 настоящей статьи основных критериев оценки работы таможенных органов, определяет перечень показателей оценки эффективности деятельности таможенных органов, порядок и методику их мониторинга, порядок участия в таком мониторинге лиц, указанных в части 3 статьи 10 настоящего Федерального закона, а также контролирует исполнение показателей оценки эффективности деятельности таможенных органов.
3. Информация о результатах мониторинга показателей оценки эффективности деятельности таможенных органов доводится до общего сведения путем размещения на официальном сайте федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в области таможенного дела, в сети "Интернет" и (или) иным способом.
Глава 47. Применение должностными лицами таможенных органов физической силы, специальных средств, оружия и использование служебных собак
Статья 267. Условия применения должностными лицами таможенных органов физической силы, специальных средств, оружия и использования служебных собак
1. Должностные лица таможенных органов имеют право применять физическую силу, специальные средства, оружие и использовать служебных собак в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.
2. Применению физической силы, специальных средств и оружия должны предшествовать ясно выраженное предупреждение о намерении их применить и в случае применения оружия предупредительные выстрелы. При этом должностные лица таможенных органов обязаны:
1) предоставить достаточно времени для выполнения своих законных требований, за исключением случаев, при которых промедление в применении физической силы, специальных средств и оружия создает непосредственную опасность их жизни и здоровью, может повлечь иные тяжкие последствия, при внезапном или вооруженном нападении, нападении с использованием боевой техники, судов и транспортных средств или при иных обстоятельствах, в которых предупреждение в создавшейся обстановке является неуместным или невозможным;
2) обеспечить лицам, получившим телесные повреждения, оказание первой помощи и немедленно уведомить о происшедшем начальника таможенного органа, который обязан сообщить об этом прокурору не позднее суток с момента происшествия.
3. При применении физической силы, специальных средств и оружия в зависимости от характера и степени опасности правонарушения, а также степени оказываемого противодействия должностные лица таможенных органов обязаны исходить из того, что ущерб, причиненный при устранении опасности, должен быть минимальным.
4. В случае применения физической силы, специальных средств и оружия, использования служебных собак с нарушением установленного порядка их применения должностные лица таможенных органов несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Статья 268. Применение физической силы должностными лицами таможенных органов
1. Должностные лица таможенных органов имеют право применять физическую силу, в том числе боевые приемы рукопашного боя, только в случаях, при которых ненасильственные способы не могут обеспечить выполнение возложенных на таможенные органы обязанностей.
2. Физическая сила применяется:
1) для пресечения правонарушения;
2) для задержания правонарушителей;
3) для преодоления противодействия законным требованиям должностных лиц таможенных органов;
4) для воспрепятствования доступу в помещения, на территорию к товарам, которые находятся под таможенным контролем, и (или) товарам, в отношении которых осуществляется таможенный контроль.
Статья 269. Применение специальных средств должностными лицами таможенных органов
1. Должностные лица таможенных органов имеют право применять специальные средства в следующих случаях:
1) отражение нападения на должностных лиц таможенных органов;
2) отражение нападения на здания, сооружения или транспортные средства, принадлежащие таможенным органам или используемые ими, на товары и транспортные средства, находящиеся под таможенным контролем, а также для освобождения указанных объектов в случае их захвата;
3) задержание правонарушителей, их доставка в служебное помещение таможенного органа или органа внутренних дел, если эти правонарушители оказывают неповиновение или сопротивление либо могут причинить вред окружающим или себе;
4) пресечение оказываемого должностному лицу таможенного органа физического сопротивления;
5) остановка транспортного средства, водитель которого не выполнил требования должностного лица таможенного органа остановиться в зоне таможенного контроля;
6) остановка автомобильного транспортного средства, водитель которого не выполнил требования уполномоченного должностного лица таможенного органа остановиться вне зоны таможенного контроля в случаях, установленных статьей 261 настоящего Федерального закона.
2. Запрещается применять специальные средства в отношении женщин с видимыми признаками беременности, лиц с явными признаками инвалидности и несовершеннолетних, за исключением случаев оказания ими вооруженного сопротивления, совершения группового или иного нападения, угрожающего жизни и здоровью людей, сохранности товаров и транспортных средств, находящихся под таможенным контролем.
3. Перечень специальных средств, используемых таможенными органами, определяется Правительством Российской Федерации.
Статья 270. Использование должностными лицами таможенных органов служебных собак
1. Должностные лица таможенных органов имеют право использовать служебных собак в следующих случаях:
1) поиск и выявление наркотических средств, психотропных, взрывчатых веществ, оружия, боеприпасов и других товаров, незаконно ввозимых в Российскую Федерацию или вывозимых из Российской Федерации и обладающих индивидуальным запахом, при проведении таможенного контроля;
2) поиск и выявление наркотических средств, психотропных, взрывчатых веществ, оружия, боеприпасов и других предметов, обладающих индивидуальным запахом, при производстве следственных действий и проведении оперативно-разыскных мероприятий;
3) производство одорологических экспертиз;
4) поиск и обнаружение человека по его индивидуальному запаху;
5) осуществление охраны объектов таможенной инфраструктуры.
2. Запрещается использовать служебных собак в случаях возникновения угрозы жизни или здоровью человека, выполнения действий, не соответствующих предназначению служебной собаки, а также в условиях, способствующих нанесению ущерба ее работоспособности, жизни или здоровью.
3. Порядок использования служебных собак при проведении таможенного контроля, их обучения и содержания определяется Правительством Российской Федерации.
Статья 271. Применение оружия должностными лицами таможенных органов
1. В целях необходимой обороны или в случае крайней необходимости должностн